Предмет исследования – формы организации уроков оригами как средство развития творческих способностей младших школьников.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

Социально-экономическое, политическое и культурное развитие современного общества, интеграция в мировое образовательное пространство ставят перед школой одну из приоритетных задач - формирование личности, способной преодолевать возникающие трудности, делать осознанный нравственный выбор, строить свою деятельность творчески. В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление готовности изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Творческая активность успешно развивает познавательные способности в овладении знаниями, воспитывает постоянное стремление к самообразованию, настойчивость в достижении цели, готовность к деятельностному постижению окружающей действительности.

В работах многих педагогов и психологов отмечается, что в существующей сегодня системе образования недостаточно уделяется внимание целому пласту человеческого опыта - творческой деятельности. Особенно негативно такая тенденция в образовании отражается на учащихся начальной школы. Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности. В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных ценностей, качеств, способностей, потребностей личности. Все это определяет успешность дальнейшего обучения, воспитания и социализации личности. Решение проблемы развития творческих способностей младших школьников в учебном процессе как ведущего фактора гуманизации образования требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) с целью их индивидуализации. Стратегическим направлением активизации обучения должно стать не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, поиск педагогических средств, направленных на включение учащихся в процесс обучения на уровне творческой активности. Одним из средств активизации творческого потенциала личности в начальной школе является оригами - японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел, игровая технология, бумажный конструктор, способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между учебой и игрой. Искусство бумажного моделирования возникло в глубокой древности в Японии и служило средством развлечения и умственного воспитания детей в народной педагогике. С середины восемнадцатого века оригами стали использовать в детских воспитательных учреждениях Германии, Италии, Японии, России в качестве игровой методики, способствующей активизации мыслительных процессов, становлению коммуникативных навыков, выработке логического и пространственного мышления. В школах Японии оригамные фигурки геометрических тел использовались в качестве наглядного пособия на уроках геометрии. В России оригами как дидактическое средство нашло применение в дошкольной педагогике, дополнительном образовании. Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка создать фигурку из бумаги, а процесс превращения листа бумаги в игрушку способствует созданию дидактической проблемы, для решения которой учащимся необходимо активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать ее суть, найти пути решения, оценить полученный результат. Объект исследования – процесс развития творческих способностей у младших школьников на уроках трудового обучения.

Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

Изучением проблемы творческих способностей и творческой активности занимались и занимаются многие педагоги, психологи: Л.С.Выготский, А.М.Матюшкин, Г.И.Щукина, Ф.Я.Байков, М.И.Бойцов, А.И.Денисов, Н.А.Ковина, Л.С.Беляева, Х.Х.Габраль, Л.Л.Литвиненко, В.В.Мерцалова, А.Н.Леонтьев, М.Н.Скаткин, Я.И.Пономарев, Т.И.Шамова и другие [5;19].

Ученые выделяют три уровня активности:

• репродуктивно-подражательная активность, при которой опыт деятельности обучаемого накапливается через опыт учителя;

• поисково-исполнительская активность, при которой ребенок самостоятельно занимается поиском средств решения предложенной ему задачи;

• творческая активность как высший уровень активности, при которой задача ставится учащимся, а для ее решения учеником самостоятельно избираются новые, оригинальные пути [17;54].

На всех уровнях происходит формирование и поступательное развитие творческих способностей младших школьников. Исходя из того, что творческие способности являются важнейшими специфическими качествами личности, характеризующими ее стремление изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями, исследователи определяют творческие способности ребенка как проявление потребности его жизненных сил, высший уровень учебно-воспитательного процесса и необходимое условие всестороннего развития личности [9;25].

В исследованиях ряда ученых (М.Н.Скаткин, Я.И.Пономарев, Т.И.Шамова) понятие творческих способностей синонимично понятию «творчество». В научной литературе творчество определяется как деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее, и выступающая в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической - там, где что-то создаётся, открывается, изобретается. Проблема творчества рассматривается в двух аспектах: психологическом и философском. Психология творчества исследует процесс, психологический «механизм» протекания акта творчества как субъективного акта индивида; в то время как философия рассматривает вопрос о сущности творчества. И психологический, и философский аспекты понимания творчества, безусловно, важны для современной дидактики. Известный русский философ Николай Бердяев, указывая на основополагающее место творчества в человеческой жизнедеятельности, писал: «Под творчеством я понимаю не создание культурных продуктов, а потрясение и подъем всего человеческого существа, направленного к иной высшей жизни, к новому бытию»[23;220]. Раскрывая воспитательную сущность творчества в антропологическом плане, исследователь Н.Кузанский отмечал, что у творческой деятельности человека нет другой конечной цели, кроме самого» человека, поскольку он не выходит за свои пределы, когда творит, но «развертывает свою силу и постигает самого себя». Исследуя механизм творчества как психологического процесса, С.Л.Рубинштейн называл его одним из видов деятельности, в ходе которого создается что-то новое, оригинальное, что потом входит в историю не только самого творца, но и науки, искусства [28;146]. Исследователь К.К.Платонов называет творчеством «мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами».В рассмотренных дефинициях творчество выступает как неисторическая и необщественная категория, обозначающая всеобщую форму развития материального мира через создание, возникновение нового. Более полное определение творчества дается исследователем Я.А.Пономаревым. По его мнению, творчество «есть необходимое условие для развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением, которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека — лишь одна из таких форм»[23;223]. Данная точка зрения восходит к гегелевской философии, где понятие творческой самодеятельности обладает универсальными характеристиками. Сторонники такого подхода считают, что элемент творчества присутствует в любом трудовом процессе, совершаемом человеком, а исторические формы творчества зависят, прежде всего, от форм труда. Большинство исследователей, придерживающихся соответствующего определения, склоняются к более или менее категоричному отождествлению творчества и труда, к «растворению» творчества в труде. Подобная позиция, несмотря на всю уязвимость, является на сегодняшний день наиболее распространенной среди отечественных исследователей педагогики. Интересной, на наш взгляд, является точка зрения ряда ученых, педагогов, рассматривающих творчество как процесс, в котором получает реализацию внутренний побудительный мотив деятельности. Данная точка зрения предполагает, что главным его моментом является не столько вещный результат, сколько совершенствование человеческих способностей, а основные отличия творчества от труда [10;468].

Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности [8;116].

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Таким образом, творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода [3;89].

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление (при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов). Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.

Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым, обеспечивая, в конечном счете, создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы - все это является продуктом творческого воображения [33;99].

Однако уже в 30-е годы выдающийся русский психолог Л. С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. С. Выготский утверждал, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Он писал: "Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека"[5;35]. Из этого следует, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Педагогический вывод, который можно сделать из всего выше сказанного, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение.

Накопление знаний, опыта - это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.

Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими особенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения младших школьников - это развитие направленности воображения [6;62].

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возможностей.

4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.

5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству [25;162].

Таким образом, творческие способности - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом, как средство проверки и развития способностей. Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к знанию, к приложению усилий. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах.

Подходы к решению проблемы выявления и развития творческих способностей и в отечественной, и в зарубежной педагогической психологии весьма разнообразны.

За рубежом для характеристики творческих способностей личности чаще всего используют понятие “креативности”. Креативность - способность порождать множество оригинальных идей.

Более того, это понятие соотносится с творческим мышлением, так как критерии творческого мышления и креативности личности весьма сходны.

В отечественной педагогике творчество и творческие способности рассматриваются более широко и гибко. Только творческое мышление не отражает всех аспектов творческой направленности личности.

В творчестве не менее важно и восприятие, и воображение, тем более - фантазия.



Таблица №3. Сравнение общих форм обучения

Название формы Достоинства Недостатки
Индивидуальная Самостоятельное усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие самооценки учеников, познавательной самостоятельности, осуществляется хороший контроль. Тормозит развитие детей с низким уровнем учебных возможностей, ведёт к списыванию, подсказкам, отсутствие социальной активности школьников.
Групповая Взаимопомощь, распределение обязанностей, развитие чувства ответственности за результат совместной деятельности, стимул творческого соревнования.  Слабого ученика можно поставить в пассивное положение, работать могут только лидеры, а остальные списывать.
Парная Учащиеся дают взаимную оценку действиям и поступкам друг друга, эта работа эффективна на непродолжительное время (5-7 мин.), повышается качество выполненной работы, исчезает страх за ошибки перед учителем. Возникает опасность ложного товарищества, невозможно объективно оценить уровень знаний учащихся, нарушается нормальный ход индивидуальной учебной деятельности.
Коллективная Каждый ученик попеременно является то учеником, то учителем, повышается ответственность за свои знания перед коллективом, активизируется познавательная деятельность учащихся, развивается инициативность, коммуникабельность, трудолюбие учеников. Неумение некоторыми учителями профессионально организовать данную форму, недостаточность времени на уроках, несформированность коллектива приведёт к нежелательному результату: обратившимся за помощью говорят «Сам учи, что тут сложного».

 

В паре необходимо уметь:

– общаться, не мешая другим (говорить вполголоса);

– слушать, не перебивая друг друга;

– слышать собеседника;

– отстаивать собственную точку зрения;

– задавать вопросы друг другу на понимание, отвечать на них;

– выражать свои чувства и мысли;

– быть терпимым друг другу;

– благодарить друг друга за работу [27;369].

Как правило, на уроках трудового обучения в школе дети выполняют оригами индивидуально. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих композиций, где объединяются работы всех детей класса. Детей радуют коллективные работы. Особое удовлетворение им доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит на них более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа [13;85].

Коллективная конструктивная деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Коллективная форма организации дает возможность формировать навыки и умения работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов.

Важным обстоятельством, определяющим необходимость разработки и внедрения коллективной формы организации трудовой деятельности, является то, что детям младшего школьного возраста очень нравятся такого рода работы. Во- первых, потому, что каждый чувствуют себя сопричастным к полученному общему продукту, и это безусловно радует детей; во-вторых, как правило, результат получается более впечатляющими, эмоционально гораздо сильнее затрагивающими детей. При этом коллективная форма работы не снижает значимости деятельности каждого ребенка, не нивелирует индивидуальные усилия каждого. Наоборот, от качества работы каждого зависит общий результат; чем лучше ребенок выполнит свою часть работы, тем красивее, богаче по содержанию, интереснее будет общая композиция.

Желательно, чтобы коллективной работе предшествовал подготовительный этап, который позволил бы детям углубить собственные знания по теме будущей работы, позволил бы сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственных работах. Для этой цели можно использовать экскурсии, беседы и другое.

Основной этап, этап выполнения работы, включает в себя планирование, выполнение и оценку коллективной работы. Его цель – не только предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, но и создать в ходе коллективного творчества условия для творческого взаимодействия детей.

Условно можно выделить третий, заключительный этап. Этот период взаимодействия детей с уже завершенной работой, в воспитательном отношении он не менее значим, чем предыдущие этапы. Выполненную детьми композицию лучше всего на несколько дней оставить в классе. Она не раз привлечет внимание детей, станет объектом самых разных разговоров, дискуссий, игр, рождения новых творческих замыслов, предложений к дополнению уже созданной работы [13;87].

Таким образом, форма организации обучения – это особая конструкция звена или совокупности звеньев учебного процесса.

Форма обучения представляет собой целенаправленную, содержательно насыщенную и методически оснащённую систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся.

В педагогической литературе общепринятым является деление всех организационных форм на общеклассные или фронтальные учебные занятия; коллективные; групповые (бригадные или звеньевые); индивидуальные.

На уроках трудового обучения с использованием техники оригами возможно применение таких форм организации уроков, как коллективная, групповая, парная и индивидуальная работы.

Творческие способности – это создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

Одним из средств активизации творческого потенциала личности в начальной школе является оригами – японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел, игровая технология, бумажный конструктор, способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между игрой и учебой.

Использование оригами в учебно-воспитательном процессе – на уроках трудового обучения приносит не только радость участникам процесса, но и повышает результативность обучения. На уроках оригами используются упражнения для развития творческих способностей, детям предлагаются: схемы с попущенными условными знаками или умышленно внесенными ошибками, задачи на комбинирование приемов.



Субтест 3. Слова

Субтест проводится индивидуально.

Субтест 6. Эскизы

Субтест 3.

 

Таблица №5

Ф.И.О. Баллы 1часть Баллы 2часть
1. Абрамова В.В. 8 6
2. Абибуллаева Л.Э. 13 12
3. Буняк В.В. 11 9
4. Гайдай Т.Л. 7 5
5. Душко Я.Р. 9 7
6. Зинченко А.О. 10 12
7. Кравченко Ю.П. 5 5
8. Кудрявцев Р.Д. 7 6
9. Марысюк Е.Е. 13 10
10. Омельченко Л.Г. 10 6
11. Ольховская Р.Н. 12 12
12. Рустемов А.Р. 8 11
13. Сурченко В.О. 10 9
14. Примак М.Е. 8 7
15. Умерова З.Р. 7 9
16. Фадеева О.Р. 9 7
17. Юрийчук И.А. 6 7

 

Этот тест обладает большой различительной силой. Среднее число придуманных слов (каждого типа) —7. Разброс слов — от 5 до13. Примеры часто приводимых слов: в первой части — «пол, поле, поезд»; во второй — «кошка, мышка». Примеры оригинальных слов: в первой части — «подорожник, поздравление, поминки, порка»; во второй — «креветка, строчка».

Субтест 4.



Таблица №6

Ф.И.О. Баллы
1. Абрамова В.В. 10
2. Абибуллаева Л.Э. 16
3. Буняк В.В. 9
4. Гайдай Т.Л. 5
5. Душко Я.Р. 6
6. Зинченко А.О. 11
7. Кравченко Ю.П. 9
8. Кудрявцев Р.Д. 6
9. Марысюк Е.Е. 10
10. Омельченко Л.Г. 9
11. Ольховская Р.Н. 7
12. Рустемов А.Р. 8
13. Сурченко В.О. 6
14. Примак М.Е. 5
15. Умерова З.Р. 12
16. Фадеева О.Р. 8
17. Юрийчук И.А. 9

 

Среднее число приведенных ответов — определений к слову «книга» — составляло 8. Разброс ответов по числу — от 1 до 16 (за 3 минуты). Часто встречающиеся ответы: «интересная, красивая, большая, маленькая, сказочная, хорошая». Редкие ответы: «удивительная, странная, забытая, правдивая, купленная, документальная, запрещенная, мокрая». Полученные данные дают нам возможность разделить детей на группы по уровню развития творческих способностей следующим образом, обозначив их соответственно группа 1(показатели ниже нормативных), группа 2 (показатели соответствующие норме и выше нормы, но не более чем в 2 раза), группу 3(показатели, превышающие нормативные более чем в 2 раза). Количество детей в 1 группе составило 36% от их общего числа (6 человек), в группе 2 – 52 % (9 человек), и в группе 3 –12% (2 человека), что указано в таблице №7.


Таблица №7

№ группы Количество детей, составивших группу (%) Соответствие общего балла нормативным показателям
1 36 ниже нормы
2 52  норма и выше нормы
3 12 значительно выше нормы

Анализ программы на развитие творческих способностей.

Для анализа нами была взята программа по трудовому обучению авторов В. Тименко, В. Вдовченко и др.

Цель курса – формирование конструктивно-художественных и конструктивно-технических умений, которые включают языковое, графическое и предметно-пластическое творчество учеников.

В программе выделено пять разделов: «Человек и природа», «Я сам и другие люди», «Человек и знаки информации», «Человек и техника», «Человек и художественная окружающая среда».

Каждый из данных разделов ориентирован на развитие творческих способностей. В разделе «Человек и природа» программой предложено выполнение следующих практических работ:

· Создание аппликаций с отдельных растительных форм. Создание предметных аппликаций и орнаментов из растительных форм по воображению, по собственной задумке. Аппликации с листвы, трав, цветов, икебаны висячие, настенные, настольные по своему воображению.

· Изготовление из шишек, желудей, гороховых шкарлупок, веточек различных фигурок животных, изображение растений.

· Лепка фруктов, овощей. Лепка фантастических существ. Творческая работа: коллективное создание композиции с фантастическими существами.

· Творческая работа в группах: изготовление страниц Красной книги Украины.

· Коллективная творческая работа: изготовление муляжей в технике папье-маше.

· Оригами как вид творческой работы. Изготовление изделий способом оригами.

Раздел «Я сам и другие люди».

· Вырезание салфеток по собственному замыслу в технике вытынанки. Изготовление снежинок с бумаги.

· Изображение костюма из собственного представления, создание макета элементов по собственным рисункам.

· Дизайн собственной одежды для вечеринки (украшение стразами, бисером, нашивками и др.﴿

· Оформление в классной комнате «Уголка дружбы » по разным рубрикам (фотоколлаж «Наш класс», «Почтовый ящик», «Поздравляем» и другие﴿.

· Конструирование новогодней открытки способом оригами.

Раздел «Человек и знаки информации».

· Изготовление собственной визитки, бейджика и др.

· Коллективная творческая работа: разработка рекламных плакатов, упаковок, конфетных обверток по собственной выдумке.

· Коллективная творческая работа: создание кижки-самоделки «Наш класс».

Раздел «Человек и техника».

· Изготовление в технике оригами различных транспортных средств (самолет, лодка и др.﴿.

· Моделирование по собственному воображению с деталей пластмассовых или деревянных наборов.

· Конструирование из спичечных коробок транспортные средства по своей выдумке.

Раздел «Человек и художественная окружающая среда».

· Создание макетов вазонов и подставок оригинальной формы, их украшение.

· Коллективная творческая работа: конструирование изделий для возрождения украинского быта (мебель, посуда, настенные украшения, полотенца﴿.

Таким образом, проанализировав программу и проведя беседу с учителями начальных классов, можем сделать выводы, что в программе отображены виды практических работ для развития творческих способностей младших школьников и учителя используют их в своей работе.

С помощью применения теста Гилфорда и Торренса мы исследовали уровень развития творческих способностей у учащихся 2-А класса СОШ №1 п.г.т. Ленино.

Результаты теста следующие:

- у 12% детей класса результаты были значительно выше нормы, что говорит о их любознательности, о большом словарном запасе и развитой способности фантазировать;

- 52% детей дали результаты уровня развития творческих способностей, соответствующих норме и выше нормы, но не более чем в 2 раза.

- у 36% детей показатели уровня развития творческих способностей ниже нормы, поэтому их необходимо развивать, что возможно осуществлять через уроки оригами.

Следовательно, у большинства детей уровень развития творческих способностей на среднем уровне.




Заключение

Универсальные творческие способности – это индивидуальные особенности, качество человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.

4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередование дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.

5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Работа в технике оригами социально ориентирована. Ведущими мотивами этого вида деятельности для младшего школьника является стремление к творческой самореализации, желание создать новое, оригинальное. Вместе с тем, фигурки оригами имеют ярко выраженное, утилитарное значение: это игрушки, подарки близким, бытовые принадлежности, макеты геометрических фигур, которые создаются детьми для того, чтобы использоваться на уроках математики, природоведения, чтения, иностранного языка.

Таким образом, работа в технике оригами является эффективным средством развития творческих способностей младших школьников, а оригами, как средство обучения и воспитания может использоваться в процессе обучения в начальной школе, как на правах игровой методики, наглядного пособия, так и в качестве отдельного предмета.

Рекомендации для развития творческих способностей младших школьников:

1. Использование различных форм организации практической деятельности для развития творческих способностей детей.

2. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей.

3. Использование техники оригами для развития творческих способностей младших школьников.

4. На уроках трудового обучения давать детям задания творческого характера.

5. Работа с родителями.



Литература

1. Акчурина-Муфтиева Н.М. Развитие детского творческого конструирования из бумаги. – Симферополь: Крымское учебно-педагогическое государственное издательство, 2003 – 188 с.

2. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. – М., 1995 – 240 с.

3. Бердяев Н.А. Самопознание. – М., 1989 – 197 с.

4. Выгонова В. Рождественский венок. Поделки из бумаги. //Начальная школа – 2001 - №46, с.14-16.

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., Просвещение, 1991-206 с.

6. Выготский Л.С. Сборник сочинений. Т.2.-М., 1982 – 285 с.

7. Годфруа Ж. Психология, изд.в 2 т., т.1.-М.:Мир,1992 - 436 с.

8. Дьяченко О.М.,Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает.-М.:Знание, 1994 – 123 с.

9. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ.-Пенза: Уникон – ТРИЗ, 2001 – 264 с.

10. Ильичев Л.Ф., Федосеев Н.Н. Философский энциклопедический словарь.- М., 1983 – 546 с.

11. Кишмакова Р.З. Уроки труда по оригами //Педагогическое творчество – 2005 - №2, с.6-10.

12. Колосова С.Л. Основы психодиагностики. Учебное пособие.- Сыктывкар, 2000 – 258 с.

13. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнобразования: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999 – 192 с.

14. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. Учебное пособие. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998 – 192 с.

15. Кузьмина Н.А. Формирование опыта творческой деятельности на уроках труда //Начальная школа – 2004 - №4, с.4-13.

16. Лук А.Н. Психология творчества. - М.:Наука, 1978 – 198 с.

17. Матюшкин А.М. Загадки одаренности: проблемы практической диагностики. – М.:Школа – Пресс, 1993 – 341 с.

18. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.,1999 – 462 с.

19. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. пед. вузов: В 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1999 – кн.1. Общие основы психологии. – 688

20. Немов Р.С.Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3-х кн. – 4е издание – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – Кн.1 :Общие основы психологии. – 460 С.

21. Пароманова Л.А. Детское творческое конструирование. – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999 – 240с.

22. Поддьяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества младших школьников // Вопросы психологии. 1990 - №1, с.16-19

23. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. – М., 1976 – 430с.

24. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. Моляко В.А. //Вопросы психологии – 1994 - №5, с.45-51.

25. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика – Пресс, 1999 – 475с.

26. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 1999 – 250с.

27. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. /Гл. ред. В.В. Давыдов. Т.2. – М., 1999 – 450с. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Педагогика, 1989 – 280с.

28. Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвей, 1998 – 437с.

29. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. – СПб.: СПбУПМ, 1997 – 203с.

30. Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. – М.: ТЦ «Сфера», 2000 – 268с.

31. Хуторский А.В. Развитие творческих способностей. – М.: ВЛАДОС, 2000 – 248с.

32. Эфроимсон В.П. Загадка гениальности. – М.: Знание, 1991 – 250с.



Приложения

Вводный урок "Знакомство с оригами"

Цель занятия: Познакомить детей с японским искусством оригами.

Задачи: Образовательные: - Познакомить учеников с краткой историей оригами. - Учить составлять связный рассказ по опорным словам. - Учить классифицировать предметы по разным признакам Развивающие: - Развивать речь учащихся. - Расширять активный и пассивный словарный запас детей. - Развивать творческое и логическое мышление детей. - Развивать умение работать в парах. Воспитательные: - Формировать интерес детей к искусству оригами. - Воспитывать умение вести себя в коллективе.

Ход урока:

Стадия осмысления

Послушайте мой рассказ об искусстве оригами:

Искусство оригами появилось в глубокой древности. Зародилось оно в Китае. Целых две тысячи лет назад китайцы изобрели бумагу. Примерно тогда же и появилось искусство оригами. В Китае существовала очень интересная традиция: к похоронам родственники усопшего делали всегда бумажные домики, мебель, слуг, а также бумажные деньги. Позже искусство оригами было завезено в Японию. Японцы в оригами многое переняли из китайского народного творчества, но преобразили его на свой лад. Из обыкновенной бумаги японцы воистину могут творить чудеса. Сделанные ими бумажные фигурки украшают храмы и жилища. В Японии считают, что бумажные шары-кусудамы, журавлики и другие изделия являются талисманами и приносят счастье. Поэтому их часто дарят и развешивают в качестве украшений во время народных праздников. Японские маги, путешествуя по Европе, познакомили западный мир с искусством оригами. Они были настоящими мастерам своего дела и за несколько секунд могли сложить из бумаги птицу, насекомое, животное на потеху многочисленным зрителям. А знаете ли вы, что многие известные люди не только восхищались искусством оригами, но и с огромным удовольствием складывали различные бумажные фигурки? Среди таких людей были известный итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи, писатель Льюис Кэрролл, автор всемирно известной книги «Алиса в стране Чудес» и другие. - Совпадает ли этот рассказ с теми рассказами, которые вы составили? - Что в них общего? - Что нового об искусстве оригами вы узнали из моего рассказа?

Теперь подойдите к нашей выставке. На выставке представлены:

-искусственный цветок из пластмассы,

-объемный тюльпан, выполненный в технике оригами,

-аппликация цветка, выполненного в технике оригами,

-игрушечный кораблик из пластмассы,

-аппликация «Кораблик»,

-объемные игрушки (оригами) из бумаги: лодочка и двухтрубный кораблик,

-пластмассовая игрушка

-животное,

-объемное животное из бумаги, выполненное в технике оригами,

-геометрическая аппликация животного.

- На какие группы можно разделить эти предметы?

-Цветы, кораблики, животные.

-Предметы, сделанные из пластмассы и из бумаги.

-Предметы плоские и объёмные.

- Сегодня мы с вами говорим об оригами. Найдите на выставке изделия, выполненные в технике оригами.

- Обоснуйте свой выбор. (Скорее всего дети назовут объемные игрушки из бумаги. Надо обратить их внимание на аппликацию цветка, выполненную в технике оригами)

Стадия рефлексии

- Давайте вернемся к ключевым словам, с которых мы начали разговор об искусстве оригами. Как мы можем дополнить этот список?

Итоги занятия:

- О чём мы узнали сегодня на занятии?

- Что вам понравилось на занятии?

Урок "Цветы из бумаги"

Цель занятия: Познакомить с созданием цветов из бумаги.

Задачи: Образовательные:

- Учить складывать из бумаги простые фигуры.

- Учить ровно складывать углы. Развивающие: - Развивать творческое и логическое мышление детей. Воспитательные: - Формировать интерес детей к искусству оригами. - Воспитывать аккуратность, терпение.

Ход урока:

I. Организационный момент

1.Приветствие.

2.Организация рабочего места

II. Первичное восприятие и осознание нового материала.

1.Рассказ-показ

Прошел месяц декабрь, за ним наступил январь. Закончился февраль, и начался март. Пришла весна, а зима уходить не хочет. «Чего это я уходить буду,- говорит зима, вон, вся земля еще снегом покрыта».


Перед детьми выкладывается квадрат белого или голубого цвета.

 

Но тут пригрело весеннее солнышко, и снег стал таять. «Видишь, - говорит зиме весна. – Снег уже тает, нечего тебе здесь делать. Уходи ».

«Не могу я уйти, - отвечает зима. – У меня вон еще сколько ледяных гор, кто же за ними ухаживать будет? ».

Квадрат превращается в треугольник.

Но тут ледяные горы стали уменьшаться, уменьшаться и исчезать, ведь прилетели теплые южные ветра, а с ними и…

Треугольник складывается пополам.

 

Птицы.

«Посмотри, зима, - говорит весна, - уже птицы прилетели. Уходи ».

«Ну и что, - отвечает зима, - птицы и зимой были и ничуть мне не мешали. Не уйду».

И тогда из земли стали появляться…

Треугольник складывается в последний раз и превращается в цветок.

Цветы. Увидела их зима, удивилась…

- Как вы думаете, почему?

И поняла – теперь уж точно пора уходить. Собрала она оставшиеся снега и льды и улетела в холодные края, в северные страны.

- Давайте поможем весне окончательно победить зиму. А как? Сделаем целую поляну цветов.

III. Практическая работа.

1.Выбор подходящих квадратов, складывание.

2.Приклеивание и дорисовывание. - Откуда будут расти наши цветы?

Вырезаем и приклеиваем или дорисовываем землю. - А что еще, кроме головки с лепестками, должно быть у цветка? (Стебель, листья, тычинки).

IV. Итог урока.

Просмотр работ, обсуждение.

Урок "Заяц"

Цель занятия: Познакомить с созданием зайцев из бумаги.

Задачи: Образовательные:

- Учить складывать из бумаги простые фигуры.

- Учить ровно складывать углы.

- Учить терминам вершина, сторона, линия сгиба. Развивающие: - Развивать творческое и логическое мышление детей.

- Развивать речь учащихся. Воспитательные: - Формировать интерес детей к искусству оригами. - Воспитывать аккуратность, терпение.

Ход урока:

I. Организационный момент

1.Приветствие.

2.Организация рабочего места

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

1.Рассказ-показ. - Что мы делали на прошлом уроке? Кто нам помогал? – Бумажный квадрат. Точно. Вот он какой…

Перед детьми выкладывается квадрат с нарисованным лицом, ладошками и ступнями.

 

И голова у него есть, и руки, и ноги.

Вышел наш квадрат на поляну цветов. Хорошо вокруг, красиво. Вдруг видит – трава примята, цветы в стороны раздвинуты – кто-то шел. Но кто? Никого не видно. Решил квадрат узнать, кто же на поляне завелся. Присел он в траве низко-низко, так что головой до ног достал, спрятался.

Квадрат превращается в треугольник.


Приставил он руки к ушам, прислушивается… - где-то совсем рядом то ли хруст, то ли чавканье. И звуки все эти приближаются. Вдруг видит квадрат: из травы уши торчат – вот такие длинные … а потом – раз – и вся мордочка из травы появилась… Кто же это такой: маленький, ушастый, в цветах спрятаться может и траву ест? Так это же заяц! Но как он сможет двигаться без туловища?

Стал квадрат думать, как ему туловище сделать.

Можно просто складывать и просить детей сделать точно так же, используя термины «вершина», «сторона», «линия сгиба», а можно рассказывать, как двигался квадрат – наклонялся, сгибался, соединял руки, прятал или выставлял их.

 

 

Сложился квадрат пополам – головой до ног достал… Почесал одной рукой в затылке (может, лучше думаться будет)… А потом совсем прижал к себе руки.

Думал он, думал. И придумал. Выставил одну ладошку… И вот что получилось – это хвост, это задние ноги, а это – передние.

Так завелся на нашей поляне заяц. Пока – один. Давайте еще зайцев разведем, чтобы ему не скучно было одному.

III. Практическая работа.

1.Дети выбирают квадраты понравившихся цветов и нужных размеров (для взрослого или маленького зайца), делают головы зайцам и дорисовывают их. - Чего не хватает? (Глаз, носа, рта). - Зачем они нужны?

Когда рисуем глаза, обязательно уточняем, в какую сторону смотрит заяц.

 

2.Делаем туловище, дорисовываем лапы.

3.Приклеиваем голову к туловищу.

IV. Итог урока.

1.Просмотр работ, обсуждение. - Как зовут?

- Кто что любит есть?

- Кто как прыгает? ...

2.Игра.

Играем с зайцами. Приклеиваем их на поляне или усаживаем.

 

Субтест 1.

Ф.И.О. Ответы детей
1 Абрамова В.В. Сделать пилотку, использовать как черновик, постелить на грязную скамейку, постелить на парту на уроках рисования красками, обернуть книги
2 Абибуллаева Л.Э. Решать примеры, сделать корабль, укрыться от дождя, использовать для папье-маше, для разведения костра, бить мух, завернуть покупку, постелить на мокрую лавочку, наклеить под обои, рисовать, подстилка хомяку, в качестве туалетной бумаги, чистить на газете рыбу, сдать в макулатуру
3 Буняк В.В. Обмахиваться, если жарко, посмотреть программу TV, постелить на пол при окраске потолка, сделать из газеты самолет, сдать в макулатуру, сделать факел, делать оригами, дать играть кошке, завернуть цветы
4 Гайдай Т.Л. Укрыться от дождя, обернуть книги
5 Душко Я.Р. Вытереть стол, подстилка кошке, проверить номер лотерейного билета, для разведения костра, делать вырезки
6 Зинченко А.О. Сделать из газеты самолет, подстилать, клеить вместо обоев, вытирать мокрый стол, плеваться шариками из газеты, записать телефон, сдать в макулатуру
7 Кравченко Ю.П. Использовать как обложку для книг, вырезать картинки, протирать стекла, делать самолетики, пилотки, продавать, сделать костюм к празднику
8 Кудрявцев Р.Д. Наказывать газетой собаку, раскрашивать, использовать вместо совка, подлаживать под грязную скамейку
9 Марысюк Е.Е. Делать оригами, положить под обувь, поджигать, гладить через газету, решать примеры, смять в виде мячика и играть, сделать конфетти
10 Омельченко Л.Г. Сдать в макулатуру, заворачивать продукты, сделать гирлянду, вложить в обувь для просушки
11 Ольховская Р.Н. Спрятаться от дождя, положить на парту на уроках труда и ИЗО, вырезать красивые буквы, протирать окна, обмахиваться от комаров, сделать пилотку
12 Рустемов А.Р. Сделать корабль, шапку, машинку, коллекционировать статьи, смотреть рекламу, обернуть книги, положить на пол
13 Сурченко В.О. Наклеить под обои, протирать окна, решать примеры, задачи, бить комаров, в качестве туалетной бумаги, сдать в макулатуру, заворачивать банки, кушать на газете
14 Примак М.Е. Подстелить подо что-то грязное
15 Умерова З.Р. Использовать как веер, для разведения костра, сдать в макулатуру, вырезать картинки, раскрашивать, обернуть книги, писать на ней, чистить овощи на ней, сделать пакетик из газеты
16 Фадеева О.Р. Вытереть стол, заклеить окна, подстелить попугаю в клетку, мыть посуду, вытирать пыль, заворачивать цветы
17 Юрийчук И.А. Привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой, прикрыть мебель от пыли, сделать корабль, шапку, папье-маше, вытирать что-то мокрое, завернуть посуду, сделать воздушного змея, сделать платье для куклы




Субтест 3.

Ф.И.О. 1часть 2часть
1 Абрамова В.В. Поле, полотенце, пояс, поезд, пол, покрывало, полено, повар Утка, полка, марка, ветка, кроватка, тетрадка
2 Абибуллаева Л.Э. Повод, полоса, почка, пост, подорожник, поздравление, подвал, портрет, помощь, подарок, пол, поле, помидор Кошка, бочка, сетка, украинка, расческа, палатка, банка, ложка, вилка, шапка, кепка, тачка
3 Буняк В.В. Поезд, пони, полоска, посуда, повар, порошок, поднос, поле, почка, почта, пол Машинка, приставка, собачка, картошка, каска, конфетка, шоколадка, коробка, оценка
4 Гайдай Т.Л. Поднос, поле, потоп, пол, поведение, почка, подлива Соска, кошка, мочка, мышка, лодка
5 Душко Я.Р. Поезд, подарок, порка, полюс, ползунки, порог, посуда, поле, полдник Ветка, чашка, кашка, полка, ложка, вилка, мука
6 Зинченко А.О. Поле, помощь, помидор, поезд, поездка, поднос, половник, пол, позор, поздравление Метка, сетка, клетка, кошка, дорожка, ручка, дочка, чайка, коробка, кепка, мойка, шапка
7 Кравченко Ю.П. Пол, посуда, подорожник, пожар, полка Лодка, девочка, юбка, рубашка, ветка
8 Кудрявцев Р.Д. Пол, полюс, поле, подоконник, подвал, полоска, почка Кошка, мышка, арка, марка, вилка, тарелка
9 Марысюк Е.Е. Поезд, пол, пони, порог, помидор, подставка, повар, поля, портфель, покрывало, полотенце, порог, посуда Рыбка, стрелка, клетка, точка, пятка, доска, миска, юбка, булочка, тарелка
10 Омельченко Л.Г. Подсвечник, подъезд, почта, посылка, почка, постель, подарок, пост, погода, пот Кнопка, лопатка, булавка, резинка, заколка, машинка
11 Ольховская Р.Н. Пол, посуда, полка, пожар, порошок, повар, портфель, постель, полдник, поле, пони, полоска Тумбочка, бочка, полка, строчка, креветка, калитка, открытка, сказка, маска, юбка, кнопка, булочка
12 Рустемов А.Р. Подвал, посуда, пол, порт, полотенце, полено, поле, полка Рыбалка, стенка, скрипка, таблетка, ветка, кошка, мышка, собачка, жвачка, чашечка, кашка
13 Сурченко В.О. Пол, поднос, поле, полочка, полотенце, помидор, полоса, подарок, поминки, порт Мамочка, мука, точка, лодка, чашка, ложка, кошка, дочка, горка
14 Примак М.Е. Порез, пора, пол, поле, потолок, погреб, полка, повар Утка, шутка, стрелка, точка, доска, почка, ручка
15 Умерова З.Р. Подарок, полет, посуда, полюс, потолок, пол, порох Чашка, норка, марка, терка, оценка, пушка, ручка, дочка, клубника
16 Фадеева О.Р. Подружка, порог, посуда, поле, полдник, порка, поезд, подъезд, пони Резинка, нитка, иголка, кошка, ножка, девочка, марка
17 Юрийчук И.А. Подарок, побег, подушка, подливка, ползунки, полотенце Леска, маска, машинка, дорожка, чайка, умка, куртка

Субтест 4.

Ф.И.О. Ответы детей
1 Абрамова В.В. Красивая, большая, маленькая, красочная, мамина, нужная, интересная, цветная, добрая, дорогая
2 Абибуллаева Л.Э.. Маленькая, большая, тоненькая, интересная, купленная, сказочная, толстая, увлекательная, красивая, трудная, мокрая, справедливая, испорченная, грязная, разрисованная, чужая
3 Буняк В.В Толстая, интересная, хорошая, красивая, тяжелая, необычная, разрисованная, старая, художественная
4 Гайдай Т.Л. Скучная, интересная, красивая, большая, толстая
5 Душко Я.Р. Чужая, моя, правдивая, хорошая, запрещенная, добрая
6 Зинченко А.О. Школьная, маленькая, тяжелая, красная, черная, красивая, цветная, веселая, сказочная, забытая, порванная
7 Кравченко Ю.П. Интересная, красивая, большая, толстая, документальная, маленькая, тонкая, странная, удивительная
8 Кудрявцев Р.Д. Красивая, интересная, правдивая, потерянная, маленькая, любимая
9 Марысюк Е.Е. Любимая, блестящая, школьная, потрепанная, легкая, русская, украинская, нужная, грязная, испачканная
10 Омельченко Л.Г. Мамина, домашняя, настоящая, запрещенная, забытая, дорогая, большая, маленькая, лучшая
11 Ольховская Р.Н. Интересная, маленькая, любимая, красивая, большая, хорошая, моя
12 Рустемов А.Р. Подаренная, интересная, цветная, разрисованная, сказочная, старая, потерянная, испачканная
13 Сурченко В.О. Толстая, интересная, старинная, сказочная, длинная, необычная
14 Примак М.Е. Интересная, любимая, красивая, чужая, прочитанная
15 Умерова З.Р. Редкая, нужная, дорогая, легкая, открытая, интересная, научная, хорошая, любимая, дорогая, большая, школьная
16 Фадеева О.Р. Катина ,грязная, найденная, научная, школьная, маленькая, тяжелая, огромная
17 Юрийчук И.А. Купленная, любимая, красивая, украинская, учительская, потерянная, интересная, чужая, собственная

Введение

Социально-экономическое, политическое и культурное развитие современного общества, интеграция в мировое образовательное пространство ставят перед школой одну из приоритетных задач - формирование личности, способной преодолевать возникающие трудности, делать осознанный нравственный выбор, строить свою деятельность творчески. В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление готовности изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Творческая активность успешно развивает познавательные способности в овладении знаниями, воспитывает постоянное стремление к самообразованию, настойчивость в достижении цели, готовность к деятельностному постижению окружающей действительности.

В работах многих педагогов и психологов отмечается, что в существующей сегодня системе образования недостаточно уделяется внимание целому пласту человеческого опыта - творческой деятельности. Особенно негативно такая тенденция в образовании отражается на учащихся начальной школы. Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности. В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных ценностей, качеств, способностей, потребностей личности. Все это определяет успешность дальнейшего обучения, воспитания и социализации личности. Решение проблемы развития творческих способностей младших школьников в учебном процессе как ведущего фактора гуманизации образования требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) с целью их индивидуализации. Стратегическим направлением активизации обучения должно стать не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, поиск педагогических средств, направленных на включение учащихся в процесс обучения на уровне творческой активности. Одним из средств активизации творческого потенциала личности в начальной школе является оригами - японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел, игровая технология, бумажный конструктор, способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между учебой и игрой. Искусство бумажного моделирования возникло в глубокой древности в Японии и служило средством развлечения и умственного воспитания детей в народной педагогике. С середины восемнадцатого века оригами стали использовать в детских воспитательных учреждениях Германии, Италии, Японии, России в качестве игровой методики, способствующей активизации мыслительных процессов, становлению коммуникативных навыков, выработке логического и пространственного мышления. В школах Японии оригамные фигурки геометрических тел использовались в качестве наглядного пособия на уроках геометрии. В России оригами как дидактическое средство нашло применение в дошкольной педагогике, дополнительном образовании. Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка создать фигурку из бумаги, а процесс превращения листа бумаги в игрушку способствует созданию дидактической проблемы, для решения которой учащимся необходимо активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать ее суть, найти пути решения, оценить полученный результат. Объект исследования – процесс развития творческих способностей у младших школьников на уроках трудового обучения.

Предмет исследования – формы организации уроков оригами как средство развития творческих способностей младших школьников.

Цель исследования – выявить возможности развития творческих способностей, используя технику оригами. Задачи исследования:

Дата: 2019-07-30, просмотров: 248.