Личностные и ситуативные аспекты временной перспективы личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Проблему временной перспективы исследовали такие психологи, как К. Левин, Л. Франк, И. Наттин, Р. Кастенбаум и др. Часто, обсуждая проблему временной перспективы, психологи сводят ее к сугубо субъективным параметрам времени, к определению его ценности. Одни психологи определяют будущее соотносительно с прошлым и настоящим, другие - с точки зрения его структурированности, третьи - ценностного содержания. Но следует различать психологическую, личностную и жизненную перспективы как три различных явления, а не останавливаться на одном понятии и приравнивать его ко всем остальным.

Психологическая перспектива - это способность человека сознательно, мысленно предвидеть будущее, прогнозировать его, представлять себя в будущем. Эта способность зависит от типов личности. У одних людей представления о будущем связаны с профессиональным выбором, у других - с личностными притязаниями и со своими будущими достижениями, у третьих - с личными устремлениями и потребностями. Эти различия возникают в зависимости от ценностных ориентаций, предпочитаемых сфер жизни.

Личностная перспектива - это не только способность человека предвидеть будущее, но и готовность к нему в настоящем, установка на будущее. Личностная перспектива - свойство личности, показывающее ее зрелость, потенциал ее развития, сформировавшиеся способности к организации времени.

Жизненная перспектива - совокупность обстоятельств и условий жизни, которые при прочих равных условиях создают личности возможность для оптимального жизненного продвижения.Чаще всего жизненная перспектива открывается тому, у кого существует собственная жизненная позицией, которая целостным образом определяет будущее личности. Все три вида перспектив зависят друг от друга и взаимосвязаны. Но наличие одной из них не предполагает обязательное существование у человека другой.[14]

Также существуют личностные и ситуативные или ситуационные аспекты временной перспективы личности, которые непосредственным образом влияют на формирование временной перспективы личности в ее онтогенетическом развитии. В качестве личностных детерминант выделяют такие факторы как личностная тревожность, локус контроля и самоэффективность.

Фактор личностной тревожности -особенность испытывать эмоциональное

Беспокойство. Он определяет и особое эмоциональное отношение ко времени.

Локус контроля - характеристика, отражающая степень принятия ответственности за происходящие событие, представляется значимой для развития активности во времени.

Самоэффективность – параметр представлений о собственной компетентности для проявления активности. Он связан с планированием времени и проявлением активности в практической организации временной перспективы.

К ситуационным факторам относятся те параметры ситуации, в которых оказываются люди в условиях современного общества, характеризующегося ускорением всех процессов социального развития. Это дефицит времени, опыт неудачи в прошлом и неопределенность требований к деятельности человека. Необходимы были исследования факторов, влияющих на организацию временной перспективы. Гипотеза исследования психологов состояла в том, что особенности ситуации в зависимости от личностных параметров влияют на изменение в организации времени.

Для оценки личностных особенностей использовались различные методики и опросники с целью определения общего (в том числе эмоционального) отношения ко времени, а также проявления активности в практической организации времени. Существовала основная группа, состоящая из 100 человек и контрольная, состоящая из 50.Анализ полученных результатов показал, что при высокой личностной тревожности воздействие ситуационных факторов вызывает повышение уровня активности в практической организации времени, снижение позитивного отношения к прошлому, но планирование и осознание времени и отношение к будущему и настоящему остаются неизменными. При умеренной личностной тревожности воздействие выделенных параметров ситуации приводит к повышению уровня развития планирования и осознания времени при этом отношение ко времени и уровень активности остаются неизменными.

У испытуемых с интернальным локусом контроля выявилось в ходе эксперимента увеличение уровня развития планирования и активности во временной организации, но отношение ко времени осталось неизменным. При высоких показателях самоэффективности- повышение уровня планирования времени и снижение позитивного отношения к прошлому. При умеренных показателях повышениеактивности в организации времени. В контрольной группе у людей с перечисленными личностными особенностями изменений не наблюдалось. [15]

Из полученных результатов исследований был сделан вывод, что влияние ситуационных параметров дефицита времени, негативного опыта и неопределенности требований к деятельности приводит к различным изменениям в организации времени людей, в зависимости от степени их личностной тревожности, локуса контроля и степени самоэффективности. Также, что личностная тревожность и самоэффективность связаны с эмоциональным переживанием времени. С планированием времени связаны все три личностные особенности, но различным образом: например, лишь при умеренной тревожности происходят изменения в планировании времени, в то время, как при высокой тревожности таких изменений не наблюдается. С активностью в практической организации обнаруживают различную связь все личностные детерминанты.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 178.