Домонгольская Русь: князь и княжеская власть на Руси VI – первой трети XIII в.
г. Архангельск
2008
Введение
Автор в начале своего введения пишет о том, что в результате произошедших в стране общественно-политических изменений в российской исторической науке 90-х гг. ХХ – начала ХХI столетия происходит отказ от прежних идеологий и замена их новыми. Свердлов описывает многообразие подходов и идей и причины их возникновения. Автор считает, что при таком многообразии сохраняется объективность исторического исследования, а это, как раз, имеет прямое отношение к анализу проблемы «князь и княжеская власть на Руси VI – первой трети XIII в.».
Свердлов считает, что на историю как науку воздействовали гуманитарные дисциплины – филология, лингвистика, этнография, социология и отсюда мы можем сделать вывод, что проблема изучения князя как общественно-политического института и содержания княжеской власти в начальный период русской истории приобретает особое значение.
Автор пишет о взглядах российских историков ХVIII – первой трети ХIХ в. на происхождение княжеской власти. Далее Свердлов отмечает, что в период николаевского царствования, происходило отрицание общих путей исторического развития средневековой Руси и стран Западной Европы т. к. сохранялось отставание России, низкий уровень развития капиталистических отношений в промышленности и значительные пережитки крепостничества в сельском хозяйстве. Общественная мысль разделилась на два течения – славянофильство и западничество, которые были противопоставлены по своим идеям исторического развития.
В таких условиях определяющего 50 – 60-летнего правительственного и идеологизированного противопоставления исторических путей развития России и стран Западной Европы проблема «князь и княжеская власть» в домонгольской Руси решалась по-разному. Автор описывает официозную концепцию (где князь являлся источником власти, защитником и судьей народа) и взгляды И.Д. Беляева на эту проблему (Беляев считал, что власть княжеская была равна независимой власти земщины и народного веча). Автор приводит вывод Беляева, что Русская земля представляла собой союз общин и княжеская власть «продолжала лежать как бы на поверхности Русского общества и не проникала вглубь» [Беляев И.1861. Рассказы из русской истории. Кн. 1. М.С. 51–52, 99, 129–130, 206].
Далее автор приводит теорию С.М. Соловьева, отличную от теории Беляева. Князь должен «княжить и владеть»; «он думал о строе земском, о ратях, об уставе земском»; он был вождем на войне и судьей в мирное время, наказывал преступников; он был источников новых норм и «уставов». Князь собирает дань и распоряжается ею. Княжеский род был верховным собственником земли, отношения между князьями регулировались началом родового старшинства. [Соловьев С.М. 1959. Кн. I. История России с древнейших времен. Кн. 1. (Тома 1–2). М.С. 222 – 223, 343 – 349; первое издание в 1851 г.]
Свердлов подробно останавливается на идеях В.И. Сергеевича, М.Ф. Владимирского-Буданова, М.А. Дьяконова, В.О. Ключевского, Н.П. Павлова-Сильванского, А.Е. Преснякова, К. Маркса, В.И. Ленина, Ф. Энгельса, Б.Д. Грекова, М.Н. Тихомирова, А.И. Неусыхина, Б.А. Рыбакова, А.А. Зимина, И.Я. Фроянова, которые характеризуют общественно-политический строй (описывают главные черты феодального социально-политического строя), место в нем князя и функций княжеской власти.
Автор считает, что необходимо анализировать весь комплекс исторических фактов. Опыт своего анализа Свердлов описывает далее. В начале он следовал давно сформулированному Г.В.Ф. Гегелем принципу и при таком подходе он выяснил, что «каждое из предшествующих научных направлений открывало и изучало свою определенную часть исторической действительности». [Свердлов М.Б. Домонгольская Русь. Спб. 2003. С. 29]
Свердлов пришел к выводу, что общественный строй восточных славян закономерно развился в VI–X вв. от племенного строя к феодальному на основе кормлений (феодов), которые являлись материальным обеспечением дружинников за службу; формировались разные категории зависимых людей. Этот путь свойственен всем славянским государствам, включая многоэтничную Русь. [результаты этих исследований обобщены в работах: Свердлов М.Б. 1983. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. Л.; Свердлов М.Б. 1997. Становление феодализма в славянских странах. Спб.]
Ниже автор описывает исследовательские подходы А.А. Горского, Е.А. Мельниковой, Н.Ф. Котляр, А.П. Толочко, которые предлагали свое решение проблемы «князя и княжеской власти». Далее Свердлов останавливается на идеях С. Франклина и Д. Шепарда, которые рассматривали историю Руси как историю княжеского рода. Также он описывает подходы историков средневековья и приводит выводы медиевиста нашего времени Жака Ле Гоффа.
Свердлов считает, что необходимо для решения проблемы «князя и княжеской власти» прибегнуть к комплексному анализу всех видов нарративных, юридических, археологических, лингвистических источников. Необходим системно-структурный анализ общества с определением всех видов экономических, социальных, политических, культурных и поведенческих связей в нем князя. Автор считает, что особое значение имеет постоянный историографический контекст, потому что он позволяет рассмотреть эволюцию княжеской власти на Руси VI – первой трети XIII в.
Заключение
При изучении проблемы «князь и княжеская власть на Руси VI – первой трети XIII в.» постоянно существовали различия в изучении общих и частных вопросов. Поэтому для исследования необходимо было пользоваться системно-структурным, генетическим и сравнительно-историческим методом.
В процессе исследования было установлено содержание исторического развития Руси от племенных общественных отношений к феодальным.
Генетическими истоками экономической, социально-политической и культурной среды для славян стало индоевропейское общество.
Для исследования использовался коллективный накопленный исторический опыт.
Эволюция института князя и княжеской власти у восточных славян является составной частью формирования многоэтничного государства.
Социально-политические основания для обозначения особо значимого положения великого князя: подношения князю трансформировались в регулярные подати (налоги). Полюдье стало сбором дани и кормления. Посадники управляли городами. Княжеский закон – Правда Русская. Обязанность племени участвовать в княжеском войске.
Реформы княгини Ольги привели к созданию средневекового государства с основными политическими институтами: во главе государства – князь, который находился в столице Киеве. Княжие служилые люди обеспечивали функционирование государственного и административно-судебного аппарата, княжеской военной организации. Происходило формирование сельской общины. Исчезло народное собрание и совет старейшин. Князь обладал верховной земельной собственностью и распространял на ее территории свои властные и юридические функции.
Князь принимал решения по реформированию государственной религии.
Материальное обогащение – подати. Служба князю стала основанием формирования привилегированного служилого сословия, верхушкой которых были княжие мужи. Князь владел господским хозяйством.
Введение христианства способствовало формированию идеологии.
Княжеское наследование происходило по одной нисходящей линии, от отца к сыну.
Появление дружины, дворян, имении (владельцами которых являлись дворяне).
В X – первой трети XIII в. на Руси существовали представления об идеальном князе. Он должен быть идеалом нравственности и жертвенности.
В целом, я согласна с исследованиями М.Б. Свердлова. Его точки зрения на формирование княжеской власти на Руси VI – первой трети XIII вв. кажутся мне правильными. В своей монографии Свердлов охватывает вопросы касающиеся Древней Руси. Опирается на письменные источники того времени (ПВЛ, НПЛ, ИЛ, ЛЛ, Русская Правда и другие). Анализирует работы В.О. Ключевского, С.М. Соловьева, Н.М. Карамзина, В.В. Седова, и многих других историков, опирается на свои предыдущие работы. В своих исследованиях он пользуется комплексным методам, то есть он рассматривает все источники (письменные, лингвистические, зарубежные, археологические) чтобы прийти к истинно верному выводу. Подробно рассматривает становление единого Русского государства. Мне было очень интересно работать с этой монографией, я узнала много моментов и подробностей из истории нашего государства.
Домонгольская Русь: князь и княжеская власть на Руси VI – первой трети XIII в.
г. Архангельск
2008
Введение
Автор в начале своего введения пишет о том, что в результате произошедших в стране общественно-политических изменений в российской исторической науке 90-х гг. ХХ – начала ХХI столетия происходит отказ от прежних идеологий и замена их новыми. Свердлов описывает многообразие подходов и идей и причины их возникновения. Автор считает, что при таком многообразии сохраняется объективность исторического исследования, а это, как раз, имеет прямое отношение к анализу проблемы «князь и княжеская власть на Руси VI – первой трети XIII в.».
Свердлов считает, что на историю как науку воздействовали гуманитарные дисциплины – филология, лингвистика, этнография, социология и отсюда мы можем сделать вывод, что проблема изучения князя как общественно-политического института и содержания княжеской власти в начальный период русской истории приобретает особое значение.
Автор пишет о взглядах российских историков ХVIII – первой трети ХIХ в. на происхождение княжеской власти. Далее Свердлов отмечает, что в период николаевского царствования, происходило отрицание общих путей исторического развития средневековой Руси и стран Западной Европы т. к. сохранялось отставание России, низкий уровень развития капиталистических отношений в промышленности и значительные пережитки крепостничества в сельском хозяйстве. Общественная мысль разделилась на два течения – славянофильство и западничество, которые были противопоставлены по своим идеям исторического развития.
В таких условиях определяющего 50 – 60-летнего правительственного и идеологизированного противопоставления исторических путей развития России и стран Западной Европы проблема «князь и княжеская власть» в домонгольской Руси решалась по-разному. Автор описывает официозную концепцию (где князь являлся источником власти, защитником и судьей народа) и взгляды И.Д. Беляева на эту проблему (Беляев считал, что власть княжеская была равна независимой власти земщины и народного веча). Автор приводит вывод Беляева, что Русская земля представляла собой союз общин и княжеская власть «продолжала лежать как бы на поверхности Русского общества и не проникала вглубь» [Беляев И.1861. Рассказы из русской истории. Кн. 1. М.С. 51–52, 99, 129–130, 206].
Далее автор приводит теорию С.М. Соловьева, отличную от теории Беляева. Князь должен «княжить и владеть»; «он думал о строе земском, о ратях, об уставе земском»; он был вождем на войне и судьей в мирное время, наказывал преступников; он был источников новых норм и «уставов». Князь собирает дань и распоряжается ею. Княжеский род был верховным собственником земли, отношения между князьями регулировались началом родового старшинства. [Соловьев С.М. 1959. Кн. I. История России с древнейших времен. Кн. 1. (Тома 1–2). М.С. 222 – 223, 343 – 349; первое издание в 1851 г.]
Свердлов подробно останавливается на идеях В.И. Сергеевича, М.Ф. Владимирского-Буданова, М.А. Дьяконова, В.О. Ключевского, Н.П. Павлова-Сильванского, А.Е. Преснякова, К. Маркса, В.И. Ленина, Ф. Энгельса, Б.Д. Грекова, М.Н. Тихомирова, А.И. Неусыхина, Б.А. Рыбакова, А.А. Зимина, И.Я. Фроянова, которые характеризуют общественно-политический строй (описывают главные черты феодального социально-политического строя), место в нем князя и функций княжеской власти.
Автор считает, что необходимо анализировать весь комплекс исторических фактов. Опыт своего анализа Свердлов описывает далее. В начале он следовал давно сформулированному Г.В.Ф. Гегелем принципу и при таком подходе он выяснил, что «каждое из предшествующих научных направлений открывало и изучало свою определенную часть исторической действительности». [Свердлов М.Б. Домонгольская Русь. Спб. 2003. С. 29]
Свердлов пришел к выводу, что общественный строй восточных славян закономерно развился в VI–X вв. от племенного строя к феодальному на основе кормлений (феодов), которые являлись материальным обеспечением дружинников за службу; формировались разные категории зависимых людей. Этот путь свойственен всем славянским государствам, включая многоэтничную Русь. [результаты этих исследований обобщены в работах: Свердлов М.Б. 1983. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. Л.; Свердлов М.Б. 1997. Становление феодализма в славянских странах. Спб.]
Ниже автор описывает исследовательские подходы А.А. Горского, Е.А. Мельниковой, Н.Ф. Котляр, А.П. Толочко, которые предлагали свое решение проблемы «князя и княжеской власти». Далее Свердлов останавливается на идеях С. Франклина и Д. Шепарда, которые рассматривали историю Руси как историю княжеского рода. Также он описывает подходы историков средневековья и приводит выводы медиевиста нашего времени Жака Ле Гоффа.
Свердлов считает, что необходимо для решения проблемы «князя и княжеской власти» прибегнуть к комплексному анализу всех видов нарративных, юридических, археологических, лингвистических источников. Необходим системно-структурный анализ общества с определением всех видов экономических, социальных, политических, культурных и поведенческих связей в нем князя. Автор считает, что особое значение имеет постоянный историографический контекст, потому что он позволяет рассмотреть эволюцию княжеской власти на Руси VI – первой трети XIII в.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 227.