Особенности формирования духовно-творческого потенциала личности дошкольника
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Некоторые обычаи, принятые в результате социальной практики в определенной группе или обществе в целом, оказываются наиболее важными, затрагивающими жизненные интересы во взаимодействиях членов группы, способствующими их безопасности и социальному порядку. Если неправильно использовать вилку и нож для еды - это небольшая оплошность, несущественная деталь, которая вызывает лишь кратковременное замешательство. Но если в условиях российского общества женщина уходит из семьи, от мужа и ребенка, то это означает нарушение благополучия и семейных взаимосвязей. Такой поступок отражается на воспитании ребенка, на его здоровье и психологическом состоянии. Вполне понятно, что общество стремится избегать подобных нарушений.

Таким образом, можно различать два типа обычаев: те образцы поведения, которым следуют как предмету хороших манер и вежливости, и те, которым личность должна следовать, так как они считаются существенными для благополучия группы или общества и их нарушение крайне нежелательно. Такие идеи относительно того, что должно совершать, а что не должно, которые соединены с определенными общественными способами существования индивидов, называют нравственными нормами, или нравами [5, с.146].

Под нравственными нормами понимают идеи о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. При этом члены той социальной общности, где действуют подобные нравственные нормы, разделяют веру в то, что их нарушение несет бедствие всему обществу. Члены другой социальной общности могут, конечно, считать, что по крайней мере некоторые из нравственных норм данной группы неразумны. Например, может быть непонятно, почему в отдельных социальных группах существуют запреты на употребление в пищу мяса коров или свиней или не разрешается женщинам открывать на людях лицо, лодыжки и запястья. Для многих обществ непонятны языковые запреты, когда не разрешается использование некоторых слов (так называемых нецензурных). Такие нравственные нормы могут считаться очень важными для представителей данной группы или общества и быть не известными другим культурам, в которых они не кажутся необходимыми для обеспечения группового благополучия. При этом необязательно, чтобы действия, запрещенные нравственными нормами, были действительно вредными для общества. Если общество или группа верит, что какое-то действие наносит вред, это немедленно находит отражение в появлении соответствующих нравственных норм. Нравственные нормы - это вера в правильность или неправильность действий.

Социальный опыт человеческого общества показывает, что духовно-нравственные нормы не изобретаются, не создаются намеренно, когда что-то признается хорошей идеей или порядком. Они возникают постепенно, из повседневной жизни и групповой практики людей, без сознательного выбора и умственного напряжения. Духовно-нравственные нормы возникают из группового решения о том, что отдельное действие вредно и должно быть запрещено (или, наоборот, отдельное действие представляется настолько необходимым, что его выполнение должно быть обязательным). Согласно представлениям членов группы, определенные нравственные нормы должны поощрять или наказывать для достижения групповой сплоченности и увеличения благосостояния членов группы.

Духовно-творческий потенциал складывается из наследия предыдущих поколений не как система практических выгод, а как система незыблемых "священных" абсолютов. В результате нравственные нормы твердо устанавливаются и выполняются автоматически. Когда они усваиваются индивидом, вступает в силу нравственный контроль поведения, и этому индивиду уже психологически трудно совершать запрещенные действия. В обществе с твердо установившимися нравственными нормами, четкой системой передачи этих норм новым поколениям нравственные запреты нарушаются редко [1, с 43-45].

Различают также духовно-нравственные чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, принятыми обществом. Устойчивое проявление таких чувств является следствием усвоения человеком норм и правил нравственности, когда общечеловеческие ценности являются для него главным ориентиром вне зависимости от обстоятельств, в которые он попадает. Полярным для духовно-нравственных чувств (гуманность, чувство долга, любовь, дружба, патриотизм и пр.) являются чувства аморальные (жадность, эгоизм, злорадство, жестокость и пр.) [2, с.38].

Воспитание духовно-творческого потенциала личности включает три взаимосвязанные сферы. В сфере моральных знаний, суждений, представлений, т.е. когнитивной сфере, учащиеся овладевают различными сторонами общественного морального сознания, и прежде всего пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. В сфере морально ценных переживаний складывается морально ценное и морально одобряемое отношение к другим людям. Формируются гуманистические, альтруистические чувства и отношения, внимание к нуждам и интересам других, способность считаться с ними, сочувствие чужим бедам и радостям, а также переживание вины при нарушении норм.

Развитие моральных суждений и оценок необходимо, но недостаточно для духовно-творческого развития. Главное - создать условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. Только при наличии такой связи норма становится мотивом поведения и выполняет побуждающую смыслообразующую функцию, соблюдение нормы выступает эмоциональным подкреплением для дошкольника. Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда человек оказывается в ситуации морального выбора, когда он сам решает, как поступить.

В формировании нравственной культуры дошкольников большое значение имеет оценка поведения школьников взрослыми. Оценивая поступки дошкольника, взрослые с помощью положительной оценки фиксирует правильный способ поведения, а с помощью отрицательной - разрушает негативный способ. Действенность оценки, ее влияние на моральное развитие дошкольника прямо зависит от умения педагога, родителей оказать оценочное воздействие. Оценка взрослого должна отвечать определенным требованиям, то есть быть [3, с.156]:

объективной и в то же время тактичной, поэтому в поступке сначала выделяют положительные стороны, об отрицательных говорят как бы вскользь, но так, чтобы ребенок понял, чем именно недоволен взрослый. Оценивать следует не самого ребенка, а его проступок. К порицанию следует прибегнуть в исключительных случаях, показав, как надо поступать;

ориентированной на собственное поведение ребенка, а не на сравнивание его с другими детьми, чтобы не унижать в глазах взрослых, не разрушать совместную деятельность;

дифференцированной, поскольку общие оценки ничего не дают для развития личности. Нужно показать, за что ребенок оценивается определенным образом. И ребенок будет стремиться повторить действие, чтобы снова заслужить положительную оценку;

систематичной, а не даваться от случая к случаю;

включающей сочетание вербальных и невербальных способов воздействия. К последним школьники особенно чувствительны. Соотношение разных способов оценки зависит от возраста, индивидуальных особенностей учащихся, ситуации.

Формирование духовно-творческого потенциала личности осуществляется во всех звеньях воспитательной работы с детьми, на занятиях, в процессе обучения и трудовой подготовки, эстетического и физического воспитания. Нравственные нормы нельзя просто заучить, их надо глубоко осмыслить, прочувствовать и пережить, закрепить в поведении. Эти положения должны быть исходными при определении методики нравственного воспитания.

Педагогу важно разобраться в том, как нравственное воспитание влияет на развитие духовно-творческого потенциала воспитанника, как ученик изменяется, поднимается на новую ступеньку нравственного совершенства [5, с.64-65].

Нравственную культуру личности можно представить совокупностью таких качеств как: гуманизм, взаимопонимание, морально-эстетические нормы, чуткость, эмпатия и пр., которые основаны на культурно-исторических ценностях определенного общества.

Уровень нравственного сознания личности определяет ее поведение и деятельность. Чем выше сознательность личности, тем значительнее ее общественное сознание. Процесс формирования сознания длительный и сложный, он начинается задолго до поступления ребенка в школу с формирования первоначальных представлений об обществе, взаимоотношениях близких людей. На основе начальных представлений постепенно формируются устойчивые взгляды и убеждения растущего человека, которые направляют его поведение.

Однако процесс этот протекает не всегда прямолинейно. Формирование устойчивых убеждений - важнейшая задача современной педагогики. Детям нужны глубокие идейные убеждения, которые рождали бы сильные чувства, проявлялись в поступках, делах. Такие убеждения могут возникнуть в том случае, если они не только продуманы, прочувствованы человеком, но и пережиты им, подтверждены его личным опытом. Поэтому правилом в воспитательной работе должно быть не только разъяснение определенных норм, но и создание условий, в которых бы дети могли проверить свои взгляды, отточить их, убедиться на опыте в их правильности.

Важно, чтобы дошкольник осознал, принял эти убеждения. Только в этом случае они могут стать мотивом его поведения. Мотив - это осознанное побуждение, это сила, которая двигает, направляет поведение человека. Без соответствующих мотивов не закрепляются нужные формы поведения, не формируется то или иное нравственное качество дошкольника [5, с.65].

Огромное влияние на поведение детей оказывают чувства. Опора на чувства в воспитании повышает его эффективность. Воздействие на чувства детей неизмеримо и представляет собой наиболее сложную область воспитательной работы. Поэтому многие воспитатели предпочитают обращаться к сознанию детей и не всегда представляют себе, как воздействовать на чувства ребенка [2, с.40].

При определении способов воздействия на чувства ребенка необходимо иметь в виду, что воспитание чувств протекает главным образом по пути изменения и дальнейшего совершенствования имеющихся у ребенка чувств. Нельзя, например, прямо поставить перед дошкольником цель - испытать чувство восхищения поступком своего товарища или литературного героя. Для возникновения необходимого чувства важно создать соответствующую обстановку, при которой у ребенка могут возникнуть те или иные переживания. Можно, например, много говорить о родной природе и не вызвать у детей чувства восхищения ее красотой и величием. А вот ряд экскурсии в природу, постановка перед детьми задачи найти наиболее красивые места, сфотографировать их, оформить монтаж приводят к возникновению у детей чувства любви к природе. В данном случае воспитатель не только вызывает благородные чувства, но и способствует их закреплению.

Чувства возникают в процессе восприятия и осознания поведения других людей. Чувства могут возникнуть и как результат сопереживания с чувствами другого человека. Яркая, богатая жизнь коллектива, хорошо организованная педагогом, является основой для формирования высоких нравственных чувств: любви к Родине, чувства долга перед коллективом.

Действенность воспитания во многом зависит от того, насколько детский сад заботится о формировании полезных навыков и привычек поведения.

Навыки и привычки могут быть сформированы в результате механических тренировок. Но этот путь является менее эффективным.А.С. Макаренко отмечал, что ребенок не хочет рассматривать себя только как явление педагогическое, хотя он и знает, что его воспитывают взрослые. Более того, он сопротивляется воспитанию, если оно состоит только из поучений и приучений. В школьной жизни, целесообразно организованной педагогом многие полезные привычки поведения формируются незаметно для самих воспитанников.

Большое значение имеет формирование потребности духовно-творческого совершенствования своей личности, нравственного самовоспитания. Исследования последних лет показывают, что самовоспитание протекает наиболее успешно, если [3, с.159]:

дошкольники стремятся к совершенствованию своей личности;

осознают пути и средства самовоспитания;

четко организована деятельность дошкольников по самовоспитанию в коллективе.

Педагогическая наука вскрыла важнейшие пути нравственного самовоспитания. Оно начинается с самоанализа и стремления к совершенствованию своей личности. Вызвать у учащихся стремление к самовоспитанию еще не значит включить их в активную работу над собой. Педагогу необходимо помочь детям найти правильные пути самовоспитания. Наиболее распространенный путь - принять на себя определенные обязательства и периодически контролировать их выполнение. Формой контроля является самоотчет и самопроверка. Самоотчет может быть проведен первоначально перед своими товарищами, а затем и перед самим собой. Важное значение в нравственном самовоспитании имеет самоприказ. Ребята с интересом воспринимают это средство самовоспитания и охотно пользуются им. Они могут приказать себе встать с постели, когда хочется еще полежать, пойти принять душ, прекратить игру и идти заниматься. Однако часто бывает, что школьники, однажды воспользовавшись самоприказом, быстро отказываются от него. Воспитателю необходимо периодически проверять, как дети пользуются самоприказом в совершенствовании своей личности.

Вместе с самоприказом в нравственном самовоспитании широко используется и самообязательство. Оно принимается по внутреннему убеждению и может стать важным мотивом самовоспитания.

Стимулом, побуждающим ребенка к принятию самообязательства и его выполнения, выступает нравственный идеал [5, с.98].

Идеал является для личности воспитанника путеводной звездой в самовоспитании, он зовет человека к постоянному совершенствованию. Личность постоянно сравнивает себя со своим идеалом, полнее и рельефнее осознает свои недостатки и стремится быстрее их преодолеть.

В зависимости от возраста и уровня моральной зрелости детей их нравственным идеалом может быть конкретное лицо (близкий человек, литературный герой) или обобщенный образ. В этом случае воспитанник заимствует черты многих людей и создает образ своего идеального героя.

В формировании нравственных идеалов дошкольников важная роль принадлежит воспитателю. Всей своей работой он учит учащихся анализировать поведение окружающих людей, отличать подлинную нравственность от ложной, показной. Нравственное самовоспитание стимулирует нравственное развитие личности.

Воспитание дружеских отношений является одной из составляющих воспитания духовно-творческого потенциала личности. Дружбу можно определить как положительные взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу, их постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь. Дружеские отношения бескорыстны, в них человек получает удовольствие от того, что доставляет приятное другому.

Цели, которые преследует дружба, могут быть различными: деловыми или улитарными; эмоциональными, связанными с удовольствием от общения друг с другом; рациональными, основанными на взаимном интеллектуальном обогащении друзей; нравственные же цели дружбы ориентированы на взаимное моральное совершенствование. Для дружеских отношений характерно глубокое взаимопонимание людей [4, с.601-602].

Другой составляющей духовно-творческого воспитания является воспитание у дошкольников гуманизма. Содержание обучения дает детям богатый материал для усвоения правильных представлений о сущности гуманизма. Тексты учебников для дошкольников подобраны так, чтобы дать представление о характере взаимоотношений между людьми, часто в них осуждаются бездушие, бессердечность, жестокость.

Но учебный процесс влияет на детей не только своим содержанием. Огромное значение имеет атмосфера учения, характер взаимоотношений между учащимися, а также между группой и воспитателем. Складывающиеся в ходе обучения взаимоотношения формируют опыт поведения детей. Особенно важно учитывать это обстоятельство в воспитании гуманизма. Если воспитатель внимателен к детям, заботится о них, в меру требователен к ним, не дергает их. Всячески развивает их инициативу и активность, если у него слово не расходится с делом, дети приобретают положительный опыт подлинно гуманных отношений между людьми. Большое значение имеет атмосфера гуманных отношений друг к другу в семье.

Уважительное отношение к старшему поколению, забота о младших и родителях формируют у дошкольников основу гуманизма [6, с.230].

Нравственные чувства одновременно содержат в себе и выражают отношение и побуждение человека, причем то и другое в глубоком человеческом чувстве обычно слито. Высшие чувства несут в себе нравственное начало. Одним из таких чувств является совесть.

Совесть связана с духовно-нравственной устойчивостью человека, его принятием на себя моральных обязательств перед другими людьми и неукоснительным следованием им. Совестливый человек всегда последователен и устойчив в своем поведении, всегда соотносит свои поступки и решения с духовными целями и ценностями, глубоко переживая случаи отклонения от них не только в собственном поведении, но и в действиях других людей. Такому человеку обычно стыдно за других людей, если они ведут себя непорядочно [4, с.453].

Один из компонентов духовно-творческого воспитания составляет патриотизм. Патриотизм является духовно-нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление - цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями, выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества.

Патриотизм - это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества.

Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе.

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.

За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты [3, с.284].

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 197.