Белгородский юридический институт
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Белгородский юридический институт

Кафедра организации раскрытия и расследования преступлений

Дисциплина: Введение в специальность

Реферат

 

На тему: «Общие условия организация работы следователя»

 

Подготовил:

Курсант 144 взвода

Рядовой милиции

Красный А.Н.

 

 

Проверил:

Преподаватеть кафедры

капитан милиции

Хабатов В.А.

 

Белгород 2008

План Реферата Страницы
Вступительная часть -  
Учебные вопросы:
1. Правовые основы организации работы следователя- до  
2. Научная организация труда следователя, создание необходимых материальных условий труда -  
3. Культура предварительного следствия. Этика взаимоотношений следователя с участниками предварительного следствия-  
4. Противодействие расследованию преступлений. Злоупотребление процессуальными правами обвиняемыми /подозреваемыми/ и их защитниками. -  
5. Взаимоотношения следователя с прокурором, начальником следственного отдела /управления/-  
Заключительная часть (подведение итогов) –  

 

 

Введение

 

В августе 1920 года для расследования уголовных преступлений учрежден институт народных следователей, состоящих при судах и губернских отделах Наркомата юстиции. В июне 1933 года была учреждена Прокуратура СССР в качестве самостоятельного государственного органа с собственным следственным аппаратом, а через год образован Наркомат внутренних дел СССР, в составе которого ведомственным приказом образован следственный отдел Главного управления милиции НКВДСССР. В тот период по основной массе обще головных преступлений милицией проводилось дознание, материалы которого передавались прокурору для утверждения обвинительного заключения и передачи дела в суд. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года производство дознания и предварительного следствия по основной массе обще уголовных преступлений передано в компетенцию вновь учрежденных следователей органов внутренних дел. Этот день и считается датой образования органов предварительного следствия в системе МВД. В январе 1992 года постановлением Правительства для организации работы и контроля за деятельностью следственных подразделений на местах создан Следственный комитет МВД Российской Федерации. Позднее он переименован в Следственный комитет при МВД России. Это сделано с учетом установленной законом процессуальной самостоятельности следователей.

 

Следствия

 

Судебная реформа, проводившаяся в последнее десятилетие, в ходе которой активно высказывались об усилении роли следователя, поднятия его престижа, вселив надежду, ничего от неё не оставила после при­нятия УПК РФ. Если еще УПК РСФСР содержал, хотя и порой формальные признаки независимости и самостоятельности, то по новому закону следователь представлен только исполнителем чужих решений.

Здесь необходимо вспомнить те тенденции, в кото­рых развивалась научная мысль в ходе судебной ре­формы и подготовки нового уголовно-процессуально­го закона. Многие процессуалисты, оценивая право­вое положение следователя, предложили исправить ситуацию, если не пересмотром функции следователя, то хотя бы обеспечением подлинной самостоятельнос­ти и независимости.

Большое внимание проблеме обеспечения процес­суальной самостоятельности было уделено в «Концеп­ции судебной реформы в РСФСР», принятой Верхов­ным Советом Российской Федерации 24 октября 1991 года, которая констатировала, что в нашем уголовном процессе не обеспечена процессуальная самостоятель­ность следователя. Вот некоторые выдержки из этого документа: «Известно, что самостоятельность следо­вателя и его личная ответственность должны отличать следователя от чиновника администрации - они явля­ются необходимым условием успешности и законнос­ти расследования дела. Провозглашенная законом про­цессуальная самостоятельность следователя является декларацией, лишенной реальных гарантий. Закон од­новременно предоставляет право прокурору давать сле­дователю указания по любым вопросам расследова­ния. Это указания являются обязательными. Только в некоторых случаях следователь вправе не согласиться с ними и передать дело вышестоящему прокурору, кото­рый поручает расследование другому следователю или отменяет указание.»[15]. Было отмечено, что норма о са­мостоятельности следователя на практике не реализу­ется, так как для части следователей прокурор является непосредственным руководителем, от решения кото­рого зависят многие служебные вопросы, а следовате­ли органов внутренних дел вообще находятся в двойном подчинении.

Несомненно, что ограничения самостоятельности следователя приводят и к недостаткам в расследовании уголовных дел, обеспечении прав участников процесса В.С. Шадрин в недостаточной процессуальной само­стоятельности видит одну из причин незаконного и нео­боснованного привлечения граждан к уголовной ответ­ственности, «обеспечение же процессуальной самостоятельности в свою очередь является важным условием надлежащего обеспечения прав и интересов личности при производстве расследования»[16]. Страдают не только незаконно привлечённые к уголовной ответственности, но и ущемляются интересы потерпевшей стороны, дру­гих субъектов, вовлечённых в процесс. Ограничение са­мостоятельности значительно снижает творчество, ини­циативу и активность в работе следователя, отсюда и от­ношение к результатам расследования.

В.П. Божьев и А.И. Трусов отмечают, что следова­телем можно считать такое лицо, которому «...доста­точно надёжно гарантированы процессуальная само­стоятельность, независимость и подчинение только закону…»[17].

Аналогичная точка зрения высказывалась и иными авторами[18]. Вышеизложенные взгляды, анализ научной литературы и изучение мнения практических работни­ков показали, что большинство считают определённую действующим законом процессуальную самостоятель­ность следователя недостаточной.

Несмотря на стремления укрепить правовое поло­жение следователя, придать данной процессуальной фигуре истинную самостоятельность, она оказалась значительна урезана.

По новому законодательству установлен судебный контроль за применением мер пресечения и другими мерами процессуального принуждения, тем самым нормы уголовно-процессуального законодательства приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Хотя основной закон наделяет суд правом принятия решений только по четырём процессуальным действиям, то по УПК РФ - более двадцати действий следователя требуют согласия суда. Согласно УПК РФ, следователь только по решению суда проводит такие следственные действия, как:

- производство осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нём лиц;

- производство обыска и выемки в жилище;

- производство личного обыска, за исключением предусмотренных кодексом случаев;

- производство выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках или иных кредитных организациях;

- наложение ареста на почтово-телеграфные отправ­ления, их осмотр и выемка её в учреждениях связи;

- наложение ареста на имущество, включая денеж­ные средства физических и юридических лиц, находя­щиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

- контроль и запись телефонных и иных переговоров.

Решение суда на действия следователя требуется также:

- при избрании меры пресечения в виде заключе­ния обвиняемого под стражу; домашнего ареста;

- при продлении срока содержания под стражей, домашнего ареста;

- при помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психи­атрический стационар для проведения судебно-меди­цинской или судебно-психиатрической экспертизы;

- на прослушивание телефонных и иных переговоров;

- при временном отстранении обвиняемого от дол­жности.

Введение судебного контроля на предварительном следствии - необратимый процесс на пути построения демократического государства, интеграции России в мировое сообщество. Наиболее существенное ограни­чение прав и свобод личности возможно только на ос­новании судебного решения. Но при этом должна обес­печиваться эффективность и оперативность деятельно­сти органов следствия, осуществляющих уголовное преследование, что на наш взгляд новый уголовно-про­цессуальный кодекс не решает. Нет и ответа на вопрос участия судьи при окончательном рассмотрении дела после санкционирования следственных мероприятий. Возможно, что при расследовании сложных уголовных дел судья неоднократно будет оценивать доказательства, решать вопросы о мерах процессуального принужде­ния и после этого он должен вынести беспристрастный объективный вердикт.

Несмотря на передачу от прокурора суду полномо­чий, затрагивающих наиболее важные конституцион­ные права и свободы человека и гражданина, проку­рорский надзор за деятельностью следователя не толь­ко сохранен, но и расширен. Суд не вправе без согласо­вания с прокурором не только решить вопрос по суще­ству, но даже принять к рассмотрению ходатайство сле­дователя. Следователь теперь обязан согласовывать с прокурором все решения о возбуждении ходатайства о проведении следственных мероприятий перед судом.

Согласие прокурора также требуется на решения следователя о возбуждении уголовного дела, о прекра­щении уголовного Дела в связи с примирением сторон, изменением обстановки, с деятельным раскаянием, об избрании меры пресечения в виде залога, о выемке предметов и документов, содержащих государствен­ную или иную охраняемую федеральным законом тай­ну, о соединении уголовных дел.

Также прокурор может лично участвовать в произ­водстве предварительного следствия и в необходимых случаях производить отдельные следственные действия, разрешать отводы, заявленные следователю, отстранять следователя от дальнейшего производства расследова­ния, передавать уголовные дела от одного следователя другому, отменять незаконные и необоснованные по­становления, продлевать срок предварительного рассле­дования, утверждать обвинительное заключение, возвра­щать уголовное дело на дополнительное расследование.

 

Заключение

 

Проведенный анализ процессуального положения следователя в Российском уголовном процессе позволяет сделать следующие выводы.

В Российском государстве следствие имеет глубокие исторические корни, оно стало объективной необходимостью того или иного исторического этапа существования нашего государства. Несмотря на взлёты и падения в отдельные периоды развития, следствие всегда оставалось государственно-властной деятельностью соответствующих ведомственных органов, хотя в течение всего времени своего существования находилось в подчинении различных ведомств.

Спецификой и главной особенностью следствия в России является то, что оно изначально создавалось и действует поныне как специализированный государственный орган, призванный от имени государства осуществлять одну из форм предварительного расследования по уголовным делам – предварительное следствие.

Исследуя поставленную проблему процессуального положения следствия в Российском уголовном процессе, а именно его правовую природу, сущность, признаки, функции, полномочия, то в глобальном масштабе можно однозначно заявить, что следствие в государственном механизме является самостоятельной формой предварительного расследования, основной целью которого является обеспечение режима законности и правопорядка в государстве, посредством осуществления предварительного следствия.

Список литературы

 

1. Конституция РФ.

2. УПК РФ.

3. Научно-практический комментарий к УПК РФ под общ ред. Председателя ВС РФ доктора юрид. наук, профессора В.М. Лебедева -М.: СПАРК, 2003г.

4. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учебник / отв. ред. П.А. Лупинская. М.: Юрист, 2005.

5. Уголовный процесс: учебник для вузов под ред. А.С. Кобликова, Норма-Инфра – М.: 2005 г.

6. Уголовный процесс: учебник для вузов под ред. В.П. Божьева, изд. СПАРК, 2005г.

7. Задерако, В.Г. Правовое регулирование обеспечения прав человека при производстве следственных действий: учебное пособие / В. Г. Задерако, Н. Н. Волошкина. - Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2003. - 116 с.

8. Калугина, Н.Г. Следственные действия и их виды: лекция / Н. Г. Калугина. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2002. - 43 с.

9. Дармаева В.Д. О процессуальной самостоятельности следователя / В. Д. Дармаева// Следователь. - М., 2002. - №10.-с.43-47.

10. Подольный Н. Проблема избыточных следственных действий / Н. Подольный// Уголовное право. - М., 2002. - №4.-с.60-63.

11. Исаенко В. Следственные действия и полномочия прокурора по надзору за ними / В. Исаенко// Законность. - М., 2003. - №2.-с.20-27.

12. Петуховский, А.А. Доказывание в уголовном судопроизводстве, виды и порядок производства следственных действий (по УПК РФ 2001г.): учебное пособие / А. А. Петуховский, Н. Г. Шурхунов. - М.: ЮИ МВД Росии, 2002. - 88 с.

13. Якимович, Ю.К. Предварительное следствие по УПК РФ: учебное и практическое пособие / Ю. К. Якимович, Т. Д. Пан. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. - 192 с.

14. Даньшина Л.И. Возбуждение уголовного дела и предварительное расследование в уголовном процессе России: Учебное пособие. М., 2003.

15. Петрухин И. Можно ли обжаловать в суд постановление о возбуждении уголовного дела? // Российская юстиция. 2002. № 7.


[1] Назаренко В. Практическое значение и перспектива предварительного следствия. // Законность. 2001. № 6. С.28

[2] Назаренко В. Практическое значение и перспектива предварительного следствия. // Законность. 2001. № 6. С.28

[3] Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса, М., 1958. С. 281.

[4] Ларин А.М. Расследование по уголовному делу: процессуальные функции. М.: Юрид. лит., 1986. С. 4.

[5] Мотовиловкер Я.О. Основные уголовно-процессуальные функции. Ярославль. 1976. С. 27.

 

[6] Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: «Русск. язык». 1998. С. 846.

[7] Ожёгова С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2001. С. 895. 

[8] Баш Л.М. и др. Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словобразование, этимология. М.: «Цитадель». 2001. С. 873.

[9] Строгович М.С. Природа советского уголовного про­цесса и принцип состязательности. М., 1939, С. 105 - 150; его же. Уголовный процесс. М., 1946. С. 94.

[10] Положение о том, что процессуальные функции достигают цели в итоге производства по делу, имеет исключения. Например, граждан­ский иск, как правило, может быть удовлетворен при постановлении обвинительного приговора. Но та же цель достигается в случае до­бровольного возмещения ущерба до разрешения дела по существу. Прекращение уголовного преследования против обвиняемого, когда производство по делу продолжается, но не установлены лица, подле­жащие привлечению к уголовной ответственности, влечет прекращение функции защиты. При появлении в деле новых обвиняемых или подо­зреваемых эта функция опять возникает.

[11] Гуляев А.П. Следователь в уголовном процессе. М., 1981; Ларин А.М. Расследование по уголовному делу: про­цессуальные функции. М., 1986.

[12] Дубинский А.Я. Уголовно-процессуальные функции / Проблемы повышения уголовно-процессуальной деятельнос­ти в условиях перестройки. Ижевск. 1989.

[13] Гуляев А.П. Следователь в уголовном процессе. М. 1981

[14] Ларин А.М. Расследование по уголовному делу: про­цессуальные функции. М., 1986.

[15] Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М., 1992. С.108-109

[16] Шадрин В.С. Обеспечение прав личности и предварительное расследование в уголовном процессе. // Государство и право. 1994. №4. С.100.

[17] Дармаева В.Д. О процессуальной самостоятельности следователя. // Следователь. 2002. №10. С.43-46

[18] Ларин АМ. Преступность и раскрываемость преступ­лений // Государство и право. 1999. № 4. С. 83-89; Темираев О. Процессуальная самостоятельность следователя // 3аконность. 2000. № 4. С. 28-29; Колоколов Н.А. Про­ект УПК РФ: суждено ли нам сейчас пройти тернистый путь от иллюзий к реальности // Следователь. 2001. № 4. С. 13-16.

[19] Аксенов Р. Планирование этапа реализации оперативных материалов на стадии возбуждения уголовного дела / Р. Аксенов// Российский следователь. - М., 2002. - 35.-с.12-14;Халиков А.Оперативное сопровождение предварительного расследования / А. Халиков// Законность. - 2004. - №8.-с.25-27; Про оперативное сопровождение // Новая газета, 20 декабря, № 93. Новик, В. Оперативное сопровождение судебного производства по уголовному делу / В. Новик, М. Езупов// Уголовное право. - 2005. - № 4. - С. 95-98; http://www.24rus.ru/newsinfo.asp?ID=30089.

 

[20] ч. 1 ст. 1 Федерального закона РФ "О прокуратуре Российской Фе­дерации"

[21] ч.2 ст.1 Федерального закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации".


Министерство внутренних дел Российской Федерации

Белгородский юридический институт

Дата: 2019-07-30, просмотров: 188.