Внешние угрозы военной безопасности России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С распадом СССР нынешняя Российская Федерация утратила статус великой державы, существенно снизились ее возможности влиять на качествен­ное состояние международных отношений, обеспечивающие стране стабильное положение в мире[8]. Одновременно с этим, по-прежнему обладая большой территорией, значительными материальными и людскими ресурсами, запасами стратеги­ческого сырья, мощным геополитическим интеграционным «полем», Россия составила ядро Содружества Независимых Государств (СНГ). Все это прямо и косвенно отразилось на состоянии военной организации государства.

Изменившаяся международная ситуация после распада СССР привела к иной расстановке мировых сил, что обусло­вило их изменение в пользу стран Североатлантического альянса. Нельзя также не учитывать, что была фактически разрушена вся прежняя оборонительная структура СССР. РФ выпала из создаваемой десятилетиями системы кол­лективной обороны восточноевропейских стран и в военном отношении оказалась, по сути дела, изолированной. Разно­го рода оборонные соглашения, заключенные в последнее десятилетие XX в. между государствами-членами СНГ, в це­лом неэффективны, что неоднократно отмечалось на сове­щаниях глав государств-членов Содружества.

В оценке места любого государства в мире принципиальное значение имеет определение, кто его противники и союзники, а равно объективная квалификация потенциальных внешних угроз. В бытность СССР этот вопрос решался сравнительно просто: союзниками считались страны социалистической ориентации, а противниками – го­сударства системы империализма во главе с США. Выделя­лась также особая группа стран, за привлечение которых на свою сторону велась непрерывная борьба — это так называ­емые развивающиеся и нейтральные государства. В насто­ящее время такого четкого критерия уже нет. Анализ поло­жений Военной доктрины РФ и Концепции национальной бе­зопасности РФ[9] оставляет рассматриваемый вопрос открытым, хотя и позволяет выделить четыре основополагающих принципа его решения.

Во-первых, РФ ни к одному государству, ни к одному на­роду не намерена относиться как к своему врагу. Во-вторых, Россия не будет считать потенциальным противником ни одну страну с иным политическим строем, ни одного своего сосе­да, в том числе образовавшегося после развала СССР; она не применит силу против любого государства, кроме как для целей индивидуальной или коллективной са­мообороны, если случится вооруженное нападение на РФ, ее граждан, территорию, ВС РФ или на ее союзников. В-третьих, РФ в качестве своих потенциальных союзников будет рассматривать только демократические государства, не преследующие агрессивных целей. И, наконец, в-четвер­тых, Россия намерена добиваться установления дружествен­ных союзнических отношений между всеми странами ближ­него и дальнего зарубежья.

Внешние угрозы принято разделять на глобальные (угроза ядерной войны, нарушение военно-стратегического равновесия в мире), региональные (территориальные угрозы, экономичес­кие противоречия между государствами; религиозные стол­кновения, национальная нетерпимость) и частные (терроризм и другие формы политического экстремизма, пограничные конфликты, несанкционированное применение оружия, нару­шение государственных границ). Их анализ позволяет выя­вить потенциальные районы внешних военных конфликтов с участием ВС РФ.

Решающее значение при анализе внешних угроз приобретает, в частности, то обстоятельство, что за последнее десятилетие уменьшилась вероятность мировой ядерной войны. Одновременно с этим возросла опасность региональных, локальных, но особенно внутриго­сударственных конфликтов и войн: «Нестабильность внутрен­него положения, ослабление мощи России стимулируют все виды экспансии против нее и ведут к утрате не только ее геополитического статуса, но и самостоятельного существо­вания. На повестку дня сегодня поставлен вопрос об уступ­ках части территории нашей страны в пользу некоторых по­граничных государств. Расширение НАТО на Восток, вступ­ление в эту организацию 12 марта 1999 г. Польши, Венгрии и Чехии и предоставление их территорий в распоряжение со­юзников существенно изменили всю геополитическую ситу­ацию на западных границах России и усилили риск возник­новения конфликтной ситуации в крайне неблагоприятных для нашей страны условиях»[10]. Существенно изменился и харак­тер обстановки, потенциально грозящей конфликтами и вой­нами. Принципиально иным стал состав вероятных против­ников, сил и средств обеспечения системы безопасности.

Если СССР и США относились друг к другу в целом как к «врагу номер один», то нынешние РФ и США взаимно заин­тересованы в стабильном развитии на основе рационально­го баланса их интересов, что, впрочем, не исключает ситуа­цию, когда национальные интересы США войдут в неприми­римое противоречие с национальными интересами России. Понятно, что статусы США и РФ неидентичны, но Соединен­ные Штаты Америки вынуждены считаться с Россией, по-пре­жнему обладающей значительным ядерным потенциалом. Россия же, лишившись былых союзников, резко ослаблен­ная кризисом переходного периода, не только не способна эффективно противостоять США, но и вынуждена во многих вопросах искать помощи и поддержки с их стороны.

Среди внешних угроз принято различать европей­ские, южноазиатские и восточноазиатские, среди которых наи­большую в настоящее время опасность представляют пер­вые. Их характер во многом обусловлен расширением НАТО на Восток, что означает не только увеличение сферы влия­ния Североатлантическото союза, но и существенное возра­стание военного потенциала западных государств и форми­рование качественно новой геополитической ситуации, при которой Россия, а вместе с ней и Беларусь окажутся один на один с могущественной военной машиной, которой все более трудно эффективно противостоять. Следствием такой ситуации может явиться осложнение отношений между НАТО и РФ, а также Россией и каждым государством-членом Се­вероатлантического союза в отдельности.

Потенциально опасные очаги угроз вызревают так­же на территориях Польши, Венгрии, Румынии, Чехии, Сло­вакии, Болгарии. Их отход от сотрудничества с РФ и все большая ориентация на Запад достаточно очевидны. В этих странах постепенно оформляется настороженное и даже враждебное отношение к нашей стране. Понятно, что ука­занные государства самостоятельно ни при каких обстоятель­ствах не в состоянии оказать военное давление на РФ. Од­нако в случае лишения России ее ядерного потенциала, ее расчленения, агрессии со стороны НАТО и Польша, и другие бывшие союзники СССР по ОВД не преминут извлечь из это­го для себя политические выгоды, в том числе и военным путем.

Характер угроз на южных границах России опре­деляется ситуацией на Северном Кавказе (особенно в Чеч­не), в Закавказье, а также политикой Грузии, Турции, Ирана, положением в Афганистане и Пакистане. Некоторые территории данного региона подпадают под суверенитет РФ, и Рос­сия твердо высказалась в том смысле, что стабилизация обстановки в той же Чечне является ее внутренним делом. Однако приходится считаться с тем, что здесь возникают, переплетаются многочисленные противоречия политическо­го, экономического, этнического, религиозного и геополити­ческого характера, уходящие корнями в историческое про­шлое и во многом приобретшие взрывоопасный характер в процессе развала СССР

На ближневосточном направлении угрозы пока не приняли острых форм. Но это может случиться при попытке Турции, Ирана захватить лидерство в регионе, распростра­нить свое влияние на Азербайджан, Туркмению, другие тер­ритории, где преобладает население, исповедующее ислам. На средневосточном направлении ситуация не менее тре­вожная, что показала предпринятая НАТО акция с целью покарать придуманного американскими спецслужбами «виртуального» Бенладена.

Угрозы на Дальнем Востоке в настоящее время можно считать неопасными. Однако кажущаяся военная нейтральность Китая очень обманчива. Экономическое подчинение Дальнего Востока, огромное количество незаконных мигрантов в этом регионе со стороны Китая и другие подобные факторы создают чрезвычайно высокую опасность фактического завоевания российского Дальнего Востока Китаем. Не секрет также, что Китай на своих картах рисует Сибирь и Дальней Восток частью Китая. Особенно эти проблемы актуализируется чрезвычайной пересеченностью Китая, низкой плотностью населения в Сибири и на Дальнем Востоке, территориальной близостью этого региона к Китаю и многим другим.

Очень точно ситуацию по отношению с кажущимися союзниками России (США, Китай и др.) отражают следующие слова: «Следует учитывать, что стабильность сложившихся отношений между государствами не означа­ет, что эти отношения гарантируют им безопасность. Стабиль­ность может оказаться замороженной формой конфронтационных отношений с относительным постоянством военной опасности для одной или всех сторон»[11].

В последние годы особую опасность для России приоб­рели угрозы, исходящие от государств ближнего зарубежья. Стремление ряда стран-республик бывшего СССР вступить в НАТО, территориальные претензии к России, попытки со­здания межгосударственных объединений, в которых учас­тие нашей страны не предусматривается, создают ситуацию угрозы национальной безопасности Российской Федерации, характерной чертой которой является ее прямая и опосредо­ванная связь с потенциальной военной опасностью.

Учитывая очевидную множественность угроз, следует согласиться, что в общем такая ситуацию приводит к ситуации, когда «Россия прак­тически будет вовлечена во многие споры глобального, ре­гионального и местного характера. Это создает уникальные условия для «растаскивания» Российской Федерации по кон­фликтам и истощения ее, лишения способности к самостоя­тельному существованию»[12].

Итак, проведенный анализ показал, что жизненно важным национальным интересом России является стратегическая (международная) стабильность как в ближнем зарубежье, так и в мире в цепом. При этом потенциально нельзя найти практически ни одного участка Государственной границы РФ, на котором не исходила бы потенциальная угроза от соседа.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 171.