Менеджмент организаций. Производственно-экономическая характеристика организаций. Антикризисное управление
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Менеджмент организаций управляет процессами создания организации, формирования или преобразования ее структуры, механизма управления; выработку норм, регламентов, правил, инструкций и прочего.

В условиях современной рыночной ситуации перед современным руководителем возникает необходимость решения таких вопросов как выбор направления развития предприятия и определение ключевых конкурентных преимуществ.

Выработка управления организацией является ключевой функцией менеджмента организаций. Руководство вынуждено уделять внимание проблеме оптимизации структуры компании. Однако, для современного руководителя одинаково важен вопрос создания системы и технологии управления, которая обеспечивает эффективную операционную деятельность компании.

Именно для определения направлений и темпов социально-экономического развития и направлен менеджмент организаций. Рассмотрение менеджмента организации необходимо начать с производственно-экономической характеристики организации и производственной структуры предприятия (Приложение 1, 2)

Охарактеризуем показатели хозяйственной деятельности предприятия за 2006 – 2008 гг. Данные представим в таблице 3.

 

Таблица 3 – Показатели хозяйственной деятельности ОАО «Совхоз «Весна» за 2006 – 2008 гг.

Показатели 2006 г 2007 г 2008 г
Производство валовой продукции в сопоставимых ценах, тыс. грн. 7240,7 8596,7 17517,2
Среднегодовая численность работников 393 388 382
Продуктивность труда (производство валовой продукции на 1 среднегод. работника, тыс. грн. 18,4 22,5 45,8
Общая сумма реализации, тыс. грн 8893 11182 19847
Себестоимость реализованной продукции всего, тыс. грн. 3774 5261 8436
Прибыль от реализации, тыс. грн +5119 +6487 +11411
Чистая прибыль, тыс. грн. +4614 +6298 +10964
Уровень рентабельности, % 122,2 123,3 128,8

 

Анализ таблицы 3, позволяет сделать общий вывод о том, что исследуемое предприятие является финансово устойчивым, рентабельным и конкурентоспособным, так как все показатели имеют положительную динамику. За период 2006-2008 гг чистая прибыль предприятия увеличилась на 6350 тыс. грн, соответственно, рентабельность выросла на 6,6 %. Для характеристики любого сельскохозяйственного предприятия важно определить размеры и структуру его основных фондов. Состав технологических комплексов машин предусматривает механизированное выполнение всех операций, ритмичность и высокую производительность. Для выполнения транспортных и сельскохозяйственных работ в хозяйстве имеется МТП

Особенностью производственной структура предприятия ОАО «Совхоз “Весна”» является наличие в его составе двух отделений (Приложение 2) . Размеры сельскохозяйственного предприятия и его организационная структура влияют на внедрение современной техники, научной организации труда, повышения его производительности, уровень себестоимости.

В данном хозяйстве нет менеджера, но его функции выполняет руководитель и, частично, гл. экономист.

Функции менеджера связаны с видом деятельности, структурой управления, экономическим, организационным, техническим и профессиональным потенциалом агропромышленного формирования.

В целом можно сделать вывод, что ОАО «Совхоз «Весна» имеет выгодные организационно-экономические условия, которые благоприятствуют возделыванию сельскохозяйственных культур. А наличие асфальтированных дорог, соединяющих его с крупными городами и железнодорожными станциями, облегчает реализацию продукции и доставку необходимых ресурсов.

Предприятие возглавляет директор, который организует всю работу предприятия и несет полную ответственность за его состояния и деятельность перед государством и трудовым коллективом. Директор:

- Представляет предприятие во всех учреждениях и организациях,

- Распоряжается имуществом предприятия,

- Заключает договора,

- Издает приказы по предприятию,

- В соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия,

- Открывает в банках счета предприятия.

- Разрабатывает перспективный план развития организации.

-Осуществляет контроль за соблюдением технологической дисциплины, правил и норм по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности, природоохранных, санитарных и других органов.

Главный экономист:

- Производит совершенствование экономической деятельности предприятия, направленной на достижение наибольших результатов при наименьших затратах материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

- Подготавливает исходные данные для составления проектов перспективных, годовых и оперативных планов хозяйственно - финансовой и производственной деятельности организации.

- Выполняет расчеты по материальным, трудовым и финансовым затратам, необходимые для проведения работ (услуг), исследований и разработок, освоения новой техники и технологии.

-Осуществляет экономический анализ хозяйственной деятельности организации, разрабатывает мероприятия по обеспечению режима экономии, повышению эффективности работ, выявлению резервов, предупреждению потерь и непроизводительных расходов, более рациональному использованию всех видов ресурсов.

-Определяет экономическую эффективность проводимых работ, исследований и разработок, внедрения новой техники и технологии, рационализаторских предложений и изобретений.

- Принимает необходимые меры по использованию современных технических средств при выполнении расчетов и вычислительных работ, участвует в формировании экономической постановки задач, решаемых с их помощью.

-Выполняет необходимую работу, связанную с расчетами и контролем за правильностью осуществления расчетных операций, внесением изменений в справочную и нормативную информацию, которая используется в процессе машинной обработки.

-Осуществляет сбор, накопление научно - технической информации и других необходимых материалов для плановой работы или выполнения отдельных заданий.

-Систематизирует и обобщает статистические материалы и другие данные по теме (заданию) в целом, ее отдельным разделам или этапам.

-Изучает специальную литературу, касающуюся выполняемой работы, а также по тематике проводимых исследований и разработок, составляет различные экономические обоснования, справки, периодическую отчетность, аннотации и обзоры.

-Принимает участие в рассмотрении разработанных планов, методических и рабочих программ, вопросов организации выполнения работ, а также в совершенствовании прогрессивных форм труда и управления.

-Отвечает за выполнение работы по составлению периодической статистической отчетности и одновременных отчетов организации по формам и в сроки, установленные официальными органами.

- Накапливает данные о выполнении плановых заданий, сведения, содержащие различные качественные характеристики состава персонала, технологического оборудования, транспорта и др. на основе первичных документов, а также сводок, отчетов, представляемых подразделениями организации.

-Осуществляет проверку правильности полученных данных, их сопоставимость с данными за предшествующие периоды.

-Систематизирует и обрабатывает цифровые данные (осуществляет их группировку, подсчитывает итоги, рассчитывает относительные показатели и т.д.).

Подготавливает различные справки на основе данных статистического учета.

- Разрабатывает годовые, квартальные планы предприятия и отдельных цехов, контролирует их выполнение, определяет пути устранения недостатков, организует и совершенствует внутризаводское и внутрицеховое планирование,

- Разрабатывает нормативы для образования фондов экономического стимулирования, ведет оперативный статистический учет, анализ показателей работы основных агрегатов, цехов и заводов, разрабатывает и представляет на утверждение проекты, цены на новую продукцию, изучает и внедряет передовой опыт в организации планово-экономической работы и др.

Бухгалтерия:

- Осуществляет организацию бухгалтерского учета деятельности предприятия и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранности собственности предприятия

- Обеспечивает рациональную организацию учета и отчетности на предприятии на основе максимальной централизации и механизации учетно-вычислительных работ, прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета и контроля;

- Руководит разработкой и осуществлением мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины;

- Организует учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов.

Обеспечивает контроль:

- За законностью, своевременностью и правильностью оформления документов;

- За расчетами по заработной плате с работниками предприятия;

- За правильным начислением и перечислением платежей в государственный бюджет, взносов на государственное социальное страхование;

- За отчислением средств в фонды и резервы

-Участвует в проведении экономического анализа деятельности по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления резервов и устранения потерь.

-Принимает меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений финансового, хозяйственного законодательства.

-Участвует в оформлении документов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей, контролирует передачу в необходимых случаях этих документов в следственные и судебные органы.

-Ведет работу по обеспечению строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов, законности списания с бухгалтерских балансов недостач других потерь, сохранности бухгалтерских документов, а также оформлению и сдаче их в установленном порядке в архив.

-Участвует в работе по рациональной плановой и учетной документации, организации внедрения средств механизации учетно-вычислительных работ.

Ведущий технолог – заместитель директора по общим вопросам руководит работой технических служб предприятия, отвечает за содержание зданий и сооружений, территории предприятия и социального сектора.

Отдел кадров:

- Разрабатывает штатное расписание,

- Составляет годовые, квартальные, и месячные планы по труду и заработной плате и осуществляет контроль за их выполнением,

- Разрабатывает мероприятия по повышению производительности труда, внедрению прогрессивных систем заработной платы,

- Разрабатывает положение об образовании и расходовании фонда материального поощрения, разрабатывает технически обоснованные нормы выработки и проводит анализ их выполнения, организует и участвует в разработке вопросов научной организации труда, содействует движению за коллективную гарантию трудовой и общественной дисциплины.

Отдел материально-технического обеспечения: снабжение всеми необходимыми ресурсами в оптимальном количестве согласно производственной программе.

Сокращение производства, массовые увольнения и неконтролируемые курсовые колебания – антикризисный план должен учитывать все эти риски и свести к минимуму их влияние на компанию. Чтобы оперативно принимать решения в условиях кризиса, как на уровне конкретного менеджера, так и на уровне директоров, нужно срочно ввести следующие меры: действовать вне планов, регламентов и бюджетов; учитывать временной фактор; передача функций совета директоров в регионы; внедрение уже не годового, а помесячного бюджета; наращивание избыточной ликвидности; жёсткое управление дебиторской задолженностью инвестиционных проектов.

Антикризисный план должен содержать следующие разделы: продукт, маркетинг, производство, организация, финансы, капитал и юридическая форма предприятия. В соответствии с этими разделами и проводится диагностика функций предприятия. Направления диагностики предприятия представим в таблицах 4 и 5.

 

Таблица 4 – Диагностика состояния предприятия

Разделы антикризисного плана

Направления диагностики

Определение положения дел Наша цель

Продукт

Аудит портфеля продуктов. Аудит качества продуктов Оставить в портфеле позиции, востребованные покупателем по цене и качеству

Маркетинг

Аудит каналов сбыта. Аудит каналов коммуникаций Оптимизировать затраты на сбыт и рекламу

Производство

Состояние и загруженность производственных мощностей Максимальная загрузка мощностей

Организация

Анализ организационной структуры Оптимизация организационной структуры

Финансы

Аудит дебиторской и кредиторской задолженности Возврат дебиторской задолженности. Восстановление платежеспособности

Капитал и юридическая форма

Отсутствие инвестора Привлечение инвестора

 

Таблица 5 – Ресурсы и средства достижения поставленных целей

Разделы антикризисного плана

Направления диагностики

Средства достижения Ресурсы

Продукт

Отказ от неходовых позиций. Адаптация продукта Существующие разработки производства

Маркетинг

Выбор максимально эффективных каналов продаж и коммуникаций Персонал отдела маркетинга, сбыта

Производство

Запуск дополнительных продуктов. Передача оборудования в аренду Поиск арендаторов для загрузки мощностей

Организация

Анализ организационной структуры, вынесение процессов на аутсорсинг х

Финансы

План погашения дебиторской задолженности. Установление порядка текущих платежей Привлечение аудиторов

Капитал и юридическая форма

Изменение формы собственности для привлечения инвесторов Привлечение компании по управлению

 

По каждому разделу антикризисного плана назначается ответственное лицо – лидер процесса, которое осуществляет контроль эффективности по достижению поставленной цели.

 

Таблица 6 – Контроль эффективности выполнения антикризисного плана

Разделы антикризисного плана

Лидер процесса Контроль эффективности

Продукт

Начальник отдела продаж План продаж

Маркетинг

Начальник отдела маркетинга Бюджет затрат на сбыт и маркетинг

Производство

Начальник производства Производственный план

Организация

HR Бюджет расходов на персонал

Финансы

Финансовый директор/главный бухгалтер Бюджет предприятия

Капитал и юридическая форма

Юрист или рабочая группа х

 

Фактически, в представленных таблицах 4, 5, 6 мы фиксируем правила работы на короткий период и распределяем сферы ответственности. Основной целью плана является сохранение финансовой устойчивости предприятия. Поэтому финансовый раздел в антикризисном плане является центральным.

 Таким образом, переходя на работу в антикризисном режиме, компания должна произвести всестороннюю оценку ситуации, проработать сценарии развития событий, определять свои цели и выработать план действий (сформировать перечень антикризисных мероприятий), добиться общего понимания новых правил для оперативного реагирования на вызовы.

В идеале, этот документ должен быть актуализированной заготовкой – что, когда, кому и как делать. Поздно его разрабатывать только тогда, когда компания находится в состоянии цугцванга (каждый последующий шаг приводит к ухудшению). Антикризисный план способен предотвратить негативные последствия кризиса. При этом следует обратить внимание на то, что эффективность антикризисного управления определяется, в первую очередь, человеческим потенциалом.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 193.