О мерах по поддержанию занятости населения и работе служб занятости населения в Российской Федерации в новых условиях финансирования
Новые условия работы службы занятости
Начиная с 2001 года реализация государственной политики содействия занятости населения осуществляется в качественно новых условиях финансирования.
В соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 года # 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 1 января 2001 года был упразднен Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и финансирование политики занятости осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В этой связи возникла необходимость принципиального реформирования службы занятости, которое было осуществлено по двум основным направлениям:
перестройка структуры органов службы занятости населения и их финансового обеспечения;
изменение механизма финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан.
Работа органов службы занятости по реализации активных программ содействия занятости и обеспечению социальной поддержки безработных граждан
О мерах по поддержанию занятости населения и работе служб занятости населения в Российской Федерации в новых условиях финансирования
Анализ ситуации на рынке труда в 2001 году
Ситуация на рынке труда Российской Федерации в течение 2001 года складывалась под влиянием положительной динамики макроэкономических показателей, которые в целом оказали благоприятное воздействие на занятость и безработицу.
По данным Госкомстата России, численность занятых в экономике в среднегодовом исчислении возросла с 64,3 млн. человек в 2000 году до 65,0 млн. человек в 2001 году, или на 1%.
Практически весь прирост численности занятых в экономике происходил за счет частного сектора, где занятость, по оценке Минэконом-развития России, возросла на 2% и достигла 30,2 млн. человек, или 46,5% общей численности занятых.
Таблица 1
Динамика показателей занятости и безработицы в Российской Федерации (в среднегодовом исчислении)
Наименование показателей | 2000 г. | 2001 г. | 2001/2000 гг., | ||
млн.чел. | % | млн. чел | % | % | |
Численность экономически активного населения | 71,8 | 100 | 71,4 | 100 | 99,4 |
Численность занятых в экономике | 64,3 | 89,5 | 65,0 | 91,0 | 101,1 |
Численность безработных граждан (по методологии МОТ)1 | 7,5 | 10,4 | 6,4 | 9,0 | 85,3 |
Численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости2 | 1,1 | 1,5 | 1,1 | 1,5 | 100,0 |
" Численность безработных по методологии МОТ определяется на основе обследований Госкомстата России и включает лиц в возрасте 15-72 лет, не имеющих занятия, но активно их ищущих и готовых приступить к работе немедленно, а также учащихся, студентов, пенсионеров и инвалидов, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.
2 Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, определяется на основе статданных органов службы занятости и включает трудоспособных граждан в возрасте 16-54 лет (женщины) и 16-59 лет (мужчины), не имеющих работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированных в центре занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущих работу и готовых приступить к ней.
На малых предприятиях, где занято 6,6 млн. человек, широкое распространение получила вторичная занятость. На условиях совместительства на малые предприятия привлекалось (в эквиваленте полной занятости) 9% от общей численности занятых в малом бизнесе, в то время как на крупных и средних предприятиях только 4,4%, что подчеркивает социальную направленность этого вида деятельности, предоставляющего дополнительные источники доходов для населения наряду с основным местом работы.
Существенный экономический рост и структурные преобразования обусловили некоторое увеличение объемов движения рабочей силы на крупных и средних предприятиях, где занято 40,9 млн. человек (без учета совместителей), или 62,9% от общей численности занятых в экономике.
Численность принятых на рабочие места возросла на 718 тыс. человек (на 6,4%) и составила 12,0 млн. человек (29,0% среднесписочной численности работающих), а численность выбывших - на 757 тыс. человек (на 6,5%) и составила 12,4 млн. человек (30% среднесписочной численности работающих). Увеличение приема работников в значительной мере (на 84%) происходило за счет введения новых рабочих мест. По данным Госкомстата России, в 2001 году на дополнительно введенные рабочие места было привлечено более 604 тыс. человек. Наибольшее число новых рабочих мест введено в промышленности - 34% от их общего числа, торговле и общественном питании - 9,3% (в том числе в розничной торговле 62%), жилищно-коммунальном хозяйстве - 7,7%, строительстве - 7%, транспорте - 5%.
Увеличение численности выбывших по различным причинам работников происходило за счет роста уволившихся по собственному желанию (с 74,2% до 75% от численности выбывших), при неизменном количестве уволенных по причине сокращения кадров (3,4% от численности выбывших).
Улучшение работы предприятий, увеличение доли прибыльных предприятий (доля прибыльных предприятий по экономике в целом возросла с 58,4% в 2000 году до 61,6% в 2001 году), способствовали уменьшению масштабов вынужденной неполной занятости. Численность работников, занятых неполное рабочее время, уменьшилась в 1,4 раза и составила 1,1 млн. человек, а численность работников, находящихся в административных отпусках - в 1,1 раза и составила 1,9 млн. человек, в том числе без сохранения заработной платы - в 1,5 раза (около 600 тыс. человек).
Рост численности занятых сопровождался снижением среднегодовой численности безработных, рассчитанной по методологии МОТ, с 7,5 млн. человек в 2000 году до 6,4 млн. человек в 2001 году, или на 14,7%. При этом уровень общей безработицы (отношение общей численности безработных по методологии МОТ к экономически активному населению) сократился с 10,5% до 9,0%.
На этом фоне произошла стабилизация численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, и уровня официальной безработицы, составивших - 1,1 млн. человек, или 1,5 % экономически активного населения.
В условиях увеличения спроса на рабочую силу и активизации деятельности органов службы занятости происходило сокращение периода поиска работы. Средняя продолжительность поиска работы среди общей численности безработных снизилась с 8,9 до 7,9 месяцев, а среди зарегистрированных безработных - с 5,9 до 5,3 месяцев. В то же время доля безработных, ищущих работу более 1 года, уменьшилась среди общей численности безработных с 40,8% до 34,6%, а среди зарегистрированных безработных - с 15,7% до 10,8%.
Однако, несмотря на происходившее в последние годы повышение уровня социально-экономического развития Российской Федерации, ситуация на рынке труда страны, по-прежнему, остается сложной.
Во-первых, сохраняется значительная дифференциация территорий Российской Федерации по уровню безработицы. Разрыв между максимальным (Республика Ингушетия - 34,9%) и минимальным (г. Москва 2,1%) уровнем общей безработицы в 2001 году составлял 16,6 раза (в 2000 году - 8,4 раза), а регистрируемой - 15,2 раза ( в 2000 году - 24 раза). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2000 года # 875 десять субъектов Российской Федерации отнесены к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда.
Во-вторых, в ряде регионов коэффициент напряженности (отношение незанятых граждан к числу заявленных в службу занятости вакансий) в несколько раз превышал средний показатель по России (1,5): в Республике Ингушетия данный показатель составил 59,8; в Агинском Бурятском АО - 105,7; в Корякском - 29,3; в Республике Дагестан - 43,9; в Республике Тыва - 23,0.
В-третьих, произошли негативные изменения в структуре безработных: возросла доля молодежи среди общей численности безработных с 37,7% до 38,7%, а среди зарегистрированных безработных осталась без изменений (32,2%); выросла доля безработных, проживающих в сельской местности (соответственно - с 26,5% до 29,2% и с 31,4% до 34,6%). Численность инвалидов, состоящих на учете в органах службы занятости, возросла на 15,7% и по темпам роста уступала только росту численности безработных, проживающих в сельской местности (19,2%).
В-четвертых, отмечалось несоответствие профессионально-квалификационной структуры безработных граждан имеющимся вакансиям. В результате чего среди безработных остается высокой (60,5%) доля граждан, имеющих начальное и среднее профессиональное образование.
Это связано с тем, что подготовка кадров зачастую ведется без учета реально складывающейся ситуации на региональных рынках труда. В настоящее время до 40% выпускников профессиональных учебных заведений не могут трудоустроиться по полученной профессии (специальности), и в то же время сохраняется дефицит кадров по массовым рабочим профессиям (станочники, фрезеровщики, слесари и т.д.).
В-пятых, остается высокой среди обращающихся к услугам службы занятости в поиске работы доля граждан, никогда не приступавших к трудовой деятельности, не имеющих профессии (специальности), что требует более высоких затрат на повышение их конкурентоспособности на рынке труда.
В-шестых, сохраняется крайне низкий уровень финансирования государственной политики содействия занятости населения. За период с 1998 по 2000 гг. расходы на политику занятости населения снизились с 0,32% до 0,19% ВВП. В 2002 году ассигнования, предусмотренные федеральным бюджетом на финансирование политики содействия занятости населения, составляют 0,16% ВВП.1
------------------------
1 В 1998 году на политику содействия занятости населения было направлено от 1,5% ВВП - в Канаде до 5,6% - в Дании (в Италии - 2%, Испании - 2,4%, Франции - 3,2%, Германии - 3,6%, Швеции - 3,9%, Финляндии - 4%, Ирландии - 4,1%, Нидерландах - 4,9%).
Дата: 2019-07-30, просмотров: 275.