Перспективы развития внешнеторговых отношений Республики Беларусь с развивающимися странами
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Республика Беларусь является страной с малой открытой экономикой и поддерживает торгово-экономические отношения с более чем 150 государствами. В этой связи развитие внешнеэкономической деятельности для республики является одним из ключевых факторов экономического роста, содействующих повышению эффективности производства и на этой основе обеспечивающих благосостояние народа. Более половины производимой в Беларуси продукции экспортируется. Национальная экспортная политика страны базируется не только на физическом наращивании экспорта в рамках структуры производства товаров и услуг, но, прежде всего, на повышении доходов от экспортных операций. Основа экспортной стратегии и специализации - учет формирования спроса на новых перспективных рынках, в первую очередь динамично развивающихся стран, при одновременном освоении новой конкурентоспособной продукции. Важной задачей внешнеэкономической деятельности Беларуси является географическая диверсификация торгово-экономических отношений. В результате договоренностей на самом высоком уровне с перспективными внешнеторговыми партнерами открылись новые возможности для диверсификации белорусского экспорта, а также для закупок стратегически важных для страны товаров.

Основными и приоритетными торговыми партнерами для республики являются Российская Федерация (36,5% белорусского экспорта и 59,9% импорта) и страны ЕС (43,8% экспорта и 21,8% импорта). В качестве важного направления расширения экспортного потенциала также следует рассматривать выход на растущие рынки Латинской Америки, Азии и Африки, несмотря на потери части прибыли вследствие повышенных расходов на транспортировку продукции. Если учесть традиционно высокий уровень тарифной защиты молодой промышленности развивающихся стран, перспективной формой сотрудничества может стать не только экспорт готовых изделий, но и организация на их территории сборочных производств (трактора, грузовые автомобили, электротехника и др.) из белорусских комплектующих, предоставление научно-технических и консультационных услуг. Несмотря на различия в геоэкономических стратегиях, по-прежнему весьма актуальным остается вопрос о расширении внешнеторговых связей со странами Центрально-Восточной Европы.

Торговля Беларуси и стран Азии, Африки, Ближнего Востока и Южной Америки. С 2008 года наметилась положительная тенденция в развитии торгово-экономического сотрудничества Беларуси со странами Азии, Африки, Ближнего Востока и Южной Америки. Несмотря на объективные сложности, обусловленные мировым финансовым кризисом, Беларуси удалось избежать ожидаемого спада экспорта продукции в эти страны. По итогам января-августа 2009 года экспорт за пределы СНГ составил 56,1% к уровню аналогичного периода 2008 года, в то же время в страны Азии - 79,4%, Африки - 74,6%. Следует также отметить, что география поставок белорусской продукции в 2009 году дополнилась 11 новыми странами. Так, в настоящее время в Тунис, Гамбию и Сенегал экспортируются прутки и полуфабрикаты из нелегированной стали, в Камерун - калийные удобрения. В Кению и Бенин поставляются книги и брошюры, Экваториальную Гвинею - тракторы и седельные тягачи, Уганду, Намибию, Катар, Мьянму - товары различного назначения (контрольно-измерительные приборы, спектрометры и другие).

Рынок развивающихся государств Латинской Америки представляет интерес для белорусской промышленности с точки зрения продвижения продукции машиностроения и нефтехимического комплекса. В результате укрепления межгосударственного диалога на высшем уровне удалось значительно активизировать торгово-экономическое сотрудничество с Венесуэлой. В настоящее время с участием Беларуси здесь разрабатываются и реализуются крупномасштабные проекты в сферах нефтедобычи, нефтехимии, сейсморазведки и сейсмотехники, газификации, архитектуры и строительства, промышленности и сельского хозяйства.

Рынки государств Азии и Африки привлекательны для Беларуси ввиду сохраняющейся на них конкурентоспособности белорусской продукции, а также имеющихся перспектив наращивания белорусского экспорта. Заинтересованность Беларуси и азиатских стран в активизации двустороннего торгово-экономического сотрудничества во многом связана с взаимодополняемостью наших экономик. В частности, быстрый рост населения вынуждает правительства азиатских стран предпринимать все меры по решению продовольственной проблемы и повышению урожайности в сельском хозяйстве. При этом большое значение придается использованию калийных удобрений, в то время как Беларусь является одним из ведущих экспортеров в мире данного сырья. Многие азиатские страны также заинтересованы в импорте нашей продукции машиностроения, сельскохозяйственной техники, электроники, товаров народного потребления, научно-технических разработок и т.д., которые при международных стандартах качества выгодно отличаются от западных аналогов более низкими ценовыми показателями. Не следует также забывать, что многие африканские и азиатские страны являются для нас источником ряда товаров критического импорта, без которых невозможно нормальное функционирование промышленных предприятий. И речь здесь идет не только о простом сырье (каучук, продукты органической химии, красители, табак, какао-бобы), но и об электронной аппаратуре и ее частях, промышленном оборудовании и станках, двигателях и насосах, научных и медицинских приборах. Часть импорта из стран региона имеет непосредственное отношение к потребительским товарам. Это - витамины и антибиотики, другие лекарственные средства, бытовая и офисная электроника, средства связи, свежие овощи и фрукты, соки, орехи, рис, чай.

Отличительной особенностью торговли Республики Беларусь с азиатскими и африканскими странами остается значительное превышение белорусского экспорта над импортом. В январе-мае текущего года торговое сальдо осталось положительным (148 млн. долл. США), при этом экспорт превысил 218 млн. долл., а импорт составил около 70 млн. долл.

Другой важной тенденцией за последнее время стало расширение номенклатуры поставляемых товаров. Наряду с традиционными поставками (калийные удобрения, продукция Белорусского металлургического завода) все чаще в экспорте в ту или иную страну появляются новые наименования - стекловолокно, продукция деревообработки, приборы и инструменты, насосы, двигатели, лекарственные средства, наручные часы, холодильники. Анализ структуры белорусского экспорта в Азию и Африку показывает, что, несмотря на общую положительную тенденцию расширения номенклатуры поставок, еще не достигнут необходимый перелом в процессе диверсификации экспортной составляющей взаимной торговли. Основой нашего экспорта продолжают оставаться калийные удобрения и продукция БМЗ. Несмотря на то, что их доля постоянно снижается, она все еще составляет более 50 процентов. В структуре экспорта в ряд африканских, да и некоторых азиатских стран, можно увидеть всего 2-3 позиции, в то же время перечень поставок в Китай, например, уже на протяжении нескольких лет складывается из более чем 50 наименований. рынки Азии и Африки до сих пор остаются недостаточно освоенными нашими экспортерами с точки зрения продвижения на них основных экспортных товаров - продукции предприятий машиностроения, электронной и нефтехимической промышленности. В то же время потенциально государства Азии и Африки могут считаться едва ли не самыми емкими, вслед за странами СНГ, рынками для наших автомобилей, тракторов, станков, подшипников, химических волокон, электронных и медицинских приборов. Нельзя забывать и о существующих возможностях для сбыта холодильников и других товаров бытового назначения, стройматериалов, изделий деревообработки. Исходя из этого, оказание поддержки белорусским экспортерам именно данной продукции (при сохранении высокого уровня поставок традиционных товаров) в настоящее время является одним из приоритетов торгово-экономической деятельности МИД и наших загранучреждений. Свою роль при этом Министерство видит, прежде всего, в оказании белорусским предприятиям информационного, политического и организационного содействия. К сожалению, для многих наших предприятий и фирм азиатский и африканский рынки по-прежнему остаются далекими и загадочными, и они не спешат расширять географию своих поставок. Конечно, здесь сказываются и удаленность этих рынков, и отсутствие сколько-нибудь полной информации об особенностях работы на них. Определенный урон имиджу нашей продукции наносит все еще имеющая хождение неудачная практика разовых поставок белорусской техники и оборудования посредниками из третьих стран без гарантий надлежащего технического обеспечения и обслуживания (наглядный пример - продажа продукции БелАЗа в ЮАР).

Вместе с тем, есть проблемы и у самих белорусских предприятий. Не всегда соблюдаются международные нормы делового общения. В ряде случаев отсутствует реакция на обращения зарубежных компаний с предложениями о сотрудничестве либо ответы на них направляются с неприемлемым опозданием. Есть претензии у иностранных партнеров и к качеству поставляемой продукции. Белорусские предприятия порой имеют ложное представление о том, что для Азии или Африки соблюдение определенных стандартов по отношению к поставляемым товарам не так и важно. Все эти проблемы зачастую связаны с низким уровнем развития системы маркетинга на предприятиях, отсутствием в их штате квалифицированных кадров, имеющих хорошую профессиональную и языковую подготовку.

Для выхода на объемный рынок афро-азиатского региона белорусские субъекты хозяйствования должны хотя бы эпизодично участвовать в международных выставках, ярмарках, организовывать презентации своей продукции. К сожалению, соответствующие предложения посольств и МИД зачастую не получают положительного отклика. Как правило, ссылка при этом делается на отсутствие финансовых средств.

Чтобы прочно закрепиться на перспективных рынках государств Азии и Африки, необходимо энергичнее работать по созданию совместных производств, как это уже делается в Китае (совместное производство колесных тягачей), во Вьетнаме (создание сборочных линий по производству мотоциклов), Египте (совместное производство автомобилей "МАЗ" и тракторов "МТЗ"), а также по расширению дилерской сети и системы сервисного обслуживания. Только в этом случае предприятия могут перейти от случайных, разовых поставок к долговременному сотрудничеству.

МИД также работает над созданием более благоприятных общих условий для внешнеэкономической деятельности белорусских предприятий. На азиатско-африканском направлении, в частности, имеется в виду следующее:

расширение договорно-правовой базы двусторонних торгово-экономических связей (наиболее активно эта деятельность осуществляется в ОАЭ, ЮАР, КНР, Египте, Ливии, Республике Корея, Иране);

расширение числа государств, с которыми установлены дипломатические отношения, что позволяет наладить прочные межгосударственные связи с потенциальными торгово-экономическими партнерами. Из 104 государств азиатско-африканского региона Беларусью в настоящее время установлены дипломатические отношения с 74 странами (в 2001 году - с 6 странами, в 2002 году - с тремя, планируется установить дипотношения с еще 6 государствами). Достижению этой же цели будет способствовать аккредитация послов Беларуси в зарубежных странах по совместительству;

придание дополнительной динамики деятельности совместных межправительственных комиссий по вопросам торгово-экономического сотрудничества, которые играют важную роль в оказании государственной поддержки различным экономическим проектам и решают конкретные проблемы на правительственном уровне.

Потенциал и перспективы развития сотрудничества Беларуси со странами Азии и Африки весьма значительны. Беларусь с оптимизмом смотрит в будущее двусторонних отношений и убеждена в том, что их углубление и наполнение конкретным содержанием отвечает коренным интересам как Беларуси, так и наших зарубежных партнеров. Сотрудники Управления Азии и Африки, соответствующих загранучреждений Министерства иностранных дел Республики Беларусь всегда готовы оказать возможное содействие белорусским предприятиям, организациям, фирмам в установлении и развитии торгово-экономического сотрудничества с африканскими и азиатскими странами.



Заключение

 

В рамках данной работы была рассмотрена проблема группы государств, составляющих наиболее слабое, нестабильное звено мировой экономики - группа наименее развитых стран. Это категория отсталых государств, которые в силу различных геополитических, социально-экономических и природных факторов обладают наихудшими макроэкономическими показателями и находятся на периферии мирового сообщества. Эти государства нередко называют "Четвертым миром". В силу своей экономической отсталости НРС выделяются из группы развивающихся стран в отдельную категорию. На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы:

существование такой категории государств, как НРС, обусловлено множеством факторов. Среди них невыгодное географическое положение, периодические гражданские войны, постоянная подверженность природным катаклизмам, исторически сложившаяся постколониальная аграрная экономика в большинстве из них, неспособная обеспечить продовольствием быстро восполняющееся население. Как следствие - треть населения НРС находится ниже порога нищеты;

НРС не способны самостоятельно выйти из своей тяжелой ситуации, так как большей своей частью они не обладают достаточным потенциалом для поддержания устойчивого и постоянного экономического роста, более того, страны-НРС весьма зависимы от финансовой поддержки развитых государств-доноров, которые, не к чести последних сказать, распределяются довольно избирательно;

НРС в целом обладают сходной структурой национальной экономики: преобладающая доля сельского хозяйства, ориентированного на экспорт, плохо либо совсем не развитая промышленность, зависимость от иностранных поступлений. Частные случаи были рассмотрены в ходе проведения работы;

Для поддержки НРС на современном этапе мировое сообщество в лице ООН проводит ряд реабилитационных программ, среди них программы развития НРС на период 2001-2010гг., программа ООН по ликвидации нищеты в мире, программа ЮНКТАД по преодолению последствий глобального экономического кризиса и др.;

НРС участвуют в процессах экономической интеграции как на региональном, так и глобальном уровнях;

Республика Беларусь также поддерживает отношения с НРС, как правило это выражается в виде гуманитарной помощи в виде учебников в рамках программы по ликвидации неграмотности населения отсталых государств и в рамках других программ;

В целом, мировому сообществу небезразлично тяжелое положение НРС, которые помимо своих внутренних экономических проблем, являются тормозящим фактором для развития мировой экономики.



Дата: 2019-07-30, просмотров: 179.