Головным ведомством, отвечающим за определение уровня доходов, необходимых для финансирования государственных расходов, и формированием бюджетной политики, является Министерство финансов (НМ Treasury). Минфин координирует деятельность Управления налоговых сборов (Inland Revenue - УНС) и Министерства таможенных и акцизных сборов (НМ Customs and Excise - МТАС), которые занимаются администрированием и сбором налогов, подготовкой предложений по изменению налоговой политики, а также борьбой с налоговыми правонарушениями.
Все налоги, собираемые УНС и МТАС, перечисляются в госбюджет. Местные органы имеют право на взимание коммунального налога и налога на хозяйственную деятельность, при этом ставки этих налогов устанавливаются самими местными советами в пределах, разрешенных Минфином.
Специальных министерств, занимающихся борьбой с уклонением от налогообложения, в Великобритании нет. В рамках УНС и МТАС существуют подразделения как в центральных аппаратах, так и на местах, которые отвечают за вопросы проверки соответствия практики уплаты налогов существующему законодательству (т. е. понятие «соответствия» включает в себя не только уклонение или неуплату налогов, но и технические ошибки, иные проблемы с пониманием требований к налогоплательщику). Подобные отделения есть и в органах, занимающихся сбором коммунальных налогов и налогом на хозяйственную деятельность.
Управление налоговых сборов отвечает за администрирование и сбор прямых налогов (подоходный налог, корпоративный налог, налог на прирост капитала, налог на наследство, налог на продажу нефти), а также гербовых сборов. Особый порядок администрирования предусмотрен для взносов в фонды социального страхования, которым занимается специальное подразделение в рамках УНС. Работая под общим руководством Минфина, УНС представляет министру финансов свои рекомендации о корректировке политики в отношении тех налогов и сборов, которые находятся в ее ведении.
УНС возглавляется советом, в состав которого входят председатель, четыре его заместителя, исполнительный директор и четыре неисполнительных члена совета. Члены совета назначаются указом королевы. Председатель совета подотчетен министру финансов. Оперативные решения принимаются на уровне заместителя министра финансов, курирующего налоговую политику.
Местные власти определяют самостоятельно свой уровень расходов. Большая часть расходов местных властей финансируется за счет дотаций из госбюджета Великобритании и налогов на хозяйственную деятельность. Остальное собирается за счет муниципального налога и поступлений от торгом ли и аренды. На муниципальные налоги приходится около 4% доходной части бюджета, на налоги на хозяйственную деятельность - 4-5%.
Поступления от налогов и сборов являются основным источником государственных доходов, на которые приходите и около трех четвертей всех поступлений в госбюджет. Оставшаяся часть доходной части бюджета формируется в основном за счет взносов в фонды социального страхования, которые удерживаются из заработной платы.
Основными источниками налоговых поступлений в государственный бюджет являются (см. приложение 1):
- налоги на доход (в том числе подоходный налог, корпоративный налог и налог на продажу нефти);
- налоги на капитал (налог на прирост капитала, налог на наследство);
- налоги на расходы, на право владения или пользования определенными активами (включая НДС, акцизные, таможенные и гербовые сборы);
- муниципальные налоги и налоги на хозяйственную деятельность.
Налоговая система Японии
Действующая в настоящее время налоговая система Японии сформировалась в 1950-е годы, претерпев в последующий период незначительные организационные и законодательные изменения.
На Национальное налоговое управление (ННУ), структурно входящее в Министерство финансов как его «внешнее» ведомство, возложены все функции по начислению, сбору и пресечению случаев уклонения от уплаты всех общегосударственных прямых (подоходного, корпоративного, на наследство и дарение, землю и недвижимость) и косвенных налогов и сборов (потребительского, «алкогольного», «табачного», «бензиновых», «дорожного» и гербового). Исключение составляют лишь таможенные пошлины и корабельные сборы, относящиеся к компетенции Министерства финансов.
Помимо общегосударственных в Японии взимаются также и местные налоги: префектуральные и муниципальные. К первым относятся налог на проживание в префектуре, налог с предприятий в расчете на число занятых, налог на приобретение собственности, часть акциза на табак, налог на зрелищные мероприятия, с транспортных средств, подоходный и налог на пользование природными ресурсами. Ко вторым - налог на проживание, имущественный, часть акциза на табак, налог на легкие транспортные средства, налог на земельную собственность, развитие городов и другие. Их сбором занимаются местные органы самоуправления, которые имеют свои налоговые конторы, независимые от общенациональных.
Особенностью японской налоговой системы является наблюдаемая в последние годы тенденция к увеличению доли местных налогов. Так, в 2002 финансовом году (истек в марте 2003 г.) из общей суммы всех фискальных сборов в 79,70 трлн. иен местные налоги составили 33,42 трлн. иен. Для сравнения - в 1985 финансовом году эти цифры составляли 64,26 трлн. иен и 23,31 трлн. иен соответственно. Несмотря на это, величина налоговых поступлений, собираемых на местах, не позволяет местным органам власти надлежащим образом выполнять свои функции и, прежде всего, финансировать систему образования, общественные работы, сферу социального обеспечения и другие. В этой связи сложилась устойчивая практика перераспределения финансовых ресурсов из госбюджета в виде ежегодных субсидий, которые в текущем финансовом году составили 17,39 трлн. иен при общем его размере 81,78 трлн. иен. Кроме того, государством оплачивается часть внутренних заимствований префектур в виде облигаций, которая не может быть погашена за счет их собственных бюджетов[10].
В помощь налогоплательщику в Японии, помимо государственных программ по информированию о требованиях налогового законодательства, предусматривающих популяризацию этих знаний путем издания различных брошюр, пособий, проведения семинаров, собеседований, организации «горячих линий» связи через Интернет и других форм, с 1951 г действует институт уполномоченных налоговых консультантов численностью около 70 тыс. человек, имеющих соответствующие лицензии. Организационно они объединены в профессиональные ассоциации, тесно сотрудничающие с ННУ, и на коммерческой основе выполняют всю практическую работу по начислению налогов и подаче документов как юридических, так и физических лиц в условиях действующего порядка самодекларирования налогов после подсчета годового дохода налогоплательщиков.
В целом японская налоговая система представляется достаточно эффективной. На ее функционирование в 2002 финансовом году из бюджета было затрачено 731,6 млрд. иен, из которых основная часть - 575,4 млрд. иен пошла на денежное содержание служащих, 127,6 млрд. - на обслуживание помещений и 16 млрд. - на накладные расходы. Таким образом, на сбор 100 иен налогов было затрачено 1,6 иены (в 1980 г. - 1,4 иены, в 1995 г. -- 1,26 иены).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можно сделать следующие выводы:
Под налогом, пошлиной, сбором понимается обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами. Налоги бывают прямыми и косвенными они различаются по объекту налогообложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в формировании доходной части бюджета.
Существует ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие их них: реальная возможность выплаты налога, его прогрессивный, однократный обязательный характер, простота и гибкость.
Основные функции налогов - фискальная, социальная и регулирующая. Налоговая политика государства осуществляется при помощи предоставления физическим и юридическим лицам налоговых льгот в соответствии с целями государственного регулирования хозяйства и социальной сферы.
Одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аналитические материалы и разработки Министерства по налогам и сборам РФ.
2. Налоговый кодекс РФ часть 1,часть 2 .-М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство «ЭКМОС»,2008.
3. «Комментарий к налоговому кодексу Российской Федерации части второй», под ред., А.Ю. Мельникова, М.: «Главбух», 2007г.
4. Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение. -М.Финансы и статистика, 2008
5. Баранова С.П. , Колосов А.Ф. «Использовать опыт развитых стран при совершенствовании налоговой системы в России», «Экономика строительства» №1 2005г.
6. Барулин С.В. «Налоги как инструмент государственного регулирования экономики» Финансы №3 2008 г.
7. Вареха Ю.М.: Совершенствование системы налогообложения. // Аудит и финансовый анализ. - №3/2005 г.
8. Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути её совершенствования//Финансы. - № 4, 2008 г.
9. Журнал «Налоги и платежи» № 6,2007г.
10. Карпов В.В. «Все налоги России 2003/2004», М.: Изд. «Экономика и финансы», 2007г.
11. Мамедов О.Ю. Основы теории современной экономики –Ростов н/Д: Феникс, 2007 г.
12. Петров Ю.В «Бюджетно-налоговая реформа: от фискального прессинга к необходимому оптимуму», Российский экономический журнал №8 2007 г.
13. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмадензи Р. «Экономика» М.: «Дело» , 2007г.
14. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. Учебник.-М.:ИНФРА-М.: 2005 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1
Структура бюджетных поступлений Великобритании в 2003-2004 финансовом году
Бюджетные поступления | млрд. ф. ст. | в % |
Личные подоходные налоги | 122,1 | 28,5 |
Взносы в систему соц. страхования | 74,5 | 17,4 |
Налоги на капитал | 11,5 | 2,6 |
Налог на прирост капитала | 1,2 | 0,3 |
Налог на наследство | 2,4 | 0,5 |
Гербовый сбор | 7,9 | 1,8 |
НДС | 66,6 | 15,5 |
Прочие косвенные налоги | 50,7 | 11,8 |
Акцизы на автомобильное топливо | 23,0 | 5,4 |
Акцизы на табак | 8,0 | 1,8 |
Акцизы на алкоголь | 2,4 | 0,5 |
Налог на игорный бизнес | 1,3 | 0,3 |
Акцизы на автомобили | 4,8 | 1Д |
Акцизы на авиабилеты | 0,8 | 0,2 |
Налог на страховую премию | 2,2 | 0,5 |
Налог на утилизацию отходов | 0,7 | 0,2 |
Налог на охрану окружающей среды | 0,9 | 0,2 |
Таможенные пошлины и сборы | 1,9 | 0,4 |
Налогообложение компаний | 102,9 | 24,0 |
Корпоративный налог | 30,8 | 7,2 |
Налог на продажу нефти | 1,5 | 0,3 |
Налог на хоз. деятельность | 18,6 | 4,3 |
Муниципальный налог | 18,6 | 4,3 |
Прочие поступления | 33,4 | 7,8 |
Текущие бюджетные поступления, всего | 428,3 | 100 |
[1] Фишер С., Дорнбуш Р., Шмадензи Р. «Экономика» М.: «Дело» , 2003г.
[2] Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение. -М.Финансы и статистика, 2005
[3] Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. Учебник.-М.:ИНФРА-М.: 2005 г.
[4] Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение. -М.Финансы и статистика, 2005
[5] Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. Учебник.-М.:ИНФРА-М.: 2005 г.
[6] Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. Учебник.-М.:ИНФРА-М.: 2005 г.
[7] Мамедов О.Ю. Основы теории современной экономики –Ростов н/Д: Феникс, 2000 г.
[8] Фишер С., Дорнбуш Р., Шмадензи Р. «Экономика» М.: «Дело» , 2003г.
[9] Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение. -М.Финансы и статистика, 2005
[10] Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение. -М.Финансы и статистика, 2005
Дата: 2019-07-30, просмотров: 186.