Урок 1. "Такими были наши дали..."
Тип урока: творческая мастерская.
Цели урока:
· Знать содержание повести Б.Васильева “Завтра была война”, проблемы, поставленные автором в произведении, знать историческую эпоху, изображенную на страницах повести.
· Уметь самостоятельно ставить цели, задачи на различных этапах работы, обобщать, анализировать литературный текст, давать характеристику героям, их поступкам, уметь раскрыть истоки их мужества, героизма.
· Развитие ассоциативного мышления, творческого воображения, чувства музыки, цветового восприятия. Приобщение к радости творчества, законам открытия нового, к самостоятельной творческой деятельности.
· Воспитывать личность духовно-нравственную, социально-значимую.
Оформление: доска задрапирована в красный и темно-синий цвета, на доске белыми буквами написана тема, эпиграф, на столе карточки с заданиями для групп, тексты произведения, бумага, цветные карандаши.
Эпиграф:
Мне стал понятен смысл отцовских вех.
Отцы мои! Я следовал за вами,
С раскрытым сердцем, с лучшими словами….Николай Майоров
Ход урока
1. Индуктор. Начало, мотивирующее творческую деятельность.
Инсценировка песни Б.Окуджавы “До свидания, мальчики!”
Прощальные слова Его и Ее перед расставанием.
Он: Я ухожу, чтоб возвратиться…
Смотри, уже пылает небо.
Я ухожу, чтоб возвратиться,
Над нашим счастьем поднят меч.
Она: Я верю, встреча повторится.
С тобою буду, где б ты не был…Я верю, встреча повторится,
Как тысячи счастливых встреч!
Учитель: Это будет завтра. А сегодня… (Звучат наизусть стихи Н.Отрады, отрывок из поэмы А.Твардовского “По праву памяти”).
***
А школьный мир! Когда и что могло бы
Соединить пространные пути,
Где даже мир – не мир, а просто глобус,
Его рукой нельзя не обхватить.
Он яблоком созревшим на оконце
Казался мне на выпуклых боках
– Где Родина – там красный цвет от солнца,
А остальное – зелено пока.
***
Ты помнишь, ночью предосенней,
– Тому уже десятки лет,
– Курили мы с тобой на сене,
Презрев опасливый запрет.
И глаз до света не сомкнули,
Хоть запах сена был не тот,
Что в ночи душные июля
Заснуть подолгу не дает…
То вслух читая чьи – то строки,
То вдруг теряя связь речей,
Мы собирались в путь далекий
Из первой юности своей.
Мы не испытывали грусти,
Друзья – мыслитель и поэт,
Кидая наше захолустье
В обмен на целый белый свет.
Мы жили замыслом заветным,
Дорваться вдруг до всех наук –
Со всем запасом их несметным –
И уж не выпустить из рук.
Готовы были мы к походу.
Что проще может быть:
Не лгать. Не трусить,
Верным быть народу.
Любить родную землю – мать,
Чтоб за нее в огонь и в воду.
А если – То жизнь отдать.
Такими были наши дали…
Учитель:
Такими были дали предвоенных подростков. В этом мы убедились, прочитав повесть Б.Васильева “Завтра была война”. Мы продолжим разговор об этом произведении и на сегодняшнем уроке, попытаемся понять, откуда взялись эти мальчишки и девчонки, изображенные на страницах повести? Откуда они, эти максималисты, ушедшие на фронт со школьной скамьи? Как выросли они такими? Что помогло им вынести войну на своих плечах, стать Героями Советского Союза, как Георгий Ландыс, Жорка, Владимир Храмов, Вовик, самый тихий в школе, но сложивший голову на Кубани, Артем Шеффер, взорвавший себя, когда не было иного выхода, Искра Полякова, Искорка, которую гестаповцы повесили вместе с мамой как подпольщицу?
В чем истоки их мужества, героизма?
- Истоки мужества. Как вы понимаете это выражение?
(Мужество – храбрость, присутствие духа в опасности. Источник – начало, первоисточник.)
- Обратимся к словарю (прочитать). Подберите однокоренные слова, слова, близкие по значению, ассоциативные слова.
– Наша задача сегодня – поговорить об эпохе, изображенной в произведении, нарисовать портрет времени, обратить внимание на то, какие испытания выпали на долю мальчишек и девчонок перед войной, показать, какие характеры формировались в то время, что влияло на становление личности, т.е. выявить истоки мужества.)
3. Работа в творческих группах.
Историки.
В ассоциативных словах передайте атмосферу времени, изображенного на страницах повести. Какие нравственные и психологические испытания перенесли ребята накануне войны? Какие противоречия времени изображены в повести?
Художники.
Нарисуйте портрет довоенного времени, образ Родины в восприятии подростка той поры, ее символы.
Нарисуйте общую мечту 9 “Б” класса, надежды, устремления, мечты отдельных героев повести.
Психологи.
Опираясь на текст повести, расскажите о роли семейного и школьного воспитания в формировании личности подростков предвоенного времени.
Нарисуйте собирательный образ ровесника той поры.
Музыканты.
Передайте в музыке атмосферу предвоенного времени, а также характеры главных героев произведения Искры, Артема, Вики.
Литераторы.
Расскажите о литературных увлечениях, пристрастиях учащихся 9 “Б” класса. Какую влияние оказывала литература на формирование нравственного облика подростков.
Как изменились судьбы, взгляды ребят в военное время? Напишите прощальное письмо с фронта от имени одного их героев повести.
С какими самыми заветными словами обратились бы ваши ровесники к вам, потомкам. Составьте завет учащихся 9 “Б” класса своим потомкам.
Обсуждение творческих заданий групп.
5. Итоги, выводы.
Повесть – доказательство общности, духовного родства бойцов революции, гражданской войны, т.е. отцов, и будущих солдат великой Отечественной.
Если отец Зины Коваленко вышел из гражданской весь в шрамах, то мать Искры без них, но со шрамами на душе. Послевоенное существование таких пламенных революционеров – это горькая разочарованность от крушения идеалов, за которые было пролито столько крови. Но для Искры она была идеалом.
Да, у них, у отцов, учились подростки любви к родине, патриотизму. Об этом свидетельствует эпиграф:
Мне стал понятен смысл отцовских вех. Отцы мои, я следовал за вами, С раскрытым сердцем, с лучшими словами, Глаза мои не обожгло слезами, Глаза мои обращены на всех. [26, с. 8-12]
Урок 2. Урок-праздник "Ради жизни на земле"
Оформление.
Живые цветы.
Звучит песня“ День Победы”
(Слова Харитонова, музыка Тухманова).
На доске: тема урока, эпиграф:
“Для нашей Родины всегда будет святым день 9 Мая.”
(Маршал К. Жуков.)
Выставка книг о Великой Отечественной войне.
Выставка рисунков и творческих работ учащихся.
Картины:
А. Дейнека “Оборона Севастополя”,
А. Лысенко “Победа.1945год.”.
Учитель: Ребята! Сегодня у нас состоится не совсем обычный урок - праздник. Мы проводим его накануне большого и радостного праздника - 60-летия со Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.
Для всех нас День Победы – это день торжества, день памяти, “праздник со слезами на глазах ”.
Давно уже стали историей грозные дни войны. О них вы много узнали и еще узнаете из прессы, телепередач, на уроках истории и литературы, на классных часах, из рассказов ветеранов. Советские писатели с первого дня войны начали создавать коллективную летопись мужества и героизма нашего народа в годы Великой Отечественной войны.
Эту летопись составляет огромное множество произведений: стихи, песни и поэмы, рассказы, повести и романы, пьесы и киносценарии, очерки и публицистика, дневники. Поистине необъятное книжное море!
Тысячи людей были на войне героями. Имена многих нам неизвестны. Мы даже часто не знаем, что герои живут рядом с нами.
(Учитель представляет гостей - участников войны. Дети дарят им цветы.)
Уважаемые гости! Пусть наш урок будет и для вас небольшим праздником. А оживить в памяти важные страницы истории нам поможет группа ребят. Слушая правдивые строки художественной литературы и публицистики, строки произведений, основанных на документальном материале, вспомним о трудном пути нашего государства к победе, вспомним павших.
1-ый ученик: Враги, напавшие на нашу страну, были сильными и очень жестокими, они беспощадно убивали стариков женщин, детей. Это они оставили на земле кровавые незаживающие следы: в Польше - Майданек и Освенцим, во Франции - Орадур, в Чехословакии-Лидице, в России - Красуха, на Украине - Бабий Яр, в Литве-Пирчюпис, в Белоруссии - Хатынь.
На экране – мемориал (Хатынский колокол, Вечный огонь возле “Стены памяти ”).
С болью и гневом гудят колокола Хатыни. Они рассказывают о трагедии белорусской деревни.
22 марта 1943 года отряд фашистов окружил деревню. Все жители - старики, женщины, дети- были заживо сожжены.
149 живых душ поглотил лютый пожар. В живых случайно оказался единственный взрослый житель Хатыни Иосиф Иосифович Каминский и четверо мальчишек. Они поведали миру о страшном преступлении фашизма.
В книге белорусского поэта Антона Белевича “Хатынь: боль и гнев ” есть страшный рассказ И.И. Каминского:
“Загнали нас всех в овин, а в том овине под крышей летают голуби. Через круглую дыру под коньком вылетают, воркуют в гнёздах…Люди добрые, как я в те горькие минуты завидовал голубям: они могут прилетать, могут вылетать. А я, жена моя и дети, родичи и соседи в ловушке. И не выйти нам из неё на волю…
Тесно, душно стало в холодном, просторном овине. Некого больше гнать, всех хатынцев вместил пустой сараище. Проскрипели, затворились снаружи ворота…
И вдруг жуткий голос:
- Горим!..
Горьким дымом запахло в овине. С крыши посыпались искры…Люди бросились к воротам. Стали колотить ногами, плечами навалились. Затрещали ворота, распахнулись. Свежим ветром дохнуло в овин, свинцовым ливнем хлестнуло…Как в кузнечном горне. Трещат волосы, дымится одежда…Кричу сыну прямо в ухо:
- Под ногами у людей пробирайся к воротам!
Пополз он, я - за ним. Выползли. Адам вскочил и, пригнувшись, побежал за овин. Догнали его вражьи пули…Бросился я к сыну, а фашист и по мне очередью. Упал я. Подошёл солдат и давай меня сапогами пинать, прикладом бить. Подумал злыдень, что я уже мёртв…”
…В луже крови лежал Иосиф Иосифович Каминский…Он уже не видел и не мог видеть, как догорал овин, как догорали в том овине дети, догорали их отцы и матери, деды и бабушки, догорала жизнь Хатыни…
2-ой ученик:
В концлагерях были убиты и замучены миллионы людей.
Вспоминает польская писательница Кристина Живульская, которая в 1943 году попала в гитлеровский лагерь уничтожения – Освенцим. Ей чудом удалось выжить, и она рассказала людям о зверствах гитлеровцев в книге “Я пережила Освенцим ”: “На обратном пути из лагеря, проходя мимо второго крематория, я слышала предсмертные крики. Мы опять шли с шефом. В ногу, пятерками, бледные, сжав зубы, мы шли “дорогой смерти ”.
Мы повернули направо, к нашим воротам. Транспорт с платформы шел прямо к крематорию. Светловолосая девочка нагнулась, чтобы сорвать цветок у дороги. Наш шеф возмутился. Как можно портить цветок, как можно топтать траву? Его воспитание не позволяет спокойно смотреть на это. Он подбежал к ребенку, которому было не больше 4-х лет, и пнул его ногой. Малютка упала и села, изумленная, на траву. Она не плакала. Не выпуская из ручонок сорванный от цветка стебель, она глядела широко открытыми, удивленными глазами на эсэсовца. Мать взяла ребенка на руки и пошла вперед. Девочка все время выглядывала из-за ее плеча. Она не спускала глаз с нашего шефа. Ручка крепко сжимала стебелек.
-Взгляд этого ребенка-приговор всему фашизму, - с ненавистью проговорила идущая рядом со мной Таня.
-Что это за чудовище: бить ребенка, который через пять минут
погибнет…”.
(Звучит песня “Нам нужна одна победа” (Муз. Б. Окуджавы).
3-ий ученик: Фашисты хотели запугать советских людей, превратить их в покорных рабов, но наши города отражали бешеный натиск врага. У стен Бреста, Севастополя, Москвы, Одессы, Киева, Ленинграда, Сталинграда нашли свою гибель фашистские армии.
Открытые степному ветру, Дома разбитые стоят. На 62 километра В длину раскинут Сталинград.
Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой,
Встал фронтом поперёк России –
И всю её прикрыл собой!
(С. Орлов “Сталинград”.)
4-ый ученик:
В веках будет жить подвиг защитников Москвы, Сталинграда, Севастополя, Ленинграда.
900 дней город-герой Ленинград сопротивлялся врагу. Вместе со взрослыми перенесли блокаду и подростки.
(Зачитывает строки дневника ленинградского юноши В. Мантула из книги “Говорят погибшие герои”):
Июня 1941 года.
Началась война с Германией…Пойду добровольцем.
Июля.
Я подал заявление, но не взяли.
Августа.
Часто приходится бегать по тревоге на пост. Дежурю сейчас на крыше своего корпуса…
29 сентября.
Побывал несколько раз под бомбами.… Пришёл после 18-ти часовой смены. Работал полдня и ночь.
Ноябрь.
250 гр. хлеба (почти глины) в день, артиллерийские обстрелы, отсутствие жиров, конфет, мяса…
Декабрь.
Порвались ботинки. С дырявой подмёткой на морозе погрузка или выгрузка угля, очистка проездов от снега. А затем всё те же 250 гр. хлеба.
Января 1942 года.
Прошёл Новый год. Встречали его с чашкой чая, куском хлеба и ложечкой повидла… Кончаются дрова. Взять неоткуда.
Января 1942 года.
Надо сейчас идти по воду. Вода замёрзла абсолютно везде, и нести её придётся за 4 километра из колодца…Мороз меня прямо страшит. Если дойду, то это будет великое счастье…
Владимир Мантула – один из рядовых защитников города Ленинграда – умер в 17 лет от голода.
1-ый ученик: Минувшая война-это море человеческой крови и страданий. И надо воздать должное нашему народу, который сумел выстоять и одержал Великую Победу!
Без малого четыре года
Гремела грозная война.
И снова русская природа
Живого трепета полна.
Там, где мы брали кровью, с боя,
Противотанковые рвы,
Цветы, обрызганы росою,
Встают, качаясь, из травы.
Где ночь от ярких молний слепла,
Кипела в заводях вода,
-Из камня, щебня и из пепла
Встают родные города.
И вот дорогою обратной,
Не покоряемый вовек,
Идет, свершивши подвиг ратный,
Великий русский человек.
Он сделал все. Он тих и скромен.
Он мир от черной смерти спас.
И мир, прекрасен и огромен,
Его приветствует сейчас.
А сзади темные могилы
Врагов на дальнем берегу
-О нашей доблести и силе
Напоминание врагу.
(М. Дудин “Победитель”.)
Учитель: Художественная литература, запечатлевшая беспримерный героизм нашей армии и флота, партизан и тружеников тыла, служит для новых и новых поколений неиссякаемым источником познания того, что такое война, сколько горя и страдания причинила она нашему народу и какой дорогой ценой досталась нам победа.
Талантом писателей, поэтов, пишущих на десятках языков народов нашей страны, создана коллективная эпопея Отечественной войны1941-1945годов.
На нашей книжной выставке представлены лишь некоторые книги о Великой Отечественной войне.
Безусловно, талантливых, получивших признание читателей произведений о войне, неизмеримо больше.
2-ой ученик: Ради жизни других людей гибли на фронтах наши прадеды. И именно ради жизни на родной земле несут сегодня свою службу, исполненную зачастую смертельных опасностей, наши воины - современники. Низкий поклон им за это, поклон людям, которым выпал тяжкий жребий войны.
Низкий поклон вам, воинам - победителям, доблестным ветеранам, выстоявшим, победившим, свято исполнившим свой воинский долг!
(Звучит песня “День Победы”.)
Слово предоставляется ветеранам. Они вспоминают далекий день - 9Мая1945г. Дети благодарят ветеранов и дарят им сувениры.
3-ий ученик: Память о тех, кто погиб в Великой Отечественной войне, обязывает нас хранить мир на земле, чтобы не повторилась вновь страшная трагедия.
Восходят рассветы, сгорают закаты,
Не ищет, не знает земля тишины.
В трудах и тревогах седеют солдаты-
Герои давно отгремевшей войны.
Прошли эти люди сквозь громы и пламя,
Но молоды сердце и руки сильны.
На стройках великих работают с нами
Герои давно отгремевшей войны.
Мы помним про подвиг, свершенный когда-то,
Дорогу отцов продолжают сыны.
Спокойны и счастливы будьте, солдаты,
Герои давно отгремевшей войны.
(Геттуев “Герои давно отгремевшей войны”.)
4-ый ученик: В мире добра и красоты человек сам добреет, теплеет душою, яснеет сердцем. Он может еще плодотворнее создавать добро для людей. Так пусть же никогда не уснет разум, пусть навечно в нашей памяти останутся имена героев, отдавших жизнь за мир на земле!
5-ый ученик:
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
(А. Твардовский.) [27, c. 103-108]
Урок 3. Библиотечный урок "Человек на войне"
Цели:
· показать основные качества человека на войне: любовь к Родине, народу, ненависть к врагу;
· прививать любовь к Родине;
· воспитывать чувство гордости человека на войне;
· продолжать работу по анализу текста;
· развивать умение интерпретации.
Материалы: портрет В. Некрасова; музыкальные произведения В. Высоцкого “Он не вернулся из боя”, Е. Мартынов - А. Дементьев “Алешенька”; фотоснимки памятника-ансамбля Мамаев курган; музейные экспонаты.
Ход урока
Этот урок мы посвятим одному из самых волнующих и дорогих сердцу нашего человека юбилеев - 60-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
/Стихотворение “Горе войны” И. Слепнева выразительно читает ученик./
Затрещали бинты и ремни, донеслось замешательство гула…
Подошло ко мне горе войны
И ревниво в глаза заглянуло.
Из-под нервных облепленных век
Колыхнуло смертельное море:
Не боишься меня человек,
Не забыл ты военного горя?!
У суровых солдатских могил
Я подкошенный стал на колени…
Нет, война, ничего не забыл,
Ты пылаешь в моем поколенье!..
И тревоги и тайны полна,
Не подвластна случайному зову,
Но тебя не боюсь я, война,
Проходи подобру-поздорову.
И сегодня мы поговорим об одной из величайших битв Великой Отечественной войны - Сталинградской битве.
Открытые степному ветру,
Дома разбитые стоят.
На шестьдесят два километра
В длину раскинут Сталинград.
Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой,
Встал фронтом поперек России –
И всю ее прикрыл собой.
1 ведущий: “За Волгой для нас земли нет”,- это слова тех, чьи имена высечены на обелисках у стен Сталинграда. Это слова тех, кто защищал город. Для них, действительно, не было другой земли: они вросли в эту твердыню, и ни танки ни снаряды не смогли опрокинуть их в Волгу. Солдаты неистово держались за этот берег, оттолкнувшись от которого наша армия начала свой путь на Берлин.
2 ведущий: На отдельных этапах этой самой грандиозной в истории человечества битвы, которая охватила территорию около 100 тыс. кв. км., участвовало более 2 млн. человек, 26 тыс. орудий и минометов, более 2 тыс. танков и столько же самолетов. Здесь фашисты потеряли более четверти всех сил, действовавших в это время на советско-германском фронте.
Победа! Ее творцом и ее героем стал народ. И мы сегодня вспомним лишь некоторые события этой исторической битвы.
Как будто вновь я каждый день переживаю
Во мраке сомкнутых усталостью ресниц
И памяти руками разжимаю
Ладони слипшихся истории страниц.
1 ведущий: К середине июля 1942 года враг сосредоточил в большой излучине Дона крупные силы с целью овладеть Сталинградом. Ожесточенными и оборонительными боями советских войск на рубеже рек Чир и Цимла 17 июля 1942 года началась одна из величайших битв.
2 ведущий: К началу обороны было построено 2750 км. окопов и ходов сообщения, до 1860 км. противотанковых рвов, до 85 тыс. различных площадок и позиций для огневых средств.
1 ведущий: Грозным было лето 1942 года. Собрав все силы, вражеские полчища двинулись к Волге, а 23 августа они к ней прорвались.
Вот один из эпизодов этого периода:
- Идут кровопролитные бои на подступах к Сталинграду. Горит степь, кругом рвутся снаряды, огонь, дым. 16 солдат-гвардейцев вступили в неравный бой. Уже отбиты четыре атаки пехоты. Был жесточайший бой с танками. Из 16 бойцов осталось 12, затем - 7. А танки ползут и ползут. Осталось по три гранаты на солдата, а танки все ближе… Бойцы делают из гранат связки и бросаются под танки.
/Звучит запись песни в исполнении В. Высоцкого “Он не вернулся из боя”, а ученик читает стихотворение М. Упеника “Огонь на себя”./
2 ведущий: Когда механизированные колонны генерал фельдмаршала Паульса с тяжелыми боями пробились к Волге, замерла вся порабощенная Европа: неужели падет город на Волге? Это были самые трудные дни войны:
Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал,
Злой и упрямый, по грудь в земле,
Насмерть солдат стоял.
Знал он, нет дороги назад
-Он защищал Сталинград.
/Из стихотворения А.Суркова “ Защитник Сталинграда”./
1 ведущий: Вы, наверное, слышали легенду о смелом Данко, который, спасая людей, вырвал из своей груди сердце, чтобы осветить путь людям. Таким Данко называли и матроса-пехотинца Михаила Паникаху. Вместе со своим батальоном он сражался в заводском районе Сталинграда. Завязался неравный бой с фашистскими танками. Гранаты на исходе. У Михаила осталось только две бутылки с зажигательной смесью, а бой продолжается. Вот танк ползет прямо на него. Михаил поднял бутылку, чтобы бросить в стальную громаду, но в нее попадает пуля. Воспламенившаяся жидкость хлынула на матроса, он загорелся. Замерли люди. Схватив вторую бутылку, Паникаха живым пламенем бросился к танку.
Отгремят бои, но жить будет память о Сталинградском Данко-матросе Михаиле Паникаху и в виде памятника. /Показывают снимок памятника матросу М.Паникаху. /
2 ведущий: Несмотря на исключительно тяжелые условия, защитники Сталинграда выстояли, а в ноябре 1942 года, после тщательной подготовки советские войска перешли в наступление и замкнули кольцо окружения вражеских войск.
1 ведущий: С господствующей высоты Сталинграда, Мамаева кургана, гитлеровцы видели израненный, обугленный, но непокоренный город. От кургана до берега Волги оставалось лишь несколько сот метров, но враги не прошли через Мамаев курган, ибо наши воины не сошли с его крутых склонов. Отвага и мужество стали той преградой, которая остановила врага, прошедшего по многим странам Европы.
2 ведущий: Защитники Сталинграда понимали значение Мамаева кургана и образно называли его “главной высотой”. Потом сто дней и ночей над Мамаевым курганом свирепствовали железные ливни. Вершина кургана много раз переходила из рук в руки, а северо-восточные ее склоны прочно удерживали наши воины на протяжении всего периода боевых действий. Почернел, будто обуглился от жестокого огня курган, земля на нем во время боев густо перемешалась с железными осколками и кровью. Позже поэт Роберт Рождественский сказал так:
/Читает ученик/
Великая Отечественная война оказала на общественное сознание огромное влияние. Влияние это не было неоднозначным. С одной стороны, великая победа в жестокой войне воспринималась как верность избранного пути. С другой стороны, чувство ответственности за судьбу Родины. Наиболее значительными книгами, оказавшими влияние на художественное сознание, судя по анкете писателей, явились два произведения 1946 года - “Звезда” Эммануила Казакевича и “В окопах Сталинграда” Виктора Некрасова, которому в том же 1946 году была присуждена Сталинская премия.
Виктор Некрасов попал на фронт в первые дни войны, воевал под Сталинградом, был дважды ранен, на себе испытал то, что описано им в “Окопах Сталинграда”. В его повести нет ни генерала, ни политработника - только солдаты и офицеры. Для человека, который держит оборону или идет в атаку, важнее других - сейчас решаемая им задача.
- Как вы думаете, какая задача стояла перед бойцами повести “ В окопах Сталинграда?
/Для героев данного произведения задачей было отстоять “главную высоту” - Мамаев курган./
- Как достигается достоверность изображаемого автором? В чем особенности авторского повествования?
/Повествование ведется от первого лица. Герой Некрасова - Юрий Керженцев - один из защитников Сталинграда. Достоверность рассказа достигается тем, что мы видим события глазами героев и тем, что писатель чаще всего употребляет глаголы настоящего времени: тем самым читатель становится как бы участником действия, вовлекается в него, идет шаг за шагом рядом с героем. Особенность авторского повествования еще и в особом стиле - четкость, все без излишеств, нет красивых слов. Стиль автора похож на дневниковые записи. Изображение событий и героев сжатое, скупое. Будни войны описаны как тяжелая военная работа. Автор не говорит о героизме, хотя великое значение Сталинградской битвы было очевидным сразу, здесь мы видим ежедневный подвиг солдат и офицеров./
- Некрасов показывает неизбежную на войне смерть не героической, не романтической, а страшной в своей простоте и обыденности. Подтвердите это примерами из текста.
/Вот умирает раненый в живот связной штаба Лазаренко: “- Я… товарищ…лейт… - он уже не говорит, а хрипит. Одна нога загнулась, и он не может ее выпрямить. Запрокинув голову, он часто дышит. Руки не отрывает от живота. Верхняя губа мелко дрожит. Он хочет еще что-то сказать, но понять ничего нельзя. Он весь напрягается. Хочет приподняться, но сразу обмякает. Губа перестает дрожать”. К этой сцене автор не дает никаких комментариев, лишь скупо описывает, как засыпают руками убитого, прикрыв плащ-палаткой, как после продолжают бой. В этой кажущейся простоте и заключена правда о войне, о человеке на войне./
- Как описывается война в повести?
/Самое страшное на войне не снаряды и бомбы, а бездеятельность, отсутствие цели. Бомбежки, жара, нерзбериха, всеобщее смятение - наши войска отступают. Керженцев испытывает стыд от того, что он, командир, “не знает, где его взвод, полк, дивизия”, от того, что чувствует свою вину за отступление, за то, что мирные жители “завтра проснуться и увидят немцев”. Война - это не только тяжелые бои, но и тяжелый физический труд. Бойцы долбят кирками твердый, как камень, гранит. Им приходиться быть и землекопами, и плотниками, и печниками./
- Как вы считаете, может быть, война заставляет человека привыкнуть к смерти, делает бойца бесчувственным?
/Война заставляет человека привыкнуть к смерти, сделать человеческую жизнь не такой уж ценной. По этому поводу Некрасов пишет: ( ч.1 гл.16.) “ Я помню одного убитого бойца, он лежал на спине, раскинув руки, и к его губе прилип окурок. Маленький, еще дымившийся окурок. И это было страшней всего что я видел до и после на войне. Страшнее разрушенных городов, распоротых животов, оторванных рук и ног. Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания”. Такую деталь нельзя выдумать, ее надо увидеть и ужаснуться. Война влияет на характеры людей, выявляет те черты, которые были скрыты в мирной жизни. Одни оказываются трусами и приспособленцами, как Калужский; другие становятся тверже и решительнее, как Фарбер; третьи - терпимее, как разведчик Чумак. Юрий Керженцев говорит, что на войне узнаешь людей по-настоящему. “Мне теперь ясно. Она - как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный./
- Как война влияет на главного героя Юрия Керженцева?
/Юрий Керженцев вырос в Киеве в интеллигентной семье, увлекался архитектурой, живописью, музыкой, литературой. “Любил смотреть на луну, любил шоколад, любил сидеть в восьмом ряду партера и сирень, и выпить с ребятами”, - вспоминает он. Чумак говорит ему: “А я думал, что вы стихи пишете. Вид у вас такой поэтический”. Таким интеллигентам Чумак “до войны морды бил”, а теперь Керженцев при взятии сопки ведет бойцов в атаку, не прячется за чужими спинами, насколько возможно бережет людей/.
- Что помогает Юрию выстоять, не потерять достоинства, чести?
/Героизм Керженцева определяется сознанием, что ту, прежнюю жизнь - родной Киев, свой дом, мать - нужно защищать; определяется чувством ответственности, высокими нравственными качествами./
- Как по-вашему, насколько автобиографичен образ Керженцева?
/Автор и его герой во многом схожи: оба родились в Киеве, оба по образованию архитекторы, оба увлекаются искусством, оба воюют под Сталинградом. Правда, Керженцев на несколько лет моложе автора. Когда Некрасов припоминает довоенную молодость Керженцева, он, конечно, припоминает свою биографию. Автор говорит о том, что ему самому известно, и что им пережито./
У Юрия Керженцева в повести был ординарец Валега. Валега - это личность реальная и имя подлинное. Всего полгода Некрасов и ординарец служили рядом. Кроме боевых качеств на фронте ценится умение приспособиться к военным условиям, умение выжить. Этими качествами обладал Валега: “Это замечательный паренек. Он никогда ничего не спрашивает и не одной минуты не сидит без дела. Куда бы мы не пришли, через пять минут уже готова палатка. Котелок сверкает всегда как новый”. Он умеет, кажется, все на свете, он надежен в любой самой тяжкой фронтовой ситуации.
- Какова же специфика характеристики Валеги?
/Доброжелательный тон в описании Валеги, маленького, выносливого ординарца Керженцева: “Маленький мой Валега! Сколько исходили мы с тобой за эти месяцы, сколько каши съели из одного котелка, сколько ночей провели, завернувшись в одну плащ-палатку… Привык я к тебе лопоухому, чертовски привык… Нет не привык. Это не привычка, это что-то другое, гораздо большее./
- Что ценит в человеке автор?
/Некрасов обязательно испытывает человека на смелость, глядя на него глазами Керженцева. Например, он раздраженно думает об Астафьеве: оттопыренный мизинец, сложенные трубочкой губы, розовые ногти. Имя Ипполит напоминает ему толстовского Ипполита Курагина, недалекого и самоуверенного./
Некрасов не вдается в анализ, не пытается установить взаимосвязи. Ему достаточно фактов, проявлений. Все решает поведение в бою.
- Только ли боевые качества людей интересуют Некрасова?
/У Некрасова человек не исчерпывается смелостью и надежностью в бою. Например: Карнаухов тайно пишет стихи и зачитывается Джек Лондоном; Фарбер чувствует музыку; Игорь Сведерский хорошо рисует. Их увлечение - не бегство от войны, а продолжение своей прежней жизни./
Для Некрасова важны прочность духовных, умственных интересов. Интеллигентность для него неравнозначна образованности.
Итог урока: Что же за человек главный герой повести Юрий Керженцев?
/Он настоящий интеллигент, человек чести, имеет собственное мнение и не боится его высказать. Он доброжелателен и внимателен к людям, умеет видеть в них хорошее. Он сдержан и немногословен. Он проявляет мужество и стойкость не для того, чтобы показаться героем, он не может иначе. В любых обстоятельствах он остается человеком./
Вспомните, какая задача стояла перед героем и бойцами повести?
Кто и как выполнил эту задачу?
1 ведущий: Волгоградцы вернули к жизни Мамаев курган, вынули из его израненной земли мины, неразорвавшиеся снаряды и бомбы, разбили на нем скверы и парки, укрыли зеленым ковром трав.
2 ведущий: В городе возведено много памятников героям, а на Мамаевом кургане сооружен грандиозный скульптурный ансамбль. От площади скорби поднимается насыпной курган. У подножия главной скульптуры Матери-Родины захоронено около трех тысяч защитников Сталинграда. Венчает памятник-ансамбль 52-метровая скульптура Матери-Родины с мечом в руках, зовущая на бой с врагами.
1 ведущий: Война принесла огромный ущерб Сталинграду. Из города было угнано 74,7 тысяч жителей. Город был разрушен на 85%.
Тишина на Мамаевом… Строго и свято.
Жизнь отсюда до дна, до кровинки видна:
У нее на посту - Сталинграда солдаты,
Это память людская - бессмертна она.
…Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки. /А.Твардовский/
Домашнее задание: написать сочинение на тему: “Оживают страницы прошлого” по рассказам участников войны или их родных. [28, c. 34-43]
Дата: 2019-07-30, просмотров: 296.