IV четверть – «Весна красна»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
8. Шарж на тему «Весеннее платье земли». Работа гуашью по представлению. Знакомство с понятием линии горизонта. Развитие чувства юмора. Техника работы гуашью, использование палитры. Подбор сложных цветов. Организация рабочего места. Чтение стихов о весне. Работа с репродукцией картины И. Левитана «Большая вода. Весна» 9. Творческая работа “Краски играют”. Выполнение «Коллаж ладошек». Передача эмоций, чувств юмора с помощью коллажа. Пробуждение положительных эмоций. Развитие чувства юмора, композиции, соразмерности. Правила работы с гуашью. Умение привести в порядок рабочее место. Прослушивание сказки. Коллективное творчество.

 

В качестве примера представлен конспект одного занятия (Приложение 4).



Рекомендации воспитателю детского сада по развитию чувства юмора у дошкольников

 

На основе анализа психолого-педагогической, методической и научной литературы нами разработаны следующие рекомендации воспитателю детского сада по развитию чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста:

1. Поскольку представленная в п. 2.2 программа по развитию чувства юмора у старших дошкольников предполагает работу с маленькими детьми, то воспитатель должен постоянно следить за тем, чтобы участники занятия были включены в работу, не уставали, не отвлекались. Поэтому каждое занятие должно обязательно включать в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно:

· упражнения на мышечную релаксацию (снижает уровень возбуждения, снимают напряжение);

· дыхательную гимнастику (действую т успокаивающе на нервную систему);

· мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей);

· двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствует межполушарному взаимодействию);

· чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи (способствует развитию произвольности).

2. Также нами разработаны следующие рекомендации по развитию чувства юмора у дошкольников:

· Расширять кругозор, обращая при этом внимание не только на главное, но и на второстепенные юмористические детали. Учить изображать все это в единстве.

· Подробнее объяснять задание, напоминать примеры из жизни, активнее обсуждать юмористический замысел и средства его реализации, помогать в процессе творчества.

· Расширять словарный запас, развивать умения обозначить свой рисунок, его назначение, особенности, составлять юмористический рассказ по собственному сюжету.

· Развивать чувство коллективизма, больше предлагать коллективное творчество (шаржи, карикатуры), общие игры, создание коллажей.

· Воспитывать аккуратность, работать над плавностью, завершенностью линий, рисовать безотрывные контуры и их закрашивать.

· Следует развивать уверенность в собственных силах, стремление повышать уровень притязаний к собственным действиям, рисункам.

· Работать над снятием телесных и словесных зажимов.

· Развивать творчество, фантазию в области юмористических представлений, используя для этого нетрадиционную технику: пальчиковая графика, аппликация из смятых салфеток, обрывков бумаги и др.; развивать такие способы воображения как: включение, агглютинация, совмещение несовместимого.

· Осторожно относиться к анализу работы, не критиковать.

· Способствовать разговорчивости, открытости, развитию чувства юмора.

· Уделять повышенное внимание технике исполнения:

- аккуратности в работе со средствами;

- дать возможность освоить нетрадиционные способы выполнения задания – рисование на мокрой бумаге, на смятом листе, отпечатками.

- учить рисовать юмористические рисунки.

· Воспитывать усидчивость, терпеливость, стремление делать все тщательно, продумывая каждую юмористическую деталь, не торопиться.

· Необходимо детальное объяснение, обсуждение юмористического замысла, помощь в ходе работы – «Можно сделать еще и вот так…».

· Развивать творческое, ассоциативное, дивергентное мышление.

· Повышать уровень любознательности, учить устанавливать причинно-следственные связи.

· Давать задания по собственному юмористическому замыслу с последующей аргументацией выполненного задания (активнее использовать анализ и самоанализ детских работ, учить детей анализировать рисунки сверстников).

· Давать возможность использования нескольких вариантов видения мира в юморе и его изображения.



Заключение

 

В результате проделанной работы: проведен анализ литературы по теме исследования; рассмотрены теоретические основы развития чувства юмора у дошкольников через произведения изобразительного искусства, в том числе психологические особенности развития чувства юмора у дошкольников, виды произведений изобразительного искусства, развивающих чувство юмора, использование юмористических произведений изобразительного искусства в образовательном процессе; проведен качественный и количественный анализ результатов исследования; представлен проект программы по развитию у детей чувства юмора; разработаны рекомендации воспитателю детского сада по развитию чувства юмора у дошкольников.

Анализ психолого-педагогической, научной и методической литературы по проблеме развития у детей старшего дошкольного возраста чувства юмора через произведения изобразительного искусства позволил сделать следующие выводы:

1. Книжная иллюстрация как особый вид юмористического произведения изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке чувство юмора.

2. В детском саду целесообразно использовать следующие формы, методы и приемы ознакомления детей с юмористическими произведениями изобразительного искусства: рассматривание отдельных произведений или специально подобранных серий картин, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства. Рассматривание сопровождается вопросами к детям, беседой, самостоятельными высказываниями детей, рассказом воспитателя, чтением стихов и отрывков из юмористических произведений. В детском саду, в групповой комнате или зале, устраиваются выставки юмористических произведений на ту или иную тему. Воспитатель внимательно выслушивает рассказы детей об увиденном. Прежде всего, педагог воспитывает у детей интерес к юмористическим произведениям искусства, вызывает внимание к ним. Постепенно он формирует способность сатирического восприятия. Рассматривая юмористические картинки, дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали. Развивая чувство юмора у детей, следует направлять их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным.

3. Для успешного развития детей в данном направлении мы рекомендуем педагогам-практикам придерживаться следующих психолого-педагогических условий:

- обновить и обогатить окружающую среду детей самыми разнообразными новыми для них предметами и стимулами с целью развития их чувства юмора, создать условия для проявления творческой активности и развития изобразительных действий;

- широко использовать в работе нетрадиционные материалы и техники (рисование на смятой, мокрой, различных видах бумаги, рисование пальцами, ватой, колосками и др.);

- создать в группе благоприятную атмосферу. Предоставить детям возможность активно задавать вопросы, поощрять высказывание оригинальных юмористических идей;

- не сдерживать инициативу ребенка, не давать четких наставлений, помогать действовать независимо. Не делать за него то, что он может сделать (или научиться делать) самостоятельно. Давать задания по собственному юмористическому замыслу;

- доброжелательно относиться к детям, учить детей эмпатии. Воспитывать чувство коллективизма, давать задания на сплочение группы.

Таким образом, цель исследования, заключающаяся в анализе развития у детей старшего дошкольного возраста чувства юмора через произведения изобразительного искусства на примере ДОУ № 45 «Сказка» достигнута, задачи выполнены.



Библиографический список

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учебн. пособие – изд.- 2-е перераб. и доп.- М., 2001. – 353 с.

2. Актуальные проблемы художественного воспитания детей школьного и дошкольного возраста / Ред. Н.А. Ветлугина. – М., 2003. – 163с.

3. Алексахин Н. Постичь цветовую гармонию сердцем и умом. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 3. – С.23-27.

4. Аргайл М. Психология юмора: Пер. с англ. – М., 2002. – 274 с.

5. Блащук Л.А., Казакова Т.Г. Развивать интерес к изобразительной деятельности (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 1. – С.45-47.

6. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными художественными материалами: Книга для педагогов дошкольного учреждения, учителей начальной школы, родителей. – М.: Педагогика Общество России, 2008. – 147с.

7. Ветлугина Н.А. Развитие художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок: Монография / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Педагогика, 2000. – С.37-50.

8. Виниченко В. Методические рекомендации по оценке результатов детского изобразительного творчества // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 5. – С.41-43.

9. Волокитина Т.Ф. Воспитание инициативности в изобразительном творчестве детей дошкольного возраста // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста: Сборник научных трудов. – М., 2007. – С. 98-100.

10. Галайда С.Д. Роль изобразительной деятельности в воспитании у дошкольников интереса к труду взрослых // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 5. – С. 13-17.

11. Гинзбург С.С. К вопросу об анализе и оценке работ детей на занятиях по изобразительной деятельности в детском саду // Вопросы дошкольной педагогики. – Челябинск, 2002. – Вып.2. – С.18-25.

12. Глинская И.П. Передача пространства и формирование изобразительности на первых этапах графической деятельности детей // Художественное образование: XXIV Герценовские чтения / Ред. Е.В.Язовицкий. –ЛГПИ им. А.И.Герцена, 2001. – С.29-32.

13. Горунович Е.Б. Развитие умственной активности дошкольников в процессе изобразительной деятельности // Комплексный подход в воспитании и обучении дошкольников: Сборник научных трудов. – Минск, 2003. – С.40-57.

14. Грибовская А.А. Образец в обучении детей изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 1. – С.19-24.

15. Грибовская А.А. Юмор в изобразительном творчестве дошкольников. – Изд-во: Педагогическое общество России, 2007. – 352 с.

16. Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 2. – С. 24-33.

17. Денисова 3.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. – М., 2001. – 362 с.

18. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н А. Ноткина и др. – СПб, 2007. – 187 с.

19. Дмитриев А.В. Социология юмора: Очерки. – М., 2006. – 321 с.

20. Загадки для дошкольников / Под ред. Кубышкиной Э.И. – М.: Детская литература, 2000. – 264 с.

21. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М., 2007. – 275 с.

22. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа для дошкольников. – М., – 2001. – 326 с.

23. Лопатина А.А. Краски рассказывают сказки /А.А. Лопатина, М.В. Скребцова. – М.: Амрита-Русь, 2004. – 265 с.

24. Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумии. – М.: Искусство, 2000.

25. Немов Р.С. Психология. – М., 2007. – 432 с.

26. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе /О. В. Островская. – М.: Гуман. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 424 с.

27. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. - 4-е изд., перераб. – М., 2006. – 374 с.

28. Хрестоматия для дошкольников / Под ред. И. А. Бузко. – М.: Детская литература, 2000. – 453 с.

29. Шалина Л.С. Уроки для самых маленьких //Юный художник. – 2001. – № 6. – С. 45-52.

30. Школа изобразительного искусства: В 2 т. / Под общ. ред. Угарова В.С. – М.: Изобразительное искусство, 2006. – 534 с.



Приложение 1

Опросник для родителей

 

1. Случается ли ребенку находить необычное (смешное) применение какому-либо предмету?

2. Меняет ли он свои наклонности?

3. Любит ли рисовать карикатуры и шаржи?

4. Любит ли рассматривать юмористические книжные иллюстрации?

5. Любит ли рисовать абстрактные картинки?

6. Любит ли рисовать воображаемые предметы?

7. Любит ли фантастические истории?

8. Сочиняет ли рассказы или стихи юмористического характера?

9. Любит ли вырезать затейливые (смешные) фигуры из бумаги?

10. Сделал ли когда-нибудь то чего не знал, или то, чего не существует?

11. Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?

12. Изобрел ли когда-нибудь новое смешное слово?

13. Считал ли это слово понятным без разъяснения?

14. Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?

16. Мог ли ваш ребенок будучи совсем маленьким, с юмором интерпретировать назначение разных предметов?

Интерпретация результатов

От 12 до 16 очков – у ребенка развито чувство юмора на достаточном уровне. От 5 до 11 – ребенок проявляет чувство юмора только в том случае, когда чем-либо заинтересован. От 0 до 4 – у ребенка отсутствует чувство юмора



Приложение 2

Дата: 2019-07-30, просмотров: 170.