Потребителями шлифовальной шкурки, дисков фибровых, бесконечных лент, конусов и товаров народного потребления являются мебельные фабрики, стекольные и металлопрокатные заводы, деревообрабатывающие предприятия, автомобильные заводы России и стран ближнего зарубежья. Основными потребителями шлифовальной шкурки являются:
· АОЗТ «Вайвир», Прибалтика;
· МП «Диамант», г.Могилев;
· ООО «Стандарт», г.Борисов;
· ПДО «Гомельдрев», г.Гомель;
· АО «Импульс,» г.Гомель;
· МПП «Вектор», г.Гродно;
· «Гомельспичкомбинат», г.Гомель;
· и многие другие предприятия.
Выделим сегменты рынка шлифовальной шкурки.
Таблица 3
Сегментирование рынка водостойкой шлифовальной шкурки на тканевой основе по географическому и отраслевому признакам
№ п/п | Признаки | Сегменты |
1 | 2 | 3 |
1. | Географический | Россия, республика Беларусь, Украина, Казахстан, Азербайджан, Литва, Эстония. |
2. | По виду хозяйственной деятельности | Промышленные, торговые, посреднические |
3. | Отраслевой | Мебельные, деревообрабатывающие, стекольные, металлопрокатные, автомобильные предприятия |
Как видно из таблицы, ОАО «Белгородский абразивный завод» поставляет свою продукцию как по России, так и за ее пределы. При этом отгрузка странам ближнего зарубежья составляет 1/6 от общей суммы реализованной продукции. Приведем подробный анализ сегментирования рынка шлифовальной шкурки по географическому признаку.
Таблица 4
Географическая структура реализованной продукции
№ п/п | Географический сегмент Рынка | Удельный вес в объеме реализации, % | Отклонение | ||||
1995 | 1996 | 1997 | 96/95 | 97/96 | 97/95 | ||
1. | Белгородская область | 22,8 | 31,7 | 29,2 | +8,9 | -2,5 | +6,4 |
2. | Владимирская область | 0,7 | 0,8 | 0,1 | +0,1 | -0,7 | -0,6 |
3. | Воронежская область | 0,8 | 2,3 | 2,1 | +1,5 | -0,2 | +1,3 |
4. | Кировская область | 0,7 | 0,4 | 0,4 | -0,3 | 0,0 | -0,3 |
5. | Краснодарский край | 2,6 | 1,2 | 0,4 | -1,4 | -0,8 | -2,2 |
6. | Курская область | 1,6 | 0,8 | 1,9 | -0,8 | +1,1 | +0,3 |
7. | Ленинградская область | 3,7 | 4,9 | 7,6 | +1,2 | +2,7 | +3,9 |
8. | Московская область | 11,0 | 15,5 | 16,2 | +4,5 | +0,7 | +5,2 |
9. | Нижегородская область | 5,2 | 3,3 | 3,0 | -1,9 | -0,3 | -2,2 |
10. | Ростовская область | 2,9 | 2,6 | 1,0 | -0,3 | -1,6 | -1,9 |
11. | Рязанская область | 0,8 | 0,2 | 0,2 | -0,6 | 0,0 | -0,6 |
12. | Свердловская область | 1,5 | 1,2 | 1,9 | -0,3 | +0,7 | +0,4 |
13. | Самарская область | 1,7 | 1,5 | 1,3 | -0,2 | -0,2 | -,04 |
14. | Тамбовская область | 1,0 | 0,2 | 0,5 | -0,8 | +0,3 | -0,5 |
15. | Тульская область | 1,2 | 0,5 | 0,6 | -0,7 | +0,1 | -0,6 |
16. | Тюменская область | 0,7 | 0,3 | 0,0 | -0,4 | -0,3 | -0,7 |
17. | Удмуртия | 1,1 | 0,3 | 0,5 | -0,8 | +0,2 | -0,6 |
18. | Челябинская область | 3,1 | 1,9 | 0,9 | -1,2 | -1,0 | -2,2 |
19. | Ярославская область | 0,9 | 0,9 | 0,5 | 0,0 | -0,4 | -0,4 |
20. | Другие области России | 9,0 | 13,2 | 16,6 | +4,2 | +3,4 | +7,6 |
Итого по России | 73,0 | 83,7 | 84,9 | +10,7 | +1,2 | +11,9 | |
21. | Беларусь | 11,5 | 8,6 | 11,5 | -2,3 | +2,9 | 0,0 |
22. | Украина | 9,3 | 2,9 | 1,4 | -6,4 | -1,5 | -7,9 |
23. | Литва | 4,4 | 4,5 | 1,9 | +0,1 | -2,6 | -2,5 |
24. | Латвия | 1,0 | 0,0 | 0,1 | -1,0 | +0,1 | -0,9 |
25. | Казахстан | 0,3 | 0,1 | 0,0 | -0,2 | -0,1 | -0,3 |
26. | Молдова | 0,4 | 0,1 | 0,2 | -0,3 | +0,1 | -0,2 |
27. | Азербайджан | 0,1 | 0,0 | 0,0 | -0,1 | 0,0 | -0,1 |
28. | Эстония | 0,0 | 0,1 | 0,0 | +0,1 | -0,1 | 0,0 |
Итого по странам ближнего зарубежья | 27,0 | 16,3 | 15,1 | -10,7 | -1,2 | -11,9 | |
Всего реализовано | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Проанализируем составленную таблицу. Доля реализованной продукции по России возросла. Это произошла за сет увеличения отгрузки в таких областях, как, Ленинградскую, Белгородскую, Курскую, Московскую и другие области и края. Рост объёма реализации в Московскую область вызван увеличением спроса на шлифовальную шкурку, который в свою очередь обусловлен развитием мебельной промышленности. Значительное увеличение объема реализации по Белгородской области обусловлено развитием посреднической сети, состоящей, главным образом, из частых предпринимателей. Тот же факт наблюдается и по другим областям. Уменьшение удельного веса по многим сегментам рынка произошло в результате снижения платежеспособности потребителей. Многие заводы могут работать только по бартеру, предлагая иногда неликвидную продукцию, которую невозможно реализовать в короткие сроки.
Удельный вес экспортируемой продукции упал в 1,8 раза по сравнению с 1995 годом, что является негативным моментом в деятельности предприятия. Рассмотрим географическую структуру экспорта подробнее.
Таблица 5
Географическая структура экспорта шлифовальной шкурки
№ п/п | Географический сегмент Рынка | Удельный вес в объеме реализации, % | Отклонение | ||||
1995 | 1996 | 1997 | 96/95 | 97/96 | 97/95 | ||
1. | Беларусь | 42,4 | 52,8 | 76,4 | +10,4 | +23,6 | +34,0 |
2. | Украина | 34,4 | 17,6 | 9,4 | -16,8 | -8,2 | -25,0 |
3. | Литва | 16,1 | 27,3 | 12,5 | +11,2 | -14,8 | -3,6 |
4. | Латвия | 3,7 | 0,0 | 0,4 | -3,7 | +0,4 | -3,3 |
5. | Казахстан | 1,3 | 0,8 | 0,1 | -0,5 | -0,7 | -1,2 |
6. | Молдова | 1,6 | 1,0 | 1,2 | -0,6 | +0,2 | -0,4 |
7. | Азербайджан | 0,5 | 0,0 | 0,0 | -0,5 | 0,0 | -0,5 |
8. | Эстония | 0,0 | 0,5 | 0,0 | +0,5 | -0,5 | 0,0 |
Итого по странам ближнего зарубежья | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
В географической структуре экспорта значительно возросла доля объема реализации в республику Беларусь. Именно там находится наибольшее количество мебельных предприятий, являющихся самыми крупными потребителями шлифовальной шкурки.
Объем реализации на Украину уменьшился в 3,6 раза. Это связано с действием факторов макросреды предприятия. Прежде всего, это политический фактор. С 1996 года Правительство России отменило принятие налога на добавленную стоимость к зачету в России. Так как сделки с Украиной были бартерного типа, то предприятие отказалось от Многих потребителей в силу действия этого фактора.
Сокращение поставок в Казахстан связано с выходом этой республики из Таможенного Союза. С 1998 года Казахстан снова стал его участником. Возможно, что многие разрушенные связи возобновятся.
Несмотря на то, что доля экспорта в объёме реализации упала, реализация товарной продукции ОАО «Белгородский абразивный завод» увеличивается. С каждым годом становится больше потребителей. Положительным можно считать то, что увеличивается количество посреднических и торговых организаций, являющихся также потребителями. Для более наглядного представления анализа выше приведенных таблиц предложим графическое изображение в виде пиктограмм (см. Приложение 2).
Конкуренция. Ее анализ
БАЗ производит водостойкую шлифовальную шкурку на тканевой основе. Основными конкурентами в России и странах ближнего зарубежья являются:
· Челябинский абразивный завод (ЧАЗ);
· Предприятие «РОССИ» г.Москва (РОССИ);
· Ленинградский опытный абразивный завод (ЛОАЗ);
· Запорожский абразивный комбинат (ЗАК);
Анализ конкуренции представлен в таблице 2.4.1:
Таблица 6.
Анализ конкуренции
Показатель сравнения | Конкуренты | |||
«ЧАЗ» | «РОССИ» | «ЛОАЗ» | «ЗАК» | |
Сильные стороны | 1.Единственный российский производитель электрокорунда. 2.Собственное производство абразивных материалов и керамических связок. 3.Самые низкие цены 4.Многопрофильная продукция. 5.Внимание к нуждам партнеров. | 1.Немецкая технологическая линия 2.Высокое качество. 3.Умеренные цены. | 1.Близость к потребительским рынкам центральной части России и ближнего зарубежья 2.Высокое качество. | 1.Немецкая технологическая линия. 2.Большие потенциальные возможности в удовлетворении спроса РФ и ближнего зарубежья. 3.Высокое качество. 4.Широкий ассортимент. |
Слабые стороны | 1.В настоящее время шлифовальная шкурка не выпускается | 1.Узкий ассортимент выпускаемой продукции | 1.Высокие отпускные цены. 2.Низкий объем производства. | 1.Утеряны связи с поставщиками и потребителями. 2.В настоящее время шлифовальная шкурка не выпускается |
Стратегия маркетинга | 1.повторный выход на старые рынки | 1.увеличение доли занимаемого рынка | 1. Рост объема производства и снижение отпускных цен. | 1.Стратегия повторного выхода на старые рынки |
Так как шлифовальная шкурка отечественных производителей еще недостаточно конкурентоспособна на мировом рынке, а объемы импорта малы, то основными будут отечественные потребители и поэтому расчет доли рынка будем производить лишь для рынка России.
Таблица 7
Доли и емкость рынка
Предприятие | 1996 год | 1997 год | Изменение | ||
ТПМ | Уд. вес, % | ТПМ | Уд. вес, % | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. ОАО «БАЗ» | 2.323 | 71 | 3.061 | 71 | +738 |
2. ОАО «ЧАЗ» | 148 | 5 | 0 | 0 | -148 |
3. РОССИ | 739 | 23 | 1.208 | 28 | +469 |
4. ЛОАЗ | 57 | 1 | 56 | 1 | -1 |
5. Всего произведено | 3.267 | 100 | 4.325 | 100 | +1.058 |
6. Экспорт | 421 | - | 448 | - | +27 |
7. Импорт | 150 | - | 313 | - | +163 |
8. Емкость рынка | 2.996 | - | 4.190 | - | +1.194 |
Данная таблица показывает, что БАЗ является лидером по производству шлифовальной шкурке на тканевой основе и имеет постоянную долю рынка 71%. Из таблицы видно, что ёмкость рынка возросла в 1,4 раза. Это вызвано, прежде всего, ростом импортируемой продукции, а также существенно на рост ёмкости рынка повлияло снижение доли экспорта в национальном производстве. В ближайшие 5 лет будет происходить рост ёмкости рынка за счет увеличения импорта и снижения уровня отечественного производства. Этот будет происходить до тех пор, пока российские предприятия производители по качеству выпускаемой продукции не достигли мирового уровня.
В настоящее время с ростом импортируемой продукции растёт и число конкурентов ОАО «БАЗ». Конкурентами на мировом рынке выступают практически все предприятия производители шлифовальных материалов Германии, Франции, Венгрии, Италии, Америки и других стран. Качество их шлифовальных материалов превышает в 3-4 раза качество шлифовальных материалов белгородского производства. Многие мебельные предприятия предпочитают высокое качество импортной продукции низкой цене отечественной. Причём, число потребителей импортных шлифовальных материалов увеличивается. А это означает, что падает спрос на продукцию ОАО «Белгородской абразивный завод», который является явным лидером по качеству шлифовальных материалов в России и станах ближнего зарубежья.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 196.