Кроме этого следует различать обязательный аудит и инициативный аудит.
Обязательным в Украине является аудит подтверждения достоверности и полноты годового баланса и отчетности всех хозяйствующих субъектов, независимо от формы собственности и вида деятельности, отчетность которых официально обнародуется, за исключением учреждений и организаций, которые полностью содержаться за счет государственного бюджета и не занимаются предпринимательской деятельностью, а также субъектов с годовым хозяйственным оборотом в размере не более 250 необлагаемых минимальных. заработной платы; для них 1 раз в 3 года проверки финансового состояния финансовых посредников; эмитентов ценных бумаг; государственных предприятий при сдаче в аренду; возбуждения вопроса о признании неплатежеспособным или банкротом, а также в иных случаях , предусмотренных законами Украины. Может быть организован также по расширению суда или следственных органов.
Инициативным является аудит, проводимый по инициативе собственника предприятия, а также лиц, владеющих не менее, чем 25% акций (долей) , дающих право голоса, либо руководителей предприятия.
Кроме того, аудит подразделяется: на внешний и внутренний.
Внешний аудит проводится независимым аудитором, не имеющим на аудируемой фирме никаких интересов. Клиентонезависимость эксперта-аудитора является главным отличительным качеством внешнего аудита.
Цель и задачи внешнего аудита отличаются от контроля на гос. предприятии. На первом этапе это подтверждение отчетности , далее оказание сопутствующих услуг. В соответствии с международными нормативами к сопутствующим аудиту работам относятся подготовка обзоров, связанных с нефинансовой информацией (эффективность функционирования внутреннего аудита, компьютерной системы и т.д.)
Внутренний аудит осуществляется специальным структурным подразделением предприятия или его работниками, непосредственно подчиненными руководству предприятия и работающие в его штате. Внутренние аудиторы помимо основной деятельности- совершенствования системы учета и внутреннего контроля на предприятии, могут выполнять и специальные задания руководства предприятия. масштабах работ внутренний аудит подразделяют на:
а) общий - по всем вопросам аудита фирмы в целом,
б) локальный -по всем направлениям аудита (технологии, бух. учет и т.д. ).
Внутренний аудит в соответствии с международными нормативами “Использование результатов работы внутреннего аудитора”( июль 1992 г.) осуществляется по таким направлениям:
· анализ системы учета внутреннего контроля;
· изучение бухгалтерской и оперативной информации;
· оценка качества информации;
· разработка проектов управленческих решений;
· проведение стратегического анализа;
· разработка финансовых прогнозов.
Внутренний аудит практически только создается, приходя на смену внутриведомственному контролю.
Аудит также подразделяется на: первоначальный и повторяющийся (согласованный). Первоначальный аудит осуществляет проверку или консультирование на данном предприятии. Повторяющийся аудит осуществляется на длительном сотрудничестве клиента с одной аудиторской фирмой. Практика работы аудиторских фирм, как в странах Запада, так и в Украине, свидетельствует о преимуществах повторяющегося согласованного аудита. Такое сотрудничество удобно как аудиторам, которые в течение многих лет основательно знакомятся и изучают клиента, так и клиенту, который получает высококвалифицированную всестороннюю, основанную на многолетнем длительном сотрудничестве, помощь и оценку. Более того, смена клиентом аудиторской фирмы зачастую вызывает настороженность, как у потребителей информации, так и у новых аудиторов.
Планирование аудиторских проверок.
Одним из важнейших аудиторских нормативов т.е. основных правил осуществления аудита является планирование, в соответствии с которым аудитор должен так организовать свою деятельность , чтобы обеспечить ее высокое качество и быть уверенными , что в каждой конкретной ситуации применяется наиболее эффективные и действенные процедуры аудита.
Планы аудита основываются на знании особенностей предприятия заказчика. Для этого осуществляется общее предварительное аудиторское исследование экономической сферы деятельности заказчика, его условий и перспектив для заключения договора на аудит. Изучению подвергается:
· направления бизнеса заказчика;
· история его деятельности;
· нынешние условия, будущая перспектива;
· территориальное размещение;
· вид продукции, рынки сбыта;
· изменения в структуре производства и уровня в штате;
· последние изменения в функционировании б/у;
· организация аудита на предприятии, трудности в его проведении и т.д.
Аудитор должен иметь такой уровень знаний об отрасли и предприятии клиента, который позволит ему определить события и виды деятельности, которые по его мнению могут иметь существенное влияние на финансовую информацию.
В плане проведения аудита отражается состояние применение на предприятии система бухгалтерского учета, уровень доверия к данным внутреннего контроля. В плане излагается характер, сроки и глубина аудиторских процедур, порядок координации в будущей работе.
После этого в соответствии со 2 МНА рекомендуется перед началом работы составить письмо- обязательство, где определяются взаимные обязательства сторон, масштабы аудита, документально подтверждается согласие аудитора на объем аудита, форму представляемого заключения. После подписания такого договора аудитор в письменной форме составляют полный план и программу аудита. При составлении плана в нем должны быть предусмотрены следующие объекты :
· условия договора;
· содержание, сроки представления отчета, способ его передачи;
· ответственность аудитора;
· ответственность клиента;
· применяемая система и форма бухгалтерского учета;
· финансовые отчеты, используемые для аудита;
· исполнитель аудиторской работы;
· длительность аудиторской работы;
· бюджет времени и затрат;
· воздействие на аудит новых бухгалтерских или аудиторских инструкций, нормативов законов в ходе проверки;
· установление уровня существенности поставленных задач;
· определение наиболее существенных этапов и задача аудита;
· степенью доверия в системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
· работа внутренних аудиторов и масштабы их привлечения;
· сущность и объем аудиторских доказательств условия? требующие особого внимания;
· аудиторский риск;
· привлечение экспертов.
Для выполнения плана аудита, аудитор должен подготовить в письменной форме программу аудиторской проверки с разработкой конкретных задач, мероприятий и процедур для каждого объекта аудита и вида работ. Она должна быть достаточно подробной. Выполняется рабочая программа по этапам:
1 этап. Аудиторская оценка организации состояния б/у, внутреннего аудита, качества отчетности предприятия.
Объекты аудита:
· наличие учредительных документов;
· реальность балансовых данных по уставному капиталу бухгалтерских данных;
· выборочная проверка бухгалтерских данных регистров, балансов и т.д.;
· материалы инвентаризации;
· акты налоговой инспекции;
· аудиторское заключение за прошлый период;
· состояние компьютеризации б/у;
· организация внутреннего контроля;
· соблюдение, правильное использование законов, нормативов;
2 этап. Аудиторская проверка финансово-производственной деятельности.
Объекты аудита:
· учредительные документы;
· формирование и изменение уставного капитала;
· наличие и использование кредита;
· наличие и использование денежных средств;
· основные средства и нематериальные активы;
· материальные запасы;
· расчеты по оплата труда и производственным расчетам;
· производственные затраты;
· доход;
· конечный финансовый результат и их использование.
3 этап. Консультационные услуги и рекомендации по ведению бухгалтерского учета.
Стадии и направления аудита.
Каждая аудиторская проверка состоит из определенных этапов. Принято выделять следующие стадии аудита:
· предварительное исследование объекта аудита;
· планирование аудита;
· проверка внутреннего контроля предприятия;
· аналитическая проверка финансовой информацией;
· обзор финансовой отчетности;
· подготовка аудиторского отчета и заключение.
Наиболее рационально проводить аудит по таким направлениям:
· определение типа, структура предприятия управления им;
· планирование и последующий контроль аудита;
· изучение и оценка формы и методов учета;
· изучение, оценка и проверка внутреннего контроля;
· проверка хозяйственных операций и учетных регистров;
· проверка реальности статей баланса;
· проверка соответствия данных бух. отчетности учетным регистром;
· проверка соответствия прибыли и убытков фактическим результатом деятельности;
· проверка соответствия бух. отчетности действующему законодательству;
· анализ бухгалтерской отчетности в целом и определение достоверности и объективности информации, содержащейся в отчетности;
· обобщение результатов проверки и составление аудиторского отчета.
По согласованной программе аудитор готовит заключение, знакомит о его содержании клиента. Последний составляет собственное мнение о фактическом состоянии данного предприятия.
Процедуры аудита.
Аудиторская проверка представляет собой совокупность определенных действий аудитора по проверке финансовой отчетности. Такие действия аудитора называются аудиторскими процедурами. Они в общем виде могут быть представлены следующим образом:
· ознакомление с отраслью и бизнесом клиента;
· осмотр предприятия и служебных помещений;
· рассмотрение политики компании в области учета;
· идентификация взаимосвязанных сторон(взаимосвязанными называются связь с филиалами, дочерними предприятиями);
· оценка потребности в привлеченных специалистах (когда аудитор сталкивается с тем, что требует специальных знаний).
Аудиторские доказательства
Понятие аудиторских доказательств. Их виды.
Требования к ним предъявляемые.
Наиболее важной и трудоемкой работой аудитора является подготовка аудиторских доказательств по всем объектам контроля.
Порядок получения аудиторских доказательств определен международным нормативом аудита “Аудиторские доказательства” утвержденном в январе 1982 г.
Под аудиторским доказательством следует понимать информацию, которая подтверждает правильность отраженных в учете данных или данных полученных во время фактической проверки состояния контролируемого объекта, которую отбирает аудитор в процессе контрольных действий для выдачи заказчику заключения о достоверности представленной отчетности и правильности отражения в б/у операций, связанных с изменением состояния проверяемых объектов.
При подготовке аудиторских доказательств аудитор определяет основополагающие элементы, характеризующие состояние проверяемого объекта. Этим аудитор отличается от ревизора. Содержание аудиторских доказательств зависит от способа их получения.
Различают:
· прямые доказательства — когда получают доказательства непосредственно проводя независимую процедуру выявления состояния объекта;
· второстепенные доказательства - в этом случае используются данные внутреннего контроля или получения от 3 лиц.
В первом случае получают объективную и полную характеристику объекта, во втором к доказательствам нужно относиться очень осторожно.
· документированные доказательства - содержащиеся в конкретных документах (Например, по расходному кассовому ордеру выдано 42 грн. на командировочные расходы, оправдательных документов нет. Указанная сумма списана на общехозяйственные расходы. В результате растет себестоимость, падает прибыль и налог на прибыль).
К аудиторским доказательствам предъявляются следующие требования:
· необходимость;
· обоснованность;
· полнота;
· правильность.
Под необходимостью аудиторского доказательства понимают получение конкретного необходимого аудиторского доказательства, содержание которого характеризует объект исследования.
Под обоснованностью аудиторского доказательства понимается обеспеченность того, что в первичных документах и отчетах, учетных регистрах, формах отчетности содержание подтверждается подписями конкретных исполнителей.
Под полнотой аудиторского доказательства понимают объем содержащейся в нем информации, достаточной для определения состояния объекта контроля.
Под правильностью понимают требование, в соответствии с которым должны быть приведены всесторонне проверенные аудиторские данные.
Источники аудиторских доказательств.
Источником информации аудиторских доказательств могут быть:
· данные первичных документов, отражающие содержание хоз. операции или первичные отчеты;
· учетные регистры, где обобщается и накапливается информация из соответствующих первичных документов и отчетов в разрезе их экономического содержания;
· главная книга;
· бухгалтерская отчетность;
· планы, сметы, калькуляции, распорядительные документы;
· материалы ревизий и проверок разных уровней;
· материалы внутрихозяйственного контроля, в т.ч. по результатам внезапных проверок, инвентаризации и т.д.;
· данные документального и фактического контроля;
· письменные и устные заявления работников предприятия и третьих лиц.
·
Методика получения аудиторских доказательств.
Для получения аудиторских доказательств используют общенаучные и специальные приемы документального и фактического контроля.
Содержание документов проверяют сплошным или выборочным методом.
Рабочие документы аудитора
Понятие и классификация рабочих документов.
В соответствии с положением о стандарте аудита рабочие документы - это записи, в которых аудитор фиксирует:
· использованные процедуры;
· тесты;
· полученную информацию и соответствующие;
· выводы, сделанные в ходе аудитора.
Рабочие документы должны включать в себя всю информацию , которую аудитор считает важной для правильного выполнения проверки и которая может поддержать те выводы, которые он проводит в своем заключении.
Задачи рабочих документов. Общая цель рабочих документов заключается в том, чтобы помочь аудитору в проведении аудита. Это данные для определения для данного конкретного случая типа аудиторского заключениями основа для проверок.
Состав и кол- во аудиторских док-тов определяются аудитором самостоятельно в каждом конкретном случае. Зависит от составления Рабоч. док-тов; квалификация аудитора; его опыта работы; условия договора на проведении аудита; нормативов, правил и внутренних стандартов, используемых аудиторской фирмой или частным аудитором.
Рабочие док-ты должны отвечать определенным требованиям:
· информацию содержать достаточно полную и детальную , чтобы другой аудитор, не участвующий в проверке мог составить четкое представление о проверке и подтвердить выводы;
· док-ты должны быть составлены в ходе проверки, составление их после проверки не допускается;
· док-ты должны отражать наиболее существенные моменты, по которым аудитору необходимо высказать мнение;
· должны позволять оценить фин. отчетность, в соответствии с установленными критериями;
· содержать информацию, необходимую или полезную для последующих проверок;
· отражать состояние и оценку системы внутреннего контроля и степень к нему;
· фиксировать процедуры по проверке и оценке системы б/у;
· док-ты должны быть составлены четко и разборчиво;
· используемые сокращения и усл. обозначения должны быть пояснены в начале папки раб. док-тов.;
· необходимо обязательно указывать место и дату составления док-та, фамилию аудитора и его подпись, № док-та, порядковый № стр. в рабочей документации.
Существует несколько типов классификации раб. док-тов:
1. По времени ведения и использования:
· долгосрочные;
· непродолжительного использования.
2. По способу и источникам получения:
· от третьих лиц;
· от предприятия клиента;
· составленные аудитором.
3. По характеру информации:
· правового хар-ра (копии учред. договоров и т.д.);
· о руководстве и персонале предприятия (кол-во и прочие сведения);
· о структуре и организации предприятия;
· о системе внутреннего контроля;
· о системе б/у (структура, уровень автоматизации и т.д.);
· док-ты и оценки аудиторского риска;
· корреспонденция аудитора (письменные обращения аудитора, письма - предложения клиенту);
· итоговое заключение;
· предложения и рекомендации.
4. По назначению:
· обзорные (общая хар-ка предприятия-клиента);
· информативные (дающую точную инф-цию о совершенных хоз.операциях и т.д.);
· проверочные (свидетельствующие о проверке фин.сост.);
· подтверждающие (ответы на запросы третьих лиц);
· расчетные (содержащие определенные расчеты);
· сравнительные (составленные аудитором с целью сравнения);
· аналитические (составленные в рез-те применения метода аналитического обзора).
5. По степени стандартизации:
· стандартизированные;
· произвольной формы.
6. По форме представления:
· графические;
· табличные;
· текстовые;
· комбинированные.
7. По технике составления:
· ручные;
· на машинных носителях.
Рабочие док-ты аудитора тесно увязаны с получением и отражением аудиторских доказ-в поскольку раб.док-ты документально фиксируют последние. В соответствии с приведенной выше классификацией:
· полученные от третьих лиц (ответы на запрос аудитора в банк) ;
· полученные от предприятия- клиента (оригиналы и копии первичных док-тов, четных регистров, отчетов и т.д.);
· составленные самим аудитором(зафиксированные док-но личные наблюдения, результаты тестов, аналитического обзора).
Ведение аудиторского досье.
Совокупность рабочих док-тов, составленных до начала и в ходе проверке финансовой отчетности предприятия клиента представляет собой аудиторское досье. Рабочие док-ты в досье должны находится в определенной последовательности:
· организационные;
· административные;
· док-ты аудиторских процедур по отдельным статьям годового отчета;
· другие аудиторские данные;
· выводы (заключение);
· рекомендации.
Рабочие док-ты подготовлены в ходе выполнения заказа, включая документы подготовленные клиентом для аудитора являются собственностью аудитора. Единственный случай, когда кто-либо еще, в том случае клиент, имеет юридическое право изучать эти док-ты, возможен тогда, когда они отправляются по повестке в суд в качестве вещественного док-ва. После завершения аудита, все рабочие док-ты остаются у аудитора, так что он в будущем может при необходимости пользоваться ими. Многие из аудиторских фирм обычно переснимают на микрофильм для снижения объема хранящихся док-тов.
В ходе проверки клиент получает значительное кол-во информации носящей конфиденциальный характер. Если аудитор раскроет подобную информацию посторонним лицам или служащим своего клиента, которые не имеют доступа к этой информации взаимоотношения аудитора и клиента будут затруднены. По этой причине следует постоянно принимать все необходимые меры к защите рабочих документов. Рабочие док-ты могут быть переданы в распоряжение посторонних
Аудиторское заключение
Структура аудиторского заключения.
Ст.7 Закона Украины “Об аудиторской деятельности” указано, что аудитор оформляет результат своей проверки аудиторским заключением и аудиторским отчетом.
Аудиторский отчет не является аудиторским документом.
Он предназначен исключительно заказчика и может быть опубликован лишь с его разрешения.
Аудиторское заключение рассчитано на широкий круг пользователей.
Его публикация является свидетельством того, что годовой б/отчет предприятия и в целом его финансовая деятельность во всех деталях соответствует правилам ведения бух. учета и является достоверным.
Отчет обширный документ, а заключение сжатый, краткий.
Аудиторское заключение должно содержать такие основные документы:
· заглавие, полное название поверяемого объекта;
· абзац, в котором говорится о том, кому адресуется аудиторское заключение;
· вступительный абзац:
o состав проверенной аудиторской отчетности;
o период и время проверки;
o определение границ ответственности руководства предприятия и аудиторов;
· масштаб проверки (раскрывается содержание проведенных аудитором работ);
· дата составления;
· адрес аудиторской фирмы;
· подписи.
В заглавии аудиторского заключения должна быть запись о том, что аудит осуществляется независимым аудитором. Необходимо также указать название фирмы или фамилию аудитора, № лицензии. Такая информация является подтверждением того, что во время аудита не было никаких обстоятельств, которые могли помешать проведению независимой проверки. При нарушении условия независимости аудитор не имеет права делать заключение о проверенной отчетности.
В аудиторском заключении должно быть четко определено , кому оно адресуется - правлению, совету директоров, учредителям, акционерам, налоговой инспекции и т.д.
Должна быть сделана запись о том, что правильность составления отчетности возлагается на руководство проверяемого предприятия и ответственность за сделанное аудитором заключение лежит на аудиторе.
Например эта запись может иметь следующую формулировку: “Мы произвели проверку ОС по составлению на 01.01.97г. и соответствующую отчетность по материальному состоянию на 01.01.97г. Ответственность за правильность отчетности несет руководство предприятия. В наши обязанности входит составление заключения на основании проверки полученной информации”.
Раздел “Масштаб проверки” отражает качество и масштаб проверки и должен убедить пользователей отчета в том, что аудит проведен в соответствии с требованиями международных и национ. нормативов, общепринятой практикой. В этом разделе сообщается о том, что проверка спланирована и произведена с достаточной уверенностью в том, что в отчетности нет существенных ошибок.
Аудиторское закл. должно содержать мнение аудитора по следующим вопросам:
· явл. ли полученная информация достаточной для отражения реального состояния активов и пассивов клиента;
· отвечает ли фин. отчетность принятой клиентом системе бух. учета, а принятая система б/у - действующим нормативам и законодательным актам;
· адекватно ли описание всех вопросов существенных для принятия аудиторского решения о правильности, достоверности и полноте информации;
· согласуется ли документация , отражающая финансовое состояние проверяемого предприятия по форме и содержанию с действующими законодательными и нормативными актами.
Мнение аудиторов в заключении должно быть изложено четко и однозначно.
Список используемой литературы.
1. "Налоги и бухгалтерский учёт" №31
2. "Вісник податкової служби України" №16 с.40
3. "Бізнес - Бухгалтерія. Право. Податки. Консультації" №45/1 с.47
4. "Баланс" №8 с.57
5. "Экспресс-анализ законодательных и нормативных актов" №23 с.8
6. ЛИГАБизнессИнформ.
Кроме этого следует различать обязательный аудит и инициативный аудит.
Обязательным в Украине является аудит подтверждения достоверности и полноты годового баланса и отчетности всех хозяйствующих субъектов, независимо от формы собственности и вида деятельности, отчетность которых официально обнародуется, за исключением учреждений и организаций, которые полностью содержаться за счет государственного бюджета и не занимаются предпринимательской деятельностью, а также субъектов с годовым хозяйственным оборотом в размере не более 250 необлагаемых минимальных. заработной платы; для них 1 раз в 3 года проверки финансового состояния финансовых посредников; эмитентов ценных бумаг; государственных предприятий при сдаче в аренду; возбуждения вопроса о признании неплатежеспособным или банкротом, а также в иных случаях , предусмотренных законами Украины. Может быть организован также по расширению суда или следственных органов.
Инициативным является аудит, проводимый по инициативе собственника предприятия, а также лиц, владеющих не менее, чем 25% акций (долей) , дающих право голоса, либо руководителей предприятия.
Кроме того, аудит подразделяется: на внешний и внутренний.
Внешний аудит проводится независимым аудитором, не имеющим на аудируемой фирме никаких интересов. Клиентонезависимость эксперта-аудитора является главным отличительным качеством внешнего аудита.
Цель и задачи внешнего аудита отличаются от контроля на гос. предприятии. На первом этапе это подтверждение отчетности , далее оказание сопутствующих услуг. В соответствии с международными нормативами к сопутствующим аудиту работам относятся подготовка обзоров, связанных с нефинансовой информацией (эффективность функционирования внутреннего аудита, компьютерной системы и т.д.)
Внутренний аудит осуществляется специальным структурным подразделением предприятия или его работниками, непосредственно подчиненными руководству предприятия и работающие в его штате. Внутренние аудиторы помимо основной деятельности- совершенствования системы учета и внутреннего контроля на предприятии, могут выполнять и специальные задания руководства предприятия. масштабах работ внутренний аудит подразделяют на:
а) общий - по всем вопросам аудита фирмы в целом,
б) локальный -по всем направлениям аудита (технологии, бух. учет и т.д. ).
Внутренний аудит в соответствии с международными нормативами “Использование результатов работы внутреннего аудитора”( июль 1992 г.) осуществляется по таким направлениям:
· анализ системы учета внутреннего контроля;
· изучение бухгалтерской и оперативной информации;
· оценка качества информации;
· разработка проектов управленческих решений;
· проведение стратегического анализа;
· разработка финансовых прогнозов.
Внутренний аудит практически только создается, приходя на смену внутриведомственному контролю.
Аудит также подразделяется на: первоначальный и повторяющийся (согласованный). Первоначальный аудит осуществляет проверку или консультирование на данном предприятии. Повторяющийся аудит осуществляется на длительном сотрудничестве клиента с одной аудиторской фирмой. Практика работы аудиторских фирм, как в странах Запада, так и в Украине, свидетельствует о преимуществах повторяющегося согласованного аудита. Такое сотрудничество удобно как аудиторам, которые в течение многих лет основательно знакомятся и изучают клиента, так и клиенту, который получает высококвалифицированную всестороннюю, основанную на многолетнем длительном сотрудничестве, помощь и оценку. Более того, смена клиентом аудиторской фирмы зачастую вызывает настороженность, как у потребителей информации, так и у новых аудиторов.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 206.