Основные проблемы обеспечения охраны Государственной границы РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Проведенный выше анализ внутренних и внешних угроз, а также общий анализ состояния правового регулирования охраны Государственной границы РФ, позволяет выявить ряд проблем, препятствующих надлежащей ее охране. Особую важность здесь представляют выявленные выше внутренние угрозы

Одной из важнейших проблем в пограничных войсках составляет проблема преступности. Анализ показывает, что на протяжении последних лет уровень преступности в ор­ганах и войсках ФПС России снижался (в 1998 г. на 5,2%). Меньше совершено воин­ских преступлений (на 14%). в том числе уклонений от военной службы (на 32,3%), более чем в 3 раза снизилось количество скрытых от учета преступлений, а также по­гибших военнослужащих. Тем не менее преступность в пограничных войсках явление чрезвычайно опасное. Кроме того, на 2,7% возросло число общеуголовных преступлений. Это вызва­но прежде всего тем, что почти каждое чет­вертое из них составляют злоупотребле­ния должностными полномочиями, превы­шение их и халатность. В общей структуре преступности не снизи­лась доля тяжких и особо тяжких преступ­лений. Более одной трети от числа зареги­стрированных преступлений относится к этой категории. На фоне снижения преступности количе­ство участников преступлений увеличи­лось на 9,9%, причем каждый седьмой из них офицеры или прапорщики. По-преж­нему высок уровень латентности. В целом уровень преступности остается достаточно высоким[25].

В числе основных причин совершения преступлений их сла­бая социальная защищенность, особенно в вопросах сохранности их жизни и здоро­вья, материально-бытового снабжения, со­блюдения жилищных и других прав. Интересно в этом плане отметить, что в 218 по­граничных частях и соединениях с участи­ем специалистов в 1999 году были проведены проку­рорские проверки исполнения законов о борьбе с гибелью и травматизмом, по ре­зультатам которых внесено 65 представле­ний, в том числе и в адрес Директора ФПС России[26]. Анализ обстоятельств травматизма пока­зал, что причинами его являются не только личная недисциплинированность военно­служащих, но и создание некоторыми должностными лицами частей и соедине­ний ненадлежащих условий службы, а так­же повышенная нагрузка, неукомплекто­ванность многих подразделений, особенно в «горячих точках».

Анализ результатов прове­рок свидетельствует о распространеннос­ти отступлений от требований законов при привлечении граждан к административной ответственности за нарушение режима го­сударственной границы. Во­енными прокурорами опротестовано лишь 5 правовых актов командования, связанных с привлечением к административной от­ветственности. Требуется принятие и иных мер по ус­транению причин бытующих нарушений. Так, законодательно не урегулирован поря­док оплаты штрафов в ночное время, вы­ходные и праздничные дни, когда отсутст­вуют должностные лица ФПС России, упол­номоченные принимать решение о наложе­нии штрафов, а банковские учреждения не функционируют. Ввиду этого бытует по­рочная практика выдачи начальникам пунк­тов пограничного контроля незаполненных бланков постановлений о наложении ад­министративных взысканий с подписью и печатью вышестоящих должностных лиц.

Представляется необходимым внести со­ответствующие дополнения в Кодекс об административных правонарушениях и за­конодательно урегулировать эти вопросы, вплоть до предоставления должностным лицам пунктов пропуска права самим при­нимать по квитанциям деньги в счет упла­ты штрафа.

Неблагополучная ситуация сложилась в обеспечении военнослужащих, лиц, уволен­ных в запас, и членов их семей полагающи­мися нормами жилья. На 1999 г. в очереди на получение квартир и улучшение жилищ­ных условий в ФПС стояло свыше 12 тыс. человек, дебиторская задолженность со стороны коммерческих структур составля­ла более 12 млн. руб.[27]

Из-за хронического недофинансирования плотность кораб­лей, участвующих в охране государствен­ной границы и исключительной экономиче­ской зоны России, из года в год неуклонно снижается, на судоремонтных заводах практически остановлены ремонтные ра­боты на 33 кораблях, снабжение морских частей в последние годы осуществляется нерегулярно и в минимальных объемах (12 - 14% от заявляемых средств). По этой причине только в Арктическом регионе по сравнению с предшествующим периодом несение службы кораблями на границе снизилось в 3 раза.

Положение усугубляется тем, что в силу отсутствия топлива к охране государствен­ной границы практически не привлекается авиация. Из-за нехватки запасных частей большая часть самолетов и вертолетов простаивает на земле в ожидании ремон­та.

 

 



Заключение

 

Итак, проведенный анализ показал, что в настоящее время военной безопасности России угрожает большое количество как внешних, так и внутренних угроз. Потенциально нельзя найти практически ни одного участка Государственной границы РФ, на котором не исходила бы потенциальная угроза от географического соседа. Конфликт в Керченском проливе между Украиной и Россией очень показателен в этом плане.

Внутренние угрозы не менее малочисленны и не менее опасны для состояния субъектов охраны Государственной границы и представляют чрезвычайно большую опасность для России. В частности, здесь следует учитывать, что пограничники постоянно имеют при себе боевое оружие, а это в свою очередь требует более тщательного отбора тех лиц, которые будут участвовать в охране границы. Настораживают также полное отсутствие патриотического воспитания, что значительно снижает устойчивость пограничных войск в случае потенциальной угрозы.

В России в настоящее время существует довольно большое количество государственных органов, имеющих полномочия по охране Государственной границы РФ. Органа, который бы отвечал только за эту деятельность, в настоящее время не существует. Существовавшая с 1994 года Федеральная пограничная служба была упразднена в 2003 году и ее полномочия были переданы Федеральной службе безопасности, которая в настоящее время стала главным органом, осуществляющим охрану Государственной границы. Думается, что такое перераспределение полномочий вполне обосновано.

Одной из важнейших проблем является хроническое недофинансирования, что приводит к неукомплектованности частей, участвующих в охране государствен­ной границы и исключительной экономиче­ской зоны России. При этом оно постоянно снижается из года в год. Особенно это опасно в деле охраны Государственной границу, т.к. в силу особенностей рельефа государственной (большинство морская и горная) особое значение имеет ее охрана с помощью кораблей ВМФ и авиации. Это приводит к тому, что в силу отсутствия топлива к охране государствен­ной границы практически не привлекается авиация. Из-за нехватки запасных частей большая часть самолетов и вертолетов простаивает на земле в ожидании ремон­та.

Тем не менее, в деле охраны Государственной границы остается немало проблем, которые требуют скорейшего своего разрешение. При этом необходимо совершенствование государственного управления по многим направлениям, без которых эти проблемы не решить. Представляется, что основные усилия государства должны быть приложены по следующим направлениям;

· соразмерность удовлетворения потребностей Воо­руженных сил с экономическими возможностями страны, открытость и прозрачность военного бюджета, чтобы ис­ключить возможности коррупции и воровства средств, предназначенных на военные нужды;

· отказ от военных амбиций и концентрация усилий на том, чтобы на основе минимальной, разумной доста­точности обеспечить обороноспособность РФ, что в свою очередь предполагает отказ от неоправданного военного присутствия в дру­гих странах и регионах планеты, от фактически безвозмез­дной военной помощи «дружественным государствам»; упор в миротворческой деятельности России не столько на военные, сколько на политические методы урегулирования существующих и потенциальных конфлик­тов; финансирование закупок только новейшего оружия будущего и модернизации уже существующих вооружений. повышение эффективности экспорта вооружений при стро­жайшем государственном контроле с получением реаль­ной прибыли не посредниками, а предприятиями ОПК, работающими на экспорт; повышение престижа военной службы, достойное содержание военнослужащих, восстановление уважения к Армии и реабилитация лозунга защиты Отечества как священного долга всех граждан страны.

Особые усилия должны быть приложены в деле возрождения разрушенной системы патриотического воспитания, без которого у России вообще будущего нет. Необходимы ре­альный вклад в это со стороны всех слоев российского общества, в том числе и бизнеса, введение военного на­лога, как это было в прошлом, на состоятельных граждан, особенно когда речь идет об уклонении от военной служ­бы.

 



Дата: 2019-07-30, просмотров: 172.