Инструкция для испытуемого: 1 часть. Придумай слова, которые начинаются на слог «по», например «полка». На ответ дается 2 минуты. 2 часть. Придумай слова, которые оканчиваются слогом «ка», например «сумка». На ответ дается 2 минуты. Время выполнения всего субтеста — 4 минуты.
Оценивание: Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах.
Беглость — общее число приведенных слов. 1 слово — 1 балл.
Б = n
Б — показатель беглости, n — общее число слов.
Как и ранее, следует вычеркнуть повторяющиеся слова, а также не учитывать неадекватные слова.
Субтест 4. Словесная ассоциация
Задача: Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.
Инструкция для испытуемого: Найди как можно больше определений для слова «книга». Например: красивая книга. Какая еще бывает книга? Время выполнения субтеста — 3 минуты.
Оценивание: Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах
Беглость — суммарное число приведенных определений (n). Одно определение — 1 балл.
Б = n.
Б — показатель беглости.
Субтест 6. Эскизы
Задача: Превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах.
Инструкция для испытуемого: Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Рисовать можно как внутри, так и снаружи круга. Подпиши название к каждому рисунку. Время выполнения задания — 10 минут. Тестовый бланк — это лист стандартной бумаги (формат А4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине. Размеры квадрата 5 x 5 см, диаметр каждого круга — 1,5 см. Оценивание:
Беглость — число адекватных задаче рисунков. Один рисунок — 1 балл.
Б = n
n — число рисунков (изменяется от 0 до 20).
Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликаты), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал — круг.
Дети предупреждались заранее, что все их ответы будут правильными, чем больше они придумают ответов, тем лучше, даже если это необычные ответы. Участникам предлагалось пофантазировать, все ответы поощрялись. Большинство детей отвечали с большой охотой и с желанием продолжать занятия дальше.
Субтест 1.
Таблица №4
№ | Ф.И.О. | Баллы |
1. | Абрамова В.В. | 5 |
2. | Абибуллаева Л.Э. | 14 |
3. | Буняк В.В. | 9 |
4. | Гайдай Т.Л. | 2 |
5. | Душко Я.Р. | 5 |
6. | Зинченко А.О. | 7 |
7. | Кравченко Ю.П. | 6 |
8. | Кудрявцев Р.Д. | 4 |
9. | Марысюк Е.Е. | 7 |
10. | Омельченко Л.Г. | 4 |
11. | Ольховская Р.Н. | 6 |
12. | Рустемов А.Р. | 5 |
13. | Сурченко В.О. | 8 |
14. | Примак М.Е. | 1 |
15. | Умерова З.Р. | 9 |
16. | Фадеева О.Р. | 6 |
17. | Юрийчук И.А. | 7 |
По этому тесту испытуемыми было дано в среднем шесть ответов на человека (за 3 минуты), разброс по числу ответов велик — от 1 до 14. Наиболее часто встречающиеся ответы: «Можно сделать из газеты самолет, шапку, корабль. Сдать в макулатуру. Подстилать. Узнавать из нее новости. Узнавать программу телевидения». Редкие, оригинальные ответы: «Обмахиваться, если жарко. Наказывать газетой собаку (хлопать собаку). Дать играть кошке».
Субтест 3.
Таблица №5
№ | Ф.И.О. | Баллы 1часть | Баллы 2часть |
1. | Абрамова В.В. | 8 | 6 |
2. | Абибуллаева Л.Э. | 13 | 12 |
3. | Буняк В.В. | 11 | 9 |
4. | Гайдай Т.Л. | 7 | 5 |
5. | Душко Я.Р. | 9 | 7 |
6. | Зинченко А.О. | 10 | 12 |
7. | Кравченко Ю.П. | 5 | 5 |
8. | Кудрявцев Р.Д. | 7 | 6 |
9. | Марысюк Е.Е. | 13 | 10 |
10. | Омельченко Л.Г. | 10 | 6 |
11. | Ольховская Р.Н. | 12 | 12 |
12. | Рустемов А.Р. | 8 | 11 |
13. | Сурченко В.О. | 10 | 9 |
14. | Примак М.Е. | 8 | 7 |
15. | Умерова З.Р. | 7 | 9 |
16. | Фадеева О.Р. | 9 | 7 |
17. | Юрийчук И.А. | 6 | 7 |
Этот тест обладает большой различительной силой. Среднее число придуманных слов (каждого типа) —7. Разброс слов — от 5 до13. Примеры часто приводимых слов: в первой части — «пол, поле, поезд»; во второй — «кошка, мышка». Примеры оригинальных слов: в первой части — «подорожник, поздравление, поминки, порка»; во второй — «креветка, строчка».
Субтест 4.
Таблица №6
№ | Ф.И.О. | Баллы |
1. | Абрамова В.В. | 10 |
2. | Абибуллаева Л.Э. | 16 |
3. | Буняк В.В. | 9 |
4. | Гайдай Т.Л. | 5 |
5. | Душко Я.Р. | 6 |
6. | Зинченко А.О. | 11 |
7. | Кравченко Ю.П. | 9 |
8. | Кудрявцев Р.Д. | 6 |
9. | Марысюк Е.Е. | 10 |
10. | Омельченко Л.Г. | 9 |
11. | Ольховская Р.Н. | 7 |
12. | Рустемов А.Р. | 8 |
13. | Сурченко В.О. | 6 |
14. | Примак М.Е. | 5 |
15. | Умерова З.Р. | 12 |
16. | Фадеева О.Р. | 8 |
17. | Юрийчук И.А. | 9 |
Среднее число приведенных ответов — определений к слову «книга» — составляло 8. Разброс ответов по числу — от 1 до 16 (за 3 минуты). Часто встречающиеся ответы: «интересная, красивая, большая, маленькая, сказочная, хорошая». Редкие ответы: «удивительная, странная, забытая, правдивая, купленная, документальная, запрещенная, мокрая». Полученные данные дают нам возможность разделить детей на группы по уровню развития творческих способностей следующим образом, обозначив их соответственно группа 1(показатели ниже нормативных), группа 2 (показатели соответствующие норме и выше нормы, но не более чем в 2 раза), группу 3(показатели, превышающие нормативные более чем в 2 раза). Количество детей в 1 группе составило 36% от их общего числа (6 человек), в группе 2 – 52 % (9 человек), и в группе 3 –12% (2 человека), что указано в таблице №7.
Таблица №7
№ группы | Количество детей, составивших группу (%) | Соответствие общего балла нормативным показателям |
1 | 36 | ниже нормы |
2 | 52 | норма и выше нормы |
3 | 12 | значительно выше нормы |
Анализ программы на развитие творческих способностей.
Для анализа нами была взята программа по трудовому обучению авторов В. Тименко, В. Вдовченко и др.
Цель курса – формирование конструктивно-художественных и конструктивно-технических умений, которые включают языковое, графическое и предметно-пластическое творчество учеников.
В программе выделено пять разделов: «Человек и природа», «Я сам и другие люди», «Человек и знаки информации», «Человек и техника», «Человек и художественная окружающая среда».
Каждый из данных разделов ориентирован на развитие творческих способностей. В разделе «Человек и природа» программой предложено выполнение следующих практических работ:
· Создание аппликаций с отдельных растительных форм. Создание предметных аппликаций и орнаментов из растительных форм по воображению, по собственной задумке. Аппликации с листвы, трав, цветов, икебаны висячие, настенные, настольные по своему воображению.
· Изготовление из шишек, желудей, гороховых шкарлупок, веточек различных фигурок животных, изображение растений.
· Лепка фруктов, овощей. Лепка фантастических существ. Творческая работа: коллективное создание композиции с фантастическими существами.
· Творческая работа в группах: изготовление страниц Красной книги Украины.
· Коллективная творческая работа: изготовление муляжей в технике папье-маше.
· Оригами как вид творческой работы. Изготовление изделий способом оригами.
Раздел «Я сам и другие люди».
· Вырезание салфеток по собственному замыслу в технике вытынанки. Изготовление снежинок с бумаги.
· Изображение костюма из собственного представления, создание макета элементов по собственным рисункам.
· Дизайн собственной одежды для вечеринки (украшение стразами, бисером, нашивками и др.﴿
· Оформление в классной комнате «Уголка дружбы » по разным рубрикам (фотоколлаж «Наш класс», «Почтовый ящик», «Поздравляем» и другие﴿.
· Конструирование новогодней открытки способом оригами.
Раздел «Человек и знаки информации».
· Изготовление собственной визитки, бейджика и др.
· Коллективная творческая работа: разработка рекламных плакатов, упаковок, конфетных обверток по собственной выдумке.
· Коллективная творческая работа: создание кижки-самоделки «Наш класс».
Раздел «Человек и техника».
· Изготовление в технике оригами различных транспортных средств (самолет, лодка и др.﴿.
· Моделирование по собственному воображению с деталей пластмассовых или деревянных наборов.
· Конструирование из спичечных коробок транспортные средства по своей выдумке.
Раздел «Человек и художественная окружающая среда».
· Создание макетов вазонов и подставок оригинальной формы, их украшение.
· Коллективная творческая работа: конструирование изделий для возрождения украинского быта (мебель, посуда, настенные украшения, полотенца﴿.
Таким образом, проанализировав программу и проведя беседу с учителями начальных классов, можем сделать выводы, что в программе отображены виды практических работ для развития творческих способностей младших школьников и учителя используют их в своей работе.
С помощью применения теста Гилфорда и Торренса мы исследовали уровень развития творческих способностей у учащихся 2-А класса СОШ №1 п.г.т. Ленино.
Результаты теста следующие:
- у 12% детей класса результаты были значительно выше нормы, что говорит о их любознательности, о большом словарном запасе и развитой способности фантазировать;
- 52% детей дали результаты уровня развития творческих способностей, соответствующих норме и выше нормы, но не более чем в 2 раза.
- у 36% детей показатели уровня развития творческих способностей ниже нормы, поэтому их необходимо развивать, что возможно осуществлять через уроки оригами.
Следовательно, у большинства детей уровень развития творческих способностей на среднем уровне.
Заключение
Универсальные творческие способности – это индивидуальные особенности, качество человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.
3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.
4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередование дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.
5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Работа в технике оригами социально ориентирована. Ведущими мотивами этого вида деятельности для младшего школьника является стремление к творческой самореализации, желание создать новое, оригинальное. Вместе с тем, фигурки оригами имеют ярко выраженное, утилитарное значение: это игрушки, подарки близким, бытовые принадлежности, макеты геометрических фигур, которые создаются детьми для того, чтобы использоваться на уроках математики, природоведения, чтения, иностранного языка.
Таким образом, работа в технике оригами является эффективным средством развития творческих способностей младших школьников, а оригами, как средство обучения и воспитания может использоваться в процессе обучения в начальной школе, как на правах игровой методики, наглядного пособия, так и в качестве отдельного предмета.
Рекомендации для развития творческих способностей младших школьников:
1. Использование различных форм организации практической деятельности для развития творческих способностей детей.
2. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей.
3. Использование техники оригами для развития творческих способностей младших школьников.
4. На уроках трудового обучения давать детям задания творческого характера.
5. Работа с родителями.
Литература
1. Акчурина-Муфтиева Н.М. Развитие детского творческого конструирования из бумаги. – Симферополь: Крымское учебно-педагогическое государственное издательство, 2003 – 188 с.
2. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. – М., 1995 – 240 с.
3. Бердяев Н.А. Самопознание. – М., 1989 – 197 с.
4. Выгонова В. Рождественский венок. Поделки из бумаги. //Начальная школа – 2001 - №46, с.14-16.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., Просвещение, 1991-206 с.
6. Выготский Л.С. Сборник сочинений. Т.2.-М., 1982 – 285 с.
7. Годфруа Ж. Психология, изд.в 2 т., т.1.-М.:Мир,1992 - 436 с.
8. Дьяченко О.М.,Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает.-М.:Знание, 1994 – 123 с.
9. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ.-Пенза: Уникон – ТРИЗ, 2001 – 264 с.
10. Ильичев Л.Ф., Федосеев Н.Н. Философский энциклопедический словарь.- М., 1983 – 546 с.
11. Кишмакова Р.З. Уроки труда по оригами //Педагогическое творчество – 2005 - №2, с.6-10.
12. Колосова С.Л. Основы психодиагностики. Учебное пособие.- Сыктывкар, 2000 – 258 с.
13. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнобразования: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999 – 192 с.
14. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. Учебное пособие. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998 – 192 с.
15. Кузьмина Н.А. Формирование опыта творческой деятельности на уроках труда //Начальная школа – 2004 - №4, с.4-13.
16. Лук А.Н. Психология творчества. - М.:Наука, 1978 – 198 с.
17. Матюшкин А.М. Загадки одаренности: проблемы практической диагностики. – М.:Школа – Пресс, 1993 – 341 с.
18. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.,1999 – 462 с.
19. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. пед. вузов: В 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1999 – кн.1. Общие основы психологии. – 688
20. Немов Р.С.Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3-х кн. – 4е издание – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – Кн.1 :Общие основы психологии. – 460 С.
21. Пароманова Л.А. Детское творческое конструирование. – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999 – 240с.
22. Поддьяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества младших школьников // Вопросы психологии. 1990 - №1, с.16-19
23. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. – М., 1976 – 430с.
24. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. Моляко В.А. //Вопросы психологии – 1994 - №5, с.45-51.
25. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика – Пресс, 1999 – 475с.
26. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 1999 – 250с.
27. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. /Гл. ред. В.В. Давыдов. Т.2. – М., 1999 – 450с. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Педагогика, 1989 – 280с.
28. Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвей, 1998 – 437с.
29. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. – СПб.: СПбУПМ, 1997 – 203с.
30. Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. – М.: ТЦ «Сфера», 2000 – 268с.
31. Хуторский А.В. Развитие творческих способностей. – М.: ВЛАДОС, 2000 – 248с.
32. Эфроимсон В.П. Загадка гениальности. – М.: Знание, 1991 – 250с.
Приложения
Вводный урок "Знакомство с оригами"
Цель занятия: Познакомить детей с японским искусством оригами.
Задачи: Образовательные: - Познакомить учеников с краткой историей оригами. - Учить составлять связный рассказ по опорным словам. - Учить классифицировать предметы по разным признакам Развивающие: - Развивать речь учащихся. - Расширять активный и пассивный словарный запас детей. - Развивать творческое и логическое мышление детей. - Развивать умение работать в парах. Воспитательные: - Формировать интерес детей к искусству оригами. - Воспитывать умение вести себя в коллективе.
Ход урока:
Дата: 2019-07-30, просмотров: 275.