Оглавление
Введение. 3
ГЛАВА 1. Понятие конкурентоспособности предприятия, ее структура и оценка. 5
1.1. Понятие конкурентоспособности предприятия, свойства конкурентоспособности. 5
1.2. Структура конкурентоспособности предприятия. 9
1.3. Оценка основных аспектов конкурентоспособности предприятия. 12
ГЛАВА 2. Анализ и оценка конкурентоспособности ООО «Сатурн» и предприятий-конкурентов. 22
2.1. Анализ и оценка конкурентоспособности услуг предприятий торговли 22
2.2. Расчет конкурентоспособности розничных предприятий торговли г. Обнинска, специализирующихя на аудио-, видео - и бытовой технике. 30
2.3. Анализ уровня управления предприятием и уровня управления в конкурентной среде. 34
ГЛАВА 3. Маркетинговый анализ потенциальных возможностей ООО «Сатурн» и диагностика конкурентной среды рынка. 37
Заключение. 48
Литература. 51
Приложения. 52
Введение
Одним из важнейших разделов маркетинговых исследований является определение и исследование потенциальных возможностей предприятия на рынке. Это связано с тем, что в России проявляется тенденция к обострению конкуренции между предприятиями, которые подвергаются нарастающему совокупному воздействию конкурентных факторов. Тем не менее на многих предприятиях не проводится целенаправленная работа по анализу конкурентов, отсутствуют систематизированные представления о том, что является конкурентоспособностью предприятия, как ее создавать, поддерживать и как грамотно реализовывать.
Чтобы оценить конкурентоспособность фирмы целесообразно провести сравнительный анализ по основным образующим факторам относительно ведущих конкурентов. Подобная процедура является важным элементом конкурирующего маркетинга. Для ее осуществления были поставлены и решены следующие задачи.
В главе 1 рассмотрены теоретические положения, раскрывающие сущность конкурентоспособности предприятия, свойства и структуру конкурентоспособности.
В главе 2 осуществлены выбор и исследование критериев конкурентоспособности розничных торговых предприятий г. Обнинска, специализирующихся на аудио-, видео - и бытовой технике. Произведены анализ и оценка конкурентоспособности услуг этих предприятий, уровня управления предприятием. Рассчитаны средние индексы цен товаров, определены коэффициенты конкурентоспособности магазинов.
В третьей, заключительной главе, на основании данных о деятельности предприятия произведено сегментирование рынка по конкурентам с учетом рекомендуемого методического подхода.
В заключении содержатся выводы, полеченные в результате работы, а также обобщены полученные данные, что позволяет оценить ведение деятельности конкурентами и определить, какие ответные мероприятия следует предпринять для повышения конкурентоспособности исследуемого предприятия на рынке.
Объект исследования в курсовой работе – конкурентоспособность торгового предприятия ООО «Сатурн».
Предмет исследования – сегментирование рынка аудио-, видео - и бытовой техники по конкурентам.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в разработке и применении на практике (на рынке г. Обнинска) методики оценки конкурентоспособности предприятия и выработке практических рекомендаций по ее совершенствованию. В качестве основы была использована методика оценки конкурентоспособности услуг торговли и торговых предприятий, предложенная И.М. Лифицем и О. Ковылиной.
ГЛАВА 1. Понятие конкурентоспособности предприятия, ее структура и оценка.
ГЛАВА 2. Анализ и оценка конкурентоспособности ООО «Сатурн» и предприятий-конкурентов
Заключение
Конкурентоспособность предприятия – понятие относительное, особенно в динамике. Она зависит от конкретных условий, складывающихся на том или ином рынке (состояние рынка, его доступность, вид товара, условии продаж и платежа).
Вместе с тем конкурентоспособность – понятие комплексное, предполагающее несколько уровней конкурентного превосходства. Чтобы обеспечить лидирующее положение фирмы на рынке, важной стратегической задачей становится опережение конкурентов в разработке и освоении новых товаров, новой технологии, нового дизайна, нововведений в системе сбыта. Тем самым достигается сразу несколько параметров конкурентного превосходства.
Необходимую комплексную оценку мы получили, используя специальные разработочные таблицы, содержащие данные о фирме и основных конкурентах. Анализ материалов этих таблиц показывает истинное положение исследуемого торгового предприятия ООО «Сатурн», несомненными плюсами которого является:
Во-первых, качество товаров. Магазин «Сатурн» предоставляет потребителям продукцию, превосходящую базовые аналоги, надежную, экономичную, безопасную. На каждую единицу продукции имеется эксплуатационно-сопроводительная документация, а также знаки соответствия.
Во-вторых, данное предприятие обладает относительно широким ассортиментом аудио-, видео - и бытовой техники (Кш=0.3). Этот показатель не является идеальным, но является преимущественным по сравнению с предприятиями-конкурентами. Достаточно высок коэффициент структуры ассортимента (Кстр=0.65), что говорит о грамотно организованном ассортименте продукции.
Относительно качества торгового обслуживания, магазин «Сатурн» выгодно отличается набором услуг, обеспечивающих удобство пребывания в магазине. Это главным образом скидки (фамильная, персональная, скидка оптовым покупателям), наличие гарантии до 1 года, прием заказов по телефону.
В целом комплексный показатель качества услуг торгового предприятия «Сатурн» достаточно высок (41.4. против 42.6). Расчет показателей конкурентоспособности исследуемых предприятий показал, что магазин «Сатурн» имеет второй показатель коэффициента конкурентоспособности. Его опережает «Диал-Электроникс» с коэффициентом равным 42.6.
ООО «Сатурн» имеет преимущества в управления предприятием: это значительное использование маркетинга (в первую очередь различные рекламные акции). Однако маркетинговые исследования на предприятии проводятся довольно редко. Несомненной положительной чертой является высокий уровень запоминания и узнавания конкурентов, что позволяет магазину «Сатурн» сохранять слабую возможность возникновения новых конкурентов.
Наряду с положительными в деятельности ООО «Сатурн» можно отметить и ряд отрицательных моментов, на устранение которых необходимо обратить свое внимание руководству фирмы.
В первую очередь это необходимость повышения потребительской новизны предлагаемого ассортимента. Этот показатель у магазина «Сатурн» наравне с наименее конкурентоспособными предприятиями (1.5-3.1%), что свидетельствует о низкой доле новых видов продукции в общем количестве товаров.
Недостаточно хорошо формируется устойчивый ассортимент исследуемого магазина (Куст 0.92 против 0.96). Необходимо активнее проводить работу с поставщиками, стабилизировать источники пополнения товарных запасов.
Также первоочередная задача данной фирмы – улучшение условий обслуживания покупателей, а именно: более рациональное, удобное для покупателей оформление торгового зала, повышение профессионализма обслуживающего персонала (наблюдается недостаток внимательности, эрудированности с их стороны).
Требует пересмотра и ценовая политика магазина «Сатурн». Организация имеет наиболее высокий средний индекс цен по сравнению с предприятиями-конкурентами. Следует рассмотреть оправданность столь высоких цен.
В третьей главе было произведено сегментирование рынка по конкурентам, в результате чего получили группировку предприятий в зависимости от их рыночной доли. Торговое предприятие «Сатурн» занимает рыночную долю 12.72% и является лидирующим предприятием, но с постепенно ухудшающейся конкурентной позицией и низким темпом прироста (0.61%). Также установили, что на рынке аудио-, видео - и бытовой техники происходит смещение группы предприятий с быстро ухудшающейся конкурентной позицией в группу предприятий с медленно ухудшающейся конкурентной позицией.
Таким образом, изучение конкурентной среды требует систематического наблюдения за главными конкурентами, не упуская из виду потенциальных конкурентов. Анализ полученной информации позволит специалистам вывести обоснованные оценки по каждому фактору конкуренции, охарактеризовать общее положение фирмы на рынке по отношению к основным конкурентам, и своевременно предпринять меры по улучшению конкурентной позиции предприятия.
Литература
1. Титова Н.Е., Кожаев Ю.П. Маркетинг: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - 352с. (с.33-36).
2.Р.Б. Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова, В.Ю. Гречков. - М.: Юристъ, 2000. - 568с. (с.50-81).
3. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. - М.: ОАО «Типография «Новости», 2000. - 256 с.
4. Котлер Ф. и др Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: Издат.д.ом «Вильяме», 2003. - 944 с.
5. Макаров М.А. Маркетинговая ориентация предприятия. – www. ptpu. ru
6. Хэдрих Г., Йеннер Т. Стратегические факторы успеха на рынках потребительских товаров // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 1.
7. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник / Под ред. чл. - корр. РАН И.И. Елисеевой. - 4-е изд. . перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 480 с.
8. «Маркетинг», №1/2005.В. Шкардун. «Интегральная оценка конкурентоспособности предприятия» (с.38-50).
9. «Маркетинг», №2/2005.Н. Боровских. «Конкурентные стратегии: методология формирования и развития» (с.45).
Приложения
Приложение 1.
Показатели качества услуг торговли и критерии их оценки
Комплексный показа-гель 1-го уровня | Комп-пексный показа-гель 2-го уровня | Качественная характеоистика | Критерии оценки | ||||
Единичный показатель | Оценка | ||||||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | |||
6.1. Каче ство пред ложения товаров | 1.1. Каче ство товаров | 1.1.1. Уро вень качества | Хор. | - Превосходство оцениваемой продукции над базовыми (эталонными аналогами, представляющими передовые научно-технические достижения и выделяемые из группы аналогов оцениваемой продукции хотя бы по одному из следующих показате лей, не уступая им по остальным показателям: а) технический уровень; б) эстетико-эргономическое совершенство; в) надежность; г) экономичность; д) безопасность. Выбор номенклатуры производится в соответствии со стандартами системы 4 «Система показателей качества продукции» (СПКС). Предприятие №1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. | |||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
|
| ||||||
|
| ||||||
|
| ||||||
|
| ||||||
|
| ||||||
|
| ||||||
|
| ||||||
|
| ||||||
|
| ||||||
|
| ||||||
|
| ||||||
| Удов. | - Соответствие оцениваемой продукции базовым (эталонным) аналогам по 5 | |||||
|
| ||||||
|
| показателям. | |||||
| Неуд. | - Несоответствие оцениваемой продукции базовым (эталонным) аналогам. Предприятие №4-3.9%, №6-4.4%, №1, 2, 3, 4, 5, 7, 8-1.5-3.1%. | |||||
|
| ||||||
|
| ||||||
| 1.1.2. По треби тельская новизна | Хор. | - Наличие в ассортименте сравниваем | ||||
|
| ой группы предприятий необходимого | |||||
|
| числа улучшенных вариантов или | |||||
|
| модификаций существующих товаров, | |||||
|
| оригинальных изделии, принимаемых | |||||
|
| за базу для сравнения и | |||||
|
| приравниваемых к 1,00 (Кн = 1). Предприятие №1, 3, 4, 8
| |||||
| Удов. | - Кн < 0,9. | |||||
| Неуд | - Кн < 0,8. Предприятие №2, 5, 6, 7. | |||||
| 1.1.3. На личие серт ификата сооот- ветствия и эксплуатац. - со- провод. доку ментации | Хор. | - Наличие сертификатов, знаков соответствия (по ГОСТ Р), знаков соответствия европейским и другим нормам на каждую единицу продукции; наличие эксплуатац. - сопроводит. документации, паспорта, инструкции на русском языке в ясной, четкой и лаконичной форме. | ||||
|
| ||||||
|
| ||||||
|
| ||||||
|
| ||||||
|
| ||||||
|
| ||||||
| Удов. | - Наличие знака соответствия, сертификатов соответствия на каждую единицу продукции; наличие эксплутац. - сопроводит, документации на русском языке, но в неясной форме. | |||||
|
| ||||||
|
| ||||||
| Неуд. | - Отсутствие сертификата соответствия хотя бы на одну единицу продукции; эксплуатац. - сопроводит.д.окументация на иностранном языке. | |||||
|
| ||||||
|
| ||||||
|
| ||||||
1.2. Показате ли ассортимента товаров | 1.2.1. Показатель широты |
| Данные табл.3 | ||||
| |||||||
1.2.2. Показатель устойчивости ассортимента |
| Предприятие №8=0.96, №3-0.94 | |||||
|
| Предприятие №1, 2, 4, 5, 6, 7=0.89-0.92. | |||||
|
| ||||||
| 1.2.3. Показатель структуры ассортимента |
| Данные табл.2 | ||||
|
| ||||||
|
| ||||||
2. Качество обслуживания | 2.1. Культура торгового обслуживания | 2.1.1. Доброжела тельность и радушие 2.1.2. Обходительность, любезность 2.1.3. Заботливость, тактичность 2.1.4. Мастерство 2.1.5. Вниматель ность, точность, четкость 2.1.6. Умение пользоваться улыбкой 2.1.7. Эрудирован ность 2.1.8. Сдержанность 2.1.9. Приветли вость, вежливость | Хор. | - Наличие всех десяти показателей культуры торгового обслуживания Предприятие №1, 2,3,4, 8. | |||
|
| ||||||
|
| ||||||
| Удов. | - Отсутствие в культуре торгового обслуживания таких показателей, как: - забота о чести своего предприятия; - приветливость. | |||||
|
| ||||||
|
| ||||||
| Неуд. | - Отсутствие в культуре торгового обслуживания главных показателей: - эрудированность; - мастерство; - сдержанность; -заботливость, тактич ность; - обходительность, лю безность. Предприятие №5, 6, 7 | |||||
|
| ||||||
|
| ||||||
|
| ||||||
|
| ||||||
|
| ||||||
|
| ||||||
|
| ||||||
|
| ||||||
| 2.1.10. Забота о чести своего предприятия |
| |||||
|
| ||||||
|
| ||||||
2.2. Условия обслужи вания | 2.2.1. Эстетический |
| |||||
уровень магазина |
| ||||||
2.2.2. Набор услуг, |
| ||||||
обеспечивающих |
| ||||||
| удобство |
| |||||
| пребывания в |
| |||||
| магазине |
| |||||
Приложение 2
Структура ассортимента исследуемых торговых предприятий.
Товарные группы (базовое количество) | Товарные предприятия, № | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
1. Телевизоры с диаг. «10-14», «20-21», «25-33». | + | + | + | + | + | + | + | + |
2. Широкоэкранные телевизоры. | + | - | + | + | + | - | + | + |
3. Проекционные телевизоры. | - | - | - | - | - | - | + | - |
4. Моноблоки. | + | + | + | + | + | + | - | + |
5. Видеоплейеры. | + | + | + | + | + | + | + | + |
6. Видеоплейеры с функцией записи. | - | + | + | + | - | - | + | + |
К7. Hi-fi видеоплейеры с функцией записи. | - | - | + | - | - | - | - | - |
8. Видеомагнитофоны двухголовочные. | + | + | + | + | + | - | - | + |
9. Видеомагнитофоны четырехголовочные. | + | + | + | + | - | - | - | + |
10. Hi-fi видеомагнитофоны. | + | - | + | - | - | - | - | + |
11. Видеокассеты Video 8. | + | - | - | - | - | - | - | - |
12. Видеокассеты VHS-С. | - | - | - | - | - | - | - | - |
13. Видеокассеты VHS. | + | - | - | - | - | - | - | - |
14. Цифровые видеокамеры. | + | - | - | - | + | - | - | - |
15. Видеокамеры VHS. | + | - | - | - | - | - | - | - |
16. Видеокамеры Video 8. | + | - | - | - | - | - | - | + |
17. Аудиоплейеры. | + | + | + | + | + | - | - | - |
18. Магнитолы без CD. | - | - | - | - | - | - | - | + |
19. . Магнитолы с CD. | - | - | - | - | - | - | - | - |
20. Микросистемы. | - | - | + | - | - | - | - | - |
21. Миниситемы. | - | - | - | - | - | - | - | + |
22. Мидисистемы. | - | - | - | - | - | - | - | - |
23. Проигрыватель LD,DVD, и видео-CD. | - | - | - | - | - | - | - | + |
24. Hi-fi компоненты, источники звука. | - | - | + | - | - | - | - | + |
25. Усилители и ресиверы. | + | - | - | - | - | - | - | + |
26. Головные телефоны. | - | - | - | - | - | - | - | - |
27. Акустические системы. | + | - | + | + | - | - | - | + |
28. Фильтры для воды. | + | + | + | + | - | - | - | + |
29. Электрочайники. | + | - | + | + | - | + | + | - |
30. Кофеварки. | + | + | + | + | - | + | + | - |
31. Тостеры. | + | - | + | + | - | - | + | - |
32. Фритюрницы и паровары. | + | + | + | + | - | - | + | - |
33. Грили. | + | + | + | + | - | - | + | - |
34. Духовки и мини-печи. | + | + | + | + | + | + | + | + |
35. СВЧ - печи. | + | + | + | - | - | - | - | + |
36. Соковыжималки. | + | + | + | + | - | + | + | + |
37. Миксеры и блендеры. | + | + | + | + | - | + | + | - |
38. Электромясорубки. | + | + | + | + | + | + | + | - |
39. Кухонные комбайны. | + | + | + | + | + | + | + | - |
40. Электрические и газовые плиты. | + | + | + | - | - | + | + | + |
41. Предметы гигиены. | - | - | - | - | - | - | - | - |
42. Фены. | + | - | + | + | - | - | + | + |
43. Утюги. | + | - | + | + | + | + | + | + |
44. Пылесосы. | + | - | + | + | + | + | + | + |
45. Стиральные порошки. | - | - | - | - | - | - | - | - |
46. Стиральные и сушильные машины. | + | + | + | - | + | - | + | + |
47. Холодильники. | + | + | + | + | + | + | + | + |
48. Морозильники. | + | - | + | - | - | + | - | + |
49. Посудомоечные машины. | + | + | + | - | - | - | + | + |
50. Кухонные вытяжки. | + | + | + | - | - | - | + | - |
51. Встраиваемая и комбинированная техника. | - | - | - | - | - | - | - | - |
52. Швейные и вязальные машины. | - | - | + | - | - | - | - | - |
53. Кондиционеры, вентиляторы, кулеры. | + | + | + | + | + | + | + | + |
54. Воздухоочистители. | + | + | + | - | - | - | - | + |
55. Оконные кондиционеры. | - | - | + | - | - | - | - | + |
56. Сплит - и мультисплит - системы. | + | - | + | - | - | - | - | - |
57. Обогреватели и тепловые приборы. | - | - | + | - | - | - | - | - |
58. Тепловые завесы. | - | - | + | - | - | - | - | - |
59. Радиаторы водяного отопления | - | - | + | - | - | - | - | - |
Коэффициент структуры ассортимента | 0,65 | 0,35 | 0,65 | 0,35 | 0,2 | 0,2 | 0,5 | 0,4 |
Оглавление
Введение. 3
ГЛАВА 1. Понятие конкурентоспособности предприятия, ее структура и оценка. 5
1.1. Понятие конкурентоспособности предприятия, свойства конкурентоспособности. 5
1.2. Структура конкурентоспособности предприятия. 9
1.3. Оценка основных аспектов конкурентоспособности предприятия. 12
ГЛАВА 2. Анализ и оценка конкурентоспособности ООО «Сатурн» и предприятий-конкурентов. 22
2.1. Анализ и оценка конкурентоспособности услуг предприятий торговли 22
2.2. Расчет конкурентоспособности розничных предприятий торговли г. Обнинска, специализирующихя на аудио-, видео - и бытовой технике. 30
2.3. Анализ уровня управления предприятием и уровня управления в конкурентной среде. 34
ГЛАВА 3. Маркетинговый анализ потенциальных возможностей ООО «Сатурн» и диагностика конкурентной среды рынка. 37
Заключение. 48
Литература. 51
Приложения. 52
Введение
Одним из важнейших разделов маркетинговых исследований является определение и исследование потенциальных возможностей предприятия на рынке. Это связано с тем, что в России проявляется тенденция к обострению конкуренции между предприятиями, которые подвергаются нарастающему совокупному воздействию конкурентных факторов. Тем не менее на многих предприятиях не проводится целенаправленная работа по анализу конкурентов, отсутствуют систематизированные представления о том, что является конкурентоспособностью предприятия, как ее создавать, поддерживать и как грамотно реализовывать.
Чтобы оценить конкурентоспособность фирмы целесообразно провести сравнительный анализ по основным образующим факторам относительно ведущих конкурентов. Подобная процедура является важным элементом конкурирующего маркетинга. Для ее осуществления были поставлены и решены следующие задачи.
В главе 1 рассмотрены теоретические положения, раскрывающие сущность конкурентоспособности предприятия, свойства и структуру конкурентоспособности.
В главе 2 осуществлены выбор и исследование критериев конкурентоспособности розничных торговых предприятий г. Обнинска, специализирующихся на аудио-, видео - и бытовой технике. Произведены анализ и оценка конкурентоспособности услуг этих предприятий, уровня управления предприятием. Рассчитаны средние индексы цен товаров, определены коэффициенты конкурентоспособности магазинов.
В третьей, заключительной главе, на основании данных о деятельности предприятия произведено сегментирование рынка по конкурентам с учетом рекомендуемого методического подхода.
В заключении содержатся выводы, полеченные в результате работы, а также обобщены полученные данные, что позволяет оценить ведение деятельности конкурентами и определить, какие ответные мероприятия следует предпринять для повышения конкурентоспособности исследуемого предприятия на рынке.
Объект исследования в курсовой работе – конкурентоспособность торгового предприятия ООО «Сатурн».
Предмет исследования – сегментирование рынка аудио-, видео - и бытовой техники по конкурентам.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в разработке и применении на практике (на рынке г. Обнинска) методики оценки конкурентоспособности предприятия и выработке практических рекомендаций по ее совершенствованию. В качестве основы была использована методика оценки конкурентоспособности услуг торговли и торговых предприятий, предложенная И.М. Лифицем и О. Ковылиной.
ГЛАВА 1. Понятие конкурентоспособности предприятия, ее структура и оценка.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 186.