Реформы княгини Ольги
В середине Х в. Русское государство находилось в кризисе, так как у власти оказался ребенок (сын Игоря Святослав). Святослав Игоревич был очень юн, поэтому он нуждался в регенте, им стала Ольга, его мать.
Ольга была из Пскова, ее имя скандинавского происхождения. Можно предположить, что она из рода конунгов. Она жестоко и кроваво подавила древлян – это было необходимостью для последующей организации власти на Руси.
После подавления восстания в Древлянской земле она устанавливает уроки и уставы. Погосты – места временных остановок князей или княжеских мужей с дружиной во время полюдья. В результате этого происходило деление Руси территориальным способом. Эти реформы, по мнению автора, способствовали дальнейшему развитию социальных и государственных структур, формированию политически единого государства.
Уроки (оброки) – определенная сумма от сельских местностей в дополнение к уже существующим урокам от городов, являющееся последовательным дополнением и развитием формирования системы погостов и податей. [Свердлов М.Б. 1983. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. Л.С. 23–105; Свердлов М.Б. Становление феодализма в славянских странах. Спб. 1997. С. 176–188]
Свердлов считает, что результатом этих преобразований явилось уничтожение племенных институтов местных князей, народного вече, а племенные княжения постепенно интегрировались в составе политически единого Русского государства. Реформы способствовали развитию государства во главе с великим князем и управляемой великокняжеской властью.
В период детства и отрочества Святослава Ольга была реальной главой государства и выполняла верховные правительственные функции.
Ольга руководила княжеским господским хозяйством. В его состав входили ловища – места ловли зверей и рыб, знамения – знаки собственности, перевесища – места охоты на птиц, село – селения принадлежавшее одному роду, места – неукрепленные городские поселения. Главным центром его управления был великокняжеский двор. Из ПВЛ следует, что у Ольги было два двора.
Далее автор пишет о церемониях в честь приема иноземных правителей и посольств, которые были наполнены значительным символическим содержанием. В сопровождении Ольги находились ее родственницы, женщины входившие в ее близкое окружение, послы и купцы. Это говорит о полновластии Ольги в период регентства и о значительной концентрации княжеской власти на Руси.
В 955 г. (Соловьев говорил, что в 957 г.) Ольга приняла крещение в Константинополе от императора Константина Багрянородного.
Великокняжеская власть и христианство в регентство княгини Ольги
Основным для Ольги было укрепление церковной организации на Руси. Эта была задача формирования новой идеологии, новых принципов отношений между властью князя и его подданными.
Свердлов считает Ольгу мудрым политиком. Она быстро и решительно провела реорганизацию административно-политической и податной системы Русского государства. Вследствие этого, страна стала политически едина. Русь была включена в систему европейских государств. Автор считает мудрым стремление Ольги постепенно укрепить церковную организацию на Руси. В период регентства Ольги княжеская власть приобрела качественно новые социальные, политические, идеологические изменения, что повлекло ее дальнейшее развитие.
Княжеская власть и религиозная политика – борьба тенденций
В начале своего правления Святослав был против христианства. Он отказался от предложения матери креститься. Во время его правления в стране происходили противоречия язычников и христиан. Язычество оставалось официальной религией, отношение к христианам было недоброжелательное, но гонений не было.
Во время долгого отсутствия Святослава правительницей оставалась княгиня Ольга. Во время балканской кампании происходило сохранение концентрации великокняжеской власти. Балканская политика Святослава была дальнейшим развитием внешней политики княгини Ольги.
В исторической памяти Святослав имеет образ князя-воина, так как происходило постоянное участие князя в войнах и подготовке к ним. Святослав вел традиционную политику, так как Ольга завершила создание внутренней стабильности страны. Новое в его политике то, что он перешел от традиционного присоединения славянских и неславянских племен к устранению соперников на основных торговых путях на Востоке и Кавказ. Это было новым направлением во внешней политике. Все актуальнее становилось распространение христианства на Руси, это соответствовало новому, формирующемуся на Руси обществу и государству.
Династический кризис 70-х годов Х в.
Кризис произошел после гибели Святослава в 972 г. Ярополк (сын Святослава) был убит по приказу Владимира (тоже его сын). Во время первого периода правления Ярополка произошел распад политического единства Русского государства. Владимир стремился к политической самостоятельности от Ярополка, это было необоснованно. Военные методы позволили установить Владимиру полный контроль над Северо-западом русских земель, над основными торговыми путями. Владимир пришел с варягами в Новгород, изгнал посадников Ярополка и готовился к битве с Ярополком.
Автор считает, что династический кризис показал необходимость восстановления единой власти в стране. Принадлежность именно к княжеской династии Рюриковичей становилась основанием на княжение.
Единовластие Владимира Святославовича
Владимир Святославович продемонстрировал себя как мужественный, решительный человек, который может подчинить своей воле все для достижения цели. После устранения своего брата Ярополка он воссел на его престол. Высший слой государственного управления комплектовался из наиболее доверенных к князю лиц и родственников.
Единовластие в Русском государстве было установлено. Он использовал опыт предшественников. Ввел православие в качестве государственной религии. Использовал христианство для достижения своих политических целей.
Владимир первый из русских князей начал называть своим именем города, которые обозначали его владения.
Происходило использование титула каганат по отношению к Владимиру. Это была историческая преемственность власти от Хазарского каганата.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 208.