Анализ и оценка конкурентоспособности услуг предприятий торговли
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Аудио-, видео - и бытовая техника, являются важнейшей частью реализуемой на рынке продукции г. Обнинска и от того, насколько обеспечено необходимое качество торгового обслуживания данной продукции, зависит степень удовлетворения спроса потребителей, а также прибыльность и рентабельность торгового предприятия.

Непрерывный рост торговых предприятий на обнинском рынке, стремящихся к максимальному извлечению прибыли, порой за счет качества услуг делает задачу оценки конкурентоспособности этих услуг весьма актуальной.

В данной главе на примере магазина аудио-, видео - и бытовой техники ООО «Сатурн» г. Обнинска на основе составления сводного анализа деятельности предприятия произведем оценку его конкурентоспособности. Для достижения намеченной цели были поставлены и решены следующие задачи:

• осуществлены выбор и исследование критериев конкурентоспособности услуг розничных торговых предприятий города, специализирующихся на аудио-, видео и бытовой технике;

• произведены анализ и оценка показателей, критериев конкурентоспособности услуг этих предприятий;

• осуществлен расчет среднего индекса цен товаров исследуемых предприятий;

• определены коэффициенты конкурентоспособности этих магазинов.

В качестве основы была использована методика оценки конкурентоспособности услуг торговли, предложенная И.М. Лифицем и О. Ковылиной.

Показатель конкурентоспособности услуг торговли [1] рассчитывается из отношения обобщенного показателя качества услуги торговли (ПКут) и относительной стоимости приобретаемых товаров (С) или 1р / среднего индекса цен для каждого магазина:

П= ПКут = ПКут (1)

С Ip

В приложении 1 приведены и расшифрованы некоторые комплексные показатели свойств услуги торговли, необходимые для расчета обобщенного показателя на основе методов квалиметрии по формуле средней взвешенной арифметической:

n

ПКут = ∑ m1qi (2)

i=1

где qi - комплексный показатель i-го свойства;

mi - коэффициент весомости комплексного показателя.

Из множества обследованных магазинов были выбраны следующие:

1. «Сатурн»; 5. «Эланд»;

2. «Си-Ай-Ви»; 6. «Сюрприз»;

3. «Диал-Электроникс»; 7. «Самос-Техника»;

4. «Электрик-Плаза»; 8. «Поиск».

Для обеспечения сопоставимости условий сравнительного анализа критериями выборки приведенных торговых фирм являлись: вид, тип и категория магазинов.

Так, все исследуемые магазины имели одинаковую специализацию и примерно одинаковую торговую площадь (150-200 м). Основными фирмами-производителями, продукция которых реализовывалась в исследуемой группе магазинов являлись BRAUN, TEFAL, BOSCH, SIEMENS, ROWENTA, PHILIPS, PANASONIC, UNIT и т.д.

Таблица 2 и приложение 2 содержат данные по структуре ассортимента исследуемого торгового предприятия и предприятий - конкурентов.

 

Таблица 2. Данные структуры ассортимента аудио-, видео-,

бытовой техники.

Наименование предприятий

Типовое (базовое) кол-во товарных

подгруппПП

Фактическое количество

Коэффициент структуры ассортимента

Среднее значение коэффициента структуры ассортимента

аудио видео Бытовая техника аудио видео Бытовая техника. аудио видео Бытовая техника.
Диал-Электроникс Си-Ай-Ви Сатурн Электрик-Плаза Эланд Сюрприз Самос-Техникс Поиск   27   32  14 7 13 9 6 4 7 15  24 16 29 14 7 11 21 7 0.5 0.2 0,4 0,3 0,2 0,1 0,3 0,6 0.8 0,5 0,9 0,4 0.2 0,3 0,7 0.2 0,65 0,35 0.65 0,35 0,2 0,2 0,5 0.4

 

Рассчитаем коэффициенты структуры для каждого магазина.

Кстр = Факт. кол-во / Баз. кол-во

Пример:

Для 1-го магазина:

14/27 = 0,5 (аудиотехника)

24/32 = 0,8 (бытовая техника)

(0,5+0,8) / 2 = 0,65 (среднее значение Кстр ассортимента)

Для 2-го магазина:

7/27 = 0,2 (аудиотехника)

16/32 = 0,5 (бытовая техника)

(0,2+0,5) / 2 = 0,35 (среднее значение Кстр ассортимента)

Для 3-го магазина: 13/27 = 0,4 (аудиотехника)

29/32 = 0,9 (бытовая техника)

(0,4+0,9) / 2 = 0,65 (среднее значение Кстр ассортимента)

Аналогично рассчитываем показатели для остальных магазинов.

Рассчитаем коэффициенты широты ассортимента исследуемых торговых предприятий на основе данных, представленных в таблице 3. .

 

Таблица 3. Данные коэффициентов широты ассортимента

аудио-, видео-, бытовой техники, представленного

розничными торговыми предприятиями (рассчитывалось на (01.06.06)

ъБазовая

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

Шб Шф Кш ШЬ Кш Шф Кш Шф Кш Шф Кш Шф Кш Шф Кш Шф Кщ
1.185 386 0.3 112 0.1 180 0.1 176 0.1 74 0.1 105 0.1 215 0.2 197 0.2

 

Шф - широта фактическая, количество моделей, находящихся в продаже (рассчитывалось на 01.06.06); Шб - широта базовая, количество моделей, выпускаемое промышленностью.

Пример: Для магазина 1-го:

Шб = (аудио-видео = быт. техника) = (649 + 536) = 1185

Шф = (208 + 178) = 386

Кш = Шф/Шб = 386/1185 = 0,3

(аналогично для остальных магазинов).

Данные относительно услуг, предоставляемых исследуемыми предприятиями содержит таблица 4.


 

Таблица 4. Перечень услуг, предоставляемых

исследуемым предприятием.

Наименование предприятия Бесплат.д.оставка по городу Бесплат.д.оставка за город Общая скидка Фамильная скидка Скидка категории граждан Персональная скидка Гарантия до 1 года Гарантия до 2 лет Скидка опт. покупателям Розница по безнал. расчету Заказы по телефону Итого
«Д. Электроникс» + - + - - - - + - + - 4
«Си-Ай-Ви» + - + - - - - + + - + 5
«Сатурн» + - + + + + + + - - - 7
«Э. Плаза» + - + - - - - + - - - 3
«Эланд» + - + + - - - + - - + 5
«Сюрприз» + - + - - - - + + - - 4
«С-Техникс» + - + - - - - + - - - 3
«Поиск» + + + - - - - + + - - 5

 

Обязательные услуги (обслуживание при продаже, выбор товара (с участием продавца), кассовое обслуживание, отпуск товара (включая упаковку и проверку функционирования товара) в перечень не включались.

Фамильная скидка: вторая покупка и покупка 2 наименований-2%; третья покупка-3%, четвертая-4%. Начиная с пятой покупки –номинальная скидка до 15%.

26

Скидка категории граждан - скидка военнослужащим, молодоженам и в День рождения.

В табл.5 указаны индивидуальные индексы цен на сопоставимые товары и средние индексы цен на данные товары для каждого магазина. Искомые показатели конкурентоспособности розничных торговых предприятий аудио-, видео-, бытовой техники, приведены в табл.6.

 

Таблица 5. Данные индивидуальных индексов цен на товары и

средних индексов цен для каждого магазина.

Продажная (розничная)

цена

Виды продукции

Наименование предприятия

 

«Д. Электроникс» «Си-Ай-Ви» «Сатурн» «Электрик-Плаза» «Эланд» «Сюрприз» «Самос-Техникс» «Поиск»
Телевизоры 51L6 20 D60 1.004 6795 1.004 6795 1 6768 1.016 6876 1.013 6856 1.010 6836 1.004 6795 1.001 6775
Моноблок AJWA T-1430 1.010 11110 1.011 11121 1.012 11132 1.003 11033 1.012 11132 1.005 11055 1.001 11011 1 11000
В/магнитофон PANASONIC CD215   1.165 5396 1.2 5558 1. 202 5568 1. 191 5517 1.122 5197 1.036 4799 1.079 4998 1 4632
  В/плейер PANASONIC VV SR 215 1.002 4369 1.013 4417 1.007 4391 1.027 4478 1 4360 1.004 4377 1.001 4364 1.027 4478
В/камера AX 210EE 1.001 10762 1.004 10795 1 10752 1.015 10913 1.019 10956 1 10760 1.002 10774 1.011 10870
Автомагнитола KENWOOD KRC 158 1.002 3808 1.063 4039 1.035 3933 1.031 3918 1 3800 1.013 3849 1.038 3944 1.057 4017
М. центр PANASONIC SK AK 20 1.011 7886 1.010 7878 1.018 7940 1.041 8120 1.051 8200 1.084 8455 1 7800 1.076 8393
Пылесос ROWENTA RS 008-01 1 3612 1.090 3937 1.102 3649 1.077 3890 1.056 3814 1.046 3778 1.063 3840 1.002 3619
Тостер TEFAL 8763 1 960 1.096 1052 1.175 1128 1.05 1008 1.033 992 1.233 1184 1.166 1119 1.012 972
Бритва BRAUN 2540 1.081 1920 1.117 1984 1 1776 1.072 1904 1.087 1931 1.013 1799 1.051 1861 1.011 1796
Эпилятор BRAUN EE 330 Silk 1 1752 1.027 1800 1.013 1774 1.066 1868 1.050 1840 1.038 1818 1.109 1943 1.073 1880
Ст. машина ELECTROLUX EW 914 1.052 17554 1 16680 1.001 16700 1.019 17000 1.099 16838 1.007 16800 1.055 17600 1.050 17520
Газ. Плита INDESIT K605406 W6/R 1.074 10720 1.022 10200 1.094 10920 1.082 10800 1.038 10360 1 9980 1.002 10000 1.062 10600
Утюг MOULINEX AX-7 1.052 1052 1 1000 1.00 1080 1.012 1012 1.068 1068 1.02 1020 1.08 1080 1.076 1076
Кофеварка ROWENTA F6 117 1 1060 1.137 1205 1.152 1221 1.039 1101 1.074 1138 1.039 1101 1.098 1164 1.090 1155
Средний индекс цен 1.030 1.053 1.054 1.049 1.042 1.036 1.050 1.036

Средний индекс цены для каждого магазина: 6768 - минимальная цена;

n n

Ipср. = ∑ / n = ∑ Ip /n

i=1 i=1

1. Индивидуальный индекс цен по всем наименованиям товара, входящим в набор каждого из восьми магазинов.

Ip= P/P0,

где Ip - индивидуалный индекс цены определенного наименования;

Р - фактическое значение цены определенного наименования;

Ро - наименьшее значение цены.

2. Ipср. - средний индекс цен;

n n

Ip= ∑ / n = ∑ Ip /n

i=1i=1

Для первого магазина. Индивидуальный индекс цен по всем наименованиям товара, входящим в набор магазина.

Ip=6800/6768=1.004

Ip=11120/11000=1.010

Ip=5400/4632=1.165

Ip=4372/4360=1.002

Ip=10772/10752=1.001

Ip=3808/3800=1.002

Ip=7892/7800=1.011

Ip=3612/3612=1

Ip=960/960=1

Ip=1920/17776=1.081

Ip=1752/1752=1

Ip=17560/16680=1.052

Ip=10720/9980=1.074

Ip=1052/1000=1.052

Ip=1060/1060=.1

Средний индекс цен для 1-го магазина:

Ipср. =(1,004+1,010+1,165+1,002+1,001+1,002+1,011+1+1+1,081+1+1,052+1,074+1,052+1) /15=1,030

Аналогично рассчитываются показатели для остальных магазинов.

 


Дата: 2019-07-30, просмотров: 196.