Условия формирования духовно-творческого потенциала личности в процессе нравственного воспитания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Духовно-творческое воспитание не всегда протекает по определенным этапам: разъяснение и осознание правила, его закрепление и применение в жизни, в поведении.

Простое усвоение правил не обязательно приводит к нравственному развитию и формированию духовно-творческого потенциала личности. Детский сад не может не учитывать того, что дети находятся под влиянием окружающей среды, различных жизненных условий. Нужно создавать сложное и безопасное пространство, где может быть реализована склонность ребенка что-то для себя открывать, применять свою фантазию, становиться героем придуманных им сюжетов. Таким образом, игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы - своеобразные пространственные переменные в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.

Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

Принцип активности, самостоятельности, творчества;

Принцип стабильности - динамичности;

Принцип комплексирования и гибкого зонирования;

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

Принцип открытости - закрытости;

Принцип учета половых и возрастных различий.

Рассмотрим некоторые из этих принципов подробнее.

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

Первоочередным условием осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей, является установление контакта между ними.

Одно из условий среды, которое делает такое общение более легко осуществимым - это разновысокая мебель. Ее высота должна быть такой, чтобы не только воспитатель мог "спуститься", приблизиться к позиции ребенка, но и ребенок мог подняться до позиции воспитателя, а иногда и посмотреть на него сверху. Для этого подойдут высокие столы, в том числе подковообразной формы и соответствующие стулья, которые позволяют взрослому, свободно передвигаться среди детей, видеть их лица, избавляют его от необходимости все время оглядываться. Для того, чтобы позиции взрослых и детей можно было варьировать в зависимости от их желаний и занятий, высота мебели в детском саду должна легко меняться. [22, с.16-17].

Принцип активности.

В проекте дошкольного учреждения должна быть включена возможность формирования активности у детей и проявление активности взрослыми. Ребенок и взрослый становятся творцами своего предметного окружения, а процессе личностно-развивающего взаимодействия взрослого и ребенка - творцами своей личности и здорового тела. Так, например, на стенах должны быть развешаны рамки (паспорту) на доступной для детей высоте, в которые могут быть легко вставлены различные репродукции и рисунки, и тогда ребенок может менять оформление стен в зависимости от своего настроения или новых эстетических вкусов.

Одна из стен - рисовальная "стена творчества" - предоставлена в полное распоряжение детей. Они могут писать и рисовать на ней мелом, красками, углем и т.п., создавая как индивидуальные, так и коллективные картины.

Другие стены могут быть использованы для размещения на них различных крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и эмоциональное развитие.

Регулятором и индикатором настроения детей, их эмоционального состояния может служить изменение освещения. Поэтому электровыключатели лучше располагать на доступной для ребенка высоте. Тогда он сможет по желанию менять световой фон, интенсивность освещения - "цвето-световой дизайн".

Звуковой дизайн может использоваться в детских играх как активный фон и дополнение. [22, с. 19-20]

Принцип стабильности-динамичности развивающей среды.

Ребенок не "пребывает" в среде, а преодолевает ее, "перерастает" ее, постоянно меняется, становится другим каждую следующую минуту. А следовательно, меняется для него и его окружение. Для того, чтобы оно все же оставалось приемлемым для ребенка, удобным, надо дать ему возможность менять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со своими вкусами и настроениями.

Для этого в проекте среды детского сада должна быть заложена возможность ее изменений.

Возможность трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми (что особенно важно), может быть реализовано с помощью применения раздвижных (и раскручивающихся рулонных) перегородок, разворачивающихся поролоновых матов, динамичного подвесного потолка. [22, с.22,24]

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

Достижение детьми категории эстетического начинания с "элементарных кирпичиков", своеобразного искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки образца лаконичными графическими средствами. Поэтому важно разместить в интерьере не громоздкие "классические" произведения живописи (Айвазовского, Шишкина, Сурикова и др. авторов, ставших традиционными для украшения детских домов, лагерей, пансионатов и т.д.), а простые, но талантливые этюды, эстампы, абстрактные или полуреальные скульптуры, дающие ребенку представление об основах графического языка и о различных культурах - восточной, европейской, африканской.

Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т.п. Тогда дети (с помощью взрослого) смогут обратить внимание не только на то, что изображено перед ними, но и на то, как это сделано, осваивая начало специфики разных жанров.

Выбор места для картин, скульптур, воспроизводящей музыкальной аппаратуры должен быть определен заранее в помещениях основного пребывания детей, наряду с выделенным местом более масштабных экспозиций - временных выставок [22, с.37,38].

Принцип открытости - закрытости.

Во-первых, открытость природе, проектирование, способствующее единству человека и природы. Это тенденция может проявиться во взаимопроникновении с природным окружением; организации "зеленых комнат" в помещениях.

Второй аспект принципа открытости - закрытости - это открытость культуре в ее прогрессивных проявлениях. Элементы культуры - настоящей "взрослой" живописи, литературы, музыке - не могут носить чисто оформительский характер украшения помещений, а должны органически входить в дизайн интерьера. С одной стороны, открытость системы дает возможность проникновению лучших образцов общечеловеческой культуры - образцов искусства и предметов декоративно-прикладного творчества; с другой стороны, организация среды детских учреждений основывается и на специфических региональных особенностях культуры, декоративно-прикладных промыслов с фольклорными элементами, исторически связанными с данным регионом. Это последнее, несомненно, будет способствовать воспитанию патриотизма у детей, гордости за свои родные места. Формированию представления о Малой родине и чувства любви к ней.

Третий аспект принципа - это открытость обществу. Здесь открытость и закрытость должна соответствовать сути понятий "МОЙ ДОМ". [22, с.39,41]

В требованиях построению развивающей среды нами перечислены по существу условия реализации личностно-развивающего подхода. Педагоги и родители, формируя духовно-психологический потенциал личности дошкольников, должны научиться управлять потребностями детей, т.е. разумно удовлетворять стихийно возникающие потребности, и сознательно формировать новые.

Глубоко прав был В.А. Сухомлинский, отмечая, что нравственное воспитание эффективно повлияет на развитие личности, если удастся сделать ребенка воспитуемым (восприимчивым к воспитанию). А таким ребенок может стать, утверждал В.А. Сухомлинский, если мы можем дать ему радость, счастье. Несчастный ребенок не может постичь нравственной красоты ни умом, ни сердцем. Нужно, далее, сделать сердце ребенка тревожным, отзывчивым, тогда он будет стремиться обязательно сделать доброе для других людей, развиваться и совершенствоваться как личность. Нужно, чтобы рядом с ребенком была яркая личность и чтобы у ребенка была глубокая вера в человека. И, наконец, необходимо, по глубокому убеждению В.А. Сухомлинского, чтобы ребенок жил в мире прекрасного, чувствовал, создавал и сохранял красоту в природе и в человеческих взаимоотношениях, потому что духовная жизнь в мире прекрасного рождает потребность быть красивым [7, с.236].



Выводы по I главе

 

Данная глава нашего исследования была направлена на теоретическое обоснование проблемы моделирования духовно-творческой среды воспитания личности дошкольника. В связи с этим нами были сделаны следующие выводы:

Социализация личности представляет собой целостный процесс взаимодействия субъекта и общества, осуществляемый посредством микро-макро-мега функциональных структур (сред), функциями которого являются: регулирующая, ориентационно-ценностная, феноменологическая и институциализирующая, определяющие взаимосвязь и взаимозависимость сфер жизнедеятельности личности эндосоциального, экзосоциального, мезосоциального характера, и ориентирующие определенные педагогические принципы на духовно-творческое становление личности.

Духовно-творческий потенциал личности можно рассматривать как процесс приобщения человека к общечеловеческой духовной культуре и ценностям как ориентирам самореализации, поиску истины, добра и красоты.

Духовно-творческое воспитание - непрерывный процесс, оно начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для духовно-нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Для хода воспитания важно знать и его результаты, которые лучше всего подводить за какой-то определенный отрезок жизни. Знание и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший нравственный рост.

Используя новые возможности дошкольного воспитания и обучения: изменение характера и организации деятельности, обогащение знаний детей, воспитатели стремятся к расширению и углублению нравственного опыта детей, их нравственных представлений и понятий. Работая со всем коллективом, педагоги не упускают из виду отдельных дошкольников. Заметив положительные черты и свойства в том или ином ребенке, опытные педагоги стремятся развивать и совершенствовать их. Свои усилия они координируют с родителями и таким путем не только решают задачи, стоящие перед начальной ступенью обучения, но и подготавливают условия для дальнейшего нравственного воспитания детей.

Современная педагогика разработала и некоторые показатели эффективности духовно-творческого воспитания: устойчивость нравственного поведения, относительная независимость поведения от внешнего контроля, умение предвидеть последствия своих поступков и появление внутреннего контроля. По этим показателям можно судить об эффективности духовного воспитания на той или иной ступени.

Содержание духовно-творческого воспитания включает широкий круг нравственных качеств, каждое из которых имеет свои особенности. Эти особенности нельзя не учитывать в организации воспитательной работы.

Следует отметить, что духовно-творческое воспитание наряду со своей главной целью берет на себя функции эмоционального, эстетического, гражданственного и общественного воспитания.



Дата: 2019-07-30, просмотров: 157.