Введение
В современных условиях любые изменения в социуме оказываются не только безуспешными, но и бессмысленными, если они не находят опору в духовной жизни индивида, не подкрепляются адекватными изменениями в культуре, в образовании, в ценностях людей. Развитие человека и общества без формирования духовной сферы в этих условиях приводит к тому, что человек не развивается как активный творческий субъект деятельности, способный преодолеть противоречия личностного роста и выйти на новый уровень духовного развития, как творец и созидатель духовных ресурсов, а превращается лишь в пользователя социальных возможностей, технологических систем.
В настоящее время возникает необходимость глубже исследовать процесс развития духовности в учебно-воспитательных учреждениях, чтобы устранить проявления бездуховности в школьной среде, где эти факты, к сожалению, присутствуют (отрицание патриотизма как общественной ценности, игнорирование социальных норм поведения, отрицание положительного опыта прошлых поколений, потребительский взгляд на образование, преувеличение роли материальных потребностей и путей легкого обогащения, аморальные и асоциальные виды деятельности и пр).
Развивать духовно-творческий потенциал личности необходимо в дошкольном возрасте, когда ребенок является наиболее восприимчивым к положительному влиянию на личность.
Проблема духовно-творческого развития личности, являясь актуальной для общества в целом и особо значимой для педагогики, послужила выбором для темы курсовой работы: Моделирование духовно-творческой среды воспитания дошкольника".
Цель исследования: Теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия моделирования духовно-творческой среды воспитания дошкольника.
Объект исследования: Процесс моделирования духовно-творческой среды воспитания дошкольника.
Предмет исследования: Условия формирования духовно-творческой среды воспитания дошкольника.
Гипотеза исследования: Моделирование духовно-творческой среды воспитания дошкольников будет более эффективным, если среда будет организована в соответствии с принципом построения развивающей среды личностно-ориентированной модели образования.
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы исследования нами был поставлен ряд задач:
1. Теоретически обосновать особенности формирования духовно-творческой среды воспитания дошкольника.
2. Определить состояние проблемы исследования в психолого-педагогической литературе.
3. Провести экспериментальную работу по определению педагогических условий моделирования духовно-творческой среды воспитания ребенка-дошкольника.
База исследования: МДОУ № 416 г. Челябинска.
Структура курсовой работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, в каждой из которых по три параграфа, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, адекватного проблеме исследования и приложения.
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы моделирования духовно-творческой среды воспитания дошкольника
Выводы по I главе
Данная глава нашего исследования была направлена на теоретическое обоснование проблемы моделирования духовно-творческой среды воспитания личности дошкольника. В связи с этим нами были сделаны следующие выводы:
Социализация личности представляет собой целостный процесс взаимодействия субъекта и общества, осуществляемый посредством микро-макро-мега функциональных структур (сред), функциями которого являются: регулирующая, ориентационно-ценностная, феноменологическая и институциализирующая, определяющие взаимосвязь и взаимозависимость сфер жизнедеятельности личности эндосоциального, экзосоциального, мезосоциального характера, и ориентирующие определенные педагогические принципы на духовно-творческое становление личности.
Духовно-творческий потенциал личности можно рассматривать как процесс приобщения человека к общечеловеческой духовной культуре и ценностям как ориентирам самореализации, поиску истины, добра и красоты.
Духовно-творческое воспитание - непрерывный процесс, оно начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для духовно-нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Для хода воспитания важно знать и его результаты, которые лучше всего подводить за какой-то определенный отрезок жизни. Знание и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший нравственный рост.
Используя новые возможности дошкольного воспитания и обучения: изменение характера и организации деятельности, обогащение знаний детей, воспитатели стремятся к расширению и углублению нравственного опыта детей, их нравственных представлений и понятий. Работая со всем коллективом, педагоги не упускают из виду отдельных дошкольников. Заметив положительные черты и свойства в том или ином ребенке, опытные педагоги стремятся развивать и совершенствовать их. Свои усилия они координируют с родителями и таким путем не только решают задачи, стоящие перед начальной ступенью обучения, но и подготавливают условия для дальнейшего нравственного воспитания детей.
Современная педагогика разработала и некоторые показатели эффективности духовно-творческого воспитания: устойчивость нравственного поведения, относительная независимость поведения от внешнего контроля, умение предвидеть последствия своих поступков и появление внутреннего контроля. По этим показателям можно судить об эффективности духовного воспитания на той или иной ступени.
Содержание духовно-творческого воспитания включает широкий круг нравственных качеств, каждое из которых имеет свои особенности. Эти особенности нельзя не учитывать в организации воспитательной работы.
Следует отметить, что духовно-творческое воспитание наряду со своей главной целью берет на себя функции эмоционального, эстетического, гражданственного и общественного воспитания.
Выводы по II главе
В данной главе мы определили уровень готовности к формированию духовно-творческого потенциала личности дошкольников. Для этого мы провели экспериментальную работу в МДОУ № 416 г. Челябинска.
Для диагностики использовались следующие методики:
Методика "День рождения";
Методика изучения социальных эмоций (авторы ГЛ. Урунтаева, ЮЛ. Афонькина);
Методика определения творческого мышления.
Полученные результаты диагностики говорят о том, что в исследуемой группе преобладает средний уровень готовности к формированию духовно-творческой сферы личности дошкольников. Данный уровень составляет 66,7%. А это значит, что в воспитательном и образовательном процессе детского сада необходимо создавать педагогические условия для моделирования духовно-творческой сферы личности дошкольников.
Данные условия представлены нами в параграфе 2.3 Мы считаем, что изложенные в данном параграфе педагогические условия адекватны и целесообразны для моделирования духовно-творческой сферы личности дошкольника.
Заключение
Итак, в своей работе мы достигли ее цели и решили задачи.
В теоретической части нашего исследования мы попытались раскрыть взгляды различных ученых по вопросу моделирования духовно-творческой сферы личности дошкольника.
В первой части первой главы мы провели обзор психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Во второй части первой главы мы определили особенности формирования духовно-творческого потенциала личности дошкольника.
В третьей части первой главы мы описали условия формирования духовно-творческого потенциала личности в процессе нравственного воспитания.
Практическая часть нашей работы была направлена на экспериментальную проверку выдвинутых положений по формированию духовно-творческой сферы личности дошкольников.
Исследование готовности дошкольников к формированию духовно-творческой сферы личности проводилось посредством методик: методика "День рождения"; методика изучения социальных эмоций (авторы ГЛ. Урунтаева, ЮЛ. Афонькина); методика определения творческого мышления.
Полученные результаты диагностики говорят о том, что в исследуемой группе преобладает средний уровень готовности к формированию духовно-творческой сферы личности дошкольников. Данный уровень составляет 66,7%. А это значит, что в воспитательном и образовательном процессе детского сада необходимо создавать педагогические условия для моделирования духовно-творческой сферы личности дошкольников.
В практической части нами были описаны педагогические условия моделирования методы моделирования духовно-творческой сферы личности дошкольников.
Мы считаем, что данные педагогические условия адекватны и целесообразны для моделирования духовно-творческой сферы личности дошкольника.
В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой специально созданные педагогические условия способствуют формированию духовно-творческой сферы личности дошкольника.
В ходе нашего исследования данная гипотеза нашла свое подтверждение.
Правильно подобранные педагогические условия позволяют не только моделировать духовно-творческий потенциал дошкольников, но и помогает в общем развитии детей-дошкольников: интеллектуальном, нравственном, эстетическом, физическом.
Библиографический список
1. Бениаминова М.В. Воспитание детей [Текст] / М.В. Бениаминова. - М.: Просвещение, 1981. - 402 с.
2. Буре Р.С., Островская, Л.Ф. Воспитатель и дети [Текст] / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская. - М.: Просвещение, 1985.
3. Венгер Л.А., Мухина, В.С. Психология; Учебное пособие для учащихся педагогических училищ [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1988. - 336 с.
4. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст] / А.М. Виноградова,- М.: Просвещение, 1989.
5. Воспитание дошкольника в семье [Текст] / Под ред. Т.А. Марковой. - М.: Педагогика, 1989.
6. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Педагогика, 1989.
7. Детский сад и семья [Текст] / Под ред. Т.А. Марковой. - М.: Педагогика; 2-ое издание, 1986.
8. Зеньковский В.В. Психология детства [Текст] / В.В. Зеньковский. - М.: Изд. центр "Академия", 1995. - 350 с.
9. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости [Текст] / З.И. Калмыкова. - М.: Просвещение, 1981. - 226 с.
10. Куликова А.Т. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] / А.Т. Куликова. - М.: Академия, 2000. - 208 с., илл.
11. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 401 с.
12. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 688 с.
13. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. Книга для воспитателей детского сада [Текст] / Л.Ф. Островская. - М.: Педагогика, 1990.
14. Рогов Е.И. Эмоции и воля [Текст] / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2001.
15. Соркина А.И. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада [Текст] / А.И. Соркина,- М.: Просвещение, 1982. - 96 с.
16. Стрелкова Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка: Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / Л.П. Стрелкова. - М.: Просвещение, 1985.
17. Стрелкова Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: Автореферат [Текст] / Л.П. Стрелкова. - М.: Просвещение, 1987.
18. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников [Текст] / Е.И. Удальцова. - М.: "Нар. асвета", 1976. - 128 с.
19. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М.: Изд. центр "Академия", 1996. - 336 с.
20. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста [Текст] / Г.А. Широкова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 304 с.
21. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / Под ред.А.Д. Кошелевой. - М.: Просвещение, 1985.
22. Петровский В.А., Кларина, Л.М., Смывина, Л.А., Стрелкова, Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. - М.: Малое предприятие "Новая школа", 1993. - 45 с.
Введение
В современных условиях любые изменения в социуме оказываются не только безуспешными, но и бессмысленными, если они не находят опору в духовной жизни индивида, не подкрепляются адекватными изменениями в культуре, в образовании, в ценностях людей. Развитие человека и общества без формирования духовной сферы в этих условиях приводит к тому, что человек не развивается как активный творческий субъект деятельности, способный преодолеть противоречия личностного роста и выйти на новый уровень духовного развития, как творец и созидатель духовных ресурсов, а превращается лишь в пользователя социальных возможностей, технологических систем.
В настоящее время возникает необходимость глубже исследовать процесс развития духовности в учебно-воспитательных учреждениях, чтобы устранить проявления бездуховности в школьной среде, где эти факты, к сожалению, присутствуют (отрицание патриотизма как общественной ценности, игнорирование социальных норм поведения, отрицание положительного опыта прошлых поколений, потребительский взгляд на образование, преувеличение роли материальных потребностей и путей легкого обогащения, аморальные и асоциальные виды деятельности и пр).
Развивать духовно-творческий потенциал личности необходимо в дошкольном возрасте, когда ребенок является наиболее восприимчивым к положительному влиянию на личность.
Проблема духовно-творческого развития личности, являясь актуальной для общества в целом и особо значимой для педагогики, послужила выбором для темы курсовой работы: Моделирование духовно-творческой среды воспитания дошкольника".
Цель исследования: Теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия моделирования духовно-творческой среды воспитания дошкольника.
Объект исследования: Процесс моделирования духовно-творческой среды воспитания дошкольника.
Предмет исследования: Условия формирования духовно-творческой среды воспитания дошкольника.
Гипотеза исследования: Моделирование духовно-творческой среды воспитания дошкольников будет более эффективным, если среда будет организована в соответствии с принципом построения развивающей среды личностно-ориентированной модели образования.
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы исследования нами был поставлен ряд задач:
1. Теоретически обосновать особенности формирования духовно-творческой среды воспитания дошкольника.
2. Определить состояние проблемы исследования в психолого-педагогической литературе.
3. Провести экспериментальную работу по определению педагогических условий моделирования духовно-творческой среды воспитания ребенка-дошкольника.
База исследования: МДОУ № 416 г. Челябинска.
Структура курсовой работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, в каждой из которых по три параграфа, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, адекватного проблеме исследования и приложения.
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы моделирования духовно-творческой среды воспитания дошкольника
Дата: 2019-07-30, просмотров: 197.