ГЛАВА 1. Теоретический аспекты «образа Я»  подростка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 2. Теоретические аспекты изучения « Образа Я» в подростковом возрасте…………………………………………………………………………….6

1.1. «Образ Я» в отечественной и зарубежной психологии ……………………6

1.2 Психологические характеристики подросткового возраста……………….9

Глава 2. Особенности факторов, влияющих на формирование «Образа Я» в подростковом возрасте…………………………………………………………..14

2.1. Компоненты «Образа Я»....................................................................... 14

2.2. Связь самосознания и идентичности с Образом Я............................... 20

 

Заключение.................................................................................................... 30

 

Литература.................................................................................................... 31

 

 



ВВЕДЕНИЕ

 

   В настоящее время личностно-ориентированный подход находится в центре не только психолого-педагогической науки , но и во главе современного образования в целом. Требования ФГОС акцентируют внимание на формировании развитой личности, которая обладает широким набором социальных компетенций. На наш взгляд, первой базовой ступенькой к личностному становлению , к «готовности и способности к нравственному самосовершенствованию, к формированию адекватной самооценки, пониманию смысла своей жизни, к индивидуальному ответственному поведению» ведет формирование позитивного образа Я.

Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании невозможна без учета личностных особенностей учащихся. Мерилом действий и поведения личности является образ Я, на что указывают исследования многих психологов (В.В. Столин, B.C. Мухина, Л. Маслоу, И.И. Чеснокова, 3. Фрейд, А. Адлер, B.C. Мерлин, К. Роджерс и др.). Изучение особенностей образа Я, его становления особо значимо в подростковом возрасте в связи с тем, что именно в этом возрасте идет интенсивный процесс его формирования, что определяет особенности личности и поведения подростка.

В данном возрасте трансформируется взгляд к себе. Подросток перестраивает все отношения с окружающим миром и самоопределяется в жизни. В подростковом возрасте дети встают на последнюю ступень формирования, помогают им в этом родители, сверстники и окружающая действительность

Формирование позитивного Я-образа, т.е. целостной, относительно динамичной системы положительных когнитивных и эмоционально-оценочных представлений подростка о себе и адекватных им способов построения поведения существенно влияет на личность подростка. Изучение проблемы становления Я-образа имеет и важное практическое значение для разработки рекомендаций, направленных на организацию успешного воспитательного процесса детей подросткового возраста. Недостаточная определенность используемых форм и методов психолого-педагогического воздействия на личность подростка с учетом условий семейного воспитания вызывает необходимость комплексного и системного изучения проблемы Я-образа на индивидуально-психологическом и психолого-педагогическом уровнях. Все сказанное и определило выбор темы нашего исследования.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных исследователей, в которых раскрывается сущность и содержание понятия образа «Я» подростков (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

Современный аспект изучения проблемы развития позитивного «образа Я» подростка обусловлен принципиальными изменениями информационных, интеллектуальных и социальных параметров пространства взросления молодого поколения.

В подростковом возрасте у молодых людей вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, всё более развивается желание проникнуть в свой собственный мир. В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. У подростка начинает формироваться «Я-концепция», которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения человека.

Объект исследования – «Образ Я» подростка.

Предмет исследования факторы, влияющие на формирование «Образа Я» в подростковом возрасте.

Цель курсовой работы -  изучить факторы, влияющие на формирование образа "Я" в подростковом возрасте.

Задачи исследования:

1. изучить подходы к понятию  "Образа - Я";

2. исследовать психологические характеристики подросткового возраста;

3. проанализировать условия и факторы, влияющие на формирование самосознание подростка;

4. изучить особенности самоопределения при формировании идентичности в подростковом возрасте.

 

В психологии «Образ Я» понимается, как устойчивая система обобщенного представления индивида о себе, как образ собственного «Я»,который определяется отношением человека к самому себе и другим людям. Т.е. «Образ Я» вмещает всю совокупность знаний и представлений индивида о себе, эмоциональное отношение к своей личности, а так же формы поведения, обусловленные знаниями, представлениями и оценками.

В зарубежной и в отечестсвенной психологии с момента появления понятия «образ Я», оно рассматривалось как особое психологическое образование в рамках самосознания. В исследовании можно выделить три направления: первое основывалось на выделении и изучении составляющих , структуры, содержания и поуровневого развития « образа Я»; второе- на изучение внешних и внутренних факторов, которые оказывают влияние на развитие и становление «образа Я»; третье рассматривало развитие «образа Я» во временной динамике.

Основателем изучения «Образа Я» принято считать У.Джеймса[1], который рассматривал «Я» как двойственное образование, совмещающее в себе Я- сознающее и Я как объект. Эти две стороны всегда существуют одновременно. Первая представляет собой чистый опят, а вторая- содержание этого опыта. Я как объект включает в себя четыре аспекта: духовное Я, материальное Я, социальное Я и телесное Я, которые в свою очередь и образуют для каждого человека уникальный образ или совокупность представлений о себе как личности.

Точная структура и полное содержание «образа Я» было описано К.Хорни. Она считала, что «образ Я» включает два составляющих: знание себя и отношение к себе. В норме адекватность «образа Я» связана с когнитивной частью, то есть со знаниями, которые должны отражать реальные способности и стремления человека.

К.Ясперс выделил поуровневую структуру, в которой к каждому уровню коммуникации соответствует свой уровень в «образе Я». Первый - эмпирическое «Я», подчиненное инстинкту самосохранения, стремлению к удовольствию и избеганию страданий. Второй - на котором индивид осознает себя носителем знаний. Третий - «Я»,осознающее себя частью целого( народа, государства).Четвертый - экзистенция, суть самых глубоких и интимных сторон души человека. Вышеперечисленные уровни характеризуют индивида как существо биологическое, мыслящее, социальное, духовное.

 Советский психолог М.Розенберг, изучив устойчивость «образа Я» во времени, предложил следующую классификацию:«настоящее Я» (каким видит индивид себя в настоящем в данный момент); «динамическое Я» (каким индивид поставил целью стать); «фантастическое Я» (каким необходимо быть, исходя из усвоенных норм, правил и образцов); «будущее» или «возможное Я» (каким по-мнению самого индивида он может стать); «идеализированное Я» (каким приятно видеть себя) и многочисленный ряд «изображаемых Я» - образов и масок, которые человек выставляет на люди, чтобы скрыть за ними какие-то негативные черты своего «реального Я».

Э.Эриксон , рассматривая формирование идентичности в юношеском возрасте, основывался на понятие «образа Я» индивида, который складывался из физических, эмоциональных и социальных изменений периода юности. Э.Эриксон подчеркивает тесную взаимосвязь между «образом Я» и идентичностью, которая включает в себя роли, принимаемые человеком при сотрудничестве с другими людьми и то, каким индивид себя считает на самом деле. Он выделил личностные и социальные факторы, оказывающие влияние на развитие «образа Я» в юношеском возрасте.

В трудах советских психологов С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского, И.С.Кона, В.В.Столина, И.И.Чесноковой и др. исследовались различные аспекты «образа Я» в русле самосознания. «Образ Я» рассматривался с точки зрения социальной установски индивида и уровневой организацией представлений о себе.

С.Л.Рубинштейн в содержании «образа Я» выделяет три компонента: 1) тело, которым постепенно овладевает человек, и органы становятся первыми орудиями, воздействующими на мир; 2) внешний облик, в котором отражается склад жизни с тиль деятельности; 3) психическая деятельность, к которой относятся способности, особенности темперамента и характера.

А.В.Петровский  выделяет три стороны «образа Я». Первая – когнитивная, является результатом познавательного процесса и включает в себя представления человека о своих умениях, способностях, социальной значимости. Вторая – эмоциональная, включающая в себя самокритичность, самоуважение, себялюбие, самоунижение. Третья – «волевое начало», проявляется в стремлении завоевать симпатии, уважения, повысить свой статус, или же наоборот – желание остаться незамеченным, уклонившись от критики и оценки.

И.С.Кон изложил уровневую концепцию[3], используя понятие установки. Основания для такой концепции он взял в теории диспозиционной регуляции социального поведения В.А.Ядова. «Образ Я» - это система когнитивных, эмоциональных и поведенческих признаков. По мнению И.С.Кона, «образ Я» как установочная система, выполняет те функции, которые выполняет социальная установка в адаптации индивида к социальной среде.

В.В.Столин подчеркивает две образующих «образа Я». Во-первых, знания индивида о параметрах, объединяющих его с другими и в знаниях, выделяющих его в сравнении с другими людьми. Во-вторых, самоотношение в виде устойчивого переживания , пронизывающего «Образ Я»

Ряд отечественных психологов( М.А.Битянова, Т.Б.Карцева, О.Ю.Севастьянов, Е.Т.Соколова) рассматривают «образ Я» во временной перспективе. Е.Т.Соколова выделяет точный состав представлений о себе: «Я – прошлое», «Я – настоящее» и « Я – будущее».

Ни в отечественной, ни в зарубежной психологии, нет единого подхода к определению понятия «Образа Я». Этот термин с момента появления исследовался как личностное образование, имеющее много уровней и компонентов, которые в свою очередь включают в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческие акты. При анализе исследований мы можем выделить два аспекта. Первый – знание индивида о себе, представленное во временном промежутке ( «Я – в прошлом», «Я – в настоящем» и «Я – в будущем». Второй – самоотношение индивида, которое понимается как устойчивое переживание, выражающееся в самоуважении или неуважении себя, в принятии или непринятии себя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Теоретический анализ литературы показал, что в философском и общепсихологическом плане проблема Я-образа изучалась достаточно глубоко как зарубежными, так и отечественными учеными. Вместе с тем до сих пор нет общепринятого определения этого понятия. Очень часто оно отождествляется с понятиями «Я-концепция», «самость»,»самосознание» и т.д.

С учетом существующих подходов к изучению Я-образа и имеющихся в литературе дефиниций можно дать следующее его определение: Я-образ -это организованная система взглядов, установок, мотивов и представлений о своей личности, составляющих ее основу и обусловливающих ее неповторимость, тождественность самой себе и неизменность. Единство «Я» означает не только согласованность отдельных элементов внутри Я-образа, но и согласованность и Я-образа и поведения личности в целом. Позитивный Я-образ -целостная, относительно динамичная система положительных когнитивных, эмоционально-оценочных представлений подростка о себе и адекватных им способов построения поведения.

Качества и свойства личности, представленные в Я-образе, приобретают определенную направленность и характер в зависимости от того, в системе каких нравственных отношений и условий семейного воспитания они формируются. Однако исследований, непосредственно ориентированных на изучение особенностей формирования Я-образа в различных условиях семейного воспитания еще очень мало. Поэтому данный аспект проблемы, как и некоторые другие, нуждается в дальнейшем изучении

При изучении теоретических аспектов, связанных с проблемой формирования «образа Я» подростков, нами были выделены факторы, влияющие на её развитие.

 



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Андреева, Ю.В. Создание ситуации успеха в учебной деятельности подростков: дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Ю.В. Андреева. Екатеринбург, 2014. - 174 с.

2.Бубнова И.С. Специфика современных условий семейного воспитания подростков и ее влияние на формирование их Я-концепции [Текст] / И.С. Бубнова, В.И. Рерке // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2013. – №1 (72). – С. 211–214.

3. Вачков, И.В. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников [Текст] / И.В. Вачков, М.Р. Битянова. СПб. : Питер 1-е издание, 2017. - 192 с.

4. Выготский, Л.С. Проблема возраста [Текст]/ Л.С. Выготский // Психология развития и возрастная психология : хрестоматия / ред,-сост. Е.В. Гурова. М. : Изд-во МНЭГ1У, 2014. - 4.1. Проблемы развития психики. - 316 с.

5. Гайнанова, А.Р. Особенности становления я-концепции младших подростков [Текст] / А.Р. Гайнанова // Психология обучения. -2017. № 8. - С. 54-67.

6. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2016. 384 с.

7. Каминская, Т.Ю. Роль мотивационного компонента «образа Я» в развитии самосознания школьников : автореф. дис. . канд. психол. наук : 19.00.07 [Текст] / Т.Ю. Каминская. М., 2015. - 29

8. Краковский А. П. О подростках. [Текст] / А. П. Краковский. М., 2015, с. 11—18

9. Кон, И.С. Ребенок и общество [Текст] / И.С. Кон. М. : Академия, 2003. - 336 с.

10. Куповых, Ж.Г. «Образ я» подростков, психологически зависимых от родителей [Текст] / Ж.Г. Куповых, О.Н. Истратова // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2017. - Т. 66. - № 11. - С. 233-237.

11. Личко А.Е.Психопатии и акцентуации характера у подростков. [Текст] Л.:Медицина,2017

12. Махнёва, Ж.Г. «Я реальное» и «я идеальное» в «образе я» подростков, психологически зависимых от родителей [Текст] / Ж.Г. Махнёва // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Серия: Общественные науки. 2012. - № 2. -С. 123-126.

13. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития [Текст] / B.C. Мухина. 14-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2012. - 656 с.

14. Наумова, Т.А. Образ «Я» Интернет-зависимых и интернет-независимых социальных агентов в виртуальном пространстве : автореф. дис. . канд. психол. наук : 19.00.05 / Т.А. Наумова. Ижевск, 2016. - 18 с.

15. Печерский, В.Г. Психолого-педагогическая поддержка процессов саморазвития личности подростков и юношей в образовательной среде [Текст] / В.Г. Печерский // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2006. - № 14. - С. 213-220.

16. Рягузова, Е.В. Полисемичность образа героя у современных подростков [Текст] / Е.В. Рягузова // Психология обучения. -2013. № 12. - С. 37-47.

17. Соколова, В.Н. Отцы и дети в меняющемся мире : кн. для учителей и родителей [Текст]/ В.Н. Соколова, Г.Я. Юзефович. М. : Просвещение, 2016. - 223 с.

18. Столиц, В.В. Самосознание личности [Текст]/ В.В. Столин. М. : Изд-во Московского ун-та, 1999. - 284 с

19. Сухова, С.Н. Создание ситуаций успеха как средство социальной адаптации младших школьников : дис. . канд. пед. наук : 13.00.02 [Текст]/ С.Н. Сухова. Кострома, 2017. - 292 с.

20. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника подросткового и юношеского возраста [Текст]/В.А. Сухомлинский. -М.: Учпедгиз, 2011. -223 с.

21. Тищенко, Ю.В. Факторы влияния семьи на формирование самосознания ребёнка / Ю.В. Тищенко // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2014. - № 1. - С. 89-94

22. Фельдштейн, Д.И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новойшколы / Д.И. Фельдштейн // Национальный психологический журнал. 2015. - № 2. - С. 6-11.

23. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Прогресс, 2002. 293 с.

24. Юнг К. Конфликты детской души. [Текст]/К. Юнг. М.: Канон, 2016. 384 с.

25. Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. [Текст] / Д.Б.Эльконин.М., 2015.

26. Эриксон Э. Детство и обществоТекст Э. Эриксон. Обнинск, 2003. 145 с.

 


[1] Джемс У. Психология. – М., 1991, С 114.

[2] Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986, С 98.

[3] Кон И.С. Открытие «Я». – М., 1978, С 146.

[4] Сухова, С.Н. Создание ситуаций успеха как средство социальной адаптации младших школьников. 2007 С 13.

[5] Тищенко, Ю.В. Факторы влияния семьи на формирование самосознания ребёнка / Ю.В. Тищенко // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2014. - № 1. - С. 89-94

 

[7] Зеньковский, В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В. Зеньковский. – М.: Изд. Свято-Владимирского Братства, 1993. С 224

[8] Зеньковский, В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В. Зеньковский. – М.: Изд. Свято-Владимирского Братства, 1993. С 224.

[9] Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. //Э.

Эриксон – 2-е изд. – М., Прогресс, 2006. – 352с

[10] Marcia J.E. Friedman M.L. Ego identity status in college women //

J.Person.1970. Vol.38, N 2. P.249 – 268.

[11] Гофман Ирвинг. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью. – 213с

[12] Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. № 1.С. 131-143.


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 2. Теоретические аспекты изучения « Образа Я» в подростковом возрасте…………………………………………………………………………….6

1.1. «Образ Я» в отечественной и зарубежной психологии ……………………6

1.2 Психологические характеристики подросткового возраста……………….9

Глава 2. Особенности факторов, влияющих на формирование «Образа Я» в подростковом возрасте…………………………………………………………..14

2.1. Компоненты «Образа Я»....................................................................... 14

2.2. Связь самосознания и идентичности с Образом Я............................... 20

 

Заключение.................................................................................................... 30

 

Литература.................................................................................................... 31

 

 



ВВЕДЕНИЕ

 

   В настоящее время личностно-ориентированный подход находится в центре не только психолого-педагогической науки , но и во главе современного образования в целом. Требования ФГОС акцентируют внимание на формировании развитой личности, которая обладает широким набором социальных компетенций. На наш взгляд, первой базовой ступенькой к личностному становлению , к «готовности и способности к нравственному самосовершенствованию, к формированию адекватной самооценки, пониманию смысла своей жизни, к индивидуальному ответственному поведению» ведет формирование позитивного образа Я.

Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании невозможна без учета личностных особенностей учащихся. Мерилом действий и поведения личности является образ Я, на что указывают исследования многих психологов (В.В. Столин, B.C. Мухина, Л. Маслоу, И.И. Чеснокова, 3. Фрейд, А. Адлер, B.C. Мерлин, К. Роджерс и др.). Изучение особенностей образа Я, его становления особо значимо в подростковом возрасте в связи с тем, что именно в этом возрасте идет интенсивный процесс его формирования, что определяет особенности личности и поведения подростка.

В данном возрасте трансформируется взгляд к себе. Подросток перестраивает все отношения с окружающим миром и самоопределяется в жизни. В подростковом возрасте дети встают на последнюю ступень формирования, помогают им в этом родители, сверстники и окружающая действительность

Формирование позитивного Я-образа, т.е. целостной, относительно динамичной системы положительных когнитивных и эмоционально-оценочных представлений подростка о себе и адекватных им способов построения поведения существенно влияет на личность подростка. Изучение проблемы становления Я-образа имеет и важное практическое значение для разработки рекомендаций, направленных на организацию успешного воспитательного процесса детей подросткового возраста. Недостаточная определенность используемых форм и методов психолого-педагогического воздействия на личность подростка с учетом условий семейного воспитания вызывает необходимость комплексного и системного изучения проблемы Я-образа на индивидуально-психологическом и психолого-педагогическом уровнях. Все сказанное и определило выбор темы нашего исследования.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных исследователей, в которых раскрывается сущность и содержание понятия образа «Я» подростков (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

Современный аспект изучения проблемы развития позитивного «образа Я» подростка обусловлен принципиальными изменениями информационных, интеллектуальных и социальных параметров пространства взросления молодого поколения.

В подростковом возрасте у молодых людей вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, всё более развивается желание проникнуть в свой собственный мир. В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. У подростка начинает формироваться «Я-концепция», которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения человека.

Объект исследования – «Образ Я» подростка.

Предмет исследования факторы, влияющие на формирование «Образа Я» в подростковом возрасте.

Цель курсовой работы -  изучить факторы, влияющие на формирование образа "Я" в подростковом возрасте.

Задачи исследования:

1. изучить подходы к понятию  "Образа - Я";

2. исследовать психологические характеристики подросткового возраста;

3. проанализировать условия и факторы, влияющие на формирование самосознание подростка;

4. изучить особенности самоопределения при формировании идентичности в подростковом возрасте.

 

ГЛАВА 1. Теоретический аспекты «образа Я»  подростка

Дата: 2019-07-30, просмотров: 394.