На пути к установлению дипломатических отношений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ3

1 На пути к установлению дипломатических отношений.............................. 9

1.1 Великая депрессия в США и ее последствия для советско-американских отношений.......................................................................................................................... 9

1.2 Критическое положение в американо-советской торговле.................... 22

2 Установление дипломатических отношений и их последствия................ 31

2.1 Советско-американские отношения в 1933 году.................................... 31

2.2 Развитие советско-американских отношений с 1933 по 1940 гг........... 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ....... 49

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Необходимость пересмотра американской политики в отношении Советского Союза обусловливалась возрастанием значения ряда факторов, которые уже не могли игнорироваться правящим истэблишментом Америки.

Во-первых, это было связано с провалом самой политики непризнания Советского государства, которая не привела ни к подрыву социализма в СССР, ни к отказу его от принципиальных основ своей внешней политики. Этого не в состоянии отрицать и многие американские историки. Как подчеркивал, в частности, Дж. Гэддис, «политика непризнания не достигла своих целей: она не изменила ни международное положение, ни внутреннюю политику Советского государства»[1]. Абсурдность политики непризнания становилась очевидной для многих американцев, посещавших нашу страну в тот период. Так, побывавший в 1926 году в СССР известный политический деятель А. Гарриман впоследствии следующим образом суммировал свои впечатления: «Когда Россия из первой мировой войны предстала в облике первого марксистского государства, многие политические наблюдатели в Европе и Америке были убеждены, что она не сможет выжить. В 1926 году находились еще политики, которые предсказывали ее крах в не более чем пятилетний срок. В том же году я поехал в Москву, чтобы самому убедиться, каковы же шансы строя выжить. Я не увидел ничего, что свидетельствовало бы о его близком развале»[2].

Успехи, достигнутые советским народом в развитии народного хозяйства страны в годы первой пятилетки, повлекли за собой переоценку многими американцами на рубеже 20 – 30-х годов своих прежних негативных, а зачастую и враждебных взглядов на Советскую страну. Отмечая много лет спустя этот сдвиг в сознании американцев, Дж. Кеннан писал: «Только в конце 20-х годов, через десятилетие после самого события, в Соединенных Штатах стал получать всеобщее признание тот факт, что в России произошла революция такой силы и глубины, что ей предначертано навсегда войти в историю нашего времени»[3]. Выражая настроения трезво мыслящих американцев в тот период, американский историк Ф. Шуман в исследовании, посвященном политике США в отношении Советского государства после Великой Октябрьской социалистической революции, писал в 1928 году о необходимости «безусловно отказаться от надежды на свержение советского строя и замену его прокапиталистическим режимом. Тешить себя подобной надеждой и впредь – значит иметь дело не с реальной действительностью, а с иллюзиями и химерой, сыгравшими и без того чересчур большую роль в отношениях между двумя странами после 1917 года»[4].

Во-вторых, рост экономической и оборонной мощи СССР, его настойчивая борьба за укрепление международной безопасности и предотвращение мировой войны усилили влияние СССР в международных делах, повысили его авторитет в мире. Становилось очевидным, что без участия Советской страны невозможно решать важнейшие вопросы мировой политики. К началу 1930-х годов все ведущие капиталистические государства, кроме США, установили дипломатические отношения с СССР. Потерпели крах и надежды американских правящих кругов на формирование антисоветского замкнутого блока в форме пресловутого «пакта четырех». «Последовательная борьба за мир, – отмечается в «Истории внешней политики СССР», – снискала Советской стране широкое международное признание. Игнорировать СССР при решении вопросов мировой политики стало уже невозможно. Именно этим и объясняется в первую очередь решение правительства США пересмотреть свое отношение к Советской державе»[5].

В-третьих, к началу 1930-х годов наметились серьезные изменения внутри самого капиталистического мира вследствие появления группы агрессивных фашистских государств во главе с Германией, открыто вступивших на путь подготовки войны с целью нового раздела мира; «1933 – 1945 годы, – писал советский историк Н.В. Сивачев в своей статье, посвященной 100-летию со дня рождения президента Ф. Рузвельта, – были временем крутого, коренного изменения положения США в мире и столь же радикального пересмотра внешнеполитической стратегии американского правительства. К приходу Рузвельта в Белый дом уже вполне определенно вырисовывались два очага войны – на Дальнем Востоке и в центре Европы. Было ясно и то, что силой, способной сыграть важнейшую роль в предотвращении войны и в укреплении мира, являлся Советский Союз. Но Вашингтон продолжал уже шестнадцатый год делать вид, будто не замечает величайшего государства мира. Эта игра в прятки становилась не только абсурдной, но и чреватой серьезными опасностями для США. В первую очередь политико-стратегическими. Вашингтон, понимая нарастание угрозы из Берлина и Токио своим государственным интересам, все более уяснял себе, что Москва очень может пригодиться на случай столкновения с создателями «нового порядка», замахнувшимися и на империалистические позиции США»[6].

В-четвертых, жесточайший экономический кризис 1929 – 1933 годов, проявившийся в резком сокращении промышленного производства, небывалом росте безработицы, до предела обострил все противоречия, в том числе и борьбу за рынки сбыта между США и другими ведущими капиталистическими странами. Объясняя воздействие экономических факторов на американскую политику в отношении Советского Союза, Дж Гэддис пишет, что, хотя Рузвельт и не считал, что признание СССР и развитие с ним взаимовыгодных торговых отношений приведет к значительному улучшению положения дел в экономике США, он все же рассматривал СССР в качестве «слишком важного элемента мировой экономики, чтобы продолжать политику отчуждения»[7].

Целью данной работы является рассмотрение советско-американских отношений в 1930-е годы. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи исследования:

1. Показать особенности влияния Великой депрессии в США на советско-американские отношения.

2. Проанализировать предпосылки заключения соглашения между СССР и США в 1933 году.

3. Рассмотреть последствия этого соглашения.

Необходимо отметить, что единство понимания партнерами роли и места советско-американских отношений в системе международных отношений в целом, провозглашенное 16 ноября 1933 г., сохраняет свою актуальность и в наши дни. Решение таких важнейших проблем современности, как обуздание гонки вооружений, ликвидация опасности ядерной войны, глобальных проблем, чреватых серьезными последствиями для всего человечества, зависит от доброй воли сторон, их готовности преодолеть существующие разногласия.

Взаимоотношения между Россией и США в XX в. вызывают повышенный интерес у исследователей и научной общественности. И он вполне понятен, так как эти две великие державы оказали огромное влияние на развитие исторических событий. К тому же контакты между ними налаживались сложно и противоречиво. Для них характерны приливы и отливы, сближения и отчуждения, свой отпечаток оставила и холодная война. В период глубочайшего кризиса мирового общества – в годы двух глобальных войн – совпадение интересов объединило обе страны в боевой союз для защиты демократии и общечеловеческих ценностей.

По данной теме имеется обширная научная литература – монографии, статьи, мемуары, документы. Пристальное внимание историков привлекают довольно продолжительные годы непризнания Америкой молодой советской республики. Ученые стремятся выяснить, что побудило лидеров Соединенных Штатов Америки разорвать с ней дипломатические отношения, какие политические силы и почему так настойчиво стремились сохранить аномалию в отношениях между двумя народами и государствами.

Ознакомление с историографией этого вопроса дает основание отметить, что каждый автор изложил свое видение событий, их роль и последствия. Американские исследователи изучили, осмыслили и ввели в научный оборот массив архивных документов и материалов, представив широкую панораму своих версий. У них нет единого мнения по ряду важных вопросов. Совпадение точек зрения наблюдается, когда речь идет о советской дипломатии, которая в большинстве случаев освещается односторонне, а иногда и негативно. Это обусловлено в значительной степени не только идеологическим фактором, но и тем, что длительное время американские авторы были лишены доступа к советским правительственным и дипломатическим архивным документам и материалам.

Отечественные историки опубликовали немало исследований, в которых дан прежде всего анализ политики и дипломатии советского государства в отношении Америки, в том числе в годы непризнания и в период установления дипломатических отношений между Москвой и Вашингтоном. В их работах также содержится большой фактический материал, сделаны интересные наблюдения, выводы и обобщения.

Ради справедливости следует отметить, что на многих из этих трудов лежит печать времени – излишняя категоричность в суждениях, бескомпромиссность, идеологизированность. Характерным является также узость источниковой базы вследствие ограниченного доступа к архивным материалам.

Ныне положение существенно изменилось в лучшую сторону. Исследователи получили возможность использовать многие ранее недоступные правительственные документы и материалы. За последнее время опубликовано немало ценных и интересных сборников документов, которые расширяют наши представления и познания о прошлом советского государства, его внутренней и внешней политике. В частности, изданы сборники документов, посвященные торгово-экономическим отношениям между Россией и США в межвоенные годы. Несомненно, достойны внимания дипломатические документы, относящиеся к периоду непризнания, представленные в двух томах.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, существовавшие до 1933 года экономические, политические и идеологические аргументы и факторы оказывали негативное влияние на развитие советско-американских отношений. Конкурентная и идеологическая борьба достигла предельного накала. При одобрении администрации Гувера в стране проходили пропагандистские кампании против советского экспорта с обвинениями правительства СССР в умышленном демпинге, в применении принудительного труда. В этих кампаниях участвовали представители фирм, бизнесмены, политические деятели, печать, радио, особенно активно выступали сторонники жесткого курса в отношении большевиков, преднамеренно обвиняя Амторг и Совинформбюро в связях с Коминтерном. Созданная в мае 1930 г. палатой представителей комиссия Гамильтона Фиша на протяжении семи месяцев расследовала дело о "коммунистической пропаганде в США". Однако ее выводы при объективном рассмотрении оказались несостоятельными. В результате была признана "неподлинность" документов Уоллена, комиссара полиции, опубликовавшего антисоветские фальшивки.

В таких условиях советско-американские торговые отношения не могли развиваться нормально.

Движение за признание и установление нормальных отношений между двумя странами отвечало интересам деловых кругов США. Его поддерживали представители ряда крупных промышленных компаний, несколько известных банков. Одновременно в конгрессе обсуждались вопросы об отношении к СССР. Как в сенате, так и в палате представителей раздавались голоса за устранение аномалии, продолжавшейся многие годы. Отмечалось, что торгово-экономические факторы и сложившееся положение в стране побуждают отказаться от политики непризнания и встать на путь увеличения экспорта американских товаров в Советскую Россию, заключения деловых сделок, подписания контрактов. Русский рынок выгоден и надо его использовать – таково было мнение выступавших.

Установление дипломатических отношений между СССР и США явилось важным международным событием. Оно укрепило внешнеполитические позиции нашей страны в мире, стало новым весомым доказательством правильности и плодотворности неизменной линии Советского государства на развитие отношений с капиталистическими странами на основе принципов мирного сосуществования. В Отчетном докладе ЦК ВКП(б) XVII съезду партии говорилось: «Не может быть сомнения, что этот акт имеет серьезнейшее значение во всей системе международных отношений. Дело не только в том, что он поднимает шансы дела сохранения мира, улучшает отношения между обеими странами, укрепляет торговые связи между ними и создает базу для взаимного сотрудничества. Дело в том, что он кладет веху между старым, когда САСШ (Североамериканские Соединенные Штаты) считались в различных странах оплотом для всяких антисоветских тенденций, и новым, когда этот оплот добровольно снят с дороги ко взаимной выгоде обеих стран».



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ3

1 На пути к установлению дипломатических отношений.............................. 9

1.1 Великая депрессия в США и ее последствия для советско-американских отношений.......................................................................................................................... 9

1.2 Критическое положение в американо-советской торговле.................... 22

2 Установление дипломатических отношений и их последствия................ 31

2.1 Советско-американские отношения в 1933 году.................................... 31

2.2 Развитие советско-американских отношений с 1933 по 1940 гг........... 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ....... 49

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Необходимость пересмотра американской политики в отношении Советского Союза обусловливалась возрастанием значения ряда факторов, которые уже не могли игнорироваться правящим истэблишментом Америки.

Во-первых, это было связано с провалом самой политики непризнания Советского государства, которая не привела ни к подрыву социализма в СССР, ни к отказу его от принципиальных основ своей внешней политики. Этого не в состоянии отрицать и многие американские историки. Как подчеркивал, в частности, Дж. Гэддис, «политика непризнания не достигла своих целей: она не изменила ни международное положение, ни внутреннюю политику Советского государства»[1]. Абсурдность политики непризнания становилась очевидной для многих американцев, посещавших нашу страну в тот период. Так, побывавший в 1926 году в СССР известный политический деятель А. Гарриман впоследствии следующим образом суммировал свои впечатления: «Когда Россия из первой мировой войны предстала в облике первого марксистского государства, многие политические наблюдатели в Европе и Америке были убеждены, что она не сможет выжить. В 1926 году находились еще политики, которые предсказывали ее крах в не более чем пятилетний срок. В том же году я поехал в Москву, чтобы самому убедиться, каковы же шансы строя выжить. Я не увидел ничего, что свидетельствовало бы о его близком развале»[2].

Успехи, достигнутые советским народом в развитии народного хозяйства страны в годы первой пятилетки, повлекли за собой переоценку многими американцами на рубеже 20 – 30-х годов своих прежних негативных, а зачастую и враждебных взглядов на Советскую страну. Отмечая много лет спустя этот сдвиг в сознании американцев, Дж. Кеннан писал: «Только в конце 20-х годов, через десятилетие после самого события, в Соединенных Штатах стал получать всеобщее признание тот факт, что в России произошла революция такой силы и глубины, что ей предначертано навсегда войти в историю нашего времени»[3]. Выражая настроения трезво мыслящих американцев в тот период, американский историк Ф. Шуман в исследовании, посвященном политике США в отношении Советского государства после Великой Октябрьской социалистической революции, писал в 1928 году о необходимости «безусловно отказаться от надежды на свержение советского строя и замену его прокапиталистическим режимом. Тешить себя подобной надеждой и впредь – значит иметь дело не с реальной действительностью, а с иллюзиями и химерой, сыгравшими и без того чересчур большую роль в отношениях между двумя странами после 1917 года»[4].

Во-вторых, рост экономической и оборонной мощи СССР, его настойчивая борьба за укрепление международной безопасности и предотвращение мировой войны усилили влияние СССР в международных делах, повысили его авторитет в мире. Становилось очевидным, что без участия Советской страны невозможно решать важнейшие вопросы мировой политики. К началу 1930-х годов все ведущие капиталистические государства, кроме США, установили дипломатические отношения с СССР. Потерпели крах и надежды американских правящих кругов на формирование антисоветского замкнутого блока в форме пресловутого «пакта четырех». «Последовательная борьба за мир, – отмечается в «Истории внешней политики СССР», – снискала Советской стране широкое международное признание. Игнорировать СССР при решении вопросов мировой политики стало уже невозможно. Именно этим и объясняется в первую очередь решение правительства США пересмотреть свое отношение к Советской державе»[5].

В-третьих, к началу 1930-х годов наметились серьезные изменения внутри самого капиталистического мира вследствие появления группы агрессивных фашистских государств во главе с Германией, открыто вступивших на путь подготовки войны с целью нового раздела мира; «1933 – 1945 годы, – писал советский историк Н.В. Сивачев в своей статье, посвященной 100-летию со дня рождения президента Ф. Рузвельта, – были временем крутого, коренного изменения положения США в мире и столь же радикального пересмотра внешнеполитической стратегии американского правительства. К приходу Рузвельта в Белый дом уже вполне определенно вырисовывались два очага войны – на Дальнем Востоке и в центре Европы. Было ясно и то, что силой, способной сыграть важнейшую роль в предотвращении войны и в укреплении мира, являлся Советский Союз. Но Вашингтон продолжал уже шестнадцатый год делать вид, будто не замечает величайшего государства мира. Эта игра в прятки становилась не только абсурдной, но и чреватой серьезными опасностями для США. В первую очередь политико-стратегическими. Вашингтон, понимая нарастание угрозы из Берлина и Токио своим государственным интересам, все более уяснял себе, что Москва очень может пригодиться на случай столкновения с создателями «нового порядка», замахнувшимися и на империалистические позиции США»[6].

В-четвертых, жесточайший экономический кризис 1929 – 1933 годов, проявившийся в резком сокращении промышленного производства, небывалом росте безработицы, до предела обострил все противоречия, в том числе и борьбу за рынки сбыта между США и другими ведущими капиталистическими странами. Объясняя воздействие экономических факторов на американскую политику в отношении Советского Союза, Дж Гэддис пишет, что, хотя Рузвельт и не считал, что признание СССР и развитие с ним взаимовыгодных торговых отношений приведет к значительному улучшению положения дел в экономике США, он все же рассматривал СССР в качестве «слишком важного элемента мировой экономики, чтобы продолжать политику отчуждения»[7].

Целью данной работы является рассмотрение советско-американских отношений в 1930-е годы. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи исследования:

1. Показать особенности влияния Великой депрессии в США на советско-американские отношения.

2. Проанализировать предпосылки заключения соглашения между СССР и США в 1933 году.

3. Рассмотреть последствия этого соглашения.

Необходимо отметить, что единство понимания партнерами роли и места советско-американских отношений в системе международных отношений в целом, провозглашенное 16 ноября 1933 г., сохраняет свою актуальность и в наши дни. Решение таких важнейших проблем современности, как обуздание гонки вооружений, ликвидация опасности ядерной войны, глобальных проблем, чреватых серьезными последствиями для всего человечества, зависит от доброй воли сторон, их готовности преодолеть существующие разногласия.

Взаимоотношения между Россией и США в XX в. вызывают повышенный интерес у исследователей и научной общественности. И он вполне понятен, так как эти две великие державы оказали огромное влияние на развитие исторических событий. К тому же контакты между ними налаживались сложно и противоречиво. Для них характерны приливы и отливы, сближения и отчуждения, свой отпечаток оставила и холодная война. В период глубочайшего кризиса мирового общества – в годы двух глобальных войн – совпадение интересов объединило обе страны в боевой союз для защиты демократии и общечеловеческих ценностей.

По данной теме имеется обширная научная литература – монографии, статьи, мемуары, документы. Пристальное внимание историков привлекают довольно продолжительные годы непризнания Америкой молодой советской республики. Ученые стремятся выяснить, что побудило лидеров Соединенных Штатов Америки разорвать с ней дипломатические отношения, какие политические силы и почему так настойчиво стремились сохранить аномалию в отношениях между двумя народами и государствами.

Ознакомление с историографией этого вопроса дает основание отметить, что каждый автор изложил свое видение событий, их роль и последствия. Американские исследователи изучили, осмыслили и ввели в научный оборот массив архивных документов и материалов, представив широкую панораму своих версий. У них нет единого мнения по ряду важных вопросов. Совпадение точек зрения наблюдается, когда речь идет о советской дипломатии, которая в большинстве случаев освещается односторонне, а иногда и негативно. Это обусловлено в значительной степени не только идеологическим фактором, но и тем, что длительное время американские авторы были лишены доступа к советским правительственным и дипломатическим архивным документам и материалам.

Отечественные историки опубликовали немало исследований, в которых дан прежде всего анализ политики и дипломатии советского государства в отношении Америки, в том числе в годы непризнания и в период установления дипломатических отношений между Москвой и Вашингтоном. В их работах также содержится большой фактический материал, сделаны интересные наблюдения, выводы и обобщения.

Ради справедливости следует отметить, что на многих из этих трудов лежит печать времени – излишняя категоричность в суждениях, бескомпромиссность, идеологизированность. Характерным является также узость источниковой базы вследствие ограниченного доступа к архивным материалам.

Ныне положение существенно изменилось в лучшую сторону. Исследователи получили возможность использовать многие ранее недоступные правительственные документы и материалы. За последнее время опубликовано немало ценных и интересных сборников документов, которые расширяют наши представления и познания о прошлом советского государства, его внутренней и внешней политике. В частности, изданы сборники документов, посвященные торгово-экономическим отношениям между Россией и США в межвоенные годы. Несомненно, достойны внимания дипломатические документы, относящиеся к периоду непризнания, представленные в двух томах.




На пути к установлению дипломатических отношений

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 148.