1.Физическое Я
Осознание человеком своей телесной сущности представляет собой такой же познавательный процесс, что и познание объектов внешнего мира и других людей. Неудовлетворенность какими-то своими физическими данными, заострение на физическом дефекте, повышенная значимость определенных частей тела или телесного облика в целом влияют на представление о своем физическом Я, на общий уровень самоприятия. В то же время само содержание образа физического Я, качества, его составляющие, его формально-структурные характеристики, определяют как частные самооценки, так и глобальное отношение к себе в виде самоприятия или самоотвержения.
Еще З.Фрейд показал тесное единство телесного опыта и Я образа, подчеркивая важную роль тела как психического объекта в развитии эго-структур. Фиксация интереса к определенной зоне тела становится первым этапом формирования характера определенного типа.
Важнейшим источником формирования представления о собственном Я служат размеры тела и его форма. Первоначальное различие Я и не-Я возникает на уровне мускульных, осязательных и кинестетических ощущений, когда младенец трогает предметы, хватает их и бросает, берет их в рот, когда он падает, ударяется или держится за что-то. Важную роль в формировании ранних физических навыков играет положительная или отрицательная обратная связь, которую ребенок получает от окружающих его взрослых, оценивающих успешность его действий.
Образ Физического Я является одним из Образов Я, включенных в когнитивную составляющую Я-концепции.
Как правило, когнитивные структуры «Я» и Образ Физического Я отражают основные характеристики нашего привычного самовосприятия. Можно сказать, что это самоописания через тот или иной набор отдельных черт, любые ролевые, атрибутивные или статусные характеристики. Одни из них являются более важными и более тесно связаны с поведением, чем другие; некоторые являются позитивными, некоторые же негативными; одни имеют отношение к актуальному опыту индивида, другие, напротив, связаны с прошлым опытом.
В подростковом возрасте самооценка внешности приобретает особое значение. Биологическое созревание организма ведет к резким изменениям внешности подростка. Поскольку подросток еще не овладел своей новой внешностью, она занимает значительное место в его самосознании, он постоянно оценивает ее и чаще всего недоволен ею. Но поскольку внешность, чрезвычайно значимая часть «Я», открытая для оценки со стороны окружающих, то подросток постоянно ждет такой же отрицательной оценки, причем не только внешности, но и своей личности в целом.
Внешность, качества собственного тела оцениваются с точки зрения привлекательности, эффективности его использования для активного действия, причем у девушек преобладает первое, а у мальчиков второе. Самооценка внешности является важной предпосылкой формирования «Я-концепции», идентичности, развития общего отношения к себе.
Телесный образ Я является устойчивым образованием, формирование которого в определенном смысле завершается на ранних стадиях онтогенеза. В подростковом возрасте особо уязвимой структурой становится внешность и ее самооценка, колебания которой могут оказать значительное влияние на общий уровень самоотношения.
Высокую значимость для формирования Физического Я несут такие факторы как социальное взаимодействие и занятие спортом. Занятия спортом влияют на формирование важных черт личности, в значительной степени, определяющей результативность, плодотворность, полезность человеческой деятельности, её вклад в общее дело.
2. Социальное Я
Среди социальных факторов, оказывающих влияние на формирование и развитие подростка можно выделить:
- семья;
- круг значимых других или референтная группа и сверстники;
- язык;
- актуальное сравнение с другими;
- сравнение реального и идеального Я;
- измерение результатов своей деятельности.
Неоспоримо, что практика воспитания детей в семье оказывает огромное влияние на развитие Я-концепции личности. Большинство психологов считают, что первые пять лет жизни являются периодом, когда закладывается базовая основа личности и Я-концепции человека. Первые человеческие отношения, которые ребенок познает в семье, выступают для него прототипом будущих отношений с другими людьми. Психологи предпринимали многочисленные попытки категоризации различных типов воспитания с формированием различных типов личности. Но в реальной жизни воспитание трудно подогнать под чистые категории, в чем каждый из нас может убедиться на собственном опыте. Вместе с тем, как показали исследования, определенные корреляции и тенденции в формировании типов личности вполне очевидны в отношении таких установок воспитания, как авторитарность, безразличие, отвержение, вседозволенность и теплота, забота, уважение детей, разумный контроль со стороны родителей за их воспитанием. В целом результаты исследований позволяют утверждать, что нет общей модели воспитания, позволяющей ребенку развить высокую самооценку. Но в целом, по-видимому, следующие условия воспитания в семье способствуют развитию здоровой высокой самооценки личности:
1) положительная расположенность к ребенку, сердечное, теплое, уважительное принятие родителями своих детей;
2) четкое установление социальных норм, границ и правил поведения детей; целенаправленное и согласованное поддержание этих норм родителями;
3) уважение со стороны родителей индивидуальной инициативы ребенка в установленных пределах;
4) минимум агрессивности, отрицания, неуважения и неопределенности в общении с детьми.
Также в семье происходит полоролевая идентификация ребенка. Существуют два процесса формирования половой принадлежности индивида: половая идентификация и половая типизация. Идентификация - это более ранний процесс (в основном бессознательный) отождествления себя с ролью другого человек и подражание его поведению. Половая типизация, следующая за идентификацией, - более осознанный процесс овладения культурно одобряемыми нормами поведения, типичными для роли женщины или мужчины в данной культуре. Формирование представлений о половой роли и их освоение - важнейший и универсальный компонент Я-концепции. В полной и благополучной семье этот процесс не приводит к нарушениям в формировании Я-концепции.
Процесс социализации детей происходит под влиянием различных референтных групп. В процессе социализации и культурной адаптации ребенок узнает, какие поведенческие паттерны являются наиболее благоприятными как для него самого, так и для группы.
Формирование самооценки также происходит в значительной степени под влиянием социума. Взаимодействуя с другими людьми в референтной группе, человек защищает и корректирует собственную самооценку. То, что мы думаем о самих себе, через реакции людей, чьи ценности мы разделяем и чьим мнением дорожим, влияет на наши социальные связи. Наше поведение и образ жизни становятся выражением нашего "Я" для референтной группы. Дети также поддерживают свое самовосприятие, соглашаясь исполнять "выученные" ими роли. В качестве источника формирования самовосприятия индивида могут выступать одни из первых групп, к которым присоединяются многие ровесники.
У большинства людей существует потребность оценивать себя посредством сравнения с другими людьми, чаще всего своими ровесниками. То, насколько успешным, здоровым или богатым считает себя индивид, зависит от того, выигрывает он или проигрывает в сравнении со своими сверстниками или членами других референтных групп. Человек не только получает информацию от референтных групп, но и использует их в качестве системы координат, позволяющей ему оценивать свое поведение, мнения, способности и достижения. Но в разное время дети выбирают для сравнения разные группы. Когда индивид и группа похожи, они в большей степени уверены в точности полученной информации; в то же время они склонны оценивать разные взгляды только тогда, когда они вполне уверены в собственном мнении и способностях. Сравнение не ограничивается группами, с которыми дети имеют личный контакт. Источниками социального сравнения могут быть также интернет и телевидение.
3. Духовное Я
В подростковом возрасте продолжают развиваться основные тенденции духовности, заложенные в детстве: подросток стремится все глубже проникнуть в сферу смыслов и ценностей; формируются моральное сознание, чувство ответственности за поступки; развивается интеллектуальная сфера; интересы, влечения, вкусы и запросы складываются в определенную систему. На смену игре в качестве ведущего фактора приходит учеба. В школе ребенок осваивает систему знаний, у него создается научное мировоззрение. Важно отметить, что научное мировоззрение вытесняет все другие подходы к осознанию мироздания, в частности религиозный. Научное мировоззрение отгораживает человека от церковного миросозерцания, различного рода эзотерических учений, накладывает отпечаток на весь строй его духовной жизни.
Важнейший фактором в этом периоде – половое формирование. В это время снижается продуктивность основных психических функций, в яркой форме проявляется негативизм и критицизм по отношению к окружающим, особенно взрослым. Происходит оформление вторичных половых признаков, на некоторое время приостанавливается обычный рост различных органов тела. Но самые значительные перемены происходят в духовной жизни подростка. Новая сила – пол – выступает на первый план. Ярко и глубоко этот период описывает В. Зеньковский[7]. У подростка рушится устоявшийся порядок мира, меняются сложившиеся вкусы и привычки. Его духовный мир снова становится эгоцентричным, все вращается вокруг собственной личности. Вся жизнь подростка освещается мечтательностью.
Только теперь начинается настоящее самосознание, вкус и влечение к своему внутреннему миру, острое самоподчинение своих желаний и порывов. Внутренний мир, оказывающийся бесконечным и бездонным, иррациональным и непостижимым для самого же подростка, выдвигает различные «мечты» – чувства, желания, планы – совершенно не задумываясь над тем, насколько они реализуемы. Острый и упорный иррационализм, нежелание считаться с реальностью, уверенность в праве жить своим миром и придает всем замыслам и желаниям характер мечты, которая изолирует подростка от социального мира. Для этого периода характерна склонность к асоциальности – уединению и одиночеству, трагическому чувству непонятости и ненужности никому, вообще оторванности от всего и от всех.
Подросток переживает действие мощной, темной, неясной силы в себе, которая определяет стремление к самопожертвованию и начатки грубого, неприкрашенного эгоизма, несет свои императивы, которые подросток не в состоянии объяснить, но которым он не может не отдаться со сладостной и стыдливой страстностью. Отсюда конфликты с традиционной моралью и отрицание ее. Если к этому времени под влиянием ядовитой среды воображение подростка уже занято сексуальными сюжетами, то в его сознании с этим могут быть связаны только различные телесные сексуальные движения, чем намечается болезненный, но почти неизбежный разрыв сексуальности и эротики, обычно, впрочем, преодолеваемый в явлениях «влюбленности». Вот почему так благотворна всякая влюбленность в этот период, ибо влюбленность, фиксирующая «объект» половых исканий, имеет огромное значение как преодоление дурной субъективности. На этом объекте может концентрированно вмещаться для подростка вся реальность, все окрашивается из этой точки, и это должны учитывать воспитатели и родители.
Важно, что именно в этот период человек начинает в полной мере ощущать свой внутренний мир, его безграничность, иррациональность, эмоциональную активность и моральную конфликтность, свою противопоставленность социальному миру. И это имеет важнейшее значение для формирования его духовности[8].
Дата: 2019-07-30, просмотров: 266.