Аудио-, видео - и бытовая техника, являются важнейшей частью реализуемой на рынке продукции г. Обнинска и от того, насколько обеспечено необходимое качество торгового обслуживания данной продукции, зависит степень удовлетворения спроса потребителей, а также прибыльность и рентабельность торгового предприятия.
Непрерывный рост торговых предприятий на обнинском рынке, стремящихся к максимальному извлечению прибыли, порой за счет качества услуг делает задачу оценки конкурентоспособности этих услуг весьма актуальной.
В данной главе на примере магазина аудио-, видео - и бытовой техники ООО «Сатурн» г. Обнинска на основе составления сводного анализа деятельности предприятия произведем оценку его конкурентоспособности. Для достижения намеченной цели были поставлены и решены следующие задачи:
• осуществлены выбор и исследование критериев конкурентоспособности услуг розничных торговых предприятий города, специализирующихся на аудио-, видео и бытовой технике;
• произведены анализ и оценка показателей, критериев конкурентоспособности услуг этих предприятий;
• осуществлен расчет среднего индекса цен товаров исследуемых предприятий;
• определены коэффициенты конкурентоспособности этих магазинов.
В качестве основы была использована методика оценки конкурентоспособности услуг торговли, предложенная И.М. Лифицем и О. Ковылиной.
Показатель конкурентоспособности услуг торговли [1] рассчитывается из отношения обобщенного показателя качества услуги торговли (ПКут) и относительной стоимости приобретаемых товаров (С) или 1р / среднего индекса цен для каждого магазина:
П= ПКут = ПКут (1)
С Ip
В приложении 1 приведены и расшифрованы некоторые комплексные показатели свойств услуги торговли, необходимые для расчета обобщенного показателя на основе методов квалиметрии по формуле средней взвешенной арифметической:
n
ПКут = ∑ m1qi (2)
i=1
где qi - комплексный показатель i-го свойства;
mi - коэффициент весомости комплексного показателя.
Из множества обследованных магазинов были выбраны следующие:
1. «Сатурн»; 5. «Эланд»;
2. «Си-Ай-Ви»; 6. «Сюрприз»;
3. «Диал-Электроникс»; 7. «Самос-Техника»;
4. «Электрик-Плаза»; 8. «Поиск».
Для обеспечения сопоставимости условий сравнительного анализа критериями выборки приведенных торговых фирм являлись: вид, тип и категория магазинов.
Так, все исследуемые магазины имели одинаковую специализацию и примерно одинаковую торговую площадь (150-200 м). Основными фирмами-производителями, продукция которых реализовывалась в исследуемой группе магазинов являлись BRAUN, TEFAL, BOSCH, SIEMENS, ROWENTA, PHILIPS, PANASONIC, UNIT и т.д.
Таблица 2 и приложение 2 содержат данные по структуре ассортимента исследуемого торгового предприятия и предприятий - конкурентов.
Таблица 2. Данные структуры ассортимента аудио-, видео-,
бытовой техники.
Наименование предприятий | Типовое (базовое) кол-во товарных подгруппПП | Фактическое количество | Коэффициент структуры ассортимента | Среднее значение коэффициента структуры ассортимента | |||
аудио видео | Бытовая техника | аудио видео | Бытовая техника. | аудио видео | Бытовая техника. | ||
Диал-Электроникс Си-Ай-Ви Сатурн Электрик-Плаза Эланд Сюрприз Самос-Техникс Поиск | 27 | 32 | 14 7 13 9 6 4 7 15 | 24 16 29 14 7 11 21 7 | 0.5 0.2 0,4 0,3 0,2 0,1 0,3 0,6 | 0.8 0,5 0,9 0,4 0.2 0,3 0,7 0.2 | 0,65 0,35 0.65 0,35 0,2 0,2 0,5 0.4 |
Рассчитаем коэффициенты структуры для каждого магазина.
Кстр = Факт. кол-во / Баз. кол-во
Пример:
Для 1-го магазина:
14/27 = 0,5 (аудиотехника)
24/32 = 0,8 (бытовая техника)
(0,5+0,8) / 2 = 0,65 (среднее значение Кстр ассортимента)
Для 2-го магазина:
7/27 = 0,2 (аудиотехника)
16/32 = 0,5 (бытовая техника)
(0,2+0,5) / 2 = 0,35 (среднее значение Кстр ассортимента)
Для 3-го магазина: 13/27 = 0,4 (аудиотехника)
29/32 = 0,9 (бытовая техника)
(0,4+0,9) / 2 = 0,65 (среднее значение Кстр ассортимента)
Аналогично рассчитываем показатели для остальных магазинов.
Рассчитаем коэффициенты широты ассортимента исследуемых торговых предприятий на основе данных, представленных в таблице 3. .
Таблица 3. Данные коэффициентов широты ассортимента
аудио-, видео-, бытовой техники, представленного
розничными торговыми предприятиями (рассчитывалось на (01.06.06)
ъБазовая | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | ||||||||
Шб | Шф | Кш | ШЬ | Кш | Шф | Кш | Шф | Кш | Шф | Кш | Шф | Кш | Шф | Кш | Шф | Кщ |
1.185 | 386 | 0.3 | 112 | 0.1 | 180 | 0.1 | 176 | 0.1 | 74 | 0.1 | 105 | 0.1 | 215 | 0.2 | 197 | 0.2 |
Шф - широта фактическая, количество моделей, находящихся в продаже (рассчитывалось на 01.06.06); Шб - широта базовая, количество моделей, выпускаемое промышленностью.
Пример: Для магазина 1-го:
Шб = (аудио-видео = быт. техника) = (649 + 536) = 1185
Шф = (208 + 178) = 386
Кш = Шф/Шб = 386/1185 = 0,3
(аналогично для остальных магазинов).
Данные относительно услуг, предоставляемых исследуемыми предприятиями содержит таблица 4.
Таблица 4. Перечень услуг, предоставляемых
исследуемым предприятием.
Наименование предприятия | Бесплат.д.оставка по городу | Бесплат.д.оставка за город | Общая скидка | Фамильная скидка | Скидка категории граждан | Персональная скидка | Гарантия до 1 года | Гарантия до 2 лет | Скидка опт. покупателям | Розница по безнал. расчету | Заказы по телефону | Итого |
«Д. Электроникс» | + | - | + | - | - | - | - | + | - | + | - | 4 |
«Си-Ай-Ви» | + | - | + | - | - | - | - | + | + | - | + | 5 |
«Сатурн» | + | - | + | + | + | + | + | + | - | - | - | 7 |
«Э. Плаза» | + | - | + | - | - | - | - | + | - | - | - | 3 |
«Эланд» | + | - | + | + | - | - | - | + | - | - | + | 5 |
«Сюрприз» | + | - | + | - | - | - | - | + | + | - | - | 4 |
«С-Техникс» | + | - | + | - | - | - | - | + | - | - | - | 3 |
«Поиск» | + | + | + | - | - | - | - | + | + | - | - | 5 |
Обязательные услуги (обслуживание при продаже, выбор товара (с участием продавца), кассовое обслуживание, отпуск товара (включая упаковку и проверку функционирования товара) в перечень не включались.
Фамильная скидка: вторая покупка и покупка 2 наименований-2%; третья покупка-3%, четвертая-4%. Начиная с пятой покупки –номинальная скидка до 15%.
26
Скидка категории граждан - скидка военнослужащим, молодоженам и в День рождения.
В табл.5 указаны индивидуальные индексы цен на сопоставимые товары и средние индексы цен на данные товары для каждого магазина. Искомые показатели конкурентоспособности розничных торговых предприятий аудио-, видео-, бытовой техники, приведены в табл.6.
Таблица 5. Данные индивидуальных индексов цен на товары и
средних индексов цен для каждого магазина.
Продажная (розничная) цена Виды продукции | Наименование предприятия
| |||||||
«Д. Электроникс» | «Си-Ай-Ви» | «Сатурн» | «Электрик-Плаза» | «Эланд» | «Сюрприз» | «Самос-Техникс» | «Поиск» | |
Телевизоры 51L6 20 D60 | 1.004 6795 | 1.004 6795 | 1 6768 | 1.016 6876 | 1.013 6856 | 1.010 6836 | 1.004 6795 | 1.001 6775 |
Моноблок AJWA T-1430 | 1.010 11110 | 1.011 11121 | 1.012 11132 | 1.003 11033 | 1.012 11132 | 1.005 11055 | 1.001 11011 | 1 11000 |
В/магнитофон PANASONIC CD215 | 1.165 5396 | 1.2 5558 | 1. 202 5568 | 1. 191 5517 | 1.122 5197 | 1.036 4799 | 1.079 4998 | 1 4632 |
В/плейер PANASONIC VV SR 215 | 1.002 4369 | 1.013 4417 | 1.007 4391 | 1.027 4478 | 1 4360 | 1.004 4377 | 1.001 4364 | 1.027 4478 |
В/камера AX 210EE | 1.001 10762 | 1.004 10795 | 1 10752 | 1.015 10913 | 1.019 10956 | 1 10760 | 1.002 10774 | 1.011 10870 |
Автомагнитола KENWOOD KRC 158 | 1.002 3808 | 1.063 4039 | 1.035 3933 | 1.031 3918 | 1 3800 | 1.013 3849 | 1.038 3944 | 1.057 4017 |
М. центр PANASONIC SK AK 20 | 1.011 7886 | 1.010 7878 | 1.018 7940 | 1.041 8120 | 1.051 8200 | 1.084 8455 | 1 7800 | 1.076 8393 |
Пылесос ROWENTA RS 008-01 | 1 3612 | 1.090 3937 | 1.102 3649 | 1.077 3890 | 1.056 3814 | 1.046 3778 | 1.063 3840 | 1.002 3619 |
Тостер TEFAL 8763 | 1 960 | 1.096 1052 | 1.175 1128 | 1.05 1008 | 1.033 992 | 1.233 1184 | 1.166 1119 | 1.012 972 |
Бритва BRAUN 2540 | 1.081 1920 | 1.117 1984 | 1 1776 | 1.072 1904 | 1.087 1931 | 1.013 1799 | 1.051 1861 | 1.011 1796 |
Эпилятор BRAUN EE 330 Silk | 1 1752 | 1.027 1800 | 1.013 1774 | 1.066 1868 | 1.050 1840 | 1.038 1818 | 1.109 1943 | 1.073 1880 |
Ст. машина ELECTROLUX EW 914 | 1.052 17554 | 1 16680 | 1.001 16700 | 1.019 17000 | 1.099 16838 | 1.007 16800 | 1.055 17600 | 1.050 17520 |
Газ. Плита INDESIT K605406 W6/R | 1.074 10720 | 1.022 10200 | 1.094 10920 | 1.082 10800 | 1.038 10360 | 1 9980 | 1.002 10000 | 1.062 10600 |
Утюг MOULINEX AX-7 | 1.052 1052 | 1 1000 | 1.00 1080 | 1.012 1012 | 1.068 1068 | 1.02 1020 | 1.08 1080 | 1.076 1076 |
Кофеварка ROWENTA F6 117 | 1 1060 | 1.137 1205 | 1.152 1221 | 1.039 1101 | 1.074 1138 | 1.039 1101 | 1.098 1164 | 1.090 1155 |
Средний индекс цен | 1.030 | 1.053 | 1.054 | 1.049 | 1.042 | 1.036 | 1.050 | 1.036 |
Средний индекс цены для каждого магазина: 6768 - минимальная цена;
n n
Ipср. = ∑ / n = ∑ Ip /n
i=1 i=1
1. Индивидуальный индекс цен по всем наименованиям товара, входящим в набор каждого из восьми магазинов.
Ip= P/P0,
где Ip - индивидуалный индекс цены определенного наименования;
Р - фактическое значение цены определенного наименования;
Ро - наименьшее значение цены.
2. Ipср. - средний индекс цен;
n n
Ip= ∑ / n = ∑ Ip /n
i=1i=1
Для первого магазина. Индивидуальный индекс цен по всем наименованиям товара, входящим в набор магазина.
Ip=6800/6768=1.004
Ip=11120/11000=1.010
Ip=5400/4632=1.165
Ip=4372/4360=1.002
Ip=10772/10752=1.001
Ip=3808/3800=1.002
Ip=7892/7800=1.011
Ip=3612/3612=1
Ip=960/960=1
Ip=1920/17776=1.081
Ip=1752/1752=1
Ip=17560/16680=1.052
Ip=10720/9980=1.074
Ip=1052/1000=1.052
Ip=1060/1060=.1
Средний индекс цен для 1-го магазина:
Ipср. =(1,004+1,010+1,165+1,002+1,001+1,002+1,011+1+1+1,081+1+1,052+1,074+1,052+1) /15=1,030
Аналогично рассчитываются показатели для остальных магазинов.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 196.