Глава 1. Развитие торгово-экономических отношений Китая с сопредельными государствами
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

Глава 1. Развитие торгово-экономических отношений Китая с сопредельными государствами

1.1 Отношения с Монголией

1.2 Отношения с Центральной Азией

1.3 Отношения с Россией

Глава 2. Концепция «Большого Алтая»

2.1 Формирование концепции «Большого Алтая»

2.2 Проблемы дальнейшего сотрудничества

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

 



Введение

 

Внешняя политика Китая в отношении соседних стран постоянно развивалась и на сегодняшний день в ней достигнуты блестящие успехи, признанные международным сообществом.

С 90-х гг. ХХ в. на основе равноправных консультаций и взаимных уступок Китай надлежащим образом разрешил остававшиеся от прошлого пограничные вопросы с Россией и Казахстаном, в результате чего протяженная граница превратилась в своеобразные узы дружественных отношений.

Торгово-экономические связи стали главным, едва ли не важнейшим направлением развития международных отношений с середины XX века.

1. Основой внешней политики в Азиатско-Тихоокеанском регионе стал лозунг: «Холодная политика – горячая экономика». Параллельно с этим идёт процесс улучшения отношений с приграничными странами, решаются существовавшие до этого территориальные споры.

2. Большая политика все чаще делается в субрегиональных либо региональных проектах. В этом смысле ситуация в регионе АТР – наиболее яркий пример реальной политики как в негативном, к сожалению, так и в позитивном, конструктивном плане.

Международная экономическая интеграция – это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений.

Для сегодняшних международных экономических отношений присущи новые количественные и качественные характеристики. Основные формы мирохозяйственных связей, международная торговля, движение капиталов, миграция населения и трудовых ресурсов, транснациональная деятельность, акции международных организаций, наконец, интеграционные процессы в мире – достигли невиданных ранее масштабов. Изменились их место и роль в развитии современного общества[1]. Этим и определяется актуальность данной работы.

Цель данной работы – показать какую роль играют Китай, Россия, Казахстан и Монголия в едином комплексе «Большой Алтай». Данная цель позволила сформулировать следующие задачи курсовой работы:

1. Проанализировать торгово-экономические отношения Китая с Монголией, Казахстаном и Россией.

2. Рассмотреть особенности формирования «Концепции Большого Алтая».

3. Выявить проблемы дальнейшего сотрудничества Китая с сопредельными государствами.

Хронологическими рамками данного исследования являются 1990-е – 2000-е годы. Эти рамки определяются важностью происходивших в это время процессов в регионе «Большого Алтая». В ряде случаев сделан необходимый исторический дискурс в предыдущие годы, для пояснения происходящих в этом регионе современных процессов.

В своей работе мы опирались на труды таких исследователей как Е.Ф. Авдокушин, В.Г. Гельбрас, О.А. Арин, А.Д. Богатуров, Е.П. Бажанов, М.Б. Олкотт и многие другие.

Данные исследования можно разделить на несколько групп.

К первой относятся общие работы по экономической интеграции. Среди них, в первую очередь, можно выделить учебник Е.Ф. Авдокушина «Международные экономические отношения»[2], в котором раскрываются сложные процессы современной экономической интеграции. Этим же вопросам посвящено и учебное пособие «Международные экономические отношения. Интеграция».

Следующую группу исследований представляют труды по проблемам АТР в целом. Здесь необходимо выделить труды доктора исторических наук, профессора политологии, главного научного сотрудника Центра международных исследований МГИМО МИД РФ Олега Алексеевича Арина. В данной работе были использованы его монографии: «Азиатско-тихоокеанский регион: Мифы, иллюзии и реальность. Восточная Азия: Экономика, политика, безопасность»[3], в которой исследуются теоретические основы национальных интересов и безопасности США, КНР, Японии и России, сопряженные с реальной политикой этих государств в разбираемом регионе; «Стратегические контуры Восточной Азии в XXI веке. Россия: ни шагу вперед»[4], в которой автор критически оценивает представления зарубежных и отечественных ученых и политиков на международную ситуацию в Восточной Азии, на место и роль России в этом регионе, предлагая при этом свои варианты внешней политики для России.

Здесь же можно выделить монографию доктора политических наук, профессора, главного научный сотрудник Института США и Канады РАН Алексея Демосфеновича Богатурова «Великие державы на Тихом океане»[5], в которой представлено новое прочтение истории международных отношений в Восточной Азии с окончания второй мировой войны до середины 90-х годов. Автор прослеживает становление различных моделей стабильности и безопасности в регионе, анализирует отношения Советского Союза и России с США, Китаем, малыми и средними странами Тихоокеанской Азии.

Следующая группа исследований посвящена непосредственно Китаю. Здесь можно выделить книги профессора, доктора исторических наук Е.П. Бажанова «Китай и внешний мир»[6] и «Китай. От Срединной империи до сверхдержавы XXI века»[7], в которых представлено авторское видение взаимоотношений Китая с внешним миром на протяжении всей истории этой древней цивилизации, с акцентом на современность.

Важное место в данной группе исследований составляют монографии доктора исторических наук, профессора Юрий Михайлович Галеновича, посвященные проблемам современного развития Китая. Это такие книги как «Рубежи перед стартом: Китайская проблема для России и США на пороге XXI века»[8], в которой рассматриваются современные китайско-американские отношения с точки зрения совместимости национальных интересов России, Китая и Америки; «Россия и Китай в XX веке: граница»[9], в которой рассматриваются проблемы приграничных территорий между Китаем и Россией; «Китайское чудо, или Китайский тупик?»[10], в которой предпринимается попытка сопоставить основные проблемы страны ("три проблемы села") и задачи партии, сформулированные в докладе о 80-летии КПК; «Россия – Китай. Шесть договоров»[11], в которой рассказывается о шести договорах, заключенных между нашей страной и Китаем на протяжении последних ста лет, начиная с договора 1896 года и завершая договором 2001 года (в приложении приводятся тексты договоров); «Наказы Цзян Цзэминя: принципы внешней и оборонной политики современного Китая»[12], в которой рассказывается о переменах в руководстве Китая в начале XXI в., о смене поколений руководителей и структуре центров власти в стране, излагается программа действий по всем направлениям внутренней и внешней политики, которую выработало старшее поколение руководителей КПК и которая представлена в виде изданных в Китае наказов Цзян Цзэминя.

Можно также отметить книгу доктора исторических наук, профессор В.Г. Гельбраса «Китайская реальность России»[13].

Особую группу представляют книги и статьи, касающиеся непосредственно проблем «Большого Алтая». Среди них можно выделить книгу Вадима Обухова «Схватка шести империй. Битва за Синьцзян»[14] и статью доцента факультета политологии МГИМО Олега Барабанова «Большой Алтай: проект трансграничного регионального сотрудничества на стыке Центральной Азии и Сибири»[15].

В работе были также использованы различные источники, среди которых можно назвать выступления официальных лиц государств, таких как президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев[16], руководитель Китая Дэн Сяопин[17] и председатель КНР Цзян Цзэминь[18].

Также были использованы в качестве источников различные статьи из газеты «Казахстанская правда».

Кроме этого были использованы Интернет-ресурсы с сайтов www.iass.msu.ru, www.asiapacific.narod.ru, www.mac.gov.tw, www.tecro.org, www.chinataiwan.org, www.chinadata.ru.

Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и Приложений. В первой главе показано развитие торгово-экономических отношений Китая с сопредельными государствами (Казахстан, Монголия, Россия), а во второй главе непосредственно рассмотрена концепция развития «Большого Алтая».



Отношения с Монголией

 

Монголия традиционно стремилась к поддержанию добрососедских отношений с сопредельными государствами. Китай относился и относится к числу таких приоритетов. От отношений Монголии с Китаем зависит общее состояние международных отношений в регионе.

Определение целей развития Монголии, характер и темпы развития на ближайшую и отдаленную перспективу во многом зависят от уровня и состояния монголо-китайских отношений.

За последнее десятилетие Монголия значительно продвинулась по пути демократических преобразований, но отдельные просчеты в экономической стратегии и структурной политике, в том числе в области межгосударственных отношений делают необходимым поиски способов и средств исправления, допущенных просчетов[19].

Отношения между Монголией и Китаем в разные периоды их истории складывались довольно сложно. В настоящее время появился уникальный шанс поднять монголо-китайские отношения на качественно новый уровень.

С 1960 года отношения между Монголией и Китаем стали замедляться, а с августа 1964 года торгово-экономические отношения между ними почти прекратились. Только с 1980 года, благодаря усилиям обеих стран, начали предприниматься положительные шаги. 30 марта 1989 года Монголия и КНР заключили межправительственное соглашение о создании межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, а 29 апреля 1994 года – договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Монголией и КНР. В декабре 1998 г. состоялся первый государственный визит в Пекин президента Монголии Нацагийна Багабанди.

Благодаря договору о дружбе и сотрудничестве 1994 г. и совместным декларациям от 1998 и 2003 годов, межгосударственные отношения непрерывно расширяются и развиваются, создан механизм взаимного обмена визитами на высоком уровне. Изо дня в день активизируются контакты между правительственными, неправительственными организациями и народами, что в значительной степени укрепило взаимное доверие и сотрудничество между странами. Нынешний Президент Монголии Намбарын Энхбаяр уверен, что сотрудничество между Монголией и КНР будет и в дальнейшем укрепляться: постепенно расширятся сферы его взаимодействия и обогатится его содержание[20].

Торгово-экономические отношения с Китаем являются одним из приоритетов для Монголии. Китай относится к числу одного из главных инвесторов в экономику Монголии. Объем товарооборота, исчисляемый в долларах США, составляет 324 миллиона. Эта сумма является очень значительной для Монголии[21].

В настоящее время, когда между Монголией и Китаем установились нормальные политические отношения, все больший вес приобретает торгово-экономическое сотрудничество. За последние несколько лет товарооборот между двумя странами увеличился в пять раз, и Китай может стать ведущим торговым партнером Монголии, роль которого пока за Россией.

Столь стремительный скачок сделан благодаря созданию режима наибольшего благоприятствования рыночным отношениям. Китай и Монголия открыли все шлюзы взаимопоставок товаров, доведя до минимума, а зачастую сняв таможенные пошлины и налоговые сборы. Сегодня монгольский продовольственный рынок в основном наполнен китайской продукцией. Для граждан обеих стран установлен безвизовый режим при пересечении госграниц. В последние несколько лет львиная доля монгольского животноводческого сырья – шкуры домашнего скота, шерсть, пух – идет в одном, южном, направлении, а оттуда во все концы возвращается в виде кожаной, кашемировой одежды и других изделий. В Монголии все больше и больше становится строительных, торгово-производственных компаний с участием китайского капитала. Китай стал одним из крупных инвесторов Монголии, задолженность которой южному соседу составляет порядка 400 тыс. долларов. Хотя и подошли сроки их выплаты, Пекин не торопит. Более того, в 1998 году подтверждена договоренность о предоставлении Улан-Батору кредита в 100 млн. юаней на льготных условиях (сроком на 12 лет с 3 процентами годовых), а также 30 млн. юаней безвозмездно[22].

Новой сферой, свидетельствующей о расширении двустороннего сотрудничества, становится нефтяная промышленность. Добываемая на востоке Монголии нефть в настоящее время поставляется на переработку в Китай. Между частными компаниями двух стран парафирован договор о выделении финансовых средств на строительство совместного нефтеперерабатывающего предприятия в Монголии мощностью 1 млн. тонн в год. Произведенную продукцию стороны будут делить поровну[23].

Улан-Батор получил заверения китайских руководителей о всемерной поддержке проекта строительства газопровода из Ковыкты в страны Северо-Восточной Азии через территорию Монголии и ЛЭП вдоль него. Весьма позитивно восприняли в Пекине предложения монголов о сотрудничестве в реализации проектов трансазиатских воздушных, железнодорожных и автомобильных перевозок.

Общий объем внешнеторгового оборота двух стран в 1990 году составлял 33,6 миллиона долларов США. В 2006 году этот показатель достиг 1450,3 миллиона долларов США, что в 43,2 раза больше, чем в 1990 году[24].

В Монголии КНР лидирует теперь по объемам инвестиций и количеству совместных компаний. В 1990 – 2006 годах Китай сделал инвестиции в размере 841,6 миллионов долларов США.

Почти половину иностранных прямых инвестиций в Монголии составляют китайские капиталовложения.

Причины стремления к тесному и многообразному сотрудничеству Монголии и Китая кроятся в длительной истории сосуществования народов двух государств. Во времена Чингисхана Китай полностью входил в состав Монгольской Империи, а Монголия в более близкий нам период входила в состав Китая на правах автономии.

По состоянию на сегодняшний день обоим государствам удалось разрешить все вопросы, связанные с территориальным разграничением. Режим обеспечения охраны границы, решение пограничных вопросов, связанных с ее несанкционированным пересечением решается через институт пограничных представителей.

В октябре 2007 г. на встрече с помощником министра коммерции КНР Чэнь Цзянем, находившимся в Улан-Баторе с визитом, премьер-министр Монголии М. Энхболд выразил надежду на дальнейшее развитие экономического сотрудничества с Китаем в ходе встречи.

Как сказал М. Энхболд на встрече, «в последние годы наблюдается непрерывное учащение контактов на высоком уровне между Монголией и Китаем, между лидерами двух стран достигнуто широкое взаимопонимание относительно развития двусторонних отношений, уверенно продвигается торгово-экономическое сотрудничество. Монгольская сторона надеется и приветствует активное участие китайских предприятий, обладающих передовыми технологиями, в освоении природных ресурсов Монголии»[25].

Чэнь Цзянь, со своей стороны, выразил готовность Китая укреплять сотрудничество с Монголией в горнодобывающей отрасли, транспортных перевозках, инфраструктурном строительстве, а также пообещал ускорить реализацию совместных проектов, относительно которых лидеры двух стран уже достигли договоренности[26].

Китай уже стал крупнейшим инвестором и торговым партнером Монголии. Однако две страны все-таки имеют очень большие потенциальные возможности для торгово-экономического взаимодействия, в связи с этим повышение уровня двустороннего торгово-экономического сотрудничества и дальнейшее раскрытие потенциала в области торгово-экономического взаимодействия и инвестирования должны стать самыми важными вопросами, привлекающими внимание правительств двух государств и их соответствующих структур. Дальнейшее укрепление торгово-экономических отношений между Монголией и Китаем будет не только содействовать экономическому развитию двух стран, но и сыграет важную роль в процессе экономической интеграции всего региона.

Таким образом, торгово-экономические отношения Китая с Монголией на данном этапе находятся в стадии своего развития. При этом, этот процесс идёт гораздо медленнее, чем хотелось бы китайской стороне, наиболее заинтересованной в этом сотрудничестве.

 

Отношения с Россией

 

История взаимоотношений России и Китая насчитывает много столетий. В ней были страницы позитивного сотрудничества и жесткого противостояния. Причины спада и взлета во взаимоотношениях двух стран кроются в особом отношении китайского и российского государств к миропорядку.

Современный этап развития диктует разработку новых моделей взаимоотношений между Россией и Китаем с учетом не только этнокультурных особенностей, но и международных принципов, отражающихся на характере их взаимодействия. Кроме того, наблюдаемая тенденция к большей значимости восточной культуры в мировом сообществе дает основание научного осмысления китайской философии, сформированной еще в древности и в средние века, в целях гармонизации дальнейших отношений.

В силу объективных причин Россия и Китай оказались на пороге новых проблем, диктуемых мировыми геополитическими процессами. Соответственно, равно насущным для двух стран становится взаимодействие в перечисленных ниже областях.

- Демографическая сфера, вызывающая много тревог и опасений. Как Россия, так и Китай должны найти точки взаимовыгодного сотрудничества в сфере иммиграционной политики.

- Экономическая сфера, основу для сотрудничества в рамках которой могут предоставить торговые отношения двух стран.

- Политическая сфера, требующая взаимно толерантного отношения к внутренней политике двух стран.

- Геополитическая сфера, в которой Китай стал играть значимую роль, а Россия должна восстановить свое положение[37].

Сегодня Россия поставляет в Китай современные истребители, эсминцы и подлодки с уникальным вооружением, две страны единым фронтом выступают на внешнеполитической арене и сетуют на не слишком большой, по их мнению, товарооборот в $11 млрд. (для сравнения: с другим стратегическим азиатским партнером России, Индией, товарооборот составляет $1,5 млрд.). И хотя потепление в двусторонних отношениях формально началось до прихода к власти в 1989 году Цзян Цзэминя, нынешние успехи во многом стали заслугой именно этого политика, неплохо говорящего по-русски и стажировавшегося в свое время на ЗИЛе.

В середине ноября 2002 г. прежний лидер Компартии Китая Цзян Цзэминь, который летом 2001 г. заключил с Россией договор о дружбе, уступил свое место новому генсеку Ху Цзинтао. Весной 2003 г. Ху Цзинтао сменил Цзян Цзэминя и на высшем государственном посту председателя КНР. Как заявил после встречи министр иностранных дел Игорь Иванов, Ху Цзинтао заверил российского президента, что, несмотря на смену власти в КНР, российская политика Пекина не изменится и будет направлена на укрепление дружбы и добрососедства[38].

После смены руководства в Китае Вице-премьер РФ Виктор Христенко заявил, что Китай подтверждает все действующие между странами проекты в области оборонно-промышленного комплекса. КНР – крупнейший покупатель российской военной техники, и российский министр обороны Сергей Иванов прямо заявляет, что китайские заказы позволяют сохранить на плаву российский оборонно-промышленный комплекс. Только в 2002 году российские оборонные предприятия заключили контракты на поставку военной техники в Китай на сумму прядка $3,3 млрд. Действующие проекты в области ОПК Христенко оценил в $2,5 млрд.[39]

В 2007 г. вновь существенно повысилась динамика прироста двусторонней торговли. По официальным данным китайской таможенной статистики, её объем достиг 48,17 млрд. долл., что на 14,77 млрд. долл. (или 44,3 %) больше по сравнению с 2006 г. Российский экспорт в Китай составил 19,68 млрд. долл. (+12,1 %), импорт – 28,49 млрд. долл. (+79,9 %). Товарооборот увеличивался при ускоряющемся значительном опережающем приросте объемов поставок китайских товаров, следствием чего стало формирование, достаточно значительного, отрицательного сальдо в торговле с Китаем до 8,81 млрд. долл. по сравнению с положительным сальдо в 1,72 млрд. долл. в 2006 г.[40]

Россия заняла седьмое место среди стран и территорий – крупнейших торговых партнеров Китая (см. Таблицы 1 – 3 в Приложении А).

Темпы роста двусторонней торговли на 20,8 процентных пункта были выше соответствующего показателя увеличения товарооборота Китая в целом, в результате чего удельный вес России во внешней торговле Китая повысился с 1,90 % в 2006 г. до 2,22 %.

В то же время по некоторым позициям, в основном относящимся к сырьевым товарам и отдельным видам промышленной продукции, доля поставок из России была существенно выше. В частности, Россия лидировала в поставках деловой древесины – 68,46 %, морепродуктов – 41,05 %, удобрений – 40,21%, импорт из нее также занимал значительное место во ввозе никеля – 20,47 %, нефтепродуктов – 14,56 %, бумажной массы и целлюлозы – 12,12 %, сырой нефти – 8,91 %[41].

В 2007 г. сохранялась в целом поступательная динамика развития российско-китайского инвестиционного сотрудничества. Темпы притока прямых китайских инвестиций в экономику России оставались примерно на уровне 2006 г. (см. Таблицу 4 в Приложении А) По данным Минкоммерции КНР, за 2007 г. объем накопленных китайских прямых инвестиций в Россию составил 438 млн. долл. против 470 млн. в 2006 г. (-6,81%).

На конец 2007 года суммарный объем прямых китайских инвестиций в Российскую экономику достиг 1 млрд. 374 млн. долл.[42]

Основные приоритеты инвестиционной деятельности китайских предприятий в России существенных изменений не претерпели. Ими по-прежнему оставались заготовка и переработка леса, разработка полезных ископаемых, торговля, легкая и текстильная промышленность, бытовая электротехника, связь, сфера услуг.

Заметно возросли объемы выполняемых китайскими компаниями подрядных строительных работ и трудовых услуг в России. В течение 2007 г. выполнены работы на сумму 1,1 млрд. долл. (в 2006 г. – 660 млн. долл.), подписано контрактов на сумму 1,6 млрд. долл. (в 2006 г. – 1,07 млрд. долл.), для выполнения трудовых услуг в Россию направлено 25385 чел./раз (в 2006 г. – 22852 чел./раз). Китайская рабочая сила, в основном, использовалась на Дальнем Востоке и в Сибири для сельскохозяйственных работ, строительства объектов недвижимости, заготовки и переработки древесины, пошива одежды и оказания медицинских услуг. В конце 2007 г. в России находились 30862 чел. китайской рабочей силы.

По состоянию на конец 2007 г. суммарный объем подписанных контрактов на китайские подрядные и строительные работы в России увеличился на 24,16 % и достиг 8,22 млрд. долл., выполнено работ на сумму 4,46 млрд. долл. (в к. 2006 г. – 3,36 млрд. долл.)[43].

В течение 2007 г. российские контрактные инвестиции в экономику Китая уменьшались и составили 190 млн. долл. (в 2006 г. – 230 млн. долл.). Сумма практически использованных прямых инвестиций также сократилась до 52,07 млн. долл. (в 2006 г. – 67 млн. долл.). За год в КНР были зарегистрированы 105 новых проектов с участием российского капитала (в 2006 г. 126 проектов). Их основная часть сосредоточена в сферах производства, строительства и транспортных перевозок.

Общий объем российских контрактных инвестиций в КНР на конец 2007 г. составил 1,83 млрд. долл. (в 2006 г. – 1,64 млрд. долл.), увеличившись на 11,58 %. По сумме накопленные прямые использованные инвестиции равнялись 660 млн. долл. (+ 8,19%), общее количество проектов с российскими прямыми инвестициями – 2080[44].

В 2004 – 2007 гг. сторонами активно использовался такой механизм двустороннего взаимодействия в сфере инвестиционного сотрудничества, как российско-китайский инвестиционный форум. Всего проведено 4 форума (гг. Хабаровск, Санкт-Петербург, Пекин, Сочи), в ходе которых были подписаны соглашения по 33 «пилотным» проектам на сумму 4,06 млрд. долл. По данным Государственного комитета КНР по развитию и реформе на конец 2007 г. в 24 пилотных проекта, согласованных на 1 – 3 Российско-Китайских инвестиционных форумах (2004 – 2006 гг.) на общую сумму 2,95 млрд. долл. китайскими компаниями и предприятиями практически вложено около 500 млн. долл.[45]

В ноябре 2006 г. было подписано новое Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Документ предусматривает взаимный допуск капиталовложений в соответствии с законодательством принимающей стороны. Каждая из сторон предоставляет на своей территории инвестициям инвесторов другой стороны национальный режим (НР) или режим наибольшего благоприятствования (РНБ). При этом стороны оставляют за собой право сохранять или вводить ограничения и изъятия из национального режима в соответствии со своим законодательством.

Наиболее значимые проекты российско-китайского торгово-экономического сотрудничества:

- сооружение Блоков 1 и 2 первой очереди Тяньваньской АЭС в городе Ляньюньгане (пров. Цзянсу) на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сооружении на территории КНР атомной электростанции и предоставлении Россией КНР государственного кредита от 18 декабря, 1992 г.;

- сооружение на территории КНР газоцентрифужного завода по обогащению урана для атомной энергетики на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики от 18 декабря 1992 г.;

- поставка в Китай самолетов Ту-204-120С (коммерческий контракт от 2001 г.);

- поставка российского оборудования на энергетические объекты в Китае: ГЭС «Ванмипо» (240 МВт), ГЭС «Ципинпу» (760 МВт), ГЭС «Байши» (420 МВт), ряда ТЭЦ (в стадии переговоров);

- поставка горношахтного оборудования на угольные разрезы Китая по линии ОАО «ОМЗ-Спецсталь»;

- строительство жилого микрорайона «Балтийская жемчужина» в Санкт-Петербурге (объем китайских инвестиций – 1,313 млрд. долл.);

- строительство китайского делового центра «Парк Хуамин» в Северо-Восточном округе Москвы на участке 5 га (объем китайских инвестиций – 300 млн. долл.);

- строительство ЦБК с годовой производительностью 200 тыс. т целлюлозы и 22,8 тыс. т промышленной оберточной бумаги в пос. Амазар Могочинского района Читинской области (объем китайских инвестиций – 270 млн. долл.);

- строительство ЦБК с годовой производительностью 300 тыс. т целлюлозы в пос. Хор Хабаровского края (объем китайских инвестиций – 230 млн. долл.);

- строительство высотного здания «Башня Федерации» в московском деловом центре «Москва-Сити» (стоимость подрядных работ – 58 млн. долл.)[46].

Таким образом, торгово-экономические отношения между Россией и Китаем являются достаточно продуктивными. В них наблюдается заинтересованность обеих сторон, что способствует их дальнейшему развитию.

 



Заключение

 

Китай окружает наибольшее в мире число стран. Его сухопутные границы составляют свыше 22 тыс. км, морская береговая линия – 18 тыс. км; примерно 30 стран находятся с ним по соседству, а 14 государств непосредственно граничат с КНР. У многочисленных соседей своя история, религия, национальности, политика, экономика, общество и культура. Обилие исторических традиций, многообразие культур и вероисповеданий, различие в социальном строе и уровне развития предопределяют своеобразие и сложность отношений Китая с сопредельными странами, особую важность внешней политики Китая в этом направлении.

Исходя из указанной особенности, сразу после образования КНР китайское правительство приступило к работе со своими близкими соседями, заложив основательный дипломатический фундамент отношений добрососедства и дружбы. После завершения «холодной войны» мир, развитие и сотрудничество постепенно стали новыми тенденциями на планете. Ускоренное продвижение экономической глобализации и региональной интеграции вызывает многочисленные и глубокие изменения в международных отношениях. Стремление к миру, стабильности, развитию и зажиточности уже стало общим чаянием народов всего мира. Вступив на путь реформ и открытости, внимательно следя за развитием обстановки, шагая в ногу с современными тенденциями, исходя из общих интересов как в стране, так и за ее пределами, высоко неся знамя мира, развития и сотрудничества, Китай создает новую ситуацию в дипломатии. Независимая и самостоятельная внешняя политика Китая, разработанная на основе пяти принципов мирного сосуществования, получила дополнительное развитие в нынешней обстановке.

XVI съезд КПК четко определил внешнюю политику «доброжелательного и партнерского отношения к соседям» в связях с сопредельными странами. Можно сказать, что это является классическим обобщением дипломатической практики Китая в данной сфере, имеет важное комплексное значение. С точки зрения политики соседние государства являются главной опорой в деле защиты суверенитета, прав и интересов Китая, проявления его роли на международной арене; с точки зрения экономики сопредельные страны являются важными партнерами в проведении Китаем политики реформ и открытости, а также в развертывании взаимовыгодного сотрудничества; с точки зрения безопасности соседи создают непосредственные внешние условия для поддержания социальной стабильности, внутреннего национального согласия. Политика «доброжелательного и партнерского отношения к соседям» – это четкий выбор Китая в процессе создания благоприятных внешних условий для развития и стимулирования регионального спокойствия, процветания в новой ситуации и с учетом возникающих вызовов.

Торгово-экономические отношения Китая с соседними государствами складываются по-разному. Так, торгово-экономические отношения Китая с Монголией на данном этапе находятся в стадии своего развития. При этом, этот процесс идёт гораздо медленнее, чем хотелось бы китайской стороне, наиболее заинтересованной в этом сотрудничестве. Гораздо более плодотворно идёт сотрудничество со странами Центральной Азии. Через Синьцзян у стран Центральной Азии есть выход во внутренние и экономически развитые приморские районы Китая, а также в страны Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии. Это может стать прочной основой для экономической интеграции Синьцзяна и государств Центральной Азии. Торгово-экономическое сотрудничество имеет огромные потенциальные перспективы.

Торгово-экономические отношения между Россией и Китаем являются достаточно продуктивными. В них наблюдается заинтересованность обеих сторон, что способствует их дальнейшему развитию.

 



Источники

1. Выступление Н. Назарбаева перед слушателями Академии государственной службы в Москве // Центральноазиатские новости. – 2000. – 20 июня. – Режим доступа: http://www.smi.ru.

2. Казахстан – Китай: новый импульс стратегическому партнерству // Казахстанская правда. – 2003. – 4 июня. – С. 1.

3. Казахстан и Китай за осуществление долгосрочных интересов их народов // Казахстанская правда. – 1999. – 15 апреля. – С. 2.

4. Китай и Казахстан будут и дальше развивать двусторонние отношения // Казахстанская правда. – 2002. – 15 января. – С. 1.

5. Премьер-министр Монголии надеется на дальнейшее развитие экономического сотрудничества с Китаем. – Режим доступа: http://www.asia-biz.ru/news/detail1.php?ID=17005, свободный.

6. Российско-китайское экономическое сотрудничество. – Режим доступа: http://www.russchinatrade.ru/ru/ru-cn-cooperation/trade, свободный.

7. Сборник материалов международного семинара по обстановке в Центральной Азии и ШОС / Под ред. Юй Синьтяня и Чжао Хуашэна. – Шанхай, 2003. – 382 с.

8. Совпадающие позиции Китая и Казахстана // Казахстанская правда. – 2001. – 13 сентября. – С. 2.

9. Deng Xiaoping's Six Conceptions for the Peaceful Reunification. – Режим доступа: http://www.chinataiwan.org/tra/sinica/sinica-02.htm, свободный.

10. Tiang Zemin's Eight-point Proposal for the Development of the Cross-straits Relations. – Режим доступа: http://www.chihataiwan.org/tra/int-0312.html, свободный.

Литература

1.  Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.: Международные отношения, 2007. – 473 с.

2.  Арин О.А. Азиатско-тихоокеанский регион: Мифы, иллюзии и реальность. Восточная Азия: Экономика, политика, безопасность. – М.: Флинта, 1997. – 435 с.

3.  Арин О.А. Стратегические контуры Восточной Азии в XXI веке. Россия: ни шагу вперед. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Эксмо, 2003. – 352 с.

4.  Бажанов Е.П. Китай и внешний мир. – М.: Наука, 1990. – 284 с.

5.  Бажанов Е.П. Китай. От Срединной империи до сверхдержавы XXI века. – М.: Известия, 2007. – 352 с.

6.  Барабанов О. Большой Алтай: проект трансграничного регионального сотрудничества на стыке Центральной Азии и Сибири // Центральная Азия и Кавказ. – 2002. – № 5 (23). – С. 78 – 85.

7.  Бжезинский З. Великая Шахматная Доска: Господство Америки и её стратегические императивы. – М.: Международные отношения, 2002. – 367 с.

8.  Богатуров А.Д. Великие державы на Тихом океане.– М.: Конверт – МОНФ, 1997. – 352 с.

9.  Воронцов А.К. Проблема обеспечения безопасности в АТР // Проблемы Дальнего Востока. – № 3. – 2000. – С. 191 – 195.

10. Галенович Ю.М. Китайское чудо, или Китайский тупик? – М.: Муравей, 2002. – 143 с.

11. Галенович Ю.М. Наказы Цзян Цзэминя: принципы внешней и оборонной политики современного Китая. – М.: Муравей, 2003. – 334 с.

12. Галенович Ю.М. Россия – Китай. Шесть договоров. – М.: Муравей, 2003. – 405 с.

13. Галенович Ю.М. Россия и Китай в XX веке: граница. – М.: Изограф, 2001. – 335 с.

14. Галенович Ю.М. Рубежи перед стартом: Китайская проблема для России и США на пороге XXI века. – М.: МОНФ: Изд. центр науч. и учеб. программ, 1999. – 314 с.

15. Гельбрас В.Г. Китайская реальность России. – М.: Муравей, 2001. – 219 с.

16. Дятлов В.И. Современные торговые меньшинства: фактор стабильности или конфликта?. – М.: Международные отношения, 2000. – 351 с.

17. Загорский А.Г. АТР: границы и понятия // Мировая экономика и международные отношения. – № 6. – 2001. – С. 122 – 126.

18. Казахстан и Китай за осуществление долгосрочных интересов их народов // Казахстанская правда. – 1999. – 15 апреля. – С. 1.

19. Капустин Д.Т.. Китай. – Режим доступа: http://www.kapustin.da.ru/press_gwy-1.htm, свободный.

20. Карлусов В., Кудин А. Китайское присутствие на российском Дальнем Востоке: историко-экономический анализ // ПДВ. – 2002. – № 3. – С. 23 – 31.

21. Китай в мировой политике. – М.: Изд-во МГИМО, 2001. – 411 с.

22. Лысенко Ю. Новый шаг в развитии межрегиональных связей Сибири и Китая // Официальный сайт Межрегиональной Ассоциации «Сибирское соглашение». – Режим доступа: http://www.sbras.ru/HBC/1998/n13/f12.html, свободный.

23. Международные экономические отношения. Интеграция: Уч. пос. для вузов / Ю.А. Щербанин, К.Л. Рожков, В.Е. Рыбалкин, Г. Фишер. – М., 2007. – 482 с.

24. Многомерные границы Центральной Азии: Cб. Ст. / Под ред. М.Б. Олкотт, А. Малашенко. – М.: Гендальф, 2000. – 97 с.

25. Нартов Н.А. Геополитика: учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Староверова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити –Дана, Единство, 2002. – 439 с.

26. Новое освоение Сибири и Дальнего Востока. – Режим доступа: http://www.svop.ru/yuka/895shtml, свободный.

27. Обухов В. Схватка шести империй. Битва за Синьцзян. – М.: Вече, 2007. – 512 с.

28. Олкотт М.Б. Второй шанс Центральной Азии. – М., 2005. – 487 с.

29. Олкотт М.Б. Казахстан: Непройденный путь. – М.-Вашингтон: Гендальф, 2003. – 354 с.

30. Остроухов О.Л. Внешняя политика Китая в эпоху Реформ // Постиндустриальный мир: центр, периферия, Россия. Сб. 2. Глобализация и Периферия. – М.: Международные отношения, 2006. – С. 61 – 70.

31. Стратегические перспективы: ведущие державы, Казахстан и центральноазиатский узел / Под ред. Р. Легволда. – М.: Интердиалект+, 2004. – 289 с.

32. Сыроежкин К.Л. Мифы и реальности этнического сепаратизма в Китае и безопасность Центральной Азии. – Алматы: Дайк пресс, 2003. – 296 с.

33. Эксперты о строительстве газопровода «Алтай» в Китай // РосБизнесКонсалтинг. – Режим доступа: http://top.rbc.ru/economics/21/11/2007/126552.shtml, свободный.

34. Экспресс-информация № 6. Перспективы регионального сотрудничества России и Китая в ХХI веке / Российская Академия Наук. Институт Дальнего Востока. – М., 2007. – 187 с.

35. Якимцев С.К. Проблема безопасности Китая в АТР // Проблемы Дальнего Востока. – № 1. – 2005. – С. 147 – 152.

36. Яковлев А.Г. Россия и Китай: состояние и перспективы отношений // Китай в мировой и региональной политике (история и современность): Информ. бюл. Ин-та Дальнего Востока РАН. – 1995. – № 3. – С. 54 – 59.

37. Courtis K. Economics and Security in Pacific // Foreign Affairs. – 2006. – № 1. – Р. 141 – 145.

38. Eagleberger L. The transatlantic Relationship – A long term perspective. – Режим доступа: http://www.mig.news.com/news/politic.html, свободный.

39. Gong G. China's Fourth Revolution // Foreign Affairs. – 2004. – № 4. – Р. 60 – 63.

40. Grant R. China and it's Asian Neighbors: looking forward 21 century // Foreign Affairs. – 2005. – № 3. – Р. 21 – 42.

41. Hitch-Kock D. East Asia's New Security Agenda. – Режим доступа: http://www.arc.org/m//usa-china.html, свободный.

42. Kristof N. The age of the Pacific. – Режим доступа: http://www.asiaheadlines.com/d-b/news/msg, свободный.

43. Luong P.J., Weintbal E. New Friends, New Fears in Central Asia // Foreign Affairs. – 2002. – March/Apr. – Р. 60 – 68.

44. Pan Zhenqiang, Future Security Needs of the Asia Pacific Region. – Режим доступа: http://www.house.chinadailv.gov/news/full.html7id=2647, свободный.

45. Zhong I. China Updating Nuclear Weapons. – Режим доступа: http://www.chinaembassy.com/ins.nst/50&expend=16, свободный.

46. СРС Sincerely wishes to make a peaceful National Reunification Miracle. – Режим доступа: http://www.chinaorg.ch/english/material.html, свободный.

 



Приложение А

 

Таблица 1

Товарооборот России с КНР (млрд. долл., %)[65]

Оборот

Экспорт

Импорт

Годы Сумма Прирост Сумма Прирост Сумма Прирост 2000 8,0 +39,9 5,8 +36,6 2,2 +49,1 2001 10,7 +33,3 7,9 +37,9 2,8 +21,4 2002 11,9 +11,8 8,4 +5,6 3,5 +29,9 2003 15,8 +32,1 9,7 +15,7 6,1 +71,4 2004 21,2 +34,7 12,1 +24,7 9,1 +51,0 2005 29,1 +37,1 15,9 +31,0 13,2 +45,2 2006 33,38 +14,7 17,55 +10,5 15,83 +19,8 2007 43,17 +44,3 19,63 +12,1 28,49 +79,9

 

Таблица 2

Товарная структура экспорта России в Китай (тыс. долл. США)[66]

Код ТН ВЭД СНГ

Г .

Г .

2007 г . в % к 2006 г.

тыс. долл. в % к итогу тыс. долл. в % к итогу
  ВСЕГО: из них: 17554116 100,0 19676895 100,0 12,1
01 – 24 Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) 1283923 7,3 1433666 7,3 11,7
25 – 27 Минеральные продукты в том числе: 9868979 56,2 10259445 52,1 4,0
27 Топливно-энергетические товары 9464233 53,9 9341411 47,5 -1,3
28 – 40 Продукция химической промышленности, каучук 2188755 12.5 2552186 13,0 15,5
41 – 43 Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 12556 0,1 14439 0,1 15.0
44 – 49 Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 2800013 16,0 3759523 19,1 34,3
50 – 67 Текстиль, текстильные изделия и обувь 7727 0,0 9819 0,0 27,1
71 Драгоценные камни и металлы, изделия из них 31650 0,2 44520 0,2 40,7
72 – 83 Металлы и изделия из них 1133430 6,5 1332197 6,8 17,5
84 – 90 Машины, оборудование и транспортные средства 217155 1,2 256041 1,3 17,9
68 – 70 91 – 9 7 Другие товары 2286 0,0 4814 0,0 110,6

 

Таблица 3

Товарная структура импорта России из Китая (тыс. долл. США)[67]

Код ТН ВЭД СНГ

Г .

Г .

2007 в % к 2006
тыс. долл. в % к итогу тыс. долл. в % к итогу
  ВСЕГО: из них: 15832431 100,0 28488478 100,0 79,9
01 – 24 Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) 836825 5,3 1165582 4,1 39,3
25 – 27 Минеральные продукты в том числе: 177580 1,1 244016 0,9 37,4
27 Топливно-энергетические товары 142368 0,9 193538 0,7 35.9
28 – 40 Продукция химической промышленности, каучук 1051408 6,6 1681050 5,9 59,9
41 – 43 Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 1082133 5,8 807097 2,8 -25.4
44 – 49 Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 153982 1,0 270970 1,0 76,0
50 – 67 Текстиль, текстильные изделия и обувь 5640099 35,7 11516169 40,4 103,8
71 Драгоценные камни и металлы, изделия из них 11194 0,1 23585 0,1 110,7
72 – 83 Металлы и изделия из них 1108267 7,0 2352662 8,3 112,3
84 – 90 Машины, оборудование и транспортные средства 4592142 29,0 8724191 30,5 90,0
68 – 70 91 – 97 Другие товары 1168304 7,4 1702744 6,0 45,7

 


 

Таблица 4

Объем накопленных прямых инвестиций в России и Китае (млн. долл.)[68]

2005 2006 2007 2007/2006
Инвестиции КНР в России 465 935 1374  
Инвестиции России в КНР 541 610 660 +8.19%

 

Таблица 5

Сопоставление показателей развития экономики России и Китая в 2007 г. (млрд. долл.)[69]

Россия Китай
ВВП 1286 3249
ВВП на душу населения1 14600 5300
Темпы роста ВВП, в % 8,1 11,4
Структура ВВП, в (%) в т.ч. сельское хозяйство 4,6 11,7
промышленность 39,1 49,2
услуги 56,3 39,1
Доходы бюджета 299 640,6
Расходы бюджета 252 634,6
Внешний долг 384,8 353
Валютные запасы 470 1493
Внешнеторговый оборот2 625,4 2138,4
в т.ч. экспорт 365 1221
импорт 260,4 917,4
Инфляция., в % 12 4,7

 

Примечания: 1 рассчитано по ППС

2 внешнеторговый оборот, экспорт, импорт – на базе цен ФОБ




Приложение Б

Регион Большого Алтая

 



Приложение В

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

Глава 1. Развитие торгово-экономических отношений Китая с сопредельными государствами

1.1 Отношения с Монголией

1.2 Отношения с Центральной Азией

1.3 Отношения с Россией

Глава 2. Концепция «Большого Алтая»

2.1 Формирование концепции «Большого Алтая»

2.2 Проблемы дальнейшего сотрудничества

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

 



Введение

 

Внешняя политика Китая в отношении соседних стран постоянно развивалась и на сегодняшний день в ней достигнуты блестящие успехи, признанные международным сообществом.

С 90-х гг. ХХ в. на основе равноправных консультаций и взаимных уступок Китай надлежащим образом разрешил остававшиеся от прошлого пограничные вопросы с Россией и Казахстаном, в результате чего протяженная граница превратилась в своеобразные узы дружественных отношений.

Торгово-экономические связи стали главным, едва ли не важнейшим направлением развития международных отношений с середины XX века.

1. Основой внешней политики в Азиатско-Тихоокеанском регионе стал лозунг: «Холодная политика – горячая экономика». Параллельно с этим идёт процесс улучшения отношений с приграничными странами, решаются существовавшие до этого территориальные споры.

2. Большая политика все чаще делается в субрегиональных либо региональных проектах. В этом смысле ситуация в регионе АТР – наиболее яркий пример реальной политики как в негативном, к сожалению, так и в позитивном, конструктивном плане.

Международная экономическая интеграция – это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений.

Для сегодняшних международных экономических отношений присущи новые количественные и качественные характеристики. Основные формы мирохозяйственных связей, международная торговля, движение капиталов, миграция населения и трудовых ресурсов, транснациональная деятельность, акции международных организаций, наконец, интеграционные процессы в мире – достигли невиданных ранее масштабов. Изменились их место и роль в развитии современного общества[1]. Этим и определяется актуальность данной работы.

Цель данной работы – показать какую роль играют Китай, Россия, Казахстан и Монголия в едином комплексе «Большой Алтай». Данная цель позволила сформулировать следующие задачи курсовой работы:

1. Проанализировать торгово-экономические отношения Китая с Монголией, Казахстаном и Россией.

2. Рассмотреть особенности формирования «Концепции Большого Алтая».

3. Выявить проблемы дальнейшего сотрудничества Китая с сопредельными государствами.

Хронологическими рамками данного исследования являются 1990-е – 2000-е годы. Эти рамки определяются важностью происходивших в это время процессов в регионе «Большого Алтая». В ряде случаев сделан необходимый исторический дискурс в предыдущие годы, для пояснения происходящих в этом регионе современных процессов.

В своей работе мы опирались на труды таких исследователей как Е.Ф. Авдокушин, В.Г. Гельбрас, О.А. Арин, А.Д. Богатуров, Е.П. Бажанов, М.Б. Олкотт и многие другие.

Данные исследования можно разделить на несколько групп.

К первой относятся общие работы по экономической интеграции. Среди них, в первую очередь, можно выделить учебник Е.Ф. Авдокушина «Международные экономические отношения»[2], в котором раскрываются сложные процессы современной экономической интеграции. Этим же вопросам посвящено и учебное пособие «Международные экономические отношения. Интеграция».

Следующую группу исследований представляют труды по проблемам АТР в целом. Здесь необходимо выделить труды доктора исторических наук, профессора политологии, главного научного сотрудника Центра международных исследований МГИМО МИД РФ Олега Алексеевича Арина. В данной работе были использованы его монографии: «Азиатско-тихоокеанский регион: Мифы, иллюзии и реальность. Восточная Азия: Экономика, политика, безопасность»[3], в которой исследуются теоретические основы национальных интересов и безопасности США, КНР, Японии и России, сопряженные с реальной политикой этих государств в разбираемом регионе; «Стратегические контуры Восточной Азии в XXI веке. Россия: ни шагу вперед»[4], в которой автор критически оценивает представления зарубежных и отечественных ученых и политиков на международную ситуацию в Восточной Азии, на место и роль России в этом регионе, предлагая при этом свои варианты внешней политики для России.

Здесь же можно выделить монографию доктора политических наук, профессора, главного научный сотрудник Института США и Канады РАН Алексея Демосфеновича Богатурова «Великие державы на Тихом океане»[5], в которой представлено новое прочтение истории международных отношений в Восточной Азии с окончания второй мировой войны до середины 90-х годов. Автор прослеживает становление различных моделей стабильности и безопасности в регионе, анализирует отношения Советского Союза и России с США, Китаем, малыми и средними странами Тихоокеанской Азии.

Следующая группа исследований посвящена непосредственно Китаю. Здесь можно выделить книги профессора, доктора исторических наук Е.П. Бажанова «Китай и внешний мир»[6] и «Китай. От Срединной империи до сверхдержавы XXI века»[7], в которых представлено авторское видение взаимоотношений Китая с внешним миром на протяжении всей истории этой древней цивилизации, с акцентом на современность.

Важное место в данной группе исследований составляют монографии доктора исторических наук, профессора Юрий Михайлович Галеновича, посвященные проблемам современного развития Китая. Это такие книги как «Рубежи перед стартом: Китайская проблема для России и США на пороге XXI века»[8], в которой рассматриваются современные китайско-американские отношения с точки зрения совместимости национальных интересов России, Китая и Америки; «Россия и Китай в XX веке: граница»[9], в которой рассматриваются проблемы приграничных территорий между Китаем и Россией; «Китайское чудо, или Китайский тупик?»[10], в которой предпринимается попытка сопоставить основные проблемы страны ("три проблемы села") и задачи партии, сформулированные в докладе о 80-летии КПК; «Россия – Китай. Шесть договоров»[11], в которой рассказывается о шести договорах, заключенных между нашей страной и Китаем на протяжении последних ста лет, начиная с договора 1896 года и завершая договором 2001 года (в приложении приводятся тексты договоров); «Наказы Цзян Цзэминя: принципы внешней и оборонной политики современного Китая»[12], в которой рассказывается о переменах в руководстве Китая в начале XXI в., о смене поколений руководителей и структуре центров власти в стране, излагается программа действий по всем направлениям внутренней и внешней политики, которую выработало старшее поколение руководителей КПК и которая представлена в виде изданных в Китае наказов Цзян Цзэминя.

Можно также отметить книгу доктора исторических наук, профессор В.Г. Гельбраса «Китайская реальность России»[13].

Особую группу представляют книги и статьи, касающиеся непосредственно проблем «Большого Алтая». Среди них можно выделить книгу Вадима Обухова «Схватка шести империй. Битва за Синьцзян»[14] и статью доцента факультета политологии МГИМО Олега Барабанова «Большой Алтай: проект трансграничного регионального сотрудничества на стыке Центральной Азии и Сибири»[15].

В работе были также использованы различные источники, среди которых можно назвать выступления официальных лиц государств, таких как президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев[16], руководитель Китая Дэн Сяопин[17] и председатель КНР Цзян Цзэминь[18].

Также были использованы в качестве источников различные статьи из газеты «Казахстанская правда».

Кроме этого были использованы Интернет-ресурсы с сайтов www.iass.msu.ru, www.asiapacific.narod.ru, www.mac.gov.tw, www.tecro.org, www.chinataiwan.org, www.chinadata.ru.

Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и Приложений. В первой главе показано развитие торгово-экономических отношений Китая с сопредельными государствами (Казахстан, Монголия, Россия), а во второй главе непосредственно рассмотрена концепция развития «Большого Алтая».



Глава 1. Развитие торгово-экономических отношений Китая с сопредельными государствами

 

Отношения с Монголией

 

Монголия традиционно стремилась к поддержанию добрососедских отношений с сопредельными государствами. Китай относился и относится к числу таких приоритетов. От отношений Монголии с Китаем зависит общее состояние международных отношений в регионе.

Определение целей развития Монголии, характер и темпы развития на ближайшую и отдаленную перспективу во многом зависят от уровня и состояния монголо-китайских отношений.

За последнее десятилетие Монголия значительно продвинулась по пути демократических преобразований, но отдельные просчеты в экономической стратегии и структурной политике, в том числе в области межгосударственных отношений делают необходимым поиски способов и средств исправления, допущенных просчетов[19].

Отношения между Монголией и Китаем в разные периоды их истории складывались довольно сложно. В настоящее время появился уникальный шанс поднять монголо-китайские отношения на качественно новый уровень.

С 1960 года отношения между Монголией и Китаем стали замедляться, а с августа 1964 года торгово-экономические отношения между ними почти прекратились. Только с 1980 года, благодаря усилиям обеих стран, начали предприниматься положительные шаги. 30 марта 1989 года Монголия и КНР заключили межправительственное соглашение о создании межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, а 29 апреля 1994 года – договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Монголией и КНР. В декабре 1998 г. состоялся первый государственный визит в Пекин президента Монголии Нацагийна Багабанди.

Благодаря договору о дружбе и сотрудничестве 1994 г. и совместным декларациям от 1998 и 2003 годов, межгосударственные отношения непрерывно расширяются и развиваются, создан механизм взаимного обмена визитами на высоком уровне. Изо дня в день активизируются контакты между правительственными, неправительственными организациями и народами, что в значительной степени укрепило взаимное доверие и сотрудничество между странами. Нынешний Президент Монголии Намбарын Энхбаяр уверен, что сотрудничество между Монголией и КНР будет и в дальнейшем укрепляться: постепенно расширятся сферы его взаимодействия и обогатится его содержание[20].

Торгово-экономические отношения с Китаем являются одним из приоритетов для Монголии. Китай относится к числу одного из главных инвесторов в экономику Монголии. Объем товарооборота, исчисляемый в долларах США, составляет 324 миллиона. Эта сумма является очень значительной для Монголии[21].

В настоящее время, когда между Монголией и Китаем установились нормальные политические отношения, все больший вес приобретает торгово-экономическое сотрудничество. За последние несколько лет товарооборот между двумя странами увеличился в пять раз, и Китай может стать ведущим торговым партнером Монголии, роль которого пока за Россией.

Столь стремительный скачок сделан благодаря созданию режима наибольшего благоприятствования рыночным отношениям. Китай и Монголия открыли все шлюзы взаимопоставок товаров, доведя до минимума, а зачастую сняв таможенные пошлины и налоговые сборы. Сегодня монгольский продовольственный рынок в основном наполнен китайской продукцией. Для граждан обеих стран установлен безвизовый режим при пересечении госграниц. В последние несколько лет львиная доля монгольского животноводческого сырья – шкуры домашнего скота, шерсть, пух – идет в одном, южном, направлении, а оттуда во все концы возвращается в виде кожаной, кашемировой одежды и других изделий. В Монголии все больше и больше становится строительных, торгово-производственных компаний с участием китайского капитала. Китай стал одним из крупных инвесторов Монголии, задолженность которой южному соседу составляет порядка 400 тыс. долларов. Хотя и подошли сроки их выплаты, Пекин не торопит. Более того, в 1998 году подтверждена договоренность о предоставлении Улан-Батору кредита в 100 млн. юаней на льготных условиях (сроком на 12 лет с 3 процентами годовых), а также 30 млн. юаней безвозмездно[22].

Новой сферой, свидетельствующей о расширении двустороннего сотрудничества, становится нефтяная промышленность. Добываемая на востоке Монголии нефть в настоящее время поставляется на переработку в Китай. Между частными компаниями двух стран парафирован договор о выделении финансовых средств на строительство совместного нефтеперерабатывающего предприятия в Монголии мощностью 1 млн. тонн в год. Произведенную продукцию стороны будут делить поровну[23].

Улан-Батор получил заверения китайских руководителей о всемерной поддержке проекта строительства газопровода из Ковыкты в страны Северо-Восточной Азии через территорию Монголии и ЛЭП вдоль него. Весьма позитивно восприняли в Пекине предложения монголов о сотрудничестве в реализации проектов трансазиатских воздушных, железнодорожных и автомобильных перевозок.

Общий объем внешнеторгового оборота двух стран в 1990 году составлял 33,6 миллиона долларов США. В 2006 году этот показатель достиг 1450,3 миллиона долларов США, что в 43,2 раза больше, чем в 1990 году[24].

В Монголии КНР лидирует теперь по объемам инвестиций и количеству совместных компаний. В 1990 – 2006 годах Китай сделал инвестиции в размере 841,6 миллионов долларов США.

Почти половину иностранных прямых инвестиций в Монголии составляют китайские капиталовложения.

Причины стремления к тесному и многообразному сотрудничеству Монголии и Китая кроятся в длительной истории сосуществования народов двух государств. Во времена Чингисхана Китай полностью входил в состав Монгольской Империи, а Монголия в более близкий нам период входила в состав Китая на правах автономии.

По состоянию на сегодняшний день обоим государствам удалось разрешить все вопросы, связанные с территориальным разграничением. Режим обеспечения охраны границы, решение пограничных вопросов, связанных с ее несанкционированным пересечением решается через институт пограничных представителей.

В октябре 2007 г. на встрече с помощником министра коммерции КНР Чэнь Цзянем, находившимся в Улан-Баторе с визитом, премьер-министр Монголии М. Энхболд выразил надежду на дальнейшее развитие экономического сотрудничества с Китаем в ходе встречи.

Как сказал М. Энхболд на встрече, «в последние годы наблюдается непрерывное учащение контактов на высоком уровне между Монголией и Китаем, между лидерами двух стран достигнуто широкое взаимопонимание относительно развития двусторонних отношений, уверенно продвигается торгово-экономическое сотрудничество. Монгольская сторона надеется и приветствует активное участие китайских предприятий, обладающих передовыми технологиями, в освоении природных ресурсов Монголии»[25].

Чэнь Цзянь, со своей стороны, выразил готовность Китая укреплять сотрудничество с Монголией в горнодобывающей отрасли, транспортных перевозках, инфраструктурном строительстве, а также пообещал ускорить реализацию совместных проектов, относительно которых лидеры двух стран уже достигли договоренности[26].

Китай уже стал крупнейшим инвестором и торговым партнером Монголии. Однако две страны все-таки имеют очень большие потенциальные возможности для торгово-экономического взаимодействия, в связи с этим повышение уровня двустороннего торгово-экономического сотрудничества и дальнейшее раскрытие потенциала в области торгово-экономического взаимодействия и инвестирования должны стать самыми важными вопросами, привлекающими внимание правительств двух государств и их соответствующих структур. Дальнейшее укрепление торгово-экономических отношений между Монголией и Китаем будет не только содействовать экономическому развитию двух стран, но и сыграет важную роль в процессе экономической интеграции всего региона.

Таким образом, торгово-экономические отношения Китая с Монголией на данном этапе находятся в стадии своего развития. При этом, этот процесс идёт гораздо медленнее, чем хотелось бы китайской стороне, наиболее заинтересованной в этом сотрудничестве.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 180.