Дифференциация по уровню экономического развития.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Важнейший индикатор - объем ВРП на душу населения. Размах вариации ряда из 79 регионов в 1996 году составил 20,4 раза (Тюмень и Дагестан на краях ряда).

В пределах одного государства столь огромная внутренняя дифференциация уникальна и сопоставима с различиями между самыми богатыми и самыми бедными странами мира.

Перспективы сближения

Приемлем только такой характер сближения регионов, когда темп прироста более отставших регионов превышает темп прироста развитых регионов. Полное выравнивание регионов России по уровню ВРП на душу населения абсолютно невозможно. Практический смысл имеет уменьшение отставания экономически менее развитых регионов.

Цель - преодоление тенденции увеличения межрегионального социального неравенства, средство - уменьшение межрегиональных различий по уровню экономического развития. В то же время повышение уровня жизни - одно из главных условий экономического роста интенсивного типа. В регионах данное условие, связанное с механизмами экономической заинтересованности, реализуется предметнее, чем на национальном уровне. Поэтому эффективность регионального экономического комплекса в большей степени влияет на повышение уровня жизни населения региона, чем прямые финансовые потоки центр-регион.

Какие реальные первоочередные задачи должны быть решены?

уменьшение доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума. В 97 году в целом по Россия их доля составляла 20,8%. Эта задача охватывает 40% населения в 11 субъектах (общая численность населения в них - 11,5 млн.человек или 30 % населения с общей численностью 25,6 млн.чел (21 субъект). Значит при установленном пределе 40% необходимо перевести из зоны бедности 1,1 млн.человек, а при пределе 30% - 3,0 млн.чел. Одновременно необходимо решать две задачи: рост экономической активности, увеличивающей занятость , а значит доходы населения;

увеличение социальных трансфертов из федерального бюджета (пенсии, пособия, минимальная зар.плата Преодоление дезинтеграционных тенденций).

При анализе интеграционно-дезинтеграционных процессов необходимо различать влияние внешних экономических связей и факторов и действующих внутри российского пространства.

Внешние факторы дезинтеграции.

Рост объемов экспорта и импорта происходил на фоне спада промышленного производства. Импорт при этом активно вытесняет с внутреннего рынка отечественных товаропроизводителей. Этому способствовало снижение таможенных тарифов и отмена большинства нетарифных ограничений на импорт.

В российском экспорте преобладает продукция начальных производственных стадий, а в импорте потребительские товары, значит внешняя торговля мало затрагивает внутренние межотраслевые производственные связи, а следовательно подавляет межрегиональные связи.

Полная либерализация внешней торговли (и соответственно выравнивание внутренних и мировых цен) многократно уменьшает межрегиональную торговлю. Умеренное тарифное регулирование внешней торговли оказывает положительное влияние на интенсивность межрегиональных связей и структуру производства во всех макрорегионах. При этом оказывается целесообразность введения как импортных пошлин, так экспортных пошлин, которые были восстановлены совсем недавно.

Цены равновесия внутреннего рынка на экспортируемые товары, для которых вводятся экспортные тарифы, оказываются ниже мировых. Внутренние цены на импортируемые товары, для которых вводятся импортные тарифы, - выше мировых цен.

Расчеты влияния межрегиональных и международных экономических связей на показатели развития регионов показывают, что при режиме свободной (полностью либерализованной внешней торговли вклад ее составляет в среднем 71%, а вклад межрегиональных связей - только 15%. Большинство отрасле й при этом резко сокращаент свое производство (кроме добывающих), отечественная продукция замещается импортом, следовательно снижается занятость.

Умеренное тарифное регулирование внешней торговли повышает межрегиональные связи и вклад их в конечное потребление увеличивается в среднем до 49%, а вклад внешней торговли снижается до 36%.

Достигается главная тактическая задача этапа адаптации к условиям мирового рынка - защита отечественных производителей и межрегиональной торговли.

Внутренние факторы дезинтеграции.

Значительное сокращение межрегиональных торгово-экономических связей является важнейшим проявлением пространственной дезинтеграции российской экономики.

Наиболее негативное влияние на этот процесс оказал опережающий рост транспортных тарифов по сравнению с ценами на перевозимую продукцию. ЖД тарифы выросли в 22тыс. раз (97 к 90), автомобильные в 12 тыс. раз, на морском транспорте в 11,5 тыс. раз, а цены на продукцию промышленности в 9 тыс. раз. Объемы работы транспорта сократились более значительно, чем объемы производства.

Однако есть и позитивное в сокращении межрегионального обмена, так многие связи были нерациональны (кооперированные поставки между предприятиями одного министерства , удаленными друг от друга), уменьшилась зависимость потребителей от предприятий монополистов.

Но здоровой, эффективной межрегиональной интеграции мешают: бурное и при этом хаотичное развитие финансового рынка. Такое его развитие деформирует экономическое пространство. Концентрация финансового капитала в Москве (80% фин.активов) и небольшом числе крупных центров оттягивает финансовые ресурсы из реального сектора регионов России.

Существующая денежно-фин. система. Величина просроченных неплатежей поставщикам превышает годовой объем ВВП. Тов. Денежные отношения заменяются бартерными сделками.

Длительные сроки межбанковского движения денег,, неисполнение бюджетов как федерального так и местных и по поступлениям и по расходной части.

Недостаточная территориальная мобильность трудовых ресурсов из-за неразвитости рынка дешевого жилья препятствует рассасыванию структурной безработицы и увеличивает общую незанятость.

Льготная дезинтеграция. Использование экономических рычагов для достижения политических целей в предвыборных кампаниях. Отдельные регионы получали различные экономические льготы (налоговые, кредитные, внешнеторговые и т.д.)

Многочисленные расхождения между федеральными и региональными законами и нормативными актами. (результат незавершенности процесса распределения компетенции между центром и регионами).

По данным Минюста только за два года 96-97, на местах было принято примерно 20 тыс. правовых актов не соответствующих Конституции РФ и федеральным законам. Главная подоплека правовых коллизий - столкновение интересов при распределении финансовых ресурсов. Есть случаи закрепления вопросов финансового, валютного и таможенного регулирования в конституциях и уставах отдельных регионов.

Антимонопольный комитет выявляет массовые нарушения закона О монополиях. В пользу своих предприятий и дискриминация чужих.

Наиболее сложная и острая тема между центром и регионами - расширение собственной доходной базы, получение трансфертов и других видов фин поддержки. Субъекты федерации стремяться самостоятельно выйти на мировые рынки ценных бумаг.

Фин.кризис 98 года спровоцировал такие действия в субъектах как прекращение перечислений фед.налогов в фед.бюджет, запрет на вывоз продовольствия, контроль за ценами, создание собственных золотовалютных запасов.и т.д.

Однако авг. Кризис вызвал позитивные изменения во внешней торговле России. В результате девальвации рубля резко упал импорт, а это стимулировало рост отечественных импртозамещающих производств.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 190.