ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

 



Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы организации деятельности классного руководителя

1.1. Развитие классного руководства: историко-логическая характеристика

1.2. Анализ направлений и содержания деятельности классного руководителя

1.3. Условия эффективности деятельности классного руководителя в общеобразовательной школе

Глава 2. Методические рекомендации по использованию информационных компьютерных технологий при организации деятельности

Заключение

Список литературы



Введение

 

В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс.

Низкий статус воспитательной работы в конце двадцатого и начале двадцать первого века в массовой школьной практике содействовал падению эффективности деятельности классных руководителей. Фактически складывалась ситуация, когда ограниченность возможностей для стимулирования работы классных руководителей в значительном числе общеобразовательных школ сформировала у администрации минимальные требования, состоящие в решении, прежде всего, формальных задач (ведение документации, проведение классных часов, родительских собраний). В то же время, для меньшего числа школ стали характерны практики высокой сложности воспитательной работы с первичным коллективом (классные воспитатели, тьюторы, классные кураторы).

Общий официальный фон и тон упоминаний о воспитательной работе в начале нового тысячелетия в нашей стране изменился. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» высказывается пожелание о возвращении воспитанию положения «первостепенного приоритета» [18].

В этом и ряде других документов: Конвенции о правах ребенка [10], Законе РФ "Об образовании"[7], определяются конкретные ценностные ориентиры для воспитательной работы.

Определенной точкой отсчета может служить введенное с 1 января 2006 года вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ. Данное обстоятельство породило достаточно противоречивую ситуацию, которая, на наш взгляд, заключается не только в материальном подкреплении, но и в методической подготовке будущих учителей, неготовности выпускников к осуществлению функционала классных руководителей, ведь специально этому не учат, а знания студентов часто носят отрывочный характер.

Все эти явления актуализировали проблему понимания организации деятельности классного руководителя и определения сферы его ответственности в выполнении воспитательной функции.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что особенности организации деятельности классного руководителя находят отражение в работах В.П. Сергеевой [21], Ф.П. Черноусовой[26], Б.В. Куприянова[12] и многих других авторов, работающих в области образования. С нормативно-правовой точки зрения деятельность классного руководителя в образовательном учреждении регламентируется такими документами, как Закон «Об образовании», Приказ Министерства образования и науки России от 03.02.2006 N 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений», Положением о классном руководстве.

Вместе с тем, необходимо отметить, что на современном этапе развития системы образования становится актуальной проблема поиска новых условий организации, содержания деятельности классного руководителя для эффективной работы в области воспитания школьников. Все это определило выбор темы исследования: «Организация деятельности классного руководителя».

Объект исследования – организация деятельности классного руководителя в общеобразовательной школе.

Предметисследования – содержание и условия эффективности деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении.

Цель данной работы сводится к теоретическому обоснованию содержания и определения условий эффективности деятельности классного руководителя.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что эффективность деятельности классного руководителя в современной школе зависит от четкого определения направлений, содержания и грамотной организации работы классного руководителя.

В реализации цели выполнялись следующие задачи:

- анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;

- характеристика содержания деятельности классного руководителя и условий эффективности его работы;

- разработка методических рекомендаций по использованию информационных компьютерных технологий при организации деятельности классного руководителя.

При проведении исследования были использованы следующие методы исследования:

- анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа);

- обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения);

Практическая значимость исследования сводится к возможности использования предложенных материалов в работе классных руководителей общеобразовательных школ.



ГЛАВА II . МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

 

Компьютер - лучший друг

 

В последние годы мир меняется так быстро, и учителям никак нельзя отставать от стремительного развития общества, науки и техники. Учителя не только учат детей, но и всю жизнь учатся сами. Появляются новые предметы, новые учебники.

На всё это уходит огромное количество времени и сил. Развиваются новые компьютерные технологии, которые могут придти на помощь учителю в его работе. Современному учителю в основном самостоятельно приходится осваивать эти технологии.

А можно ли обратиться к помощи компьютера для организации работы классного руководителя. Ведь никто и никогда не учил этому. Все ученики очень любят компьютер и проявляют к нему интерес, поэтому этот интерес всегда можно направить в нужное русло.

Для этого нужно немного желания, немного терпения, немного свободного времени, любовь к детям и своей работе. Ведь современного ребёнка нельзя воспитать без современных компьютерных технологий. Этого требует время. А учитель всегда должен идти в ногу со временем, улавливая малейшие изменения в обществе.

Дети легче идут на контакт, если в учителе, классном руководителе они видят грамотного, современного человека, умеющего использовать все прогрессивные технологии. Ушло время лекций и бездумного послушания. Пришло время диспутов, самостоятельного поиска правды и истины, использования для этого новых информационных технологий.



Электронный воспитатель.

Когда мы произносим слово «ШКОЛА», то подразумеваем не только заведение, в котором дети получают знания, но и где дети получают хорошее воспитание, чтобы выйти в жизнь не только умным, но и воспитанным человеком. Именно о проблеме использования новых информационных технологий в воспитательной работе пойдет речь. Компьютер уже так прочно вошёл в нашу жизнь и жизнь наших детей, что без него уже мир кажется скучным и не интересным. Но, как и везде, есть сторонники и противники использования компьютеров в воспитательной работе. Да, действительно, ни на какую машину, пусть даже самую умную, мы не сможем возложить все обязанности по воспитанию детей. Но компьютер может стать нам верным помощником в этом деле. Он может вызвать море положительных эмоций. А учитель должен гармонично вписать новые информационные технологии в свою деятельность, чтобы учащиеся даже не осознали этой маленькой хитрости!

Воспитательная функция в работе классного руководителя занимает первостепенное место. Основной формой работы классного руководителя для осуществления этой функции является классный час. Применение компьютера для подготовки и проведения классных часов может значительно разнообразить и увеличить эффективность проведения классного часа.

Сейчас существует большое количество дисков и кассет с художественными и документальными фильмами, носящими воспитательный характер. Имеются в продаже диски с готовыми классными часами, ориентируясь на которые можно строить работу классному руководителю в этом направлении. По телевидению часто показывают фильмы, в которых затрагиваются проблемы курения, алкоголизма, наркомании, правонарушений, преступлений подростков и их наказаний и многое другое. Полезно увидеть детям эти фильмы на классном часу и обсудить. В этом тоже пригодится компьютер, только с выходом в Интернет. В «мировой глобальной сети» возможно найти практически любой художественный или документальный фильм, а потом использовать на классном часе. Кроме этого компьютер на классном часе может использоваться и для других целей.

 

Компьютер – классномУ часу

С момента появления компьютеров в школе стало возможным использовать их при проведении классных часов, которые сразу для детей становятся интереснее и полезнее. Для классного часа полезно создать презентацию. Множество фотографий, видеофрагментов, музыки затрагивает учеников за живое, пронизывает душу. Одними словами, беседой, в которой используется только воображение учеников, никогда не добиться такого результата.

Вниманию классных руководителей можно предложить сценарии таких классных часов. Для их создания используется программа MS Power Point. При показе слайдов классного часа очень часто идёт звуковое и видео сопровождение, поэтому необходимо использовать колонки. Самым сложным оказывается найти фотографии и фильмы для классного часа. Весь материал можно найти в Интернет, используя поисковые системы, в учительской газете, на лазерных дисках, в литературе и др. Фотографии из книг отсканировать.

Таким образом становится возможно организовать найденный материал совершенно в ином свете: сделать наглядным, понятным и интересным. Согласитесь, как можно говорить о Великой Отечественной войне, и не увидеть военных фотографий: голода, разрушений, сражений или радости Победы. А песни военных лет берут детей за душу. Видеохроники позволяют увидеть страшные кадры войны, дают детям понять, что такого не должно повториться.

Во время классного часа ребята сами могут непосредственно использовать компьютер. Например, для поиска какой-либо информации в Интернет, для просмотра фотографий, для ответов на вопросы тестов или для участия в конкурсе компьютерных рисунков. В Интернет есть много познавательных сайтов, ребят с ними можно знакомить. Организовать это можно очень интересно: продумать заранее вопросы, на которые учащиеся будут искать ответы, сделать необычные схемы для заполнения.

 

Праздники и игры – на высшем уровне!

На школьных праздниках компьютер становиться незаменимым помощником. Все мероприятия, на которых удаётся использовать мультимедийный проектор, музыку проходят на высоком уровне и очень нравятся детям. Теперь стало возможным проводить разнообразные игры. Особенно детям интересны игры, которые бывают в телевизионных программах. Не каждый ребёнок может попасть на телевидение, но зато все они хотели бы участвовать в них. Сейчас современная техника позволяет детскую мечту сделать реальностью. «Звёздный час», «Самый умный», «Великолепная семёрка», «Что? Где? Когда?» и другие игры, использующие экран, видеозаписи и музыку реально могут войти в жизнь класса и быть полезными. Развлекательные и интеллектуальные мероприятия расширяют кругозор учащихся, развивают их мышление. А наглядность и высокий технологический уровень помогает детям, живущим далеко от больших городов, идти в ногу со временем и иметь большие возможности для своего развития. Примеры компьютерных игр.

«Крестики-нолики»(5 класс) Счёт от 1 до 30 может превратиться для учащихся в азартное удовольствие, ребусы заставляют хорошенько подумать. На рыбалке нужно не только поймать рыбу, но и поразмыслить, при расшифровке секретного послания. «Счастливый случай» (8 класс). Дает возможность ребятам проявить себя на внеклассном мероприятии, проходящем во время декады физики и математики в школе.

Подобных компьютерных игр для разного возраста существует огромное количество

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Выдвинутая нами гипотеза, заключающаяся в предположении о том, что эффективность деятельности классного руководителя в современной школе зависит от четкого определения направлений, содержания и грамотной организации работы классного руководителя подтвердилась в результате проведенной исследовательской работы.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что существуют различные точки зрения относительно определения направлений и содержания деятельности классного руководителя, но все они сходятся в том, работа классного руководителя должна охватывать такие стороны жизнедеятельности классного коллектива, как здоровье, обучение, общение и воспитание.

Результат работы классного руководителя зависит от ряда условий:

 1) стратегической устремленности и долгосрочной перспективы планирования процесса воспитания;

2) направленности содержания воспитательной деятельности на развитие детей;

3) системности осуществления воспитательного взаимодействия;

4) ориентации воспитательного процесса на развитие индивидуальности детей;

5) технологичности работы педагога-воспитателя;

6) диагностической оснащенности деятельности классного руководителя.

 Четкое знание классным руководителем своих функций, направлений и содержания работы, условий для повышения эффективности воспитательного процесса позволяет качественно выполнять возложенную на него миссию.

Эффективность работы классного руководителя оценивается на основании разрабатываемых критериев относительно ведущих направлений деятельности самим педагогом и администрацией образовательного учреждения.

На современном этапе развития общества, с появлением новых информационных и технических возможностей классному руководителю необходимо использовать имеющиеся компьютерные и информационные технологии для повышения эффективности воспитательной работы.



Литература

1. Алоева В.А., Бейсова В.Е. Настольная книга классного руководителя: 5-8 классы. – Ростов: Феникс, 2004

1. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях. – СПб. КАРО, 2007

2. Демков М. И. История русской педагогики. – СПб, 1982

3. Дереклеева Н.И. Классный руководитель: основные направления деятельности. – М.: Верум, 2006

4. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя 5-6, 7-9 классы. – М.: ВАКО,2007

5. Дик Н.Ф. Современный справочник классного руководителя в вопросах и ответах. – Ростов: Феникс, 2007

6. Журнал классного руководителя / сост. Л.В. Голубева. – Волгоград: Учитель, 2007

7. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1(ред. от 13.02.2009) "Об образовании"

8. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие (под ред. Рожкова М.И.). – М.:Владос, 1999

9. Классный руководитель 2004/ 5 Научно-методический журнал для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов, учителей начальной школы

10. Конвенция о правах ребенка

11. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф.История педагогики.–М.: Просвещение, 1982 г.

12. Куприянов Б.В. Программа мониторинга деятельности классного руководителя // Классный руководитель – 2007.- №8.

13. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. – М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999

14. Нечаев М.Н. Содержание и технология управленческой деятельности заместителя директора школы по воспитательной работе: Метод. Пособие для руководителей образовательных учреждений. – М.: 5 за знания, 2007

15. Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко и др.; под ред. Л.П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008

16. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 N 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации

17. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.09 2006 г. N 548 «О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя»

18. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 11.02.2002 №393 О концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 11.02.2002 № 393 Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года

19. Приоритетный национальный проект «Образование»

20. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000

21. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. – М.: ЦГЛ,2003

22. Сибирцова Г.Н. Настольная книга зам. директора школы по воспитательной работе. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2004

23. Слепенкова Е.А., Кильянова Л.В., Повшедный А.В. и др. Работа классного руководителя: Методическое пособие (под ред. Слепенковой Е.А.) - М:Аркти, 2005Спутник классного руководителя. 8-9 классы / авт.-сост. Н.А. Максименко. – Волгоград: Учитель,2007

24. Степанов Е.Н. Дифференцированный подход к оплате труда классного руководителя. Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2009

25. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. №196

26. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации), -М.: Центр «Педагогический поиск», 2004

27. Шевелев А.Н. Отечественная школа: история и современные проблемы. Лекции по истории российской педагогики. – СПб.: КАРО, 2003

28. Шилова О.Н., Лебедева М.Б Как помочь учителю освоить современные технологии обучения. Методическое пособие для преподавателей (тьюторов) системы РКЦ-ММЦ проекта ИСО. – М: ИНТУИТ.РУ, 2006.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

 



Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы организации деятельности классного руководителя

1.1. Развитие классного руководства: историко-логическая характеристика

1.2. Анализ направлений и содержания деятельности классного руководителя

1.3. Условия эффективности деятельности классного руководителя в общеобразовательной школе

Глава 2. Методические рекомендации по использованию информационных компьютерных технологий при организации деятельности

Заключение

Список литературы



Введение

 

В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс.

Низкий статус воспитательной работы в конце двадцатого и начале двадцать первого века в массовой школьной практике содействовал падению эффективности деятельности классных руководителей. Фактически складывалась ситуация, когда ограниченность возможностей для стимулирования работы классных руководителей в значительном числе общеобразовательных школ сформировала у администрации минимальные требования, состоящие в решении, прежде всего, формальных задач (ведение документации, проведение классных часов, родительских собраний). В то же время, для меньшего числа школ стали характерны практики высокой сложности воспитательной работы с первичным коллективом (классные воспитатели, тьюторы, классные кураторы).

Общий официальный фон и тон упоминаний о воспитательной работе в начале нового тысячелетия в нашей стране изменился. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» высказывается пожелание о возвращении воспитанию положения «первостепенного приоритета» [18].

В этом и ряде других документов: Конвенции о правах ребенка [10], Законе РФ "Об образовании"[7], определяются конкретные ценностные ориентиры для воспитательной работы.

Определенной точкой отсчета может служить введенное с 1 января 2006 года вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ. Данное обстоятельство породило достаточно противоречивую ситуацию, которая, на наш взгляд, заключается не только в материальном подкреплении, но и в методической подготовке будущих учителей, неготовности выпускников к осуществлению функционала классных руководителей, ведь специально этому не учат, а знания студентов часто носят отрывочный характер.

Все эти явления актуализировали проблему понимания организации деятельности классного руководителя и определения сферы его ответственности в выполнении воспитательной функции.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что особенности организации деятельности классного руководителя находят отражение в работах В.П. Сергеевой [21], Ф.П. Черноусовой[26], Б.В. Куприянова[12] и многих других авторов, работающих в области образования. С нормативно-правовой точки зрения деятельность классного руководителя в образовательном учреждении регламентируется такими документами, как Закон «Об образовании», Приказ Министерства образования и науки России от 03.02.2006 N 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений», Положением о классном руководстве.

Вместе с тем, необходимо отметить, что на современном этапе развития системы образования становится актуальной проблема поиска новых условий организации, содержания деятельности классного руководителя для эффективной работы в области воспитания школьников. Все это определило выбор темы исследования: «Организация деятельности классного руководителя».

Объект исследования – организация деятельности классного руководителя в общеобразовательной школе.

Предметисследования – содержание и условия эффективности деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении.

Цель данной работы сводится к теоретическому обоснованию содержания и определения условий эффективности деятельности классного руководителя.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что эффективность деятельности классного руководителя в современной школе зависит от четкого определения направлений, содержания и грамотной организации работы классного руководителя.

В реализации цели выполнялись следующие задачи:

- анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;

- характеристика содержания деятельности классного руководителя и условий эффективности его работы;

- разработка методических рекомендаций по использованию информационных компьютерных технологий при организации деятельности классного руководителя.

При проведении исследования были использованы следующие методы исследования:

- анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа);

- обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения);

Практическая значимость исследования сводится к возможности использования предложенных материалов в работе классных руководителей общеобразовательных школ.



Дата: 2019-07-30, просмотров: 199.