Менеджмент организаций управляет процессами создания организации, формирования или преобразования ее структуры, механизма управления; выработку норм, регламентов, правил, инструкций и прочего.
В условиях современной рыночной ситуации перед современным руководителем возникает необходимость решения таких вопросов как выбор направления развития предприятия и определение ключевых конкурентных преимуществ.
Выработка управления организацией является ключевой функцией менеджмента организаций. Руководство вынуждено уделять внимание проблеме оптимизации структуры компании. Однако, для современного руководителя одинаково важен вопрос создания системы и технологии управления, которая обеспечивает эффективную операционную деятельность компании.
Именно для определения направлений и темпов социально-экономического развития и направлен менеджмент организаций. Рассмотрение менеджмента организации необходимо начать с производственно-экономической характеристики организации и производственной структуры предприятия (Приложение 1, 2)
Охарактеризуем показатели хозяйственной деятельности предприятия за 2006 – 2008 гг. Данные представим в таблице 3.
Таблица 3 – Показатели хозяйственной деятельности ОАО «Совхоз «Весна» за 2006 – 2008 гг.
Показатели | 2006 г | 2007 г | 2008 г |
Производство валовой продукции в сопоставимых ценах, тыс. грн. | 7240,7 | 8596,7 | 17517,2 |
Среднегодовая численность работников | 393 | 388 | 382 |
Продуктивность труда (производство валовой продукции на 1 среднегод. работника, тыс. грн. | 18,4 | 22,5 | 45,8 |
Общая сумма реализации, тыс. грн | 8893 | 11182 | 19847 |
Себестоимость реализованной продукции всего, тыс. грн. | 3774 | 5261 | 8436 |
Прибыль от реализации, тыс. грн | +5119 | +6487 | +11411 |
Чистая прибыль, тыс. грн. | +4614 | +6298 | +10964 |
Уровень рентабельности, % | 122,2 | 123,3 | 128,8 |
Анализ таблицы 3, позволяет сделать общий вывод о том, что исследуемое предприятие является финансово устойчивым, рентабельным и конкурентоспособным, так как все показатели имеют положительную динамику. За период 2006-2008 гг чистая прибыль предприятия увеличилась на 6350 тыс. грн, соответственно, рентабельность выросла на 6,6 %. Для характеристики любого сельскохозяйственного предприятия важно определить размеры и структуру его основных фондов. Состав технологических комплексов машин предусматривает механизированное выполнение всех операций, ритмичность и высокую производительность. Для выполнения транспортных и сельскохозяйственных работ в хозяйстве имеется МТП
Особенностью производственной структура предприятия ОАО «Совхоз “Весна”» является наличие в его составе двух отделений (Приложение 2) . Размеры сельскохозяйственного предприятия и его организационная структура влияют на внедрение современной техники, научной организации труда, повышения его производительности, уровень себестоимости.
В данном хозяйстве нет менеджера, но его функции выполняет руководитель и, частично, гл. экономист.
Функции менеджера связаны с видом деятельности, структурой управления, экономическим, организационным, техническим и профессиональным потенциалом агропромышленного формирования.
В целом можно сделать вывод, что ОАО «Совхоз «Весна» имеет выгодные организационно-экономические условия, которые благоприятствуют возделыванию сельскохозяйственных культур. А наличие асфальтированных дорог, соединяющих его с крупными городами и железнодорожными станциями, облегчает реализацию продукции и доставку необходимых ресурсов.
Предприятие возглавляет директор, который организует всю работу предприятия и несет полную ответственность за его состояния и деятельность перед государством и трудовым коллективом. Директор:
- Представляет предприятие во всех учреждениях и организациях,
- Распоряжается имуществом предприятия,
- Заключает договора,
- Издает приказы по предприятию,
- В соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия,
- Открывает в банках счета предприятия.
- Разрабатывает перспективный план развития организации.
-Осуществляет контроль за соблюдением технологической дисциплины, правил и норм по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности, природоохранных, санитарных и других органов.
Главный экономист:
- Производит совершенствование экономической деятельности предприятия, направленной на достижение наибольших результатов при наименьших затратах материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
- Подготавливает исходные данные для составления проектов перспективных, годовых и оперативных планов хозяйственно - финансовой и производственной деятельности организации.
- Выполняет расчеты по материальным, трудовым и финансовым затратам, необходимые для проведения работ (услуг), исследований и разработок, освоения новой техники и технологии.
-Осуществляет экономический анализ хозяйственной деятельности организации, разрабатывает мероприятия по обеспечению режима экономии, повышению эффективности работ, выявлению резервов, предупреждению потерь и непроизводительных расходов, более рациональному использованию всех видов ресурсов.
-Определяет экономическую эффективность проводимых работ, исследований и разработок, внедрения новой техники и технологии, рационализаторских предложений и изобретений.
- Принимает необходимые меры по использованию современных технических средств при выполнении расчетов и вычислительных работ, участвует в формировании экономической постановки задач, решаемых с их помощью.
-Выполняет необходимую работу, связанную с расчетами и контролем за правильностью осуществления расчетных операций, внесением изменений в справочную и нормативную информацию, которая используется в процессе машинной обработки.
-Осуществляет сбор, накопление научно - технической информации и других необходимых материалов для плановой работы или выполнения отдельных заданий.
-Систематизирует и обобщает статистические материалы и другие данные по теме (заданию) в целом, ее отдельным разделам или этапам.
-Изучает специальную литературу, касающуюся выполняемой работы, а также по тематике проводимых исследований и разработок, составляет различные экономические обоснования, справки, периодическую отчетность, аннотации и обзоры.
-Принимает участие в рассмотрении разработанных планов, методических и рабочих программ, вопросов организации выполнения работ, а также в совершенствовании прогрессивных форм труда и управления.
-Отвечает за выполнение работы по составлению периодической статистической отчетности и одновременных отчетов организации по формам и в сроки, установленные официальными органами.
- Накапливает данные о выполнении плановых заданий, сведения, содержащие различные качественные характеристики состава персонала, технологического оборудования, транспорта и др. на основе первичных документов, а также сводок, отчетов, представляемых подразделениями организации.
-Осуществляет проверку правильности полученных данных, их сопоставимость с данными за предшествующие периоды.
-Систематизирует и обрабатывает цифровые данные (осуществляет их группировку, подсчитывает итоги, рассчитывает относительные показатели и т.д.).
Подготавливает различные справки на основе данных статистического учета.
- Разрабатывает годовые, квартальные планы предприятия и отдельных цехов, контролирует их выполнение, определяет пути устранения недостатков, организует и совершенствует внутризаводское и внутрицеховое планирование,
- Разрабатывает нормативы для образования фондов экономического стимулирования, ведет оперативный статистический учет, анализ показателей работы основных агрегатов, цехов и заводов, разрабатывает и представляет на утверждение проекты, цены на новую продукцию, изучает и внедряет передовой опыт в организации планово-экономической работы и др.
Бухгалтерия:
- Осуществляет организацию бухгалтерского учета деятельности предприятия и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранности собственности предприятия
- Обеспечивает рациональную организацию учета и отчетности на предприятии на основе максимальной централизации и механизации учетно-вычислительных работ, прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета и контроля;
- Руководит разработкой и осуществлением мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины;
- Организует учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов.
Обеспечивает контроль:
- За законностью, своевременностью и правильностью оформления документов;
- За расчетами по заработной плате с работниками предприятия;
- За правильным начислением и перечислением платежей в государственный бюджет, взносов на государственное социальное страхование;
- За отчислением средств в фонды и резервы
-Участвует в проведении экономического анализа деятельности по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления резервов и устранения потерь.
-Принимает меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений финансового, хозяйственного законодательства.
-Участвует в оформлении документов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей, контролирует передачу в необходимых случаях этих документов в следственные и судебные органы.
-Ведет работу по обеспечению строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов, законности списания с бухгалтерских балансов недостач других потерь, сохранности бухгалтерских документов, а также оформлению и сдаче их в установленном порядке в архив.
-Участвует в работе по рациональной плановой и учетной документации, организации внедрения средств механизации учетно-вычислительных работ.
Ведущий технолог – заместитель директора по общим вопросам руководит работой технических служб предприятия, отвечает за содержание зданий и сооружений, территории предприятия и социального сектора.
Отдел кадров:
- Разрабатывает штатное расписание,
- Составляет годовые, квартальные, и месячные планы по труду и заработной плате и осуществляет контроль за их выполнением,
- Разрабатывает мероприятия по повышению производительности труда, внедрению прогрессивных систем заработной платы,
- Разрабатывает положение об образовании и расходовании фонда материального поощрения, разрабатывает технически обоснованные нормы выработки и проводит анализ их выполнения, организует и участвует в разработке вопросов научной организации труда, содействует движению за коллективную гарантию трудовой и общественной дисциплины.
Отдел материально-технического обеспечения: снабжение всеми необходимыми ресурсами в оптимальном количестве согласно производственной программе.
Сокращение производства, массовые увольнения и неконтролируемые курсовые колебания – антикризисный план должен учитывать все эти риски и свести к минимуму их влияние на компанию. Чтобы оперативно принимать решения в условиях кризиса, как на уровне конкретного менеджера, так и на уровне директоров, нужно срочно ввести следующие меры: действовать вне планов, регламентов и бюджетов; учитывать временной фактор; передача функций совета директоров в регионы; внедрение уже не годового, а помесячного бюджета; наращивание избыточной ликвидности; жёсткое управление дебиторской задолженностью инвестиционных проектов.
Антикризисный план должен содержать следующие разделы: продукт, маркетинг, производство, организация, финансы, капитал и юридическая форма предприятия. В соответствии с этими разделами и проводится диагностика функций предприятия. Направления диагностики предприятия представим в таблицах 4 и 5.
Таблица 4 – Диагностика состояния предприятия
Разделы антикризисного плана | Направления диагностики | |
Определение положения дел | Наша цель | |
Продукт | Аудит портфеля продуктов. Аудит качества продуктов | Оставить в портфеле позиции, востребованные покупателем по цене и качеству |
Маркетинг | Аудит каналов сбыта. Аудит каналов коммуникаций | Оптимизировать затраты на сбыт и рекламу |
Производство | Состояние и загруженность производственных мощностей | Максимальная загрузка мощностей |
Организация | Анализ организационной структуры | Оптимизация организационной структуры |
Финансы | Аудит дебиторской и кредиторской задолженности | Возврат дебиторской задолженности. Восстановление платежеспособности |
Капитал и юридическая форма | Отсутствие инвестора | Привлечение инвестора |
Таблица 5 – Ресурсы и средства достижения поставленных целей
Разделы антикризисного плана | Направления диагностики | |
Средства достижения | Ресурсы | |
Продукт | Отказ от неходовых позиций. Адаптация продукта | Существующие разработки производства |
Маркетинг | Выбор максимально эффективных каналов продаж и коммуникаций | Персонал отдела маркетинга, сбыта |
Производство | Запуск дополнительных продуктов. Передача оборудования в аренду | Поиск арендаторов для загрузки мощностей |
Организация | Анализ организационной структуры, вынесение процессов на аутсорсинг | х |
Финансы | План погашения дебиторской задолженности. Установление порядка текущих платежей | Привлечение аудиторов |
Капитал и юридическая форма | Изменение формы собственности для привлечения инвесторов | Привлечение компании по управлению |
По каждому разделу антикризисного плана назначается ответственное лицо – лидер процесса, которое осуществляет контроль эффективности по достижению поставленной цели.
Таблица 6 – Контроль эффективности выполнения антикризисного плана
Разделы антикризисного плана | Лидер процесса | Контроль эффективности |
Продукт | Начальник отдела продаж | План продаж |
Маркетинг | Начальник отдела маркетинга | Бюджет затрат на сбыт и маркетинг |
Производство | Начальник производства | Производственный план |
Организация | HR | Бюджет расходов на персонал |
Финансы | Финансовый директор/главный бухгалтер | Бюджет предприятия |
Капитал и юридическая форма | Юрист или рабочая группа | х |
Фактически, в представленных таблицах 4, 5, 6 мы фиксируем правила работы на короткий период и распределяем сферы ответственности. Основной целью плана является сохранение финансовой устойчивости предприятия. Поэтому финансовый раздел в антикризисном плане является центральным.
Таким образом, переходя на работу в антикризисном режиме, компания должна произвести всестороннюю оценку ситуации, проработать сценарии развития событий, определять свои цели и выработать план действий (сформировать перечень антикризисных мероприятий), добиться общего понимания новых правил для оперативного реагирования на вызовы.
В идеале, этот документ должен быть актуализированной заготовкой – что, когда, кому и как делать. Поздно его разрабатывать только тогда, когда компания находится в состоянии цугцванга (каждый последующий шаг приводит к ухудшению). Антикризисный план способен предотвратить негативные последствия кризиса. При этом следует обратить внимание на то, что эффективность антикризисного управления определяется, в первую очередь, человеческим потенциалом.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 193.