Внеклассная работа по любой из литературных тем всегда важна и необходима. Если же речь заходит о темах Великой Отечественной войны – ее важность возрастает во много раз. Отчасти этому способствует ограниченное количество часов, предусмотренных в программе на изучение военной прозы и поэзии. Отчасти – важность и актуальность самой темы, ее непосредственная соотнесенность с нашим временем.
Внеклассная работа по теме ВОВ в 8-9 классах может проводиться по нескольким направлениям.
Прежде всего, это работа над теми произведениями, которые в программе вынесены в графу дополнительного чтения. Конечно, их список может корректироваться учителем по своему усмотрению. Эту работу можно в основном проводить на факультативных занятиях. При этом ее формы и приемы не будут намного отличаться от тех, которые уже были перечислены выше.
При этом полезно не только расширять знания ребят об уже знакомых по урокам авторах, но и проводить параллели с белорусской прозой. Например, вот какой урок был проведен в могилевской школе №35 учителем Федоровой Г.Л.
Тема войны в творчестве А. Адамовича. Повесть "Каратели" (внеклассное чтение)
До урока учащиеся получили раздаточный материал - словарь урока и цитаты из произведений Алеся Адамовича. С них и начался урок.
Какой устойчивый символ прозы Адамовича прослеживается в этих цитатах?
После выразительного чтения цитат ребята пришли к выводу, что устойчивым символом прозы Адамовича является черта.
Специально подготовленный ученик более подробно рассказал о многозначности этого символа у Адамовича, подтверждая каждое значение символа примерами из текстов.
“Произведения белорусского прозаика редко воспроизводят жизнь в её спокойном течении. Тишина здесь всегда обманчива. Время драматического напряжения… До роковой черты и после неё. На эту черту рано или поздно выходят все персонажи писателя. Кто по велению долга, кто - под нажимом обстоятельств.
На этой черте совершается очная ставка личности со своей же совестью…” [20, с. 125]
На стенде были представлены книги писателя, все они посвящены военной тематике, даже там, где прозаик обращается к мирной действительности, там всё равно звучит эхо огненных лет. А война в произведениях писателя особая, партизанская.
Прослушав выступление своего товарища, десятиклассники вспомнили, почему партизанская война является особой, узнали, что о войне Адамович знал не понаслышке, поэтому многие эпизоды у него строго документированы, взяты с натуры.
Следующая часть урока была посвящена целостному анализу повести “Каратели”.
Эта повесть вышла в свет в 1979 году. “Тема карателей вызревала в творчестве писателя не одно десятилетие. В одной из публицистических статей Адамович писал: “Ответить, объяснить совсем не просто, а не поняв, не объяснив, не поймёшь, откуда же и как “вдруг” в центре Европы “появился” народ без милосердия, по приказу политических маньяков убивавший всех, кто не он сам, и даже других приспособивший к этой своей работе…” [21, с 37]
После прослушивания музыкальной композиции “Хатынь” в исполнении ВИА “Верасы” внимание ребят было акцентировано на эпиграф урока.
Хатынь - напоминание о философии фашизма.
Хатынь - напоминание о гитлеровских планах ликвидации не только славянских, но и европейских народов.
Хатынь - напоминание о бедствиях, грозящих миру в атомной бойне.
Вот эта Хатынь и звучит в повести “Каратели”.
Целостный анализ начался с вопроса о стилистической особенности этого произведения.
Адамович анализирует характер мышления нацистов, аргументы, которыми они оперировали. Для этого он использует монологическую речь.
Внимание ребят было обращено и на эпиграф к повести, одна из цитат которого принадлежит немецкому мыслителю Ф.Ницше.
Адамович не раз ссылается на те изречения Ницше, которые были взяты на вооружение Гитлером. Писатель показывает, как теоретические упражнения нацистов оборачивались гибелью миллионов людей.
Обсуждение повести продолжили ответы учащихся на вопросы:
Какова же философия фашизма и как достигается достоверность изображаемого в повести Адамовича?
Как действует механизм философии фашизма на примере штурмбатальона Дирлевангера?
В начале урока мы сказали, что устойчивым символом прозы Адамовича является черта. Как этот символ проявляется на страницах повести?
Десятиклассники делали выводы о том, что мысль писателя упорно проникает в недра социальной психологии фашизма, выявляя аномальную систему, которая формировала нелюдей.
Звучали отрывки из повести, в том числе и монолог Гитлера на фоне музыки Шестаковича, раскрывающие суть философии фашизма. Обращаясь к монологам новоиспечённых карателей, ребята проследили, как автор опровергает на страницах повести философию, устранявшую ответственность за совершённое ими. (Они сами выбрали этот путь. У каждого был выбор. Вина этих людей неискупима и не подвластна сроку давности.) На этом этапе урока звучали и слова Л. Толстого, взятые писателем в качестве второго эпиграфа.
“Каратели” - это произведение о прошлом. Почему надо возвращаться к прошлому? В своих письменных работах учащиеся указывали на то, что “это прошлое живёт в памяти”,
“человеконенавистнические идеи и поныне ещё воскресают…”, “надо помнить, чтобы не повторились ошибки прошлого”, “в жизни человека бывают белая и чёрная полосы, одна сменяет другую, и надо достойно пережить последнюю”, “в любой ситуации надо помнить, что ты Человек”.
“Будущее иногда бросает камни в прошлое. К этому следует быть готовыми. Готовыми к тому, что, собирая “камни” правды о себе и о своём времени, приготавливаешь их и для себя.
Но так уж устроен человек - боль правды, всей правды для него в конечном счёте важнее, дороже сомнительного “блаженства” неведения и лжи.” [22, с 38]
Всё, о чём говорилось на уроке, было, и живущие люди должны об этом знать.
Стоит уже более полувека деревня, где нет домов, а только одни колокола. Они звонят, напоминая нам о том, что история может повториться, взывая к разуму людей. Мы возвращаемся в прошлое, чтобы понять, как это было. [23, с 86]
Таким образом, урок способствовал обеспечению усвоения роли истории в жизни общества, современности творчества А. Адамовича; содействовал воспитанию у учащихся патриотических чувств, презрения к насилию, несправедливости; способствовал развитию умения выстраивать монологическое высказывание с опорой на текст. Была продолжена работа над целостным анализом текста, над умением строить рассуждение и делать выводы, видеть стилистические особенности текста.
Другими примерами внеклассной работы по темам ВОВ могут быть уроки-концерты. Эта форма особенно полезна при изучении лирики. «Подобного рода уроки могут проводиться как по общим темам («Песни и стихи военных лет»), так и конкретно по теме жизни и творчества одного автора (например, В. Высоцкого, у которого есть множество песен о войне)».[24, с. 48] Прослушивание или исполнение песен на таком уроке может чередоваться с краткими пояснениями учителя (рассказ о военной действительности, поясняющий темы песен, краткая справка из жизни поэта и т.д.)
Л.К. Черканова в своей статье приводит такой эпизод урока-концерта по военной тематике творчества Высоцкого в 9 классе.
Слово учителя: В начале войны, когда отдавались приказы «Ни шагу назад», когда шли ожесточеннейшие бои, существовала такая своеобразная традиция командования: очень быстро раздавались награды и звания. На протяжении одного боя тогда можно было стать из младшего лейтенанта капитаном и получить, например, звезду героя. Однако нужны ли были эти награды там, где в живых не оставалось иногда ни единого солдата? Об этом - песня В. Высоцкого «Звезды».
Звучит песня.
Мне этот бой не забыть нипочем –
Смертью пропитан воздух…
А с небосвода бесшумным дождем
Падали звезды…
и т.д. [25, с. 12]
Занятия по внеклассному чтению могут также быть представлены в виде урока-воспоминания. В таком случае они могут быть приурочены ко Дню Победы.
Во время приближения 9 мая внеклассная работа как правило активизируется. Ученики могут принимать участие в концертах, посвященных очередной годовщине Победы, выпускать стенгазеты, посвященные этой знаменательной дате, представлять собственное творчество…
Уроки по темам внеклассного чтения на этот период могут проводиться в разнообразных формах: например, урок-праздник «Ради жизни на земле», в котором последовательно вспоминаются основные вехи войны, описывается ее трагедия, звучат музыкальные произведения о войне (песни Высоцкого, Окуджавы и т.д) и военные стихотворения. Это позволяет в нестандартной форме познакомить учеников с лирикой о войне, не включенной в программу. Живость уроку придают рассказы ветеранов, чтение дневников К. Живульской, рассказа И. Каминского (см. приложение).
Плодотворна также такая форма работы на уроке внеклассного чтения как творческая мастерская. Ее можно проводить при изучении прозаических произведений. Особенно интересны занятия по группам (каждая группа получает свое задание: художники – нарисовать образ Родины в восприятии подростка довоенных лет, музыканты – передать в музыке атмосферу предвоенного времени и т.д.) Творческая мастерская позволит получить зримый образ того, как ребята понимают произведение, какие чувства они испытывают после его прочтения. (см. приложение).
Можно предложить ученикам и библиотечный урок, который удобнее всего посвятить отдельному эпизоду Великой Отечественной Войны, обороне одного города, рассмотрение одной битвы или операции (блокада Ленинграда, операция «Багратион», Курская Дуга, оборона Сталинграда). Такой урок дает большой образовательный эффект, т.к. ученики подробно узнают о военном событии, которое на уроках истории рассматривалось ими лишь мельком. Разумеется, в тесной связи с произведениями ранее неизвестных им писателей и поэтов (В. Некрасова, А. Дементьева, И. Слепнева и т.д. – см. приложение).
Хороший эффект при внеклассной работе дают также мероприятия внешне не связанные с литературой: поход в музей, встречи с ветеранами, просмотр военного кино. Основная задача этих мероприятий – пробуждение в учениках интереса к военным событиям, желания узнать побольше о них, т.е, того самого интереса, который после может быть удовлетворен литературными произведениями.
Экскурсии и организация музеев боевой славы, небольших «уголков военной памяти» в самой школе на самом деле дают хорошие результаты. Автору данной работы во время обучения в школе приходилось выступать в роли экскурсовода. Очень часто ученики 7-8 классов, впервые приходя в музей, высказывали подобные мысли: «Ну, и зачем было воевать? Вот если бы мы проиграли эту войну – были бы сейчас Европой…»Иными словами, проявляли обыкновенное невежество по отношению к военной тематике. После же нескольких экскурсий в музее мнение многих (и эрудиция) менялись. Хочется привести здесь несколько высказываний учеников школы №22 после посещения музея:
- Я не знал, что у немцев был такой план («Барбаросса», прим. авт.). Ну, мне говорили. Но так, чтобы, про лагеря и про все эти планы я не знал. (Антон Ю., 6 кл.);
- Меня поразило, что воевали иногда подростки, которые были не намного старше нас. Хочется узнать о наших сверстниках на войне побольше. (Валентина И., 7 кл.);
- Я представлял себе войну иначе. Я как будто впервые увидел ее по-настоящему. Это очень страшно. (Виталий К., 7 кл.);
- Когда смотришь документальные фильмы о войне, в них иногда не говорится того, что есть в этой экскурсии. Там просто цифры, а про жизнь отдельных людей не рассказывается. А самую правдивую картину о войне можно составить именно когда видишь судьбы, письма, лица…(Елена З., 8 кл.).
Видно, что посещение музея пробудило в учениках интерес к военным событиям, заронило желание узнать побольше о ВОВ, причем, именно о ее «настоящей стороне». Разумеется, это создаст благоприятную почву для восприятия в 8-9 классах военной литературы.
В заключение автор работы приводит высказывания учеников 8-9 классов школы №8. Им всем были заданы одни и те же вопросы: «Что нового вы узнали о войне из прочитанных произведений?» Ответы были такими:
- О том, какими должны быть настоящие защитники Отечества. (Ирина Г., 8 кл.);
- О том, как тяжело приходилось русским солдатам в начале войны.(Ольга С., 8 кл.);
- Я увидела войну как бы изнутри. Не так, как о ней рассказывают – нас сначала немного потеснили, а потом мы быстро победили. А то, какой ценой по-настоящему нам давались и победы и поражения (Елена Н., 9 кл.);
- Я осознал весь ужас военной реальности. Ведь если то, что происходило всего на одном маленьком кусочке фронта, умножить на несколько тысяч – получается картина, кошмар которой даже вообразить трудно! (Дмитрий Г., 9 кл.).
Напоследок еще одна фраза, сказанная учеником 9 класса сш. № 35 и точно отражающая не только основную идею всей литературы, вынесенной на изучение в 8-9 классах, но и то, что должны понять учащиеся после ее прочтения: «Война – это была не только победа…Так же как и День Победы – каждый день, а не только 9 мая. Тогда те люди, о которых писали Воробьев, Васильев и другие – сражались и погибали каждый день. И мы теперь каждый день должны жить как в праздник их Победы» (Юрий Ч.).
Заключение
В результате проведенной работы было осуществлено исследование и обобщение форм и приемов изучения литературы ВОВ в 8-9 классах, выяснение, целей, особенностей, проблем, основных путей этого изучения. На основе, этого, отвечая на поставленные в работе вопросы, мы можем сделать следующие выводы:
- Несмотря на свою относительную «молодость», курс литературы ВОВ занимает прочное место в ряду других произведений, предусмотренных программой. В свою очередь, та его часть, с которой ученикам предстоит встретиться в 8-9 классах, играет очень важную функцию: она знакомит учеников с авторами, писавшими на военную тематику, подготавливает к дальнейшему изучению военных произведений в старших классах, позволяет настроиться на правильное восприятие лирики и прозы о Великой Отечественной Войне.
- курс военной литературы в 8-9 классах тесно связан с такими предметами как всемирная история, история Беларуси, белорусская литература, что может быть использовано при проведении занятий.
- при изучении литературы ВОВ в 8-9 классах может использоваться все многообразие методических форм и приемов, что подтверждается разработками педагогов Беларуси и России (а также опытом педагогов г. Могилева).
- помимо общепринятых имеются некоторые специфические для данного курса находки (проведение урока-праздника с участием ветеранов, воссоздание панорамы боя и т.д.).
- большую роль при изучении военных тем играет дополнительное чтение, т. е, внеклассная работа, которая может реализовываться в различных формах (факультативные занятия, уроки-концерты, посещения музеев и т.д.).
- формы и приемы работы над произведениями военной тематики тесно связано с целями, которые призван реализовывать курс.
- в свете недавних событий и начавшейся в некоторых странах бывшего СССР, в свете вооруженных конфликтов в отдельных странах значимость курса литературы ВОВ резко возрастает. Как было уже сказано выше, иногда для учеников, подходящих к 8-9 классам характерна полная неосведомленность о военных событиях, ученики просто не ощущают войну как величайшую трагедию, не осознают ее масштабов. Или же место имеют так называемые ура-патриотические настроения, если ученики осознают Отечественную Войну как легкую и победоносную («потери были, но не у нас») Именно эти упущения должен исправить курс литературы, вводимый в 8-9 классах. Вместе с учителем с помощью художественных произведений ученики должны постичь неприкрашенную реальность войны, понять ее ужас, оценить всю ценность человеческой жизни – задача, как нельзя более актуальная на сегодняшний день. Особенность курса таким образом - прежде всего в его практической значимости.
Основные цели и задачи данной работы таким образом можно считать достигнутыми. Однако это – лишь малая толика в огромном количестве исследований, которые требуются по данной теме. Нерешенными остаются такие проблемы как соотнесение тем военной литературы в 8-9 и 11 классах, их преемственность и развитие в 11 классе основных мотивов, намеченных в 8-9; соотношение курса русской военной литературы с белорусской и изучение литературы ВОВ в школах с белорусским уклоном и т. д. Эти проблемы также представляются важными и актуальными на сегодняшний день.
Нам кажется, что Великая Отечественная Война осталась в далеком прошлом. Однако шестьдесят с небольшим лет для истории – ничтожный отрезок. И поколения, которые идут за нами, не должны забывать страшной были тех лет или оценивать ее неверно, или относиться к ней чересчур легко («подумаешь – была война, была победа!»). Как известно, забвение может вести к повторению. Об этом каждый учитель должен помнить прежде всего.
Приложение
Дата: 2019-07-30, просмотров: 282.