На основании теоретического анализа и синтеза мы пришли к выводу, что использование метода проблемного обучения при изучении математики в начальной школе способствует развитию познавательной деятельности младшего школьника и проявляется в активизации этой деятельности.
Для подтверждения или опровержения этого вывода был использован метод наблюдения. Цель наблюдения: проследить изменение познавательной активности учащихся в зависимости от выбора метода изложения материала.
Данная цель реализовалась через следующие задачи:
описание условий, в которых протекает познавательная деятельность;
описание познавательной деятельности учащихся на основе показателей активности учащихся в учебной деятельности;
установление причинно – следственных связей и отношений между познавательной деятельностью и условиями ее протекания (выбор метода).
Наблюдение было организовано на уроках математики в 3 классе.
Для организации наблюдения были определены следующие показатели активности учащихся на уроке: поднимают руку на уроке, чтобы ответить на вопрос учителя; внимательно слушают; тщательно выполняют задания; задают вопросы; самостоятельно выполняют работу.
На основе данных показателей был разработан протокол как форма фиксации наблюдения.
Условия: выбор метода | Метод проблемного обучения | Объяснительно – иллюстративный метод | ||||||||
Тема урока | ||||||||||
Поднимают руку | ||||||||||
Внимательно слушают | ||||||||||
Тщательно выполняют задание | ||||||||||
Задают вопросы | ||||||||||
Самостоятельно выполняют работу | ||||||||||
Всего |
Каждое проявление фиксируется как 1 балл.
Далее было проанализировано содержание учебного материала по математике в 3 классе и разработана серия уроков с использованием проблемного метода изложения материала и объяснительно – иллюстративного метода.
Затем было организовано неоднократное наблюдение за активностью познавательной деятельности учащихся на этих уроках. Результаты заносились в протокол.
Анализ результатов показал, что количество проявлений активности познавательной деятельности больше на уроках, где использовалось проблемное обучение.
Следовательно, использование метода проблемного обучения при изучении математике в начальной школе способствует развитию познавательной деятельности младшего школьника и проявляется в активизации этой деятельности.
Фрагмент урока
Фрагмент урока на тему: Периметр многоугольника.3 класс.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Актуализация знаний способов и действий. | Покажите границы многоугольника, квадрата, многоугольника. Какую фигуру образует пол вашего класса? | Прямоугольник. |
2. Постановка проблемной ситуации | Летом нужно отремонтировать класс; сменить линолиум. Его нужно прибить реечками. Они будут вдоль стен. Перед нами стоит непростая задача и проблема: Какова длина всех реечек или как вычислить длину прямоугольника? Р=? | Р=a+a+b+b P=a х 2+b х 2 |
3. Решение проблемы | Приступим к разбору проблемы. Ширина пола будет 6м, а длина - 8м. | 6+8+6+8=28 6+6+8+8=28 6х2+2х8=28 Чтобы узнать длину всех сторон прямоугольника, нужно сложить длины всех сторон, т.е. найти периметр. |
4. Рефлексивно– оценочный этап | Как находится «Р» многоульника? Какие выводы сделаем сами. | Анализируют работу по решению проблемы. |
Познавательная деятельность - это система определенных действий и входящих в них знаний, направленная на получение новых знаний и способов деятельности. Это означает, что познавательную деятельность следует формировать в строго определенном порядке, считаясь с мотивом и содержанием слагающих ее действий. (Приложении 1) [5,с.110]
Технология проблемного обучения решает эту задачу, через системуметодов методов и приемов обучения. Выделяются следующие этапы реализации технологии проблемного обучения:
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивация учебной деятельности. | Обоснование значимости темы постановка интериоризирующей цели урока. | Восприятие и осознание поставленной цели. |
2. Актуализация знаний учащихся и способов действий предыдущей работы. | Организация деятельности учащихся по повторению вопросов, изученных в предыдущей теме. Оценивание результатов деятельности учащихся. | Актуализация знаний по предлагаемым вопросам и заданиям учителя, повторение, систематизация, логическое изложение материала предыдущей темы. |
3. Создание проблемной ситуации (проблемный вопрос, проблемное задание). | Предъявление учащимся необходимой учебной информации, постановка проблемы, планирование шагов решения (раскрытие пути решения проблемы) | Восприятие или осмысление учебной информации, осознание проблемы, планирование шагов решения проблемы в сотрудничестве с учителем. |
4. Решение проблемы. | Организация самостоятельной деятельности учащихся по решению проблемы, руководство деятельностью, контроль за поиском решения, организация дискуссии по итогам самостоятельной работы. | Самостоятельное решение проблемы индивидуально, в группе, фронтально, самоконтроль, самооценка результатов деятельности. |
5. Рефлексивно оценочный этап. | Формулировка выводов по учебному занятию, оценка степени решения проблемы. Анализ деятельности учащихся по решению проблемы. | Восприятие, оценка и анализ собственной деятельности по решению проблемы. |
6. Определение проблемного домашнего задания. | Предъявление задания. | Восприятие. |
Дата: 2019-07-30, просмотров: 277.