Глава 1. Теоретические основы использования проблемного обучения в начальной школе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Психологической наукой давно доказан тот факт, что психическое развитие человека, особенно интеллектуальное, осуществляется только в условиях преодоления препятствий, интеллектуальных трудностей, при возникновении потребности в новых знаниях.

Эти условия психология связывает с понятием «проблемная ситуация», которое характеризует начало мыслительной деятельности субъекта.

Исследования известных психологов В.В. Давыдова, С.Ф. Жуйкова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина показали, что у младших школьников имеются значительные резервы и возможности психологического развития, проявлению которых способствует проблемное обучение. Организация проблемных ситуаций в целом дает повышение эффективности обучения, она активизирует умственную деятельность большинства учащихся. Однако, среди методистов и психологов нет единого мнения о том, можно ли сделать проблемный метод основным для начальных классов, пронизывающим весь процесс обучения.

Это определило выбор темы нашего исследования. В данной работе мы предприняли попытку определить возможность использования проблемного метода при изучении математики в начальной школе и установить его влияние на характер познавательной деятельности учащихся начальных классов.

Объект исследования: процесс развития познавательной деятельности учащихся начальных классов при изучении математики.

Предмет исследования: проблемное обучение при изучении математики в начальной школе.

Цель исследования: определение возможности использования проблемного метода при изучении математики в начальной школе и установить его влияние на характер познавательной деятельности учащихся начальных классов.

С учетом поставленной цели и выдвинутой гипотезы, а также в соответствии с предметом и объектом исследования были определены следующие задачи:

раскрыть сущность и содержание процесса познавательной деятельности младших школьников;

раскрыть сущность и содержание технологии проблемного обучения;

определить влияние проблемного обучения на интеллектуальные процессы и умственные способности младших школьников;

выявить возможность использования проблемного обучения при изучении математики в начальной школе;

выявить влияние проблемного обучения на познавательную деятельность младшего школьника. Гипотеза: мы предполагаем, что использование метода проблемного обучения при изучении математики в начальной школе способствует развитию познавательной деятельности младшего школьника. Такой подход к проблеме исследования предопределил использование следующих методов: теоретический анализ и синтез, изучение документации, наблюдение.

База исследования: Мосеевская общеобразовательная школа, 3 класс.

Практическая значимость заключается в разработке фрагментов уроков по математике для начальной школы с использованием проблемного обучения.

Данная работа может быть полезна для учителей начальных классов, студентов педагогических колледжей, методистов.



Глава 1. Теоретические основы использования проблемного обучения в начальной школе

Сущность технологии проблемного обучения

 

Фрагмент урока

 

Фрагмент урока на тему: Периметр многоугольника.3 класс.

Этап Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Актуализация знаний способов и действий. Покажите границы многоугольника, квадрата, многоугольника. Какую фигуру образует пол вашего класса? Прямоугольник.
2. Постановка проблемной ситуации Летом нужно отремонтировать класс; сменить линолиум. Его нужно прибить реечками. Они будут вдоль стен. Перед нами стоит непростая задача и проблема: Какова длина всех реечек или как вычислить длину прямоугольника? Р=? Р=a+a+b+b P=a х 2+b х 2
3. Решение проблемы Приступим к разбору проблемы. Ширина пола будет 6м, а длина - 8м. 6+8+6+8=28 6+6+8+8=28 6х2+2х8=28 Чтобы узнать длину всех сторон прямоугольника, нужно сложить длины всех сторон, т.е. найти периметр.
4. Рефлексивно– оценочный этап Как находится «Р» многоульника? Какие выводы сделаем сами. Анализируют работу по решению проблемы.

 

Познавательная деятельность - это система определенных действий и входящих в них знаний, направленная на получение новых знаний и способов деятельности. Это означает, что познавательную деятельность следует формировать в строго определенном порядке, считаясь с мотивом и содержанием слагающих ее действий. (Приложении 1) [5,с.110]

Технология проблемного обучения решает эту задачу, через системуметодов методов и приемов обучения. Выделяются следующие этапы реализации технологии проблемного обучения:

 

Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Мотивация учебной деятельности. Обоснование значимости темы постановка интериоризирующей цели урока. Восприятие и осознание поставленной цели.
2. Актуализация знаний учащихся и способов действий предыдущей работы. Организация деятельности учащихся по повторению вопросов, изученных в предыдущей теме. Оценивание результатов деятельности учащихся. Актуализация знаний по предлагаемым вопросам и заданиям учителя, повторение, систематизация, логическое изложение материала предыдущей темы.
3. Создание проблемной ситуации (проблемный вопрос, проблемное задание). Предъявление учащимся необходимой учебной информации, постановка проблемы, планирование шагов решения (раскрытие пути решения проблемы) Восприятие или осмысление учебной информации, осознание проблемы, планирование шагов решения проблемы в сотрудничестве с учителем.
4. Решение проблемы. Организация самостоятельной деятельности учащихся по решению проблемы, руководство деятельностью, контроль за поиском решения, организация дискуссии по итогам самостоятельной работы. Самостоятельное решение проблемы индивидуально, в группе, фронтально, самоконтроль, самооценка результатов деятельности.
5. Рефлексивно оценочный этап. Формулировка выводов по учебному занятию, оценка степени решения проблемы. Анализ деятельности учащихся по решению проблемы. Восприятие, оценка и анализ собственной деятельности по решению проблемы.
6. Определение проблемного домашнего задания. Предъявление задания. Восприятие.

 

Заключение

 

Сегодня в общественном сознании происходит смена приоритетов: на первое место выдвигается задача развития ученика, так как это позволит сделать более эффективным процесс обучения. Это требует качественно новых подходов к организации процесса обучения.

В качестве основы развития школьников можно рассматривать познавательную деятельность, которая «понимается как особая форма активности, направленная на овладение принципами построения определенных действий с изучаемым объектом – словом (в данном случае).

Дж. Дьюи утверждал, что стремление к познанию появляется у человека только в том случае, если он сталкивается с какой либо проблемой, которую не может решить известными ему способами. Решая проблему, он учится.

В ходе нашего исследования мы сделали попытку раскрыть сущность и содержание процесса познавательной деятельности младших школьников, сущность и содержание технологии проблемного обучения, определить влияние проблемного обучения на интеллектуальные процессы и умственные способности младших школьников, выявить возможность использования проблемного обучения при изучении математики в начальной школе, установить влияние проблемного обучения на познавательную деятельность младшего школьника.

В ходе нашего исследования гипотеза была опровергнута. Мы определили возможность использования проблемного метода при изучении математики в начальной школе и установили его влияние на характер познавательной деятельности учащихся начальных классов. Все определенные нами задачи были раскрыты и четко выявлены. Таким образом использование метода проблемного обучения при изучении математики в начальной школе способствует развитию познавательной деятельности младшего школьника.

В результате исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Познавательная деятельность является одним из ведущих видов деятельности. Познавательная деятельность – это система определенных действий и входящих в них знаний. Процесс обучения становится эффективным, если ученик овладевает этим видом деятельности.

2. Учение – это один из видов деятельности, который адекватен познавательной потребности. Но учение только тогда является собственно деятельностью, когда оно удовлетворяет познавательную потребность. Знания, на овладение которыми направлено учение, в этом случае выступают как мотив, в котором нашла свое предметное воплощение познавательная потребность ученика, одновременно выступают как цель деятельности учения.

3. Познавательная потребность у ученика проявляется только в том случае, если он сталкивается с какой – либо проблемой, которую не может решить известными ему способами.

4. Решение проблемы требует большой мыслительной работы и активизации познавательной деятельности.

5. В качестве дидактического средства, которое обеспечивает создание проблемных ситуаций, выступает проблемное обучение.

6. Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся, с целью развития познавательной деятельности, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.

7. Особенностью научного знания, которым овладевают школьники на уроках математики, является системный характер изучаемых понятий, поэтому уроки математики дают широкие возможности для использования проблемного обучения.

8. Использование метода проблемного обучения при изучении математики в начальной школе способствует развитию познавательной деятельности младшего школьника и проявляется в активизации этой деятельности.

В целом исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу: использование метода проблемного обучения при изучении математики в начальной школе способствует развитию познавательной деятельности младшего школьника и допустимо как один из способов организации познавательной деятельности учеников начальных классов при изучении математики.



Список используемой литературы

 

1. Богословский В.В. Общая Психология: Учебное пособие для студ. пед. институтов. - М.: Просвещение, 1988. – 383 с.

2. Горина В.П. Какие задания можно называть проблемными при обучении математики. / Начальная школа. – 2002. - №.5 – с.109.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Издание второе, дополненное, исправленное и переработанное. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – 384 с.

4. Кульбякина Л.Я. Выбор метода обучения. / Начальная школа. – 2002. - № 2 – с.110.

5. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивация, эмоции. – М., 1971.

6. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.

7. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975.

8. Оконь В. Основы проблемного обучения. – М., 1968.

9. Петровский А.В. Психология: Учебник для студентов высших пед. заведений, - 2-е. издание стереотипное – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с.

10. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1999. – т 2.

11. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. М.: Центр «Педагогический поиск» 2000. – 168 с.

12. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / Под редакцией В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 336 с.

13. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 288 с.

14. Харламов И.Ф. Педагогика: Компактный учебник. Для студентов университетов и педагогических институтов / И.Ф. Харламов. – Мн: Университетское, 2001. – 272 с.



Приложения

 

Приложение 1

 

Фрагмент урока на тему: Деление.

 

Этап Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Постановка проблемной ситуации Рисуем 12 кубиков. По сколько кубиков клали в каждую коробку? Сколько раз по 4 получилось? Значит сколько коробок потребовалось? Каким действием запишем? Сегодня наша задача будет научиться деить.   По 4 кубика 3 раза 3 коробки Делением
2. Решение проблемы Самостоятельно решите задачу: Было 15 яблок, раскладывали по трем тарелкам. По сколько яблок было на каждой тарелке? Самостоятельно выполняют задание: 15: 3=5 (яб) - разложили в трех тарелках.
3. Рефлексивно– оценочный этап Вы научились делить. Что показалось трудным? Оценивают свою деятельность.

 

Введение

 

Психологической наукой давно доказан тот факт, что психическое развитие человека, особенно интеллектуальное, осуществляется только в условиях преодоления препятствий, интеллектуальных трудностей, при возникновении потребности в новых знаниях.

Эти условия психология связывает с понятием «проблемная ситуация», которое характеризует начало мыслительной деятельности субъекта.

Исследования известных психологов В.В. Давыдова, С.Ф. Жуйкова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина показали, что у младших школьников имеются значительные резервы и возможности психологического развития, проявлению которых способствует проблемное обучение. Организация проблемных ситуаций в целом дает повышение эффективности обучения, она активизирует умственную деятельность большинства учащихся. Однако, среди методистов и психологов нет единого мнения о том, можно ли сделать проблемный метод основным для начальных классов, пронизывающим весь процесс обучения.

Это определило выбор темы нашего исследования. В данной работе мы предприняли попытку определить возможность использования проблемного метода при изучении математики в начальной школе и установить его влияние на характер познавательной деятельности учащихся начальных классов.

Объект исследования: процесс развития познавательной деятельности учащихся начальных классов при изучении математики.

Предмет исследования: проблемное обучение при изучении математики в начальной школе.

Цель исследования: определение возможности использования проблемного метода при изучении математики в начальной школе и установить его влияние на характер познавательной деятельности учащихся начальных классов.

С учетом поставленной цели и выдвинутой гипотезы, а также в соответствии с предметом и объектом исследования были определены следующие задачи:

раскрыть сущность и содержание процесса познавательной деятельности младших школьников;

раскрыть сущность и содержание технологии проблемного обучения;

определить влияние проблемного обучения на интеллектуальные процессы и умственные способности младших школьников;

выявить возможность использования проблемного обучения при изучении математики в начальной школе;

выявить влияние проблемного обучения на познавательную деятельность младшего школьника. Гипотеза: мы предполагаем, что использование метода проблемного обучения при изучении математики в начальной школе способствует развитию познавательной деятельности младшего школьника. Такой подход к проблеме исследования предопределил использование следующих методов: теоретический анализ и синтез, изучение документации, наблюдение.

База исследования: Мосеевская общеобразовательная школа, 3 класс.

Практическая значимость заключается в разработке фрагментов уроков по математике для начальной школы с использованием проблемного обучения.

Данная работа может быть полезна для учителей начальных классов, студентов педагогических колледжей, методистов.



Глава 1. Теоретические основы использования проблемного обучения в начальной школе

Дата: 2019-07-30, просмотров: 200.