Внутренние и внешние угрозы военной безопасности как фактор, определяющий особенности правового регулирования охраны Государственной границы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Сегодня одной из актуальных проблем для Российской Федерации являет­ся проблема стабильности государственной жизни. Взяв курс на реформирование го­сударства, создав определенную нормативно-правовую ос­нову для этого, Россия более чем когда-либо нуждается в создании стабильной обстановки, в которой только и возможно достижение положительного результата реформ.

Стабильность государственной жизни не следует пони­мать как нечто статичное. Напротив, она достигается лишь в том случае, если государство представляет собой довольно гибкую систему, восприимчивую к изменениям. Ее некор­ректно трактовать и как что-то абстрактное, поскольку от при­роды государства, установившегося политического режима зависят и способы поддержания социально-политической стабильности. Один из способов связан с жестким централи­зованным управлением, с однозначной зависимостью управ­ляющего воздействия и ответной реакцией на него[1]. Данный способ означает авторитаризм власти, тотальное регулиро­вание государством общественных отношений. Второй спо­соб—способ гибкого вариативного управления, направлен­ного на поддержание динамического равновесия в обществе.

Исторический опыт показывает, что на разных этапах об­щественного развития применимы и более или менее эффек­тивны оба этих способа, что возможны некоторые промежу­точные, переходные формы с частичным сочетанием их эле­ментов. «Если попытаться определить господствующую тен­денцию, главное направление общественного развития, опыт ряда развитых государств, то, видимо, следует признать, что более эффективным является то, которое обеспечивает динамическое равновесие социальной системы гибкими мето­дами воздействия с использованием демократических про­тивовесов, с разделением властей и применением правовых механизмов, с обеспечением максимума свобод и инициа­тивы граждан»[2].

Современная Россия в государственной жизни провозг­ласила необходимость формирования именно такого типа стабильности. Стабильность государственной жизни достигается, прежде всего, над­лежащим функционированием всех элементов системы обес­печения национальной безопасности. Особое место в этом принадлежит пограничным войскам и обеспечению защиты государственной границы.

Именно пограничные войска сталкиваются первыми с любыми внешними угрозами и во многом от них зависит то, насколько в дальнейшем будут успешны усилия государства по обеспечению его безопасности. Ту роль, которая сыграла героическая оборона Брестской крепости во время Великой Отечественной войны в том, что фашисты не смогли достичь своих целей трудно переоценить. Встреча с пограничниками – это во многом для любого агрессора – проверка состояния всех вооруженных сил. Подвиг защитников Брестской крепости в Войну не только надолго задержал огромное количество войск на границе, но и оказал сильнейшее деморализующее воздействие на фашистов, которые рассчитывали за несколько месяцев дойти до Урала. Таким образом, состояние пограничных войск может быть деморализующим как для врага, так и для своих войск. Поэтому государственное регулирование охраны границы имеет чрезвычайно большое значение.

Нужно отметить, что в последние годы, после окончания «холодной войны», создалась иллюзия дружественности Запада, в результате Армии в целом и пограничным войска в частности перестало уделяться должное внимание. Однако, довольно быстро пришло осознание того, что это не так. Расширение НАТО, расширение Европейского союза и приближение их к границам России, а также многие другие процессы свидетельствуют о том, что западные государства лишь изменили тактику, но цели их остались прежними. В этой ситуации роль пограничных войск и вообще охраны государственной границы и не только военная чрезвычайно высока.

При этом сталкиваясь первыми с внешними угрозами, защитники границы (и не только пограничные войска) сталкиваются с серьезными внутренними угрозами. Но если от внешних угроз они должны защищать, то внутренние оказывают на них непосредственное влияние (например, состояние экономики) и во многом от этого зависит их способность к отражению внешних угроз.

О том, что состояние защитников границы сейчас чрезвычайно неудовлетворительное свидетельствует увеличение в десятки раз в последние годы числа лиц, незаконно пересекающих Государственную границу РФ[3]. Сказанное свидетельствует о необходимости и актуальности анализа состояния правового обеспечения охраны Государственной границы РФ.

Как не удивительно, несмотря на чрезвычайно высокую актуальность, данная проблематика практически не исследуется в литературе. Существует немало работ посвященных как обеспечению безопасности в целом[4], так и обеспечению военной безопасности[5], в том числе роли в этом Вооруженных сил[6]. Проблемам правового обеспечения охраны Государственной границы должного внимания явно не уделяется. Существуют некоторые работы, посвященным отдельным аспектам данной проблемы[7], однако этого явно недостаточно.

 



Заключение

 

Итак, проведенный анализ показал, что в настоящее время военной безопасности России угрожает большое количество как внешних, так и внутренних угроз. Потенциально нельзя найти практически ни одного участка Государственной границы РФ, на котором не исходила бы потенциальная угроза от географического соседа. Конфликт в Керченском проливе между Украиной и Россией очень показателен в этом плане.

Внутренние угрозы не менее малочисленны и не менее опасны для состояния субъектов охраны Государственной границы и представляют чрезвычайно большую опасность для России. В частности, здесь следует учитывать, что пограничники постоянно имеют при себе боевое оружие, а это в свою очередь требует более тщательного отбора тех лиц, которые будут участвовать в охране границы. Настораживают также полное отсутствие патриотического воспитания, что значительно снижает устойчивость пограничных войск в случае потенциальной угрозы.

В России в настоящее время существует довольно большое количество государственных органов, имеющих полномочия по охране Государственной границы РФ. Органа, который бы отвечал только за эту деятельность, в настоящее время не существует. Существовавшая с 1994 года Федеральная пограничная служба была упразднена в 2003 году и ее полномочия были переданы Федеральной службе безопасности, которая в настоящее время стала главным органом, осуществляющим охрану Государственной границы. Думается, что такое перераспределение полномочий вполне обосновано.

Одной из важнейших проблем является хроническое недофинансирования, что приводит к неукомплектованности частей, участвующих в охране государствен­ной границы и исключительной экономиче­ской зоны России. При этом оно постоянно снижается из года в год. Особенно это опасно в деле охраны Государственной границу, т.к. в силу особенностей рельефа государственной (большинство морская и горная) особое значение имеет ее охрана с помощью кораблей ВМФ и авиации. Это приводит к тому, что в силу отсутствия топлива к охране государствен­ной границы практически не привлекается авиация. Из-за нехватки запасных частей большая часть самолетов и вертолетов простаивает на земле в ожидании ремон­та.

Тем не менее, в деле охраны Государственной границы остается немало проблем, которые требуют скорейшего своего разрешение. При этом необходимо совершенствование государственного управления по многим направлениям, без которых эти проблемы не решить. Представляется, что основные усилия государства должны быть приложены по следующим направлениям;

· соразмерность удовлетворения потребностей Воо­руженных сил с экономическими возможностями страны, открытость и прозрачность военного бюджета, чтобы ис­ключить возможности коррупции и воровства средств, предназначенных на военные нужды;

· отказ от военных амбиций и концентрация усилий на том, чтобы на основе минимальной, разумной доста­точности обеспечить обороноспособность РФ, что в свою очередь предполагает отказ от неоправданного военного присутствия в дру­гих странах и регионах планеты, от фактически безвозмез­дной военной помощи «дружественным государствам»; упор в миротворческой деятельности России не столько на военные, сколько на политические методы урегулирования существующих и потенциальных конфлик­тов; финансирование закупок только новейшего оружия будущего и модернизации уже существующих вооружений. повышение эффективности экспорта вооружений при стро­жайшем государственном контроле с получением реаль­ной прибыли не посредниками, а предприятиями ОПК, работающими на экспорт; повышение престижа военной службы, достойное содержание военнослужащих, восстановление уважения к Армии и реабилитация лозунга защиты Отечества как священного долга всех граждан страны.

Особые усилия должны быть приложены в деле возрождения разрушенной системы патриотического воспитания, без которого у России вообще будущего нет. Необходимы ре­альный вклад в это со стороны всех слоев российского общества, в том числе и бизнеса, введение военного на­лога, как это было в прошлом, на состоятельных граждан, особенно когда речь идет об уклонении от военной служ­бы.

 



Введение

 

Сегодня одной из актуальных проблем для Российской Федерации являет­ся проблема стабильности государственной жизни. Взяв курс на реформирование го­сударства, создав определенную нормативно-правовую ос­нову для этого, Россия более чем когда-либо нуждается в создании стабильной обстановки, в которой только и возможно достижение положительного результата реформ.

Стабильность государственной жизни не следует пони­мать как нечто статичное. Напротив, она достигается лишь в том случае, если государство представляет собой довольно гибкую систему, восприимчивую к изменениям. Ее некор­ректно трактовать и как что-то абстрактное, поскольку от при­роды государства, установившегося политического режима зависят и способы поддержания социально-политической стабильности. Один из способов связан с жестким централи­зованным управлением, с однозначной зависимостью управ­ляющего воздействия и ответной реакцией на него[1]. Данный способ означает авторитаризм власти, тотальное регулиро­вание государством общественных отношений. Второй спо­соб—способ гибкого вариативного управления, направлен­ного на поддержание динамического равновесия в обществе.

Исторический опыт показывает, что на разных этапах об­щественного развития применимы и более или менее эффек­тивны оба этих способа, что возможны некоторые промежу­точные, переходные формы с частичным сочетанием их эле­ментов. «Если попытаться определить господствующую тен­денцию, главное направление общественного развития, опыт ряда развитых государств, то, видимо, следует признать, что более эффективным является то, которое обеспечивает динамическое равновесие социальной системы гибкими мето­дами воздействия с использованием демократических про­тивовесов, с разделением властей и применением правовых механизмов, с обеспечением максимума свобод и инициа­тивы граждан»[2].

Современная Россия в государственной жизни провозг­ласила необходимость формирования именно такого типа стабильности. Стабильность государственной жизни достигается, прежде всего, над­лежащим функционированием всех элементов системы обес­печения национальной безопасности. Особое место в этом принадлежит пограничным войскам и обеспечению защиты государственной границы.

Именно пограничные войска сталкиваются первыми с любыми внешними угрозами и во многом от них зависит то, насколько в дальнейшем будут успешны усилия государства по обеспечению его безопасности. Ту роль, которая сыграла героическая оборона Брестской крепости во время Великой Отечественной войны в том, что фашисты не смогли достичь своих целей трудно переоценить. Встреча с пограничниками – это во многом для любого агрессора – проверка состояния всех вооруженных сил. Подвиг защитников Брестской крепости в Войну не только надолго задержал огромное количество войск на границе, но и оказал сильнейшее деморализующее воздействие на фашистов, которые рассчитывали за несколько месяцев дойти до Урала. Таким образом, состояние пограничных войск может быть деморализующим как для врага, так и для своих войск. Поэтому государственное регулирование охраны границы имеет чрезвычайно большое значение.

Нужно отметить, что в последние годы, после окончания «холодной войны», создалась иллюзия дружественности Запада, в результате Армии в целом и пограничным войска в частности перестало уделяться должное внимание. Однако, довольно быстро пришло осознание того, что это не так. Расширение НАТО, расширение Европейского союза и приближение их к границам России, а также многие другие процессы свидетельствуют о том, что западные государства лишь изменили тактику, но цели их остались прежними. В этой ситуации роль пограничных войск и вообще охраны государственной границы и не только военная чрезвычайно высока.

При этом сталкиваясь первыми с внешними угрозами, защитники границы (и не только пограничные войска) сталкиваются с серьезными внутренними угрозами. Но если от внешних угроз они должны защищать, то внутренние оказывают на них непосредственное влияние (например, состояние экономики) и во многом от этого зависит их способность к отражению внешних угроз.

О том, что состояние защитников границы сейчас чрезвычайно неудовлетворительное свидетельствует увеличение в десятки раз в последние годы числа лиц, незаконно пересекающих Государственную границу РФ[3]. Сказанное свидетельствует о необходимости и актуальности анализа состояния правового обеспечения охраны Государственной границы РФ.

Как не удивительно, несмотря на чрезвычайно высокую актуальность, данная проблематика практически не исследуется в литературе. Существует немало работ посвященных как обеспечению безопасности в целом[4], так и обеспечению военной безопасности[5], в том числе роли в этом Вооруженных сил[6]. Проблемам правового обеспечения охраны Государственной границы должного внимания явно не уделяется. Существуют некоторые работы, посвященным отдельным аспектам данной проблемы[7], однако этого явно недостаточно.

 



Внутренние и внешние угрозы военной безопасности как фактор, определяющий особенности правового регулирования охраны Государственной границы

Дата: 2019-07-30, просмотров: 190.