Проблемы дальнейшего сотрудничества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В целом, китайская модель интеграции – многоуровневая. Предлагаются и апробируются одновременно несколько вариантов интеграции: СЭЗ, «открытые районы», «интернациональные районы развития». Это – так называемая политика «развития внутри за счет внешних источников». В западных регионах активно формируется региональная экспортно-ориентированная экономика, по модели похожая на свои более ранние варианты.

Пересмотрено и понятие «Запад КНР». Если раньше в понятие «западные регионы» включали 10 административных единиц, то теперь включают 12 регионов, из них 6 провинций, 5 автономных районов, в том числе соседний с Казахстаном Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР), и город центрального подчинения. В общей стратегии интеграции было выделено пять ключевых моментов, в том числе инфраструктурная и энергетическая составляющие в рамках стратегии включения западных регионов в мировой рынок.

СУАР для интеграции подходит как никто другой. Он граничит с восемью государствами: Монголией, Россией, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Афганистаном, Пакистаном, Индией. Имеются выходы на Узбекистан, Туркменистан, Иран. Через СУАР проходят кратчайшие пути в Среднюю Азию, Западную Азию, Южную Азию, Ближний Восток. Эти факты и определяют стратегию обмена с государствами-соседями.

Что касается открытости или «набора открытостей», то существуют открытости внутренняя и внешняя. Внутренняя – это открытость технико-экономическая (понятно без комментариев), внешняя – сотрудничество с государствами региона ЦА (получение зарубежных капиталов, техники и технологий, развитие экспортных производственных баз, участие в региональном и международном разделении труда). Существует пограничная, «примостовая» открытость, «открытость вдоль».

В итоге получаются три основные стратегии в регионе, которые по содержанию очень похожи: 1) «привлечение» извне, объединение на востоке и обретение выходов на западе», 2) «полная ориентация с уклоном в сторону Запада», 3) «заимствование извне, объединение внутри страны». Приграничные районы экономического сотрудничества (ПРЭС), районы технико-экономического освоения и районы освоения новых высоких технологий – также начальные этапы интеграции с государствами-соседями[54].

Таким образом, формируется сложная многоуровневая «сетевая» структура интеграции, которая должна обеспечить ресурсные преимущества Китаю. Как и в других районах мира, китайская торговля является «двигателем» производственных отраслей. Центральной Азии в данных стратегиях отводится роль площадки строительства транспортных коридоров для Китая. Государства ЦА и сами не сопротивляются этому процессу. Не секрет, что СУАР является базой транзитных товаров, и эта его роль будет только возрастать. Границы СУАР протяжением 5600 км, существуют 33 приграничных уезда и города. 14 уездов и городов – это пункты открытости. Созданы ПРЭС – Инин (Кульджа), Болэ (Боро-Тала), Тачэн, различные зоны развития. Если в начале 1980-х гг. экономические «зоны» представляли собой огороженные пространства с набором льгот и преференций, то сейчас экономическая зона – это до определенной степени автономно функционирующий механизм, зачастую с полным циклом производства и услуг. Китайская практика доказала, что создание на границе КПП – первый шаг к большому новому экономическому объединению и начало процесса интеграции.

Китайская интеграция – многоуровневая, так как одновременно могут работать несколько проектов. Основной принцип, принцип внешней открытости, стал осуществляться постепенно – с 80-х годов (некоторые разработки существовали еще раньше). В настоящее время КНР все активнее предлагает и настаивает на принятии собственных наработок в этой области. Основной партнер СУАР – Республика Казахстан, так что любые изменения внутри района отразятся и на казахской экономике. СЭЗ в настоящее время – это модель зоны свободной экономики, «район открытости». Для КНР актуально и расширение связей с Россией, а через Россию возможен еще один выход на Европу через Алтай.

Казахстану Китай предлагает создание специализированного «треугольника экономического роста» или «треугольника развития» – «Урумчи – Актогай – Алматы». Как этот проект будет функционировать – на уровне совместных предприятий или иных форм хозяйственного сотрудничества – пока не ясно. Общими сферами интересов в регионе объявляются географическая близость, транспортная составляющая, наличие природных ресурсов и их «совместное освоение», инфраструктура. Развивается и идея ППП (пограничные пункты пропуска), но, например, число ППП с Россией даже сократилось из-за обилия неконтролируемой челночной торговли. Рассматривается возможность создания Инин-Джаркентского комплексного экономического района с центром в г. Хоргосе и Болэ-Дружбинской свободной приграничной зоны с центром в г. Алашанькоу. СУАР в экономике Китая играет роль поставщика топлива и сырья, по отношению же к России и странам ЦА – экспортера товаров народного потребления и импортера сырья.

Либерализация всегда экономически выгодна более сильному участнику сотрудничества. В данном случае это КНР.

С казахстанской стороны создание в будущем экономических зон, зон интеграции с участием СУАР и восточных областей Казахстана, рядом экспертов также считается одним из перспективных направлений сотрудничества. Рассматриваются варианты создания зоны свободной торговли, которая будет включать СУАР КНР, юго-восток Казахстана и Алтайский край[55].

Среди объективных предпосылок создания такого рода зон специалисты называют следующие:

1. Доля данных областей – около 80 % экспортных поставок в СУАР.

2. Потенциальная возможность влияния СУАР на процессы интенсификации производства и районообразования.

3. Географическая близость.

4. Характер производственной структуры дает возможность взаимодополнения друг друга[56].

Однако общая характеристика экономического развития Казахстана и определение степени подготовленности его к интеграции показывают, что Казахстан не готов к интеграции на юго-востоке, причем на всем протяжении казахстанско-китайской границы. Несмотря на успехи последних лет, слабо развита и экономика СУАР. В производственной структуре СУАР ведущее место принадлежит нескольким отраслям, прежде всего, энергетике и добывающей промышленности. С их состоянием связано развитие как сопутствующих отраслей, так и всего хозяйственного комплекса. На них ориентированы стратегия экономического развития СУАР и концепция формирования нового северного пояса открытости.

В настоящее время в СУАР КНР действуют несколько открытых районов, образованных в 1992 – 1994 гг. Это: Урумчинский открытый район «высоких технологий и производства»; «Технико-экономический открытый район» Шихэцзы; «Технико-экономический открытый район» Куйтун; Кульджинский «район пограничного экономического сотрудничества», район пограничного экономического сотрудничества Болэ, район пограничного экономического сотрудничества Чугучак[57].

Можно выделить несколько особенностей функционирования таких зон. Большинство предприятий занимается торговлей с приграничными областями, преимущественно экспортом. Владельцы совместных предприятий и персонал – преимущественно китайцы (ханьцы).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что специальные экономические районы созданы в том числе с целью аккумуляции внутренних капиталов Китая в новом месте и перекачки их из более развитых районов в менее развитые. Это своеобразное повторение политики переселения ханьцев в мусульманский район СУАР на первом этапе осуществления «политики открытых дверей». На сегодняшний день можно говорить о том, что система работает достаточно эффективно, такие цифры, как число предприятий и объем капитала, постоянно растут.

Экономическая программа по интенсивному развитию СУАР имеет и стратегическое значение для Пекина. Создание промышленного района вблизи Республики Казахстан позволит КНР более тесно сотрудничать с приграничными областями. Функционирование промышленных объектов вблизи Казахстана и на его территории позволяет говорить о перспективах экономической и иной экспансии КНР в регионе. Логическим продолжением развития СУАР будет создание экономических условий для политического воздействия на Республику Казахстан и Россию.

Пример чисто экономической экспансии также есть – это Пакистан, где доля китайцев очень мала, однако влияние на экономику достаточно велико. Любой опыт создания «открытых экономических зон» полезен для Казахстана, как и для России, где существуют сложности с привлечением инвестиций. Конечно, в примере с Китаем нельзя не учитывать финансовые вложения китайских эмигрантов, живущих за границей (по разным подсчетам, они составляют до 20%). Организация экономических образований в КНР, а также скорость их развития заслуживают внимания. На макроуровне (в масштабах объединения областей Казахстана, Китая и России) такой механизм будет эффективен, так как не допускает чрезмерного проникновения иностранного капитала.

На сегодня очевидно, что ни сопредельные казахстанские области, ни СУАР КНР еще не достигли того уровня экономического развития, при котором можно было бы говорить об интеграции. К такому выводу приходит ряд исследователей. Создание одной из первых в РК Жаркентской свободной экономической зоны (Талдыкорганская область) наглядно показало, что говорить о реальной интеграции еще рано[58].

Потенциальные возможности существуют, так как уже сегодня происходит процесс географического разделения труда. Однако для некоторых отраслей (энергетика) ситуация осложняется (на территории КНР действует закон, запрещающий ввоз уже обработанных углеводородов). Получается, что в системе регионального разделения труда Казахстан и Россия занимают место поставщиков сырья и технологий.

Необходимо перенимать существующий положительный опыт создания СЭЗ в СУАР КНР. Для осуществления планов интеграции регионам необходимо достичь примерно одинакового уровня регионального развития. Процесс экономической интеграции будет трудным, поскольку страны все еще переживают этап структурной перестройки экономики и реализации рыночной модели развития экономики. Экономики пока не обладают достаточной степенью дополняемости, а развитие регионов неравномерно.

Одной из существующих проблем, тормозящих процесс интеграции, является религиозная нестабильность в регионе. В перспективе возможно создание СЭЗ по типу АСЕАН, функции которого первоначально охватывали бы область поддержания безопасности и мира, а затем затронули бы и гораздо большие сферы сотрудничества. В этом плане хорошими основами формирования региональной организации являются ШОС и региональные инициативы России и Казахстана[59].

Особого внимания в перспективах экономического сотрудничества между Россией и Китаем заслуживает строительство газопровода «Алтай». 21 марта 2008 г. во время визита в Китай президент России Владимир Путин заявил о намерении российских властей в ближайшее время построить два газопровода в Китай из Сибири. По словам президента, возможно создание новой трубопроводной системы с условным называнием «Алтай» через западную границу РФ и КНР. Как заявил президент, Россия будет поставлять в Китай 60 – 80 млрд. кубических метров газа в год. Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что стоимость нового газопровода может составить около $10 млрд. При этом ожидается, что газопровод будет запущен в 2011 году[60].

В настоящее время «Газпром экспорт» ведет конструктивные переговоры с китайской государственной нефтегазовой корпорацией CNPC, уровень взаимопонимания очень высок, и это в конце концов «приведет к взаимоприемлемому результату»[61].

Поставки газа в Китай начнутся через 4 года после подписания коммерческого контракта. Все инвестиционные вопросы, связанные со строительством газопровода, также будут решаться только после подписания документов.

Планируется, что в следующем году начнется строительство газопровода «Алтай» из Западной Сибири в Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая. Общая протяженность газопровода, который пройдет по Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому округам, Томской и Новосибирской областям, Алтайскому краю и Республике Алтай, составляет почти 2,7 тыс. км. Данный маршрут должен заработать в 2011 – 2012 гг. Общая стоимость проекта – около 14 млрд. долл.

По мнению экспертов, строительство данного газопровода крайне выгодно для России. Так, директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов отметил, газопровод «Алтай» «должен соединить месторождения Газпрома в Ямало-Ненецком автономном округе с Китаем. В результате Россия сможет диверсифицировать экспорт голубого топлива. Не секрет, что сегодня российский газ поставляется исключительно в Европу и страны ближнего зарубежья. Однако быстрый рост экономики Китая требует увеличения потребления энергоресурсов. В настоящее время главным видом топлива в КНР является уголь. В результате крупные города этой страны сталкиваются с серьезными экологическими проблемами. Улучшить ситуацию может рост потребления природного газа. Россия, занимающая первое место в мире по величине запасов голубого топлива, готова обеспечить спрос китайских потребителей. Однако наша страна настаивает на том, чтобы сделки осуществлялись по мировым ценам»[62].

Реализация проекта «Алтай» приведет и к росту благосостояния населения малоосвоенных регионов Сибири. В Алтайском крае уже сегодня идет интенсивная газификация.

Уже на протяжении ряда лет обсуждается возможность строительства прямого транспортного коридора из России в Китай по территории Горного Алтая, который граничит на юге с Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китая. Протяженность российско-китайской границы здесь составляет 54 км. Предполагается, что дорога пройдет через плато Укок и пересечет границу на перевале Канас или Бетсу-Канас. По этому же маршруту, возможно, пройдет и газопровод «Алтай» (см. Приложение В). Однако эта идея неоднозначно воспринимается местным населением. Во-первых, противники строительства дороги ссылаются на то, что плато Укок входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и объявлено так называемой «зоной покоя». Во-вторых, на плато располагается большое количество археологических памятников, и именно здесь археолог Наталья Полосьмак обнаружила мумию «алтайской принцессы». Многие алтайцы считают плато святым местом, и даже землетрясения осени 2003 года связывают с тем, что люди потревожили «дух принцессы Кадын», выкопав ее из земли и выставив на всеобщее обозрении в Институте истории и археологии СО РАН. Плюс к этому, местное население опасается экспансии китайцев. Именно опасность экспансии является главным мотивом, из-за которого местные жители – и русские, и алтайцы – выступают против строительства транспортного коридора. Об этом свидетельствуют результаты опросов общественного мнения[63].

Представители «Газпрома» заявили, что маршрут газопровода в Китай только разрабатывается, поэтому конкретно о территории прохождения газопровода говорить рано. «Пока можно только успокоить алтайскую общественность: газопровод пройдет не через заповедник», – заявил представитель «Газпрома» 5 апреля 2008 года[64]. При этом, необходимо сказать, что большинство экспертов настроены скептически, так как этот путь является единственно возможным.

Таким образом, в настоящее время Республика Казахстан, также как и Российская Федерация, переосмысливают методы и формы региональных интеграционных объединений, а также свою роль в них. В регионе было создано немало интеграционных объединений – ЦАС, Союз «4+N», Таможенный союз, ЕврАзЭС, СНГ и другие. Встает самый, пожалуй, важный вопрос – вопрос эффективности интеграции вообще и интеграции с Китаем в частности.

И если обозначить некоторые контуры новой интеграции, то это будут гибкие обоюдонаправленные конфигурации с основополагающим принципом разумной наднациональности и государственными гарантиями стабильности новых объединений.

При этом, важно отметить, что ещё одним важным направлением сотрудничества в Большом Алтае может стать туризм. Так, ряд туристических фирм в России, Монголии, Казахстане и Китае успешно осваивает трансграничные маршруты в Алтайском регионе. Тем не менее, развитие экологического туризма Большого Алтая сдерживается из-за неоперативного получения виз и трудностей при переходе границы. Хотя расширение поток иностранных туристов могло бы способствовать дальнейшему развитию региона Большого Алтая.

 



Заключение

 

Китай окружает наибольшее в мире число стран. Его сухопутные границы составляют свыше 22 тыс. км, морская береговая линия – 18 тыс. км; примерно 30 стран находятся с ним по соседству, а 14 государств непосредственно граничат с КНР. У многочисленных соседей своя история, религия, национальности, политика, экономика, общество и культура. Обилие исторических традиций, многообразие культур и вероисповеданий, различие в социальном строе и уровне развития предопределяют своеобразие и сложность отношений Китая с сопредельными странами, особую важность внешней политики Китая в этом направлении.

Исходя из указанной особенности, сразу после образования КНР китайское правительство приступило к работе со своими близкими соседями, заложив основательный дипломатический фундамент отношений добрососедства и дружбы. После завершения «холодной войны» мир, развитие и сотрудничество постепенно стали новыми тенденциями на планете. Ускоренное продвижение экономической глобализации и региональной интеграции вызывает многочисленные и глубокие изменения в международных отношениях. Стремление к миру, стабильности, развитию и зажиточности уже стало общим чаянием народов всего мира. Вступив на путь реформ и открытости, внимательно следя за развитием обстановки, шагая в ногу с современными тенденциями, исходя из общих интересов как в стране, так и за ее пределами, высоко неся знамя мира, развития и сотрудничества, Китай создает новую ситуацию в дипломатии. Независимая и самостоятельная внешняя политика Китая, разработанная на основе пяти принципов мирного сосуществования, получила дополнительное развитие в нынешней обстановке.

XVI съезд КПК четко определил внешнюю политику «доброжелательного и партнерского отношения к соседям» в связях с сопредельными странами. Можно сказать, что это является классическим обобщением дипломатической практики Китая в данной сфере, имеет важное комплексное значение. С точки зрения политики соседние государства являются главной опорой в деле защиты суверенитета, прав и интересов Китая, проявления его роли на международной арене; с точки зрения экономики сопредельные страны являются важными партнерами в проведении Китаем политики реформ и открытости, а также в развертывании взаимовыгодного сотрудничества; с точки зрения безопасности соседи создают непосредственные внешние условия для поддержания социальной стабильности, внутреннего национального согласия. Политика «доброжелательного и партнерского отношения к соседям» – это четкий выбор Китая в процессе создания благоприятных внешних условий для развития и стимулирования регионального спокойствия, процветания в новой ситуации и с учетом возникающих вызовов.

Торгово-экономические отношения Китая с соседними государствами складываются по-разному. Так, торгово-экономические отношения Китая с Монголией на данном этапе находятся в стадии своего развития. При этом, этот процесс идёт гораздо медленнее, чем хотелось бы китайской стороне, наиболее заинтересованной в этом сотрудничестве. Гораздо более плодотворно идёт сотрудничество со странами Центральной Азии. Через Синьцзян у стран Центральной Азии есть выход во внутренние и экономически развитые приморские районы Китая, а также в страны Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии. Это может стать прочной основой для экономической интеграции Синьцзяна и государств Центральной Азии. Торгово-экономическое сотрудничество имеет огромные потенциальные перспективы.

Торгово-экономические отношения между Россией и Китаем являются достаточно продуктивными. В них наблюдается заинтересованность обеих сторон, что способствует их дальнейшему развитию.

 



Дата: 2019-07-30, просмотров: 194.