Реформирование органов службы занятости
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Федеральная государственная служба занятости населения была образована в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в апреле 1991 года. За годы своего существования служба занятости сформировалась как федеральная государственная структура, непосредственно отвечающая за реализацию активных мероприятий по содействию занятости населения, своевременное и в полном объеме предоставление гарантированных государством услуг и социальных выплат безработным гражданам.

В новых условиях финансирования реформирование структуры органов службы занятости было направлено на разделение территориальных органов по выполняемым функциям на:

органы государственного управления на уровне всех субъектов Российской Федерации - Департаменты федеральной государственной службы занятости населения (ДФГСЗН), штатная численность которых составляет 6250 человек, занимающиеся разработкой и реализацией государственной политики занятости. При этом Департаменты были созданы в регионах, ранее не имевших территориальных органов занятости (г. Москва, Оренбургская, Омская, Липецкая области, республики Коми, Татарстан, Башкортостан, Дагестан, Мордовия, Чеченская республика). Департаменты, находящиеся в центрах федеральных округов, получили ряд новых функций, связанных с координацией работы в округе в сфере содействия занятости населения и взаимодействием с аппаратом Полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе;

органы, непосредственно предоставляющие услуги населению по содействию в трудоустройстве - государственные учреждения- центры занятости населения (штатная численность основного персонала составляет 27028 человек) в 2242 городах и районах. Центры занятости населения постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 2001 года # 341 включены в перечень организаций, находящихся в ведении Минтруда России.

Таким образом, структура органов федеральной государственной службы занятости населения состоит из управленческого звена - Минтруда России и ДФГСЗН во всех субъектах Российской Федерации, и исполнительного звена - центров занятости населения.

В результате реорганизации территориальных органов службы занятости численность основного персонала уменьшилась на 1,9 тыс. человек или на 6% (с 35,2 до 33,3 тыс. человек).

Работники Департаментов являются федеральными государственными служащими, а работники центров занятости населения - работниками бюджетной сферы и оплачиваются по Единой тарифной сетке (ранее основной персонал центров также оплачивался как госслужащие).

С целью оказания услуг безработным гражданам по профессиональному обучению и профориентации в 56 субъектах Российской Федерации ДФГСЗ создано 97 учебных центров и 5 центров профессиональной ориентации.

Численность работников учебных центров и центров профориентации составляет более 3,5 тысяч человек.

Помимо этих структур при органах службы занятости созданы и действуют и другие структуры, целью которых является содействие занятости различным категориям граждан - социально-деловые центры, молодежные биржи труда и другие, являющиеся самостоятельными и самофинансирующимися учреждениями.

Различия в статусе и месте, занимаемом этими структурами в системе службы занятости, определили их задачи и обязанности.

Минтруд России в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, направляемых на реализацию мероприятий по содействию занятости и социальной поддержки безработных граждан.

Основные функции ДФГСЗН носят преимущественно организационный, распорядительный и контрольный характер:

разработка территориальных мероприятий (в том числе программ) содействия занятости населения и их организационно-методическое сопровождение;

планирование и распределение финансовых средств для реализации мероприятий содействия занятости;

контроль за расчетом размеров и оформлением пособий, стипендий, других выплат;

проведение финансовых операций и взаимодействие с органами федерального казначейства;

управление федеральной собственностью органов службы занятости и т.д.

В центрах занятости населения в городах и районах осуществляются, преимущественно, функции по предоставлению конкретной помощи незанятому населению в трудоустройстве, а также по материальной поддержке безработных граждан:

выплата пособий по безработице, стипендий и материальной помощи на условиях и в порядке, установленных законодательством о занятости населения;

информирование организаций и граждан о положении на рынке труда, спросе и предложении на рабочую силу, возможностях трудоустройства, профессиональной подготовке;

учет и регистрация граждан, обращающихся в центры занятости в целях поиска подходящей работы, регистрация граждан в качестве безработных;

проведение профессиональной ориентации, оказание психологической поддержки для ищущих работу и безработных;

отбор и направление на профессиональное обучение, переподготовку, повышение квалификации безработных граждан, а также высвобождаемых работников в соответствии с действующим законодательством;

формирование, ведение и использование банка данных о рынке труда, в том числе о спросе и предложении на рабочую силу;

проведение финансовых операций и взаимодействие с органами федерального казначейства и т.д.

Учебные центры и центры профориентации органов службы занятости, действующие на основе полной самоокупаемости, оказывают услуги на договорной основе безработным гражданам, высвобождаемым работникам и персоналу предприятий, а также координирует работу образовательных учреждений, привлеченных к профессиональному обучению безработных граждан, в части совершенствования организационной и учебно-методической работы.

Необходимо отметить, что сложилась действенная система органов занятости населения, которая в основном позволяет решать проблемы, связанные с обеспечением занятости населения.

Вместе с тем, проводимая реорганизация органов службы занятости в 2001-2002 годах выявила ряд проблем.

Переход с 1 января 2001 года на оплату труда работников центров занятости населения по нормам ETC (вместо ранее установленных для них норм госслужбы) при одновременном увеличении в 2001 году нагрузки на персонал центров занятости населения привел к увольнению из службы занятости определенной части высококвалифицированных специалистов.

Еще одна проблема - высокая арендная плата за помещения, используемые органами службы занятости. Так, например, в Московской службе занятости она составляет 45% от всех коммунальных платежей.

Инвестиционная программа 2001 года по службе занятости, предусмотренная федеральным бюджетом, составила 101 млн. рублей и дополнительно из остатков средств фонда занятости, зачисленных на счета федерального казначейства, - 307 млн. рублей. Это позволило завершить строительство объектов в г.г. Горно-Алтайске, Саратове, Оренбурге, Волгограде, Ростове-на-Дону, Липецкой области, приобрести помещения более чем для 100 центров занятости в городах и районах 32 субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, инвестиционная программа 2002 года по службе занятости составляет лишь 50 млн. рублей, что не позволяет рассчитывать на оперативное решение проблемы обеспечения органов службы занятости собственными помещениями.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 218.