II. Акцизы и их роль в системе налогов на потребление
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

II.1 Экономическое содержание и особенности построения акцизов

 

С точки зрения налоговой психологии все налоги на предметы потребления и специфические формы использования доходов, в том числе и акцизы, обладают преимуществом: они невидимо для глаза содержатся в цене товара, которую покупатель платит, не будучи точно осведомлен о величине налога, заложенного в цене товара. Это делает косвенные налоги, которые лучше было бы назвать незаметными, любимым детищем правительств.

Ориентация бюджетных доходов на использование косвенных налогов создает опасное представление активного бюджетного регулирования. На самом деле это свидетельство пассивной роли государства в осуществлении инвестиционной политики. И…"несмотря на то, что косвенное налогообложение создает особенно в условиях постоянного роста инфляции, достаточно надежную и легко контролируемую доходную базу, не следует забывать, что косвенные налоги перекладывают налоговое бремя на плечи конечных потребителей". [[2]]

Акцизы - это разновидность косвенных налогов на товары и услуги, включаемые в цену изделия или тариф. Они взимаются при реализации товаров в розничной торговле, но в отличие от налога на добавленную стоимость ограничены определенными их видами и группами.

Слово "Акциз" имеет французское происхождение и в переводе означает "отрубить". Отсюда и специфика этого платежа. Акцизы включаются в цену товаров и позволяют государству изъять или "отрубить" часть стоимости, которая не отражает ни эффективность производства, ни особые потребительские свойства, а является лишь следствием особых условий производства и реализации так называемых подакцизных товаров.

Акцизы возникают в том случае, если цена равновесия на какой-либо товар (например, на водку, табак, кофе) устойчиво и значительно отклоняется от издержек производства. Государство с помощью акцизов взимает ту часть стоимости, которая не отражает фактическую эффективность товаров и его потребительские свойства, а является лишь следствием особых условий производства и реализации. Если бы государство не изымало акциз, то производители подакцизных товаров имели бы незаслуженно высокую прибыль.

Акцизы могут устанавливаться на товары, потребление которых общество не считает полезным - спиртные напитки, табачные изделия и бензин. Таким образом, акцизы являются инструментом регулирования потребления. С их помощью государство пытается с одной стороны, сдерживать потребление иррациональных товаров (табак, вино - водочные изделия, осетровая и лососевая рыба и т.д.), способных нанести ущерб здоровью человека, обществу и окружающей среде, а с другой, изыскать средства для финансирования возможных последствий от потребления таких товаров. Это обеспечивает налогу поддержку широких слоев населения, которым представляется справедливым, что потребители, предающиеся порокам пьянства, курения, загрязняющие окружающую среду своими автомобилями, должны хотя бы заплатить за это государству, причем, чем больше бутылок вина, пачек сигарет или литров бензина будет куплено, тем больше денег получит государство.

 Как и все косвенные налоги, акцизы выполняют четко выраженную фискальную функцию, то есть достаточно хорошо пополняют бюджет. Как правило, акцизами облагаются предметы роскоши, или высокодоходные сферы и виды деятельности. По мере роста материальной обеспеченности широких слоев граждан косвенные налоги перестали быть «налогами на бедняков», расширилась сфера их социально оправданного применения. По мере расширения круга товаров массового потребления исчезла необходимость усиленного обложения узкого перечня товаров, которым когда-то исчерпывалось повседневное потребление широких масс.

Эволюция косвенных налогов, таким образом, заключалась в следующем: от однократного обложения узкого круга товаров повседневного спроса к многократному обложению практически всех товаров, на всех стадиях их обработки и реализации, то есть от акциза к налогу с оборота и затем к налогу на добавленную стоимость. [[3]]

Акцизы также используются для регулирования процесса ценообразования у естественных монополистов (именно этим объясняется наличие в текущем законодательстве в качестве подакцизного товара - электроэнергии).

Акцизами облагаются товары, произведенные на территории РК и импортируемые на территорию РК, а также отдельные виды деятельности

 

Плательщиками акцизов являются физические и юридические лица, которые:

1) производят подакцизные товары на территории Республики Казахстан;

2) импортируют подакцизные товары на таможенную территорию РК;

3) осуществляют оптовую, розничную реализацию бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива на территории Республики Казахстан;

4) осуществляют реализацию конкурсной маасы, конфискованных, бес­хозяйных подакцизных товаров, а также подакцизных товаров, перешедших по праву наследования к государству и безвозмездно переданных в собственность государству на территории РК, если по указанным товарам акциз на территории РК ранее не был уплачен в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

осуществляют подакцизные виды деятельности на территории РК.

 

Плательщиками акцизов являются также юридические лица-нерезиденты и их структурные подразделения.

Перечень подакцизных товаров:

1) все виды спирта;

2) алкогольная продукция;

3)табачные изделия;

4) прочие изделия, содержащие табак;

5) икра осетровой и лососевой рыбы;

6) ювелирные изделия из золота, платины или серебра;

7) бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо;

8) легковые автомобили (кроме автомобилей с ручным управлением, специально предназначенных для инвалидов);

9) огнестрельное и газовое оружие (кроме приобретаемого для нужд органов государственной власти);

10) сырая нефть, включая газовый конденсат.

Подакцизные виды деятельности:

1) игорный бизнес;

2) организация и проведение лотерей.

 

Ставки акцизов утверждаются Правительством РК и устанавливаются:

в процентах к стоимости товара - адвалорные ставки;

в абсолютной сумме на единицу измерения в натуральном выражении - твердые ставки.

Ставки акцизов на алкогольную продукцию утверждаются либо в вышеуказанном порядке, либо в зависимости от объемного содержания в ней безводного 100%-го спирта.

На все виды спирта ставки акциза дифференцируются в зависимости от целей дальнейшего использования спирта. На спирт, реализуемый для производства алкогольной продукции, ставка акциза может быть установлена ниже базовой ставки, устанавливаемой на спирт, реализуемый лицам, не использующим его для производства алкогольной продукции.

Пример: На 2005 год базовая ставка акциза на спирт внутреннего производства установлена в размере 300 тенге за 1литр, а ставка акциза на спирт, используемый в производстве алкогольной продукции - 30 тенге за 1 литр. При импорте спирта базовая ставка акциза составляет - 3 евро с 1 литра, а ставка на спирт, импортируемый для целей изготовления алкогольной продукции - 0,3 евро за 1л.

На объекты игорного бизнеса Правительством РК устанавливаются максимальный и минимальный пределы базовой ставки акциза из расчета на год.

Примечание: В пределах установленных базовых ставок на объекты игорного бизнеса местные представительные органы устанавливают единую ставку акциза для всех-налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории одной административно-территориаль­ной единицы.

 

СТАВКИ АКЦИЗОВ

На отдельные подакцизные товары, производимые в РК, ввозимые на таможенную территорию и реализуемые на территории РК ( с учетом изменений на 2 июня 2001 года)

 

№ п/п

 

Наименование товаров

 

Объект

Обложения

Ставки акцизов на подакцизные товары

Отечествен-ного произв. ввозимые
   1.  Все виды спирта (кроме отпускаемых для изготов-ления лечебных и фармацев-тических препаратов, а также госмед.учреждениям)   Физический  объем    300 тг./ литр   3 евро/литр
   2. Из всех видов спирта, спирт отпускаемый для изготовле-ния алкогольной продукции Физический  Объем    30 тг./литр   0,3 евро/литр
 3. Водка, ликеро-водочные, крепленые напитки, крепле-ные соки и бальзамы Физический  Объем    40 тг./ литр   1,7 евро/литр
 4. Коньяки Физический  Объем  20 тг./литр 1,7 евро/литр
 5. Вина Физический  Объем  10 тг./литр 0,4 евро/литр
 6. Шампанские вина Физический  Объем  20 тг./литр 0,4 евро/литр
 7. Виноматериалы Физический  Объем  10 тг./литр 0,4 евро/литр
 8. Пиво Физический  Объем  6 тг./литр 0,2 евро/литр
 9. Табачные изделия Физический  Объем  0,75 евро/  1000 штук 2 евро/ 1000
 10. Икра осетровых и лососевых рыб Стоимость и Тамож.стоим.  100%  100%
 11. Ювелирные изделия из золота, платины или серебра Стоимость и тамож.стоим.  10%  10%
 12. Легковые автомобили Таможенная стоимость или V двигателя    - 10%, но не <  0,5 евро/см3 (только для автомобилей с V двигателя >3000 см3 )

 

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 185.