Кризис княжеской власти в 1014–1019 гг.
Причины кризиса:
1) некоторые регионы были замкнуты, это вело к появлению местных политических интересов. В результате этого появлялись автономные княжества, первое автономное княжество – Полоцкое во главе с Изяславом Владимировичем
2) сложный процесс распространения христианства, оно находилось в противоречии с еще существовавшим язычеством
Первым испытанием центральной княжеской власти был заговор против Владимира пасынка Святослава Ярополковича. Владимир Святославович сам создал причины династического кризиса, приказав убить своего старшего брата киевского князя Ярополка и женившись на его беременной жене, которая родила ему пасынка Святополка. После смерти Владимира началась борьба сводных братьев за Киевское княжение – второй этап династического кризиса. Тогда произошло невинное убиение Бориса и Глеба. Святополк выступал против Владимира в 1013 – начале 1014 г. он утверждал принцип своего старшинства по отношению к Владимиру. Ярослав противопоставлял себя власти Святополка, который княжил в Киеве. Далее Ярослав взошел на престол, а Святополк бежал из Руси – третий этап. После вокняжения Ярослава в Киеве экономическая, социально-политическая и идеологическая ось Русского государства Киев – Новгород была восстановлена. Четвертый этап начинается в июле 1018 г. тогда происходила интервенция польского князя Болеслава Храброго. В итоге, в борьбе за верховную власть в стране победила младшая ветвь Владимира
Князь Ярослав и эволюция княжеской власти в 1019–1054 гг.
Киев сохранил значение политического и идеологического центра Русского государства.
В 1024–1036 гг. династический конфликт между Ярославом Мудрым и его братом Мстиславом. Мстислав вокняжился в Чернигове [ПВЛ. 1996. С. 64 – 65]. Ярослав потерпел поражение, был заключен Городецкий мир. По этому миру, Ярослав остается владеть Киевом и Новгородом, контролирует основные экономические, социальные, политические процессы. Мстислав владеет землями к востоку от Днепра, Днепровским Левобережьем и Черниговом. Свердлов считает, что в это время власть представляла собой политическое двуединство в управлении Русским государством. При таком управлении государство сохраняет свое единство так как, система торговых путей, церковная организация, духовная культура остается единой, а между княжеские отношения братьев остаются регулируемы.
В 1033 г. умер сын Мстислава Ефстафий, а в 1036 г. умер сам Мстислав. Это способствовало укреплению княжеской власти Ярослава.
До 1036 г. Новгород оставался местом резиденции и опорной базой Ярослава.
Во второй половине 20-х – первой половине 30-х гг. Ярослав включился в сложные политические отношения со странами Центральной Европы – Германией, Польшей, Чехией.
После смерти брата Мстислава Ярослав посадил в Новгород своего сына. Стал строить оборонительные сооружения вокруг Киева. Были построены Золотые ворота, Софийчкий собор и много других сооружений, которые имели идеологическое содержание.
Мы можем сделать вывод, не смотря на внутренние раздоры, происходившие внутри государства, оно оставалось политически и экономически едино.
Ярослав – законодатель
Ярослав издал Древнейшую Правду в 1015–1016 гг. в ней были записаны основные статьи Русской Правды. Это был первый письменный источник светского права, который должны были использовать судебные лица Новгорода, когда князь был в Киеве.
В 1072 г. – издание Правды Ярославичей или Домениального устава. Обе правды служили также для регулирования новгородско-варяжских отношений и для защиты княжеского господского хозяйства. В обоих случаях основным источником была Русская Правда.
Издавались отдельные законы («Поконъ вирныи», «Урокъ мостыниковъ»), уставы (домениальный, церковный).
Ярослав пытался сформировать податное (десятина) и юридическое обеспечение Русской митрополии. Ярослав оставался лицом, осуществляющим правосудие и издающим законы на всем пространстве Русского государства.
Князь в своем господском хозяйстве
Ярослав Мудрый был господином собственного хозяйства. В хозяйство входили села, города, дворы. В них входили заповедные леса, где собирали мед и охотились.
Административным управлением занимались огнищане. Они являлись главой княжеского господского хозяйства. Кроме княжеского дворца он ведал конюшнями, стойлами, клетями с продуктами. Тиун – княжеский слуга, управлял княжеским и некняжеским хозяйством. Подъездной – сборщик податей. Старший конюх – управляющий княжеским конным хозяйством, его табуном. Сельские старосты – лица, которые руководили сельскими поселениями, селами. Старосты ратейные – руководили пахотными работами в них.
Зависимыми в княжеском господском хозяйстве были холопы – их ставили даже на руководящие должности, смерды – составляли основу ополчения. Платили подати. Рядовичи – заключали договор с господином, и не могли уйти от него пока не отдадут или не отработают ему долг с процентами.
Князь и сословия
Ярослав Мудрый являлся правителем государства, население которого было иерархически и сословно структурировано. Основным сословно-образующим фактором были служба князю в составе дружины, податное состояние, юридический статус зависимости. Первым сословием была дружина, вторым бояре, третьим свободное население – местная знать, городское сельское, ремесленное население, четвертым – зависимые люди в составе господского хозяйства (холопы, смерды, рядовичи).
Ярослав – «самовластец»
Ярослав один осуществлял власть в стране. Города названые его именем или именем отца обозначали пределы его владений. Верховная власть и его воля распространялись на все социальные коллективы, регулировал отношения между общиной и ее членами. Ярослав проводил политику по укреплению и распространению христианства, организации Русской Церкви.
Титул князь, а не великий князь, теперь был достаточен для носителя верховной власти. В западноевропейских странах Ярослава называли королем. На Руси отмечается традиция использования высшего тюркского титула – каган, но он не был официальным. Титул царь был использован в надписи на стене Софии Киевской, сообщающей дату его смерти. Это был термин внутреннего употребления.
Архитектура стала идеологическим символом княжеской власти. Она духовно воздействовала на общество. Огромные храмы утверждали имперскую идею княжеской власти.
Система поведения – церемониальная княжеская процессия, в которой участвовал Ярослав, его жена, их дети, при входе в Софию Киевскую.
Торжественная одежда имела сакральное значение. Использовались в ритуале «посажения на стол». Были сшиты из дорогих тканей.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 220.