Наука и инновационная деятельность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В сфере научно-исследовательской деятельности в Санкт-Петербурге на конец 2000 года было занято 98,4 тыс. человек, из них 79,2 тыс. - это исследователи, выполняющие научные исследования и разработки, остальные - техники и вспомогательный персонал. Среди специалистов, выполняющих научные исследования и разработки 65,4 тыс. имеют высшее образование, 2,8 тыс. - ученую степень доктора, 11 тыс. - кандидата наук. Основная часть специалистов сосредоточена в самостоятельных научно-исследовательских организациях в государственном секторе экономики.

Число организаций в Санкт-Петербурге, выполняющих исследования и разработки на протяжении рассматриваемого периода не претерпело сколько-нибудь существенных изменений, а численность специалистов, выполняющих исследования и разработки, сократилась в 1,5 раза.

Показатели патентно-лицензионной деятельности, используемые в мировой практике при анализе результативности науки, в Санкт-Петербурге, так же как и во всей России имеют тенденцию к снижению. Можно говорить о серьезных проблемах в создании технологических сдвигов, как точки соединения научно-инновационной политики и потребностей структурных изменений. В экономике еще не включен в полной мере механизм вытеснения старых экономических укладов с одновременным опережающим введением новых и перспективных технологий и производств.

Для науки Санкт-Петербурга характерны все проблемы , свойственные для страны в целом: старение кадров специалистов, отток молодежи за рубеж, устаревание материально-технической базы, недостаточная инновационная активность предприятий и др.

При переходе к инновационной экономике особое значение приобретает вовлечение в хозяйственный оборот результатов научной и научно-технической деятельности через управление интеллектуальной собственностью - особым видом нематериальных активов.

Реализация сценария становления инновационной экономики в Санкт-Петербурге происходит с учетом реалий современной ступени развития его экономики. А они таковы, что становится очевидной необходимостью преодоление неких порогов, достижения определенного уровня инновационности региона, большей наукоемкости отраслей, повышения степени распространения высоких технологий в отраслях путем развития сферы науки, наращивания ее инновационого потенциала, развитие новых форм организации научной деятельности.

К проблемам, решение которых предлагается осуществить программными методами, отнесены следующие:

· концентрация бюджетных ресурсов на разработку и реализацию важнейших инновационных проектов. В настоящее время выделяемые городом бюджетные ассигнования на развитие науки и технологий распылены по многим НИР без учета приоритетности направлений социально-экономического развития региона и поэтому не создающих нового качества экономики;

· создание условий для масштабного притока внебюджетных средств в процессы реализации важнейших инновационных проектов;

· существенное повышение уровня управления инновационной деятельностью в городе в рамках обязательств и компетентности органов власти субъектов Федерации.

 

Информатизация и связь

 

Санкт-Петербург завершил первый этап перехода к информационному обществу. Этот период характеризовался массовым, стихийным внедрением вычислительной техники, автоматизацией отдельных процессов.

На рубеже веков Санкт-Петербург вступил во второй этап перехода к информационному обществу – перехода к единому информационному пространству. Этот этап характеризуется созданием сложных общегородских информационных систем, интегрированием информационных ресурсов.

Главная цель развития отрасли "Связь и информатизация" на среднесрочный период до 2004 года – формирование единого информационного пространства Санкт-Петербурга.

Достижение главной цели предусматривается осуществлять по направлениям:

· совершенствование нормативно-правовой базы и системы государственной политики Санкт-Петербурга в области информатизации и связи;

· обеспечение широкого доступа населения и хозяйствующих субъектов к информационным ресурсам Санкт-Петербурга;

· повышение эффективности информационного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления;

· развитие телекоммуникационной инфраструктуры Санкт-Петербурга;

· развитие индустрии информационных и телекоммуникационных средств и систем в Санкт-Петербурге;

· внедрение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в экономику Санкт-Петербурга;

· создание автоматизированных систем ведения государственных кадастров и регистров;

· развитие электронной торговли в Санкт-Петербурге;

· поддержка фундаментальных и прикладных исследований в области развития и применения ИКТ;

· развитие единой информационной среды науки и системы непрерывного образования Санкт-Петербурга;

· развитие международного и межрегионального сотрудничества в области разработки и внедрения ИКТ;

· развитие средств массовой информации на основе ИКТ.

 

Малое предпринимательство

 

Основная задача государственной политики в сфере малого бизнеса – создание благоприятного хозяйственного и инвестиционного климата для малых предприятий. Реализация общих мер по улучшению хозяйственного климата, сформулированных в Стратегическом плане Санкт-Петербурга и Программе экономических и институциональных реформ Санкт-Петербурга, будет способствовать развитию в том числе и малого предпринимательства (МП). Однако государственная политика в области малого бизнеса должна исходить из необходимости дополнительных мер поддержки этого предпринимательского сектора с учетом его большей “чувствительности” к неблагоприятной рыночной конъюнктуре, негативным последствиям монополистической деятельности контрагентов, несовершенным методам государственного регулирования бизнеса.

Анализ динамики числа малых предприятий и количества занятых на них работников позволяет выявить несколько этапов в развитии МП в Санкт-Петербурге:

· 1992-1994 гг. - быстрое наращивание количества малых предприятий и числа занятых работников;

· 1995-1996 гг. - сохранение роста количества малых предприятий при замедлении темпов роста;

· 1997-2000 гг. - снижение прироста малых предприятий и занятых на них работников.

    Проблемы развития МП:

1. Противоречия между федеральными и региональными законодательными и нормативными актами.

2. Недостаточно благоприятная для малого бизнеса налоговая политика.

3. Наличие административных барьеров во взаимодействии субъектов малого предпринимательства с органами власти и управления федерального и местного уровня.

4. Несовершенный механизм сдачи в аренду нежилых помещений, земельных участков. Проблемы размещения и эксплуатации объектов мелкорозничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

5. Несовершенный механизм финансовой поддержки малого предпринимательства. Постоянный дефицит денежных средств и незаинтересованность банков в кредитовании малых предприятий.

6. Недостаточное информационное обеспечение как барьер для входа на рынок новых хозяйствующих субъектов и как фактор, сдерживающий формирование их активной рыночной ориентации.

 

Туризм

 

Современная индустрия туризма является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. Санкт-Петербург (по сведениям ООН) в шкале популярности среди крупнейших международных турцентров занимает восьмое место (опережая Прагу, Вену, Мюнхен, и т.д.), а его посещает лишь 3,5 миллиона зарубежных туристов (при количестве желающих его посетить, превышающим 30 млн. человек).

Основные проблемы, препятствующие увеличению потока туристов в Санкт-Петербург:

· нехватка гостиничных мест (в среднем по Европе этот показатель составляет – 14-18 мест на тысячу жителей, а в Петербурге – 7 мест на тысячу жителей);

· неоптимальное посезонное распределение туристских потоков (большинство международных мероприятий проводится в городе в период “Белых ночей”);

· недостаток в разнообразии туристских продуктов/пакетов, диссонирующий с огромным туристским потенциалом города и его пригородных территорий;

· крайне низкий уровень использования водных ресурсов города в туристских целях;

· нехватка инвестиционно-финансовых ресурсов направляемых на развитие туризма;

· отсутствие надежной и достоверной системы статотчетности;

· потребность в ускоренном развитии объектов индустрии развлечений.

Основные задачи программы связаны с разработкой необходимых рекомендаций для:

- совершенствования нормативно-правовой базы развития туризма;

- создания условий для возрождения традиционных и развития новых видов туризма в городе;

- углубление интеграции города в систему российского и международного рынка туристских услуг;

- стимулирование развития инфраструктуры туризма путем создания благоприятного инвестиционного климата;

- совершенствование системы информационного обеспечения сферы туризма.

С учетом того, что туризм как отрасль городского хозяйства объединяет как собственно туристско-экскурсионные предприятия, так и предприятия транспорта, сферы размещения, общепита, развлечений и т.д., в целях обеспечения комплексного подхода к решению проблемы развития туристской индустрии необходимо расширить системы приведенных в Целевой программе “Развитие туризма в Санкт-Петербурге на 2002-2005 гг.” мероприятий путем включения в ее третий раздел “Развитие туристской индустрии” следующих поднаправлений: “Развитие объектов размещения”, “Развитие объектов зрелищно-развлекательной и досуговой индустрии”, “Содействие обустройству территорий (зон) и отдельных объектов притяжения туристов”.

 

Теневые ресурсы

 

На основе проведенных исследований можно указать отдельные составляющие теневой деятельности в экономике Санкт-Петербурга.  

Дата: 2019-07-30, просмотров: 217.