Характеристика рынков. Географическая структура
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Потребителями шлифовальной шкурки, дисков фибровых, бесконечных лент, конусов и товаров народного потребления являются мебельные фабрики, стекольные и металлопрокатные заводы, деревообрабатывающие предприятия, автомобильные заводы России и стран ближнего зарубежья. Основными потребителями шлифовальной шкурки являются:

· АОЗТ «Вайвир», Прибалтика;

· МП «Диамант», г.Могилев;

· ООО «Стандарт», г.Борисов;

· ПДО «Гомельдрев», г.Гомель;

· АО «Импульс,» г.Гомель;

· МПП «Вектор», г.Гродно;

· «Гомельспичкомбинат», г.Гомель;

· и многие другие предприятия.

Выделим сегменты рынка шлифовальной шкурки.

 

Таблица 3

Сегментирование рынка водостойкой шлифовальной шкурки на тканевой основе по географическому и отраслевому признакам

№ п/п Признаки Сегменты
1 2 3
1. Географический Россия, республика Беларусь, Украина, Казахстан, Азербайджан, Литва, Эстония.
2. По виду хозяйственной деятельности Промышленные, торговые, посреднические
3. Отраслевой Мебельные, деревообрабатывающие, стекольные, металлопрокатные, автомобильные предприятия

 

Как видно из таблицы, ОАО «Белгородский абразивный завод» поставляет свою продукцию как по России, так и за ее пределы. При этом отгрузка странам ближнего зарубежья составляет 1/6 от общей суммы реализованной продукции. Приведем подробный анализ сегментирования рынка шлифовальной шкурки по географическому признаку.

 

Таблица 4

Географическая структура реализованной продукции

п/п

Географический сегмент

Рынка

Удельный вес в объеме реализации, %

Отклонение

1995 1996 1997 96/95 97/96 97/95
1. Белгородская область 22,8 31,7 29,2 +8,9 -2,5 +6,4
2. Владимирская область 0,7 0,8 0,1 +0,1 -0,7 -0,6
3. Воронежская область 0,8 2,3 2,1 +1,5 -0,2 +1,3
4. Кировская область 0,7 0,4 0,4 -0,3 0,0 -0,3
5. Краснодарский край 2,6 1,2 0,4 -1,4 -0,8 -2,2
6. Курская область 1,6 0,8 1,9 -0,8 +1,1 +0,3
7. Ленинградская область 3,7 4,9 7,6 +1,2 +2,7 +3,9
8. Московская область 11,0 15,5 16,2 +4,5 +0,7 +5,2
9. Нижегородская область 5,2 3,3 3,0 -1,9 -0,3 -2,2
10. Ростовская область 2,9 2,6 1,0 -0,3 -1,6 -1,9
11. Рязанская область 0,8 0,2 0,2 -0,6 0,0 -0,6
12. Свердловская область 1,5 1,2 1,9 -0,3 +0,7 +0,4
13. Самарская область 1,7 1,5 1,3 -0,2 -0,2 -,04
14. Тамбовская область 1,0 0,2 0,5 -0,8 +0,3 -0,5
15. Тульская область 1,2 0,5 0,6 -0,7 +0,1 -0,6
16. Тюменская область 0,7 0,3 0,0 -0,4 -0,3 -0,7
17. Удмуртия 1,1 0,3 0,5 -0,8 +0,2 -0,6
18. Челябинская область 3,1 1,9 0,9 -1,2 -1,0 -2,2
19. Ярославская область 0,9 0,9 0,5 0,0 -0,4 -0,4
20. Другие области России 9,0 13,2 16,6 +4,2 +3,4 +7,6

Итого по России

73,0 83,7 84,9 +10,7 +1,2 +11,9
21. Беларусь 11,5 8,6 11,5 -2,3 +2,9 0,0
22. Украина 9,3 2,9 1,4 -6,4 -1,5 -7,9
23. Литва 4,4 4,5 1,9 +0,1 -2,6 -2,5
24. Латвия 1,0 0,0 0,1 -1,0 +0,1 -0,9
25. Казахстан 0,3 0,1 0,0 -0,2 -0,1 -0,3
26. Молдова 0,4 0,1 0,2 -0,3 +0,1 -0,2
27. Азербайджан 0,1 0,0 0,0 -0,1 0,0 -0,1
28. Эстония 0,0 0,1 0,0 +0,1 -0,1 0,0

Итого по странам ближнего зарубежья

27,0 16,3 15,1 -10,7 -1,2 -11,9

Всего реализовано

100,0 100,0 100,0 0,0 0,0 0,0

 

Проанализируем составленную таблицу. Доля реализованной продукции по России возросла. Это произошла за сет увеличения отгрузки в таких областях, как, Ленинградскую, Белгородскую, Курскую, Московскую и другие области и края. Рост объёма реализации в Московскую область вызван увеличением спроса на шлифовальную шкурку, который в свою очередь обусловлен развитием мебельной промышленности. Значительное увеличение объема реализации по Белгородской области обусловлено развитием посреднической сети, состоящей, главным образом, из частых предпринимателей. Тот же факт наблюдается и по другим областям. Уменьшение удельного веса по многим сегментам рынка произошло в результате снижения платежеспособности потребителей. Многие заводы могут работать только по бартеру, предлагая иногда неликвидную продукцию, которую невозможно реализовать в короткие сроки.

Удельный вес экспортируемой продукции упал в 1,8 раза по сравнению с 1995 годом, что является негативным моментом в деятельности предприятия. Рассмотрим географическую структуру экспорта подробнее.

 

Таблица 5

Географическая структура экспорта шлифовальной шкурки

п/п

Географический сегмент

Рынка

Удельный вес в объеме реализации, %

Отклонение

1995 1996 1997 96/95 97/96 97/95
1. Беларусь 42,4 52,8 76,4 +10,4 +23,6 +34,0
2. Украина 34,4 17,6 9,4 -16,8 -8,2 -25,0
3. Литва 16,1 27,3 12,5 +11,2 -14,8 -3,6
4. Латвия 3,7 0,0 0,4 -3,7 +0,4 -3,3
5. Казахстан 1,3 0,8 0,1 -0,5 -0,7 -1,2
6. Молдова 1,6 1,0 1,2 -0,6 +0,2 -0,4
7. Азербайджан 0,5 0,0 0,0 -0,5 0,0 -0,5
8. Эстония 0,0 0,5 0,0 +0,5 -0,5 0,0

Итого по странам ближнего зарубежья

100,0 100,0 100,0 0,0 0,0 0,0

 

В географической структуре экспорта значительно возросла доля объема реализации в республику Беларусь. Именно там находится наибольшее количество мебельных предприятий, являющихся самыми крупными потребителями шлифовальной шкурки.

Объем реализации на Украину уменьшился в 3,6 раза. Это связано с действием факторов макросреды предприятия. Прежде всего, это политический фактор. С 1996 года Правительство России отменило принятие налога на добавленную стоимость к зачету в России. Так как сделки с Украиной были бартерного типа, то предприятие отказалось от Многих потребителей в силу действия этого фактора.

Сокращение поставок в Казахстан связано с выходом этой республики из Таможенного Союза. С 1998 года Казахстан снова стал его участником. Возможно, что многие разрушенные связи возобновятся.

Несмотря на то, что доля экспорта в объёме реализации упала, реализация товарной продукции ОАО «Белгородский абразивный завод» увеличивается. С каждым годом становится больше потребителей. Положительным можно считать то, что увеличивается количество посреднических и торговых организаций, являющихся также потребителями. Для более наглядного представления анализа выше приведенных таблиц предложим графическое изображение в виде пиктограмм (см. Приложение 2).

Конкуренция. Ее анализ

 

БАЗ производит водостойкую шлифовальную шкурку на тканевой основе. Основными конкурентами в России и странах ближнего зарубежья являются:

· Челябинский абразивный завод (ЧАЗ);

· Предприятие «РОССИ» г.Москва (РОССИ);

· Ленинградский опытный абразивный завод (ЛОАЗ);

· Запорожский абразивный комбинат (ЗАК);

Анализ конкуренции представлен в таблице 2.4.1:

 

Таблица 6.

Анализ конкуренции

Показатель сравнения

Конкуренты

«ЧАЗ» «РОССИ» «ЛОАЗ» «ЗАК»
Сильные стороны 1.Единственный российский производитель электрокорунда. 2.Собственное производство абразивных материалов и керамических связок. 3.Самые низкие цены 4.Многопрофильная продукция. 5.Внимание к нуждам партнеров. 1.Немецкая технологическая линия 2.Высокое качество. 3.Умеренные цены. 1.Близость к потребительским рынкам центральной части России и ближнего зарубежья 2.Высокое качество. 1.Немецкая технологическая линия. 2.Большие потенциальные возможности в удовлетворении спроса РФ и ближнего зарубежья. 3.Высокое качество. 4.Широкий ассортимент.
Слабые стороны 1.В настоящее время шлифовальная шкурка не выпускается 1.Узкий ассортимент выпускаемой продукции 1.Высокие отпускные цены. 2.Низкий объем производства. 1.Утеряны связи с поставщиками и потребителями. 2.В настоящее время шлифовальная шкурка не выпускается
Стратегия маркетинга 1.повторный выход на старые рынки 1.увеличение доли занимаемого рынка 1. Рост объема производства и снижение отпускных цен. 1.Стратегия повторного выхода на старые рынки

 

Так как шлифовальная шкурка отечественных производителей еще недостаточно конкурентоспособна на мировом рынке, а объемы импорта малы, то основными будут отечественные потребители и поэтому расчет доли рынка будем производить лишь для рынка России.

 

Таблица 7

Доли и емкость рынка

Предприятие

1996 год

1997 год

Изменение

ТПМ Уд. вес, % ТПМ Уд. вес, %
1 2 3 4 5 6
1. ОАО «БАЗ» 2.323 71 3.061 71 +738
2. ОАО «ЧАЗ» 148 5 0 0 -148
3. РОССИ 739 23 1.208 28 +469
4. ЛОАЗ 57 1 56 1 -1
5. Всего произведено 3.267 100 4.325 100 +1.058
6. Экспорт 421 - 448 - +27
7. Импорт 150 - 313 - +163
8. Емкость рынка 2.996 - 4.190 - +1.194

 

Данная таблица показывает, что БАЗ является лидером по производству шлифовальной шкурке на тканевой основе и имеет постоянную долю рынка 71%. Из таблицы видно, что ёмкость рынка возросла в 1,4 раза. Это вызвано, прежде всего, ростом импортируемой продукции, а также существенно на рост ёмкости рынка повлияло снижение доли экспорта в национальном производстве. В ближайшие 5 лет будет происходить рост ёмкости рынка за счет увеличения импорта и снижения уровня отечественного производства. Этот будет происходить до тех пор, пока российские предприятия производители по качеству выпускаемой продукции не достигли мирового уровня.

В настоящее время с ростом импортируемой продукции растёт и число конкурентов ОАО «БАЗ». Конкурентами на мировом рынке выступают практически все предприятия производители шлифовальных материалов Германии, Франции, Венгрии, Италии, Америки и других стран. Качество их шлифовальных материалов превышает в 3-4 раза качество шлифовальных материалов белгородского производства. Многие мебельные предприятия предпочитают высокое качество импортной продукции низкой цене отечественной. Причём, число потребителей импортных шлифовальных материалов увеличивается. А это означает, что падает спрос на продукцию ОАО «Белгородской абразивный завод», который является явным лидером по качеству шлифовальных материалов в России и станах ближнего зарубежья.



Дата: 2019-07-30, просмотров: 158.