Введение
Школьный курс литературы непрерывно развивается и дополняется. Невозможно представить себе, чтобы в современной школе ученики изучали те же произведения, что и, например, пятьдесят-шестьдесят лет назад. Разумеется, есть классическая программа, но, поскольку литература сама по себе весьма динамична, в школьный курс постоянно будут добавляться новые произведения.
После Великой Отечественной Войны в русской литературе возник целый пласт, посвященный военным реалиям. Это были произведения разных лет, от написанных в окопах стихотворений, до повестей, появившихся через 10-20 лет после последних боев, когда люди получили возможность осознать происходившее. Конечно, эти произведения были включены в школьную программу не сразу. И, во всяком случае, не сразу она приобрела современный вид: за долгие годы, понемногу, отфильтровывалось то лучшее, что не утратило своей актуальности и по сегодняшний день, что можно предложить ученикам.
Проза и лирика ВОВ в современной средней школе изучаются в два этапа: в 8-9 классах, и после – в 11-том. В данной работе мы обратимся к курсу военной литературы 8-9 классов.
Возможно, потому что многие произведения были введены в него недавно или из-за небольшого количества часов, выделенных на его освоения, литературы, посвященной курсу, существует очень мало. К тому же эта литература во многом представлена практическими рекомендациями, статьями о творчестве конкретного автора (например, статья Н.К. Силкина «Василий Теркин» Твардовского в 8 классе»), план-конспектами отдельных уроков, небольшими методическими статьями. Это, например, работы А.А. Мушинской, И.А Учамбриной, И.И. Черновой. Существуют также несколько общих cтатей, посвященных изучению литературы ВОВ в школе: статьи Н.Н. Казначеевой, Е.Л. Короткиной. Однако теоретического комплексного обзора курса литературы ВОВ именно в 8-9 классах пока что не было проведено.
Исходя из этого, возникает необходимость обобщения и систематизации известного материала, формирования выводов на его основе. Это является по-настоящему актуальным вопросом современной методики, т.к. в отличие от классических произведений, например, 19 века, по курсу военной литературы не существует такого количества методических рекомендаций, которые могут быть реализованы на уроках.
Целью данной курсовой работы, таким образом, является исследование форм и приемов изучения литературы о ВОВ в 8-9 классах, выяснение, целей, особенностей, проблем, основных путей этого изучения. Задачи, которые ставит автор этой работы перед собой, таким образом, следующие:
- ответить на вопрос о необходимости и актуальности преподавания литературы ВОВ в средних классах.
- рассмотреть содержание, связь с другими предметами и особенности курса литературы Великой Отечественной войны.
- исследовать основные формы и приемы работы на уроках литературы по темам ВОВ в 8-9 классах.
- привести примеры планов-конспектов, разработанных русскими и белорусскими педагогами-методистами.
- ответить на вопрос о том, как преподается литература ВОВ в г. Могилеве, привести пример урока, проведенного в одной из могилевских школ.
На протяжении работы мы также коснемся внеклассных мероприятий по данному курсу, вкратце рассмотрим основные формы внеклассных занятий, а также приемы, которые могут на них применяться, а также обратимся к опыту могилевских педагогов и методистов. Также автором работы будут приведены примеры опросов могилевских учащихся, проведенных в нескольких школах (сш. № 22, 35, 8 и т.д.).
Реальность показывает, что события Великой Отечественной Войны в отдельных странах подвергаются переоценке. В этом свете особенно важно выяснить, что и как могут узнать подростки 8-9 класса из курса военной литературы, с какими проблемами при этом может столкнуться педагог, каким образом он может заинтересовать учеников и ввести их в трагический мир военной действительности.
Содержание и особенности преподавания литературы о ВОВ в 8-9 классах
Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события.
Так в первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый советский писатель готов все, свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданны. С самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись. Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим народом и боль отступления, и радость побед. Георгий Суворов, писатель-фронтовик, погибший незадолго до победы, писал: «Свой добрый век мы прожили как люди, и для людей». [1, с 22]
Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и...писали.
Русская литература периода ВОВ стала литературой одной темы – темы войны, темы Родины. Писатели чувствовали себя "окопными поэтами" (А. Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению А. Толстого, была "голосом героической души народа" [2, с 44]. Лозунг "Все силы – на разгром врага!" непосредственно относился и к писателям. Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой.
Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных сцен на фронте и в тылу. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа – вот основные мотивы военной поэзии. В стихах Тихонова, Суркова, Исаковского, Твардовского слышится тревога за отечество и беспощадная ненависть к врагу, горечь утрат и сознание жестокой необходимости войны.
В годы Великой Отечественной войны получили развитие не только стихотворные жанры, но и проза. Она представлена публицистическими и очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. Весьма разнообразны публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки.
В годы Великой Отечественной войны и в первое десятилетие после ее создавались и такие произведения, в которых главное внимание обращалось на судьбу человека на войне. Человеческая жизнь, личное достоинство и война – так можно сформулировать основной принцип таких произведений, как «Убиты под Москвой» К. Воробьева, "Это было в Ленинграде" А. Чаковского, «А зори здесь тихие» Б.Васильева.
Литература Великой Отечественной Войны – несомненно, один из важнейших пластов в составе русской литературы. Продиктованные болью, гневом и скорбью, радостью победы и горечью потерь, ее произведения представляют собой огромную ценность в ряду иных. Однако прошло немало времени, прежде чем из всего разнообразия жанров, произведений, авторов, были выделены те, с которыми ученикам предстоит познакомиться в школе.
Это знакомство происходит в несколько этапов, но нас интересует лишь тот этап, который проходят ученики в 8-9 классах.
При своей работе педагог обязан опираться на программу по русской литературе. Итак, сейчас мы обратимся к программе и выясним, с какими из произведений литературы ВОВ она предлагает знакомить учеников, сколько отведено на это часов, какими навыками ученики должны овладеть, иными словами – каково содержание курса литературы ВОВ в 8-9 классах.
В восьмом классе это знакомство явно только начинается. Здесь в ряду многих произведений и авторов указан А.Т. Твардовский, его поэма «Василий Теркин» - точнее, главы из этой поэмы «Переправа». «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял». На изучение этих глав программой отводится 4 часа. За это время учащимся предлагается узнать замысел поэмы, историю ее создания, народно-поэтическую основу поэмы, оценить характер главного персонажа - Василия Теркина, его жизнелюбие, душевную стойкость, мужество. Ученики также должны обратить внимание на юмор в поэме и на ее широкую популярность во время Великой Отечественной Войны. Во время изучения поэмы рекомендуется привлекать иллюстрации к ней Верейского О.Г. и репродукцию картины Ю.М. Непринцева «Отдых после боя». Ученики также должны написать сочинение о Василии Теркине (в форме характеристики, письма, дневниковой записки и т.д.) или сочинение по картине «Отдых после боя», на это им отводится еще 1 час. В качестве дополнительного чтения рекомендуется предложить детям дальнейшее самостоятельное изучение поэмы «Василий Теркин» и стихотворения. А.Т. Твардовского о Великой Отечественной войне.
Нельзя сказать таким образом, чтобы в восьмом классе знакомство учеников с литературой Великой Отечественной войны было обширным. Скорее, это лишь подготовка к более тесному изучению этой литературы, которое ждет их в старших классах. Можно сказать, что это лишь маленький порожек перед большой лестницей.
И первой ступенькой этой лестницы будет курс литературы Великой Отечественной Войны, ожидающий учеников в девятом классе. Он уже гораздо шире, чем в восьмом, и включает в себя и прозу, и поэзию.
Нужно отметить, однако, что при этом базовый и повышенный уровни в программе для литературы ВОВ не отличаются по количеству часов, а в области прозы – на повышенном уровне часов дается даже меньше, чем на базовом. Поэтому в дальнейшем мы будем ориентироваться именно на базовый уровень, время от времени обращаясь к повышенному, когда речь будет идти о чтении по выбору.
В девятом классе изучение литературы ВОВ уже подразумевает знание учениками основных событий и дат этой великой трагедии. Тем не менее, перед тем, как приступать непосредственно к изучению военной лирики, программа рекомендует небольшое вступление, посвященное непосредственно русской литературе в годы Великой Отечественной Войны, героическим и трагедийным мотивам в ней. Рекомендуется перечислить темы, которые бытовали в русской литературе в то время: темы Родины и народа, ненависти к врагу и гуманизма, защиты культуры и цивилизации, темы человека на войне и трудности победы, тема бессмертия воинского подвига.
Два часа в девятом классе отводится на изучение военной поэзии. За это время учащимся предлагается рассмотреть стихи на тему ВОВ таких авторов, как А.А. Ахматова («Мужество», «Клятва»); К.М. Симонов («Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Жди меня..»); Ю.В. Друнина («Зинка»); М.В. Исаковский («Враги сожгли родную хату…»); Л.И. Ошанин («Дороги»), А.Т. Твардовский («Лежат они, глухие и немые…», «Две строчки»); С. Орлов («Его зарыли в шар земной»). При этом предлагается изучить стихи трех авторов по выбору.
Довольно обширен при этом список литературы для дополнительного чтения. Он включает в себя лирические произведения Ю.В. Друниной («Ты вернешься), М.А. Дудина («Соловьи»), К.М. Симонова («Родина», «Дом в Вязьме»), Я.В. Смелякова («Судья», «Песня»), Г.К. Суворова («Еще утрами черный дым клубится…»), А.А. Суркова («Бьется в тесной печурке огонь»), А.Т. Твардовского («Рассказ танкиста», «В тот день, когда закончилась война») и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся.
Если же говорить о прозе ВОВ, то на ее изучение в 9 классе программой отводится всего лишь два часа, и учителю дается выбор между двумя произведениями: «Убиты под Москвой» К.Д. Воробьева и «Звездой» Э.Г. Казакевича.
В первом случае необходимо рассмотреть краткие сведения о писателе, его личность и особенности его творческой манеры, обратиться к проблематике повести, рассмотреть таких персонажей как капитан Рюмин и лейтенант Ястребов, обратить внимание на остроту и психологическую наполненность ситуаций, на то, как раскрывается тема человека на войне. Также необходимо, чтобы ученики имели понятие о том, как в повести раскрывается тема человека на войне.
Если учитель остановит свой выбор на повести Э.Г. Казакевича «Звезда», то необходимо рассмотреть краткие сведения о писателе, обратить внимание на показ в произведении героических будней ВОВ, на образ лейтенанта Травкина, на раскрытие темы любви и лиричность повести.
Для дополнительного чтения ученикам базового уровня предложены произведения Э.Г. Казакевича (рассказ «При свете дня») и Б.Л. Васильева (повести «В списках не значится», «Завтра была война», «А зори здесь тихие…»). На повышенном уровне к ним присоединяется творчество К.Д. Воробьева (повести «Это мы, Господи!», «Крик») и Ю.В. Бондарева (роман «Горячий снег»). [3, стр. 54, 67-69]
Таким образом, осмысление школьниками событий Великой Отечественной войны происходит при рассмотрении произведений писателей и поэтов различных эпох. «Для авторов книг о войне неоспоримо одно: массовый героизм народа в борьбе с врагом, прославляемый в произведениях о войне, позволяет сохранить национальное единство, душу народа в самые тяжелые времена» [4, с 55].
Таково содержание курса литературы ВОВ в 8 и 9 классе. Оно не слишком объемно и в основном нацелено на расширенный курс литературы о войне в старших классах. Но уже из этого проистекают некоторые проблемы.
К рассмотрению проблем изучения литературы Великой Отечественной Войны мы сейчас и обратимся.
Прежде всего, как уже говорилось немного выше, мы можем выделить проблемы, связанные непосредственно с содержанием курса. Так, например, сравнительно малый объем курса литературы ВОВ, то есть, малое количество произведений, рекомендованных для изучения программой в 8 и 9 классах. Мы уже упоминали о том, что на этом этапе курс призван служить лишь прелюдией для более подробного изучения военной литературы в старших классах. Однако, по мнению автора работы, даже этой «прелюдии» не помешает некоторое расширение и развитие – особенно в условиях современной действительности, когда подростки, несмотря на обилие военной литературы и фильмов о войне, слабо представляют себе масштабы этой относительно недавней еще трагедии. Разумеется, в старших классах они успеют пополнить свои знания, однако прискорбно будет, если познания учеников о литературе ВОВ в средних классах будут исчерпываться одним прозаичным произведением и несколькими лирическими (конечно, не все школьники прочитают рекомендованную дополнительную литературу).
Вторая проблема вытекает из первой. Нехватка времени для изучения литературы ВОВ (то есть, количество часов, отведенных на рассмотрение каждого произведения), по мнению автора работы, также заслуживает внимания. Разумеется, она напрямую связана с общей нехваткой часов литературы в школе, и в этой ситуации решение проблемы может быть затруднено, однако нельзя не обратить на нее внимание. Не будем останавливаться на ней подробно, скажем только, что в силу ряда обстоятельств на изучение той же «Звезды» Казакевича или «Убиты под Москвой» Воробьева времени отводится прискорбно мало (два часа, и педагогу при этом нужно выбрать одно произведение из двух).
Еще одной проблемой изучения курса литературы ВОВ в 8-9 классах является проблема его соотношения с курсом таких предметов как всемирная история и история Беларуси. Другими словами, к тому времени, как ученики познакомятся с произведениями военной литературы, они должны уже знать основные события и даты Великой Отечественной войны. Курс истории, соотнесенный по программе с курсом русской литературы, позволяет им это сделать, так что на первый взгляд, проблема не столь уж и велика. Но при ближайшем рассмотрении она может оказаться гораздо серьезнее, чем кажется вначале. В восьмом классе, например, ученики еще не могут рассчитывать на курс истории, поскольку темы Великой Отечественной Войны рассматриваются в 9-м классе, а специальный курс о ВОВ, введенный сейчас в начальных классах, ими уже основательно подзабыт. Что касается тех знаний о войне, которые ученики получают в 9-м классе, то ученики могут просто не соотносить их с курсом литературы. Таким образом, в обязанности учителя входит еще и пробудить познания учеников в этой области, напомнить им, что в какой-то мере они уже имеют понятие о событиях Великой Отечественной Войны, нужно только вспомнить…
Изучение литературы на военную тему сейчас вообще приобретает в этом смысле особую актуальность. «Удаленность от событий войны влияет на представления школьников о Великой Отечественной: уже деды нынешних школьников не воевали, а прадедов, которые могли бы передать свои непосредственные впечатления о войне, живых почти не осталось», - замечает в своей статье М. Сидоркин [5, с.4]. Поэтому усложняется решение задачи по донесению до учащихся значения Великой Победы для истории Беларуси и современности.
Все перечисленные выше проблемы мы можем отнести к объективным. Но в процессе изучения литературы ВОВ могут возникнуть и субъективные, частные проблемы, связанные с уровнем развития того или иного класса, уровнем патриотического самосознания, настроением учеников в момент прохождения определенной темы и т. д. Так, ученики могут не воспринимать литературу военной тематики просто потому, что не до конца осознают величину трагедии ВОВ, устали и т.д. Эти проблемы в основном решаются непосредственно учителем с помощью разнообразных методов и приемов, которые заставляют ученика заинтересоваться, прочувствовать глубину и психологизм произведения, сродниться с героями.
На основании сказанного мы можем сделать небольшой вывод об особенностях преподавания курса литературы ВОВ в 8-9 классах. Они состоят прежде всего в том, что при своем сравнительно небольшом размере и малом времени этот курс выполняет несколько важных функций:
- дает ученикам начальное понятие о литературе ВОВ;
- готовит учеников к дальнейшему рассмотрению литературы ВОВ в старших классах;
- начинает раскрытие тем человека на войне, военных будней, героизма, мужества и т. д.;
- несет огромную идеологическую нагрузку, т.к. должен дать ученикам верное представление о реалиях военной жизни и повысить их уровень патриотизма.
Таковы, в общих чертах, особенности, проблемы и задачи курса военной лирики и прозы за 8-9 класс среднеобразовательной школы. Однако, отчасти отвечая на вопрос «что изучать», мы закономерно переходим к вопросу «как изучать», то есть, к приемам и формам изучения военных тем на уроках литературы в 8-9 классах. Именно к ним мы и обратимся ниже.
План-конспект урока по повести К.Д. Воробьева «Убиты под Москвой»
Что касается разработок планов-конспектов, уроков по литературе ВОВ, в этом отношении недостатка в материалах нет. В современных журналах и методических пособиях можно найти достаточное число разработок уроков, предложенных как белорусскими, так и русскими учителями и методистами. К тому же, имеются статьи, откуда можно почерпнуть знания о некоторых частных формах и приемах работы на уроках.
Большей частью все вышесказанное относится к прозе. Когда дело касается поэзии, легко заметить, что выбор разработок уроков в этом направлении достаточно невелик (конечно, если это не касается творчества А.Т. Твардовского). Подобная нехватка может быть легко объяснена: выбор авторов и произведений поэзии, предложенный в программе, слишком велик. А поэтому каждый из учителей останавливает свой выбор на тех авторах, творчество которых кажется ему наиболее важным для изучения (чаще всего в их число попадают Симонов, Высоцкий, Ахматова, например). Соответственно, в планах-конспектах тоже будут наблюдаться большие отличия. И, наконец, на изучение поэзии ВОВ отводится малое количество часов, а методисты обычно стараются представить в журналах разработку уроков той темы, которая является более обширной (а значит, важной).
В данной работе приведены примеры нескольких разработок планов-конспектов, на которые, по мнению автора, может ориентироваться педагог в своей работе.
Разумеется, речь не идет о механическом копировании. Однако некоторые формы и приемы, некоторые материалы данных разработок определенно можно взять на вооружение при проведении уроков.
Урок по теме: "Ах, зачем война бывает, ах, зачем нас убивают?" (по повести К.Д. Воробьева "Убиты под Москвой")
Цели:
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, проверить знание текста произведения.
2. Помочь подросткам понять, какая жестокая шла борьба за жизнь и как тяжело досталась Победа нашему народу.
3. Воспитывать высокие патриотические качества.
Оборудование:
· Портрет К.Д. Воробьева.
· Выставка книг о войне.
· Магнитофонная запись “Песни защитников Москвы”.
· Карта “Битва за Москву”.
· Иллюстрации старшеклассников к повести.
· Высказывания о войне.
Высказывания:
Мы – мальчишки азартно стреляли
В черный скрежет с паучьим крестом.
Нас и в счет-то, наверно, не брали…
А мальчишки Москву отстояли
И дошли до Берлина потом.
Нам бы жить – и вся награда.
Нам бы жить,
А мы плывем по небу.
Это боль не утихает, где же ты земля живая.
Ах, зачем война бывает, ах, зачем,
Зачем нас убивают.
Солдатами не рождаются, если Родина в опасности, солдатами становятся. К.Симонов.
Эпиграф к уроку:
Мы не дрогнем в бою за столицу свою,
Нам родная Москва дорога.
Нерушимой стеной обороны стальной
Разгромим, уничтожим врага.
Подготовительная работа:
· Прочитать произведение.
· Подготовиться к пересказу биографии писателя.
· Написать отзыв о книге.
· Отметить эпизоды, которые произвели наибольшее впечатление.
· Нарисовать иллюстрации к повести.
· Выпустить стенгазету по творчеству писателя.
Ход урока
1.Беседа учителя с учениками.
Тихо звучит мелодия “Песни защитников Москвы”.
Й ученик.
Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели.
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, где, не знали сами.
Й ученик.
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте,
Не продали мальчики совести и чести.
Й ученик.
Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
В черный дым сражений, на броне покатой
Уезжали мальчики, стиснув автоматы.
Й ученик.
Повидали мальчики, храбрые солдаты, Волгу – в сорок первом,
Шпрее – в сорок пятом.
Показали мальчики за четыре года,
Что такое мальчики нашего народа.
Учитель. Ребята, есть такая профессия – Родину защищать. “Солдатами не рождаются. Если Родина в опасности, солдатами становятся” – писал К.Симонов. Наверное, так же думали молодые ребята, защищавшие Москву в 1941году.
Й ученик.
Мы, мальчишки, азартно стреляли
В черный скрежет с паучьим крестом.
Нас и в счет-то, наверно, не брали…
А мальчишки Москву отстояли
И дошли до Берлина потом.
Учитель. Им, молодым мальчишкам, храбрым солдатам, посвящаем мы сегодня наш урок и поговорим о повести К.Д.Воробьева “Убиты под Москвой”; выясним, чем эта повесть отличается от других повестей о войне. Сначала мы познакомимся ближе с автором повести.
Формирование новых понятий.
С материалами по биографии и творчеству выступают двое учащихся.
Учитель. Повесть “Убиты под Москвой” была опубликована впервые А.Твардовским в журнале “Новый мир” в 1963году. В основу повести легли личные впечатления и переживания автора во время боев под Москвой. Давайте обратимся к истории. (Ученики рассказывают о битве за Москву.)
Учитель. Защитники Москвы…
6-й ученик. Учебная рота кремлевских курсантов шла на фронт.
"В ту пору с утра и до ночи с подмосковных полей не рассеивалась голубовато-прозрачная мгла, как будто тут сроду не было восходов солнца, будто оно навсегда застряло на закате, откуда и наплывало это пахучее сумеречное лихо-гарь населенных пунктов. Натужно воя, невысоко и кучно появлялись “юнкерсы”. Тогда рота согласно приникала к раздетой ноябрьской земле, и все падали лицом вниз, но все же кто-то непременно видел, что смерть пролетела мимо, и извещалось об этом каждый раз по-мальчишески звонко и почти радостно. Рота рассыпалась и падала по команде капитана, четкой и торжественно напряженной, как на параде.
Рота шла вторые сутки, минуя дороги и обходя притаившиеся селения. Впереди и уже недалеко должен быть фронт. Он рисовался курсантам зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти, и они шли не к нему, а в него, чтобы заселить и оживить один из временно примолкших бастионов…"
Ход урока.
II. Слово учителя.
Прозвучало стихотворение Ю. Друниной. «Женщина на войне». Женщина и война – совместимы ли эти понятия? Подвиг, его грани, его гуманистическая сущность – об этом мы будем говорить сегодня. Сказанное должно найти отражение в предстоящей работе – рецензии. Итак, одна из целей наших двух сегодняшних уроков - продолжить отработку навыка написания рецензии, ввести в рецензию на книгу элемент рецензии на фильм, так как следующий этап в нашей работе по развитию речи - рецензия на фильм. Мы должны уметь отличать рецензию от отзыва. Рецензию мы будем писать на повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие». В этом году юбилей писателя.
V. Работа над отзывом.
1) Словарная работа: отзыв о…., рецензия на…
2) Слово учителя. Вы должны уметь отличать отзыв от рецензии. После прочтения книги я попросила вас написать отзыв, в котором бы отразились ваши первые впечатления от прочитанного. (Дается краткий анализ работ)
3) Чтение отзыва. (2 лучшие работы)
4) Вопрос: чем отличается отзыв от рецензии?
VIII. Вывод. Слово учителя.
Борис Васильев видит основу духовного преобразования старшины в его исконных нравственных качествах, прежде всего в неискоренимом чувстве ответственности за все на свете: за порядок на разъезде и за сохранность казенного имущества, за настроение подчиненных и за соблюдение ими уставных требований. Так в повести «А зори здесь тихие» раскрывается связь между добросовестностью, рачительностью человека-труженика и его способностью к высокой гражданской активности.
В конце повести автор поднимает своего героя на высоту осознанного героизма и патриотизма. Авторская интонация, сливаясь с голосом Васкова, достигает патетики: «Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно – держать. И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федот Евграфович Васков, был сейчас ее последним сынком и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия».
Единый подвиг – защита Родины – уравнивают старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде. Так возникает еще один мотив повести: каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, чтобы зори были тихие. Это и есть мера героического, по Васильеву.
Кому же адресована повесть?
(Молодому поколению, чтобы помнили – об этом говорится в эпилоге).
IX. Беседа по фильму.
Создатель фильма С. Ростоцкий усилил эмоциональную отдачу. Средствами киноискусства удалось углубить контраст между мирной счастливой жизнью и войной, смертью, лежащей в основе повести. Почему в фильме война в черно-белом изображении, а мирная жизнь девушек (вспомните фрагменты первой части фильма, просмотренные ранее) и современная – в цветном?
(Присутствие цвета напоминает, что красота природы никого не трогает, не задевает. Все силы отданы борьбе.)
- В фильме нашим современникам уделено больше места, чем в книге. Поэтому тема памяти стала значительнее.
X. Просмотр фрагмента фильма (эпилог) – три минуты.
Заключение
В результате проведенной работы было осуществлено исследование и обобщение форм и приемов изучения литературы ВОВ в 8-9 классах, выяснение, целей, особенностей, проблем, основных путей этого изучения. На основе, этого, отвечая на поставленные в работе вопросы, мы можем сделать следующие выводы:
- Несмотря на свою относительную «молодость», курс литературы ВОВ занимает прочное место в ряду других произведений, предусмотренных программой. В свою очередь, та его часть, с которой ученикам предстоит встретиться в 8-9 классах, играет очень важную функцию: она знакомит учеников с авторами, писавшими на военную тематику, подготавливает к дальнейшему изучению военных произведений в старших классах, позволяет настроиться на правильное восприятие лирики и прозы о Великой Отечественной Войне.
- курс военной литературы в 8-9 классах тесно связан с такими предметами как всемирная история, история Беларуси, белорусская литература, что может быть использовано при проведении занятий.
- при изучении литературы ВОВ в 8-9 классах может использоваться все многообразие методических форм и приемов, что подтверждается разработками педагогов Беларуси и России (а также опытом педагогов г. Могилева).
- помимо общепринятых имеются некоторые специфические для данного курса находки (проведение урока-праздника с участием ветеранов, воссоздание панорамы боя и т.д.).
- большую роль при изучении военных тем играет дополнительное чтение, т. е, внеклассная работа, которая может реализовываться в различных формах (факультативные занятия, уроки-концерты, посещения музеев и т.д.).
- формы и приемы работы над произведениями военной тематики тесно связано с целями, которые призван реализовывать курс.
- в свете недавних событий и начавшейся в некоторых странах бывшего СССР, в свете вооруженных конфликтов в отдельных странах значимость курса литературы ВОВ резко возрастает. Как было уже сказано выше, иногда для учеников, подходящих к 8-9 классам характерна полная неосведомленность о военных событиях, ученики просто не ощущают войну как величайшую трагедию, не осознают ее масштабов. Или же место имеют так называемые ура-патриотические настроения, если ученики осознают Отечественную Войну как легкую и победоносную («потери были, но не у нас») Именно эти упущения должен исправить курс литературы, вводимый в 8-9 классах. Вместе с учителем с помощью художественных произведений ученики должны постичь неприкрашенную реальность войны, понять ее ужас, оценить всю ценность человеческой жизни – задача, как нельзя более актуальная на сегодняшний день. Особенность курса таким образом - прежде всего в его практической значимости.
Основные цели и задачи данной работы таким образом можно считать достигнутыми. Однако это – лишь малая толика в огромном количестве исследований, которые требуются по данной теме. Нерешенными остаются такие проблемы как соотнесение тем военной литературы в 8-9 и 11 классах, их преемственность и развитие в 11 классе основных мотивов, намеченных в 8-9; соотношение курса русской военной литературы с белорусской и изучение литературы ВОВ в школах с белорусским уклоном и т. д. Эти проблемы также представляются важными и актуальными на сегодняшний день.
Нам кажется, что Великая Отечественная Война осталась в далеком прошлом. Однако шестьдесят с небольшим лет для истории – ничтожный отрезок. И поколения, которые идут за нами, не должны забывать страшной были тех лет или оценивать ее неверно, или относиться к ней чересчур легко («подумаешь – была война, была победа!»). Как известно, забвение может вести к повторению. Об этом каждый учитель должен помнить прежде всего.
Приложение
Оформление.
Живые цветы.
Звучит песня“ День Победы”
(Слова Харитонова, музыка Тухманова).
На доске: тема урока, эпиграф:
“Для нашей Родины всегда будет святым день 9 Мая.”
(Маршал К. Жуков.)
Выставка книг о Великой Отечественной войне.
Выставка рисунков и творческих работ учащихся.
Картины:
А. Дейнека “Оборона Севастополя”,
А. Лысенко “Победа.1945год.”.
Учитель: Ребята! Сегодня у нас состоится не совсем обычный урок - праздник. Мы проводим его накануне большого и радостного праздника - 60-летия со Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.
Для всех нас День Победы – это день торжества, день памяти, “праздник со слезами на глазах ”.
Давно уже стали историей грозные дни войны. О них вы много узнали и еще узнаете из прессы, телепередач, на уроках истории и литературы, на классных часах, из рассказов ветеранов. Советские писатели с первого дня войны начали создавать коллективную летопись мужества и героизма нашего народа в годы Великой Отечественной войны.
Эту летопись составляет огромное множество произведений: стихи, песни и поэмы, рассказы, повести и романы, пьесы и киносценарии, очерки и публицистика, дневники. Поистине необъятное книжное море!
Тысячи людей были на войне героями. Имена многих нам неизвестны. Мы даже часто не знаем, что герои живут рядом с нами.
(Учитель представляет гостей - участников войны. Дети дарят им цветы.)
Уважаемые гости! Пусть наш урок будет и для вас небольшим праздником. А оживить в памяти важные страницы истории нам поможет группа ребят. Слушая правдивые строки художественной литературы и публицистики, строки произведений, основанных на документальном материале, вспомним о трудном пути нашего государства к победе, вспомним павших.
1-ый ученик: Враги, напавшие на нашу страну, были сильными и очень жестокими, они беспощадно убивали стариков женщин, детей. Это они оставили на земле кровавые незаживающие следы: в Польше - Майданек и Освенцим, во Франции - Орадур, в Чехословакии-Лидице, в России - Красуха, на Украине - Бабий Яр, в Литве-Пирчюпис, в Белоруссии - Хатынь.
На экране – мемориал (Хатынский колокол, Вечный огонь возле “Стены памяти ”).
С болью и гневом гудят колокола Хатыни. Они рассказывают о трагедии белорусской деревни.
22 марта 1943 года отряд фашистов окружил деревню. Все жители - старики, женщины, дети- были заживо сожжены.
149 живых душ поглотил лютый пожар. В живых случайно оказался единственный взрослый житель Хатыни Иосиф Иосифович Каминский и четверо мальчишек. Они поведали миру о страшном преступлении фашизма.
В книге белорусского поэта Антона Белевича “Хатынь: боль и гнев ” есть страшный рассказ И.И. Каминского:
“Загнали нас всех в овин, а в том овине под крышей летают голуби. Через круглую дыру под коньком вылетают, воркуют в гнёздах…Люди добрые, как я в те горькие минуты завидовал голубям: они могут прилетать, могут вылетать. А я, жена моя и дети, родичи и соседи в ловушке. И не выйти нам из неё на волю…
Тесно, душно стало в холодном, просторном овине. Некого больше гнать, всех хатынцев вместил пустой сараище. Проскрипели, затворились снаружи ворота…
И вдруг жуткий голос:
- Горим!..
Горьким дымом запахло в овине. С крыши посыпались искры…Люди бросились к воротам. Стали колотить ногами, плечами навалились. Затрещали ворота, распахнулись. Свежим ветром дохнуло в овин, свинцовым ливнем хлестнуло…Как в кузнечном горне. Трещат волосы, дымится одежда…Кричу сыну прямо в ухо:
- Под ногами у людей пробирайся к воротам!
Пополз он, я - за ним. Выползли. Адам вскочил и, пригнувшись, побежал за овин. Догнали его вражьи пули…Бросился я к сыну, а фашист и по мне очередью. Упал я. Подошёл солдат и давай меня сапогами пинать, прикладом бить. Подумал злыдень, что я уже мёртв…”
…В луже крови лежал Иосиф Иосифович Каминский…Он уже не видел и не мог видеть, как догорал овин, как догорали в том овине дети, догорали их отцы и матери, деды и бабушки, догорала жизнь Хатыни…
2-ой ученик:
В концлагерях были убиты и замучены миллионы людей.
Вспоминает польская писательница Кристина Живульская, которая в 1943 году попала в гитлеровский лагерь уничтожения – Освенцим. Ей чудом удалось выжить, и она рассказала людям о зверствах гитлеровцев в книге “Я пережила Освенцим ”: “На обратном пути из лагеря, проходя мимо второго крематория, я слышала предсмертные крики. Мы опять шли с шефом. В ногу, пятерками, бледные, сжав зубы, мы шли “дорогой смерти ”.
Мы повернули направо, к нашим воротам. Транспорт с платформы шел прямо к крематорию. Светловолосая девочка нагнулась, чтобы сорвать цветок у дороги. Наш шеф возмутился. Как можно портить цветок, как можно топтать траву? Его воспитание не позволяет спокойно смотреть на это. Он подбежал к ребенку, которому было не больше 4-х лет, и пнул его ногой. Малютка упала и села, изумленная, на траву. Она не плакала. Не выпуская из ручонок сорванный от цветка стебель, она глядела широко открытыми, удивленными глазами на эсэсовца. Мать взяла ребенка на руки и пошла вперед. Девочка все время выглядывала из-за ее плеча. Она не спускала глаз с нашего шефа. Ручка крепко сжимала стебелек.
-Взгляд этого ребенка-приговор всему фашизму, - с ненавистью проговорила идущая рядом со мной Таня.
-Что это за чудовище: бить ребенка, который через пять минут
погибнет…”.
(Звучит песня “Нам нужна одна победа” (Муз. Б. Окуджавы).
3-ий ученик: Фашисты хотели запугать советских людей, превратить их в покорных рабов, но наши города отражали бешеный натиск врага. У стен Бреста, Севастополя, Москвы, Одессы, Киева, Ленинграда, Сталинграда нашли свою гибель фашистские армии.
Открытые степному ветру, Дома разбитые стоят. На 62 километра В длину раскинут Сталинград.
Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой,
Встал фронтом поперёк России –
И всю её прикрыл собой!
(С. Орлов “Сталинград”.)
4-ый ученик:
В веках будет жить подвиг защитников Москвы, Сталинграда, Севастополя, Ленинграда.
900 дней город-герой Ленинград сопротивлялся врагу. Вместе со взрослыми перенесли блокаду и подростки.
(Зачитывает строки дневника ленинградского юноши В. Мантула из книги “Говорят погибшие герои”):
Июня 1941 года.
Началась война с Германией…Пойду добровольцем.
Июля.
Я подал заявление, но не взяли.
Августа.
Часто приходится бегать по тревоге на пост. Дежурю сейчас на крыше своего корпуса…
29 сентября.
Побывал несколько раз под бомбами.… Пришёл после 18-ти часовой смены. Работал полдня и ночь.
Ноябрь.
250 гр. хлеба (почти глины) в день, артиллерийские обстрелы, отсутствие жиров, конфет, мяса…
Декабрь.
Порвались ботинки. С дырявой подмёткой на морозе погрузка или выгрузка угля, очистка проездов от снега. А затем всё те же 250 гр. хлеба.
Января 1942 года.
Прошёл Новый год. Встречали его с чашкой чая, куском хлеба и ложечкой повидла… Кончаются дрова. Взять неоткуда.
Января 1942 года.
Надо сейчас идти по воду. Вода замёрзла абсолютно везде, и нести её придётся за 4 километра из колодца…Мороз меня прямо страшит. Если дойду, то это будет великое счастье…
Владимир Мантула – один из рядовых защитников города Ленинграда – умер в 17 лет от голода.
1-ый ученик: Минувшая война-это море человеческой крови и страданий. И надо воздать должное нашему народу, который сумел выстоять и одержал Великую Победу!
Без малого четыре года
Гремела грозная война.
И снова русская природа
Живого трепета полна.
Там, где мы брали кровью, с боя,
Противотанковые рвы,
Цветы, обрызганы росою,
Встают, качаясь, из травы.
Где ночь от ярких молний слепла,
Кипела в заводях вода,
-Из камня, щебня и из пепла
Встают родные города.
И вот дорогою обратной,
Не покоряемый вовек,
Идет, свершивши подвиг ратный,
Великий русский человек.
Он сделал все. Он тих и скромен.
Он мир от черной смерти спас.
И мир, прекрасен и огромен,
Его приветствует сейчас.
А сзади темные могилы
Врагов на дальнем берегу
-О нашей доблести и силе
Напоминание врагу.
(М. Дудин “Победитель”.)
Учитель: Художественная литература, запечатлевшая беспримерный героизм нашей армии и флота, партизан и тружеников тыла, служит для новых и новых поколений неиссякаемым источником познания того, что такое война, сколько горя и страдания причинила она нашему народу и какой дорогой ценой досталась нам победа.
Талантом писателей, поэтов, пишущих на десятках языков народов нашей страны, создана коллективная эпопея Отечественной войны1941-1945годов.
На нашей книжной выставке представлены лишь некоторые книги о Великой Отечественной войне.
Безусловно, талантливых, получивших признание читателей произведений о войне, неизмеримо больше.
2-ой ученик: Ради жизни других людей гибли на фронтах наши прадеды. И именно ради жизни на родной земле несут сегодня свою службу, исполненную зачастую смертельных опасностей, наши воины - современники. Низкий поклон им за это, поклон людям, которым выпал тяжкий жребий войны.
Низкий поклон вам, воинам - победителям, доблестным ветеранам, выстоявшим, победившим, свято исполнившим свой воинский долг!
(Звучит песня “День Победы”.)
Слово предоставляется ветеранам. Они вспоминают далекий день - 9Мая1945г. Дети благодарят ветеранов и дарят им сувениры.
3-ий ученик: Память о тех, кто погиб в Великой Отечественной войне, обязывает нас хранить мир на земле, чтобы не повторилась вновь страшная трагедия.
Восходят рассветы, сгорают закаты,
Не ищет, не знает земля тишины.
В трудах и тревогах седеют солдаты-
Герои давно отгремевшей войны.
Прошли эти люди сквозь громы и пламя,
Но молоды сердце и руки сильны.
На стройках великих работают с нами
Герои давно отгремевшей войны.
Мы помним про подвиг, свершенный когда-то,
Дорогу отцов продолжают сыны.
Спокойны и счастливы будьте, солдаты,
Герои давно отгремевшей войны.
(Геттуев “Герои давно отгремевшей войны”.)
4-ый ученик: В мире добра и красоты человек сам добреет, теплеет душою, яснеет сердцем. Он может еще плодотворнее создавать добро для людей. Так пусть же никогда не уснет разум, пусть навечно в нашей памяти останутся имена героев, отдавших жизнь за мир на земле!
5-ый ученик:
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
(А. Твардовский.) [27, c. 103-108]
Урок 3. Библиотечный урок "Человек на войне"
Цели:
· показать основные качества человека на войне: любовь к Родине, народу, ненависть к врагу;
· прививать любовь к Родине;
· воспитывать чувство гордости человека на войне;
· продолжать работу по анализу текста;
· развивать умение интерпретации.
Материалы: портрет В. Некрасова; музыкальные произведения В. Высоцкого “Он не вернулся из боя”, Е. Мартынов - А. Дементьев “Алешенька”; фотоснимки памятника-ансамбля Мамаев курган; музейные экспонаты.
Ход урока
Этот урок мы посвятим одному из самых волнующих и дорогих сердцу нашего человека юбилеев - 60-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
/Стихотворение “Горе войны” И. Слепнева выразительно читает ученик./
Затрещали бинты и ремни, донеслось замешательство гула…
Подошло ко мне горе войны
И ревниво в глаза заглянуло.
Из-под нервных облепленных век
Колыхнуло смертельное море:
Не боишься меня человек,
Не забыл ты военного горя?!
У суровых солдатских могил
Я подкошенный стал на колени…
Нет, война, ничего не забыл,
Ты пылаешь в моем поколенье!..
И тревоги и тайны полна,
Не подвластна случайному зову,
Но тебя не боюсь я, война,
Проходи подобру-поздорову.
И сегодня мы поговорим об одной из величайших битв Великой Отечественной войны - Сталинградской битве.
Открытые степному ветру,
Дома разбитые стоят.
На шестьдесят два километра
В длину раскинут Сталинград.
Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой,
Встал фронтом поперек России –
И всю ее прикрыл собой.
1 ведущий: “За Волгой для нас земли нет”,- это слова тех, чьи имена высечены на обелисках у стен Сталинграда. Это слова тех, кто защищал город. Для них, действительно, не было другой земли: они вросли в эту твердыню, и ни танки ни снаряды не смогли опрокинуть их в Волгу. Солдаты неистово держались за этот берег, оттолкнувшись от которого наша армия начала свой путь на Берлин.
2 ведущий: На отдельных этапах этой самой грандиозной в истории человечества битвы, которая охватила территорию около 100 тыс. кв. км., участвовало более 2 млн. человек, 26 тыс. орудий и минометов, более 2 тыс. танков и столько же самолетов. Здесь фашисты потеряли более четверти всех сил, действовавших в это время на советско-германском фронте.
Победа! Ее творцом и ее героем стал народ. И мы сегодня вспомним лишь некоторые события этой исторической битвы.
Как будто вновь я каждый день переживаю
Во мраке сомкнутых усталостью ресниц
И памяти руками разжимаю
Ладони слипшихся истории страниц.
1 ведущий: К середине июля 1942 года враг сосредоточил в большой излучине Дона крупные силы с целью овладеть Сталинградом. Ожесточенными и оборонительными боями советских войск на рубеже рек Чир и Цимла 17 июля 1942 года началась одна из величайших битв.
2 ведущий: К началу обороны было построено 2750 км. окопов и ходов сообщения, до 1860 км. противотанковых рвов, до 85 тыс. различных площадок и позиций для огневых средств.
1 ведущий: Грозным было лето 1942 года. Собрав все силы, вражеские полчища двинулись к Волге, а 23 августа они к ней прорвались.
Вот один из эпизодов этого периода:
- Идут кровопролитные бои на подступах к Сталинграду. Горит степь, кругом рвутся снаряды, огонь, дым. 16 солдат-гвардейцев вступили в неравный бой. Уже отбиты четыре атаки пехоты. Был жесточайший бой с танками. Из 16 бойцов осталось 12, затем - 7. А танки ползут и ползут. Осталось по три гранаты на солдата, а танки все ближе… Бойцы делают из гранат связки и бросаются под танки.
/Звучит запись песни в исполнении В. Высоцкого “Он не вернулся из боя”, а ученик читает стихотворение М. Упеника “Огонь на себя”./
2 ведущий: Когда механизированные колонны генерал фельдмаршала Паульса с тяжелыми боями пробились к Волге, замерла вся порабощенная Европа: неужели падет город на Волге? Это были самые трудные дни войны:
Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал,
Злой и упрямый, по грудь в земле,
Насмерть солдат стоял.
Знал он, нет дороги назад
-Он защищал Сталинград.
/Из стихотворения А.Суркова “ Защитник Сталинграда”./
1 ведущий: Вы, наверное, слышали легенду о смелом Данко, который, спасая людей, вырвал из своей груди сердце, чтобы осветить путь людям. Таким Данко называли и матроса-пехотинца Михаила Паникаху. Вместе со своим батальоном он сражался в заводском районе Сталинграда. Завязался неравный бой с фашистскими танками. Гранаты на исходе. У Михаила осталось только две бутылки с зажигательной смесью, а бой продолжается. Вот танк ползет прямо на него. Михаил поднял бутылку, чтобы бросить в стальную громаду, но в нее попадает пуля. Воспламенившаяся жидкость хлынула на матроса, он загорелся. Замерли люди. Схватив вторую бутылку, Паникаха живым пламенем бросился к танку.
Отгремят бои, но жить будет память о Сталинградском Данко-матросе Михаиле Паникаху и в виде памятника. /Показывают снимок памятника матросу М.Паникаху. /
2 ведущий: Несмотря на исключительно тяжелые условия, защитники Сталинграда выстояли, а в ноябре 1942 года, после тщательной подготовки советские войска перешли в наступление и замкнули кольцо окружения вражеских войск.
1 ведущий: С господствующей высоты Сталинграда, Мамаева кургана, гитлеровцы видели израненный, обугленный, но непокоренный город. От кургана до берега Волги оставалось лишь несколько сот метров, но враги не прошли через Мамаев курган, ибо наши воины не сошли с его крутых склонов. Отвага и мужество стали той преградой, которая остановила врага, прошедшего по многим странам Европы.
2 ведущий: Защитники Сталинграда понимали значение Мамаева кургана и образно называли его “главной высотой”. Потом сто дней и ночей над Мамаевым курганом свирепствовали железные ливни. Вершина кургана много раз переходила из рук в руки, а северо-восточные ее склоны прочно удерживали наши воины на протяжении всего периода боевых действий. Почернел, будто обуглился от жестокого огня курган, земля на нем во время боев густо перемешалась с железными осколками и кровью. Позже поэт Роберт Рождественский сказал так:
/Читает ученик/
Великая Отечественная война оказала на общественное сознание огромное влияние. Влияние это не было неоднозначным. С одной стороны, великая победа в жестокой войне воспринималась как верность избранного пути. С другой стороны, чувство ответственности за судьбу Родины. Наиболее значительными книгами, оказавшими влияние на художественное сознание, судя по анкете писателей, явились два произведения 1946 года - “Звезда” Эммануила Казакевича и “В окопах Сталинграда” Виктора Некрасова, которому в том же 1946 году была присуждена Сталинская премия.
Виктор Некрасов попал на фронт в первые дни войны, воевал под Сталинградом, был дважды ранен, на себе испытал то, что описано им в “Окопах Сталинграда”. В его повести нет ни генерала, ни политработника - только солдаты и офицеры. Для человека, который держит оборону или идет в атаку, важнее других - сейчас решаемая им задача.
- Как вы думаете, какая задача стояла перед бойцами повести “ В окопах Сталинграда?
/Для героев данного произведения задачей было отстоять “главную высоту” - Мамаев курган./
- Как достигается достоверность изображаемого автором? В чем особенности авторского повествования?
/Повествование ведется от первого лица. Герой Некрасова - Юрий Керженцев - один из защитников Сталинграда. Достоверность рассказа достигается тем, что мы видим события глазами героев и тем, что писатель чаще всего употребляет глаголы настоящего времени: тем самым читатель становится как бы участником действия, вовлекается в него, идет шаг за шагом рядом с героем. Особенность авторского повествования еще и в особом стиле - четкость, все без излишеств, нет красивых слов. Стиль автора похож на дневниковые записи. Изображение событий и героев сжатое, скупое. Будни войны описаны как тяжелая военная работа. Автор не говорит о героизме, хотя великое значение Сталинградской битвы было очевидным сразу, здесь мы видим ежедневный подвиг солдат и офицеров./
- Некрасов показывает неизбежную на войне смерть не героической, не романтической, а страшной в своей простоте и обыденности. Подтвердите это примерами из текста.
/Вот умирает раненый в живот связной штаба Лазаренко: “- Я… товарищ…лейт… - он уже не говорит, а хрипит. Одна нога загнулась, и он не может ее выпрямить. Запрокинув голову, он часто дышит. Руки не отрывает от живота. Верхняя губа мелко дрожит. Он хочет еще что-то сказать, но понять ничего нельзя. Он весь напрягается. Хочет приподняться, но сразу обмякает. Губа перестает дрожать”. К этой сцене автор не дает никаких комментариев, лишь скупо описывает, как засыпают руками убитого, прикрыв плащ-палаткой, как после продолжают бой. В этой кажущейся простоте и заключена правда о войне, о человеке на войне./
- Как описывается война в повести?
/Самое страшное на войне не снаряды и бомбы, а бездеятельность, отсутствие цели. Бомбежки, жара, нерзбериха, всеобщее смятение - наши войска отступают. Керженцев испытывает стыд от того, что он, командир, “не знает, где его взвод, полк, дивизия”, от того, что чувствует свою вину за отступление, за то, что мирные жители “завтра проснуться и увидят немцев”. Война - это не только тяжелые бои, но и тяжелый физический труд. Бойцы долбят кирками твердый, как камень, гранит. Им приходиться быть и землекопами, и плотниками, и печниками./
- Как вы считаете, может быть, война заставляет человека привыкнуть к смерти, делает бойца бесчувственным?
/Война заставляет человека привыкнуть к смерти, сделать человеческую жизнь не такой уж ценной. По этому поводу Некрасов пишет: ( ч.1 гл.16.) “ Я помню одного убитого бойца, он лежал на спине, раскинув руки, и к его губе прилип окурок. Маленький, еще дымившийся окурок. И это было страшней всего что я видел до и после на войне. Страшнее разрушенных городов, распоротых животов, оторванных рук и ног. Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания”. Такую деталь нельзя выдумать, ее надо увидеть и ужаснуться. Война влияет на характеры людей, выявляет те черты, которые были скрыты в мирной жизни. Одни оказываются трусами и приспособленцами, как Калужский; другие становятся тверже и решительнее, как Фарбер; третьи - терпимее, как разведчик Чумак. Юрий Керженцев говорит, что на войне узнаешь людей по-настоящему. “Мне теперь ясно. Она - как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный./
- Как война влияет на главного героя Юрия Керженцева?
/Юрий Керженцев вырос в Киеве в интеллигентной семье, увлекался архитектурой, живописью, музыкой, литературой. “Любил смотреть на луну, любил шоколад, любил сидеть в восьмом ряду партера и сирень, и выпить с ребятами”, - вспоминает он. Чумак говорит ему: “А я думал, что вы стихи пишете. Вид у вас такой поэтический”. Таким интеллигентам Чумак “до войны морды бил”, а теперь Керженцев при взятии сопки ведет бойцов в атаку, не прячется за чужими спинами, насколько возможно бережет людей/.
- Что помогает Юрию выстоять, не потерять достоинства, чести?
/Героизм Керженцева определяется сознанием, что ту, прежнюю жизнь - родной Киев, свой дом, мать - нужно защищать; определяется чувством ответственности, высокими нравственными качествами./
- Как по-вашему, насколько автобиографичен образ Керженцева?
/Автор и его герой во многом схожи: оба родились в Киеве, оба по образованию архитекторы, оба увлекаются искусством, оба воюют под Сталинградом. Правда, Керженцев на несколько лет моложе автора. Когда Некрасов припоминает довоенную молодость Керженцева, он, конечно, припоминает свою биографию. Автор говорит о том, что ему самому известно, и что им пережито./
У Юрия Керженцева в повести был ординарец Валега. Валега - это личность реальная и имя подлинное. Всего полгода Некрасов и ординарец служили рядом. Кроме боевых качеств на фронте ценится умение приспособиться к военным условиям, умение выжить. Этими качествами обладал Валега: “Это замечательный паренек. Он никогда ничего не спрашивает и не одной минуты не сидит без дела. Куда бы мы не пришли, через пять минут уже готова палатка. Котелок сверкает всегда как новый”. Он умеет, кажется, все на свете, он надежен в любой самой тяжкой фронтовой ситуации.
- Какова же специфика характеристики Валеги?
/Доброжелательный тон в описании Валеги, маленького, выносливого ординарца Керженцева: “Маленький мой Валега! Сколько исходили мы с тобой за эти месяцы, сколько каши съели из одного котелка, сколько ночей провели, завернувшись в одну плащ-палатку… Привык я к тебе лопоухому, чертовски привык… Нет не привык. Это не привычка, это что-то другое, гораздо большее./
- Что ценит в человеке автор?
/Некрасов обязательно испытывает человека на смелость, глядя на него глазами Керженцева. Например, он раздраженно думает об Астафьеве: оттопыренный мизинец, сложенные трубочкой губы, розовые ногти. Имя Ипполит напоминает ему толстовского Ипполита Курагина, недалекого и самоуверенного./
Некрасов не вдается в анализ, не пытается установить взаимосвязи. Ему достаточно фактов, проявлений. Все решает поведение в бою.
- Только ли боевые качества людей интересуют Некрасова?
/У Некрасова человек не исчерпывается смелостью и надежностью в бою. Например: Карнаухов тайно пишет стихи и зачитывается Джек Лондоном; Фарбер чувствует музыку; Игорь Сведерский хорошо рисует. Их увлечение - не бегство от войны, а продолжение своей прежней жизни./
Для Некрасова важны прочность духовных, умственных интересов. Интеллигентность для него неравнозначна образованности.
Итог урока: Что же за человек главный герой повести Юрий Керженцев?
/Он настоящий интеллигент, человек чести, имеет собственное мнение и не боится его высказать. Он доброжелателен и внимателен к людям, умеет видеть в них хорошее. Он сдержан и немногословен. Он проявляет мужество и стойкость не для того, чтобы показаться героем, он не может иначе. В любых обстоятельствах он остается человеком./
Вспомните, какая задача стояла перед героем и бойцами повести?
Кто и как выполнил эту задачу?
1 ведущий: Волгоградцы вернули к жизни Мамаев курган, вынули из его израненной земли мины, неразорвавшиеся снаряды и бомбы, разбили на нем скверы и парки, укрыли зеленым ковром трав.
2 ведущий: В городе возведено много памятников героям, а на Мамаевом кургане сооружен грандиозный скульптурный ансамбль. От площади скорби поднимается насыпной курган. У подножия главной скульптуры Матери-Родины захоронено около трех тысяч защитников Сталинграда. Венчает памятник-ансамбль 52-метровая скульптура Матери-Родины с мечом в руках, зовущая на бой с врагами.
1 ведущий: Война принесла огромный ущерб Сталинграду. Из города было угнано 74,7 тысяч жителей. Город был разрушен на 85%.
Тишина на Мамаевом… Строго и свято.
Жизнь отсюда до дна, до кровинки видна:
У нее на посту - Сталинграда солдаты,
Это память людская - бессмертна она.
…Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки. /А.Твардовский/
Домашнее задание: написать сочинение на тему: “Оживают страницы прошлого” по рассказам участников войны или их родных. [28, c. 34-43]
Введение
Школьный курс литературы непрерывно развивается и дополняется. Невозможно представить себе, чтобы в современной школе ученики изучали те же произведения, что и, например, пятьдесят-шестьдесят лет назад. Разумеется, есть классическая программа, но, поскольку литература сама по себе весьма динамична, в школьный курс постоянно будут добавляться новые произведения.
После Великой Отечественной Войны в русской литературе возник целый пласт, посвященный военным реалиям. Это были произведения разных лет, от написанных в окопах стихотворений, до повестей, появившихся через 10-20 лет после последних боев, когда люди получили возможность осознать происходившее. Конечно, эти произведения были включены в школьную программу не сразу. И, во всяком случае, не сразу она приобрела современный вид: за долгие годы, понемногу, отфильтровывалось то лучшее, что не утратило своей актуальности и по сегодняшний день, что можно предложить ученикам.
Проза и лирика ВОВ в современной средней школе изучаются в два этапа: в 8-9 классах, и после – в 11-том. В данной работе мы обратимся к курсу военной литературы 8-9 классов.
Возможно, потому что многие произведения были введены в него недавно или из-за небольшого количества часов, выделенных на его освоения, литературы, посвященной курсу, существует очень мало. К тому же эта литература во многом представлена практическими рекомендациями, статьями о творчестве конкретного автора (например, статья Н.К. Силкина «Василий Теркин» Твардовского в 8 классе»), план-конспектами отдельных уроков, небольшими методическими статьями. Это, например, работы А.А. Мушинской, И.А Учамбриной, И.И. Черновой. Существуют также несколько общих cтатей, посвященных изучению литературы ВОВ в школе: статьи Н.Н. Казначеевой, Е.Л. Короткиной. Однако теоретического комплексного обзора курса литературы ВОВ именно в 8-9 классах пока что не было проведено.
Исходя из этого, возникает необходимость обобщения и систематизации известного материала, формирования выводов на его основе. Это является по-настоящему актуальным вопросом современной методики, т.к. в отличие от классических произведений, например, 19 века, по курсу военной литературы не существует такого количества методических рекомендаций, которые могут быть реализованы на уроках.
Целью данной курсовой работы, таким образом, является исследование форм и приемов изучения литературы о ВОВ в 8-9 классах, выяснение, целей, особенностей, проблем, основных путей этого изучения. Задачи, которые ставит автор этой работы перед собой, таким образом, следующие:
- ответить на вопрос о необходимости и актуальности преподавания литературы ВОВ в средних классах.
- рассмотреть содержание, связь с другими предметами и особенности курса литературы Великой Отечественной войны.
- исследовать основные формы и приемы работы на уроках литературы по темам ВОВ в 8-9 классах.
- привести примеры планов-конспектов, разработанных русскими и белорусскими педагогами-методистами.
- ответить на вопрос о том, как преподается литература ВОВ в г. Могилеве, привести пример урока, проведенного в одной из могилевских школ.
На протяжении работы мы также коснемся внеклассных мероприятий по данному курсу, вкратце рассмотрим основные формы внеклассных занятий, а также приемы, которые могут на них применяться, а также обратимся к опыту могилевских педагогов и методистов. Также автором работы будут приведены примеры опросов могилевских учащихся, проведенных в нескольких школах (сш. № 22, 35, 8 и т.д.).
Реальность показывает, что события Великой Отечественной Войны в отдельных странах подвергаются переоценке. В этом свете особенно важно выяснить, что и как могут узнать подростки 8-9 класса из курса военной литературы, с какими проблемами при этом может столкнуться педагог, каким образом он может заинтересовать учеников и ввести их в трагический мир военной действительности.
Теоретические основы изучения художественных произведений о войне на уроках литературы
В главе дается краткий обзор основных авторов и произведений, предназначенных для изучения в 8-9 классах по рассматриваемой теме, проблем и особенностей изучения военной лирики и прозы. Также в главе кратко описываются приемы и формы обучения, приемлемые для данной тематики, приводится несколько частных рекомендаций методистов по изучению отдельных авторов.
Содержание и особенности преподавания литературы о ВОВ в 8-9 классах
Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события.
Так в первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый советский писатель готов все, свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданны. С самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись. Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим народом и боль отступления, и радость побед. Георгий Суворов, писатель-фронтовик, погибший незадолго до победы, писал: «Свой добрый век мы прожили как люди, и для людей». [1, с 22]
Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и...писали.
Русская литература периода ВОВ стала литературой одной темы – темы войны, темы Родины. Писатели чувствовали себя "окопными поэтами" (А. Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению А. Толстого, была "голосом героической души народа" [2, с 44]. Лозунг "Все силы – на разгром врага!" непосредственно относился и к писателям. Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой.
Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных сцен на фронте и в тылу. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа – вот основные мотивы военной поэзии. В стихах Тихонова, Суркова, Исаковского, Твардовского слышится тревога за отечество и беспощадная ненависть к врагу, горечь утрат и сознание жестокой необходимости войны.
В годы Великой Отечественной войны получили развитие не только стихотворные жанры, но и проза. Она представлена публицистическими и очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. Весьма разнообразны публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки.
В годы Великой Отечественной войны и в первое десятилетие после ее создавались и такие произведения, в которых главное внимание обращалось на судьбу человека на войне. Человеческая жизнь, личное достоинство и война – так можно сформулировать основной принцип таких произведений, как «Убиты под Москвой» К. Воробьева, "Это было в Ленинграде" А. Чаковского, «А зори здесь тихие» Б.Васильева.
Литература Великой Отечественной Войны – несомненно, один из важнейших пластов в составе русской литературы. Продиктованные болью, гневом и скорбью, радостью победы и горечью потерь, ее произведения представляют собой огромную ценность в ряду иных. Однако прошло немало времени, прежде чем из всего разнообразия жанров, произведений, авторов, были выделены те, с которыми ученикам предстоит познакомиться в школе.
Это знакомство происходит в несколько этапов, но нас интересует лишь тот этап, который проходят ученики в 8-9 классах.
При своей работе педагог обязан опираться на программу по русской литературе. Итак, сейчас мы обратимся к программе и выясним, с какими из произведений литературы ВОВ она предлагает знакомить учеников, сколько отведено на это часов, какими навыками ученики должны овладеть, иными словами – каково содержание курса литературы ВОВ в 8-9 классах.
В восьмом классе это знакомство явно только начинается. Здесь в ряду многих произведений и авторов указан А.Т. Твардовский, его поэма «Василий Теркин» - точнее, главы из этой поэмы «Переправа». «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял». На изучение этих глав программой отводится 4 часа. За это время учащимся предлагается узнать замысел поэмы, историю ее создания, народно-поэтическую основу поэмы, оценить характер главного персонажа - Василия Теркина, его жизнелюбие, душевную стойкость, мужество. Ученики также должны обратить внимание на юмор в поэме и на ее широкую популярность во время Великой Отечественной Войны. Во время изучения поэмы рекомендуется привлекать иллюстрации к ней Верейского О.Г. и репродукцию картины Ю.М. Непринцева «Отдых после боя». Ученики также должны написать сочинение о Василии Теркине (в форме характеристики, письма, дневниковой записки и т.д.) или сочинение по картине «Отдых после боя», на это им отводится еще 1 час. В качестве дополнительного чтения рекомендуется предложить детям дальнейшее самостоятельное изучение поэмы «Василий Теркин» и стихотворения. А.Т. Твардовского о Великой Отечественной войне.
Нельзя сказать таким образом, чтобы в восьмом классе знакомство учеников с литературой Великой Отечественной войны было обширным. Скорее, это лишь подготовка к более тесному изучению этой литературы, которое ждет их в старших классах. Можно сказать, что это лишь маленький порожек перед большой лестницей.
И первой ступенькой этой лестницы будет курс литературы Великой Отечественной Войны, ожидающий учеников в девятом классе. Он уже гораздо шире, чем в восьмом, и включает в себя и прозу, и поэзию.
Нужно отметить, однако, что при этом базовый и повышенный уровни в программе для литературы ВОВ не отличаются по количеству часов, а в области прозы – на повышенном уровне часов дается даже меньше, чем на базовом. Поэтому в дальнейшем мы будем ориентироваться именно на базовый уровень, время от времени обращаясь к повышенному, когда речь будет идти о чтении по выбору.
В девятом классе изучение литературы ВОВ уже подразумевает знание учениками основных событий и дат этой великой трагедии. Тем не менее, перед тем, как приступать непосредственно к изучению военной лирики, программа рекомендует небольшое вступление, посвященное непосредственно русской литературе в годы Великой Отечественной Войны, героическим и трагедийным мотивам в ней. Рекомендуется перечислить темы, которые бытовали в русской литературе в то время: темы Родины и народа, ненависти к врагу и гуманизма, защиты культуры и цивилизации, темы человека на войне и трудности победы, тема бессмертия воинского подвига.
Два часа в девятом классе отводится на изучение военной поэзии. За это время учащимся предлагается рассмотреть стихи на тему ВОВ таких авторов, как А.А. Ахматова («Мужество», «Клятва»); К.М. Симонов («Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Жди меня..»); Ю.В. Друнина («Зинка»); М.В. Исаковский («Враги сожгли родную хату…»); Л.И. Ошанин («Дороги»), А.Т. Твардовский («Лежат они, глухие и немые…», «Две строчки»); С. Орлов («Его зарыли в шар земной»). При этом предлагается изучить стихи трех авторов по выбору.
Довольно обширен при этом список литературы для дополнительного чтения. Он включает в себя лирические произведения Ю.В. Друниной («Ты вернешься), М.А. Дудина («Соловьи»), К.М. Симонова («Родина», «Дом в Вязьме»), Я.В. Смелякова («Судья», «Песня»), Г.К. Суворова («Еще утрами черный дым клубится…»), А.А. Суркова («Бьется в тесной печурке огонь»), А.Т. Твардовского («Рассказ танкиста», «В тот день, когда закончилась война») и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся.
Если же говорить о прозе ВОВ, то на ее изучение в 9 классе программой отводится всего лишь два часа, и учителю дается выбор между двумя произведениями: «Убиты под Москвой» К.Д. Воробьева и «Звездой» Э.Г. Казакевича.
В первом случае необходимо рассмотреть краткие сведения о писателе, его личность и особенности его творческой манеры, обратиться к проблематике повести, рассмотреть таких персонажей как капитан Рюмин и лейтенант Ястребов, обратить внимание на остроту и психологическую наполненность ситуаций, на то, как раскрывается тема человека на войне. Также необходимо, чтобы ученики имели понятие о том, как в повести раскрывается тема человека на войне.
Если учитель остановит свой выбор на повести Э.Г. Казакевича «Звезда», то необходимо рассмотреть краткие сведения о писателе, обратить внимание на показ в произведении героических будней ВОВ, на образ лейтенанта Травкина, на раскрытие темы любви и лиричность повести.
Для дополнительного чтения ученикам базового уровня предложены произведения Э.Г. Казакевича (рассказ «При свете дня») и Б.Л. Васильева (повести «В списках не значится», «Завтра была война», «А зори здесь тихие…»). На повышенном уровне к ним присоединяется творчество К.Д. Воробьева (повести «Это мы, Господи!», «Крик») и Ю.В. Бондарева (роман «Горячий снег»). [3, стр. 54, 67-69]
Таким образом, осмысление школьниками событий Великой Отечественной войны происходит при рассмотрении произведений писателей и поэтов различных эпох. «Для авторов книг о войне неоспоримо одно: массовый героизм народа в борьбе с врагом, прославляемый в произведениях о войне, позволяет сохранить национальное единство, душу народа в самые тяжелые времена» [4, с 55].
Таково содержание курса литературы ВОВ в 8 и 9 классе. Оно не слишком объемно и в основном нацелено на расширенный курс литературы о войне в старших классах. Но уже из этого проистекают некоторые проблемы.
К рассмотрению проблем изучения литературы Великой Отечественной Войны мы сейчас и обратимся.
Прежде всего, как уже говорилось немного выше, мы можем выделить проблемы, связанные непосредственно с содержанием курса. Так, например, сравнительно малый объем курса литературы ВОВ, то есть, малое количество произведений, рекомендованных для изучения программой в 8 и 9 классах. Мы уже упоминали о том, что на этом этапе курс призван служить лишь прелюдией для более подробного изучения военной литературы в старших классах. Однако, по мнению автора работы, даже этой «прелюдии» не помешает некоторое расширение и развитие – особенно в условиях современной действительности, когда подростки, несмотря на обилие военной литературы и фильмов о войне, слабо представляют себе масштабы этой относительно недавней еще трагедии. Разумеется, в старших классах они успеют пополнить свои знания, однако прискорбно будет, если познания учеников о литературе ВОВ в средних классах будут исчерпываться одним прозаичным произведением и несколькими лирическими (конечно, не все школьники прочитают рекомендованную дополнительную литературу).
Вторая проблема вытекает из первой. Нехватка времени для изучения литературы ВОВ (то есть, количество часов, отведенных на рассмотрение каждого произведения), по мнению автора работы, также заслуживает внимания. Разумеется, она напрямую связана с общей нехваткой часов литературы в школе, и в этой ситуации решение проблемы может быть затруднено, однако нельзя не обратить на нее внимание. Не будем останавливаться на ней подробно, скажем только, что в силу ряда обстоятельств на изучение той же «Звезды» Казакевича или «Убиты под Москвой» Воробьева времени отводится прискорбно мало (два часа, и педагогу при этом нужно выбрать одно произведение из двух).
Еще одной проблемой изучения курса литературы ВОВ в 8-9 классах является проблема его соотношения с курсом таких предметов как всемирная история и история Беларуси. Другими словами, к тому времени, как ученики познакомятся с произведениями военной литературы, они должны уже знать основные события и даты Великой Отечественной войны. Курс истории, соотнесенный по программе с курсом русской литературы, позволяет им это сделать, так что на первый взгляд, проблема не столь уж и велика. Но при ближайшем рассмотрении она может оказаться гораздо серьезнее, чем кажется вначале. В восьмом классе, например, ученики еще не могут рассчитывать на курс истории, поскольку темы Великой Отечественной Войны рассматриваются в 9-м классе, а специальный курс о ВОВ, введенный сейчас в начальных классах, ими уже основательно подзабыт. Что касается тех знаний о войне, которые ученики получают в 9-м классе, то ученики могут просто не соотносить их с курсом литературы. Таким образом, в обязанности учителя входит еще и пробудить познания учеников в этой области, напомнить им, что в какой-то мере они уже имеют понятие о событиях Великой Отечественной Войны, нужно только вспомнить…
Изучение литературы на военную тему сейчас вообще приобретает в этом смысле особую актуальность. «Удаленность от событий войны влияет на представления школьников о Великой Отечественной: уже деды нынешних школьников не воевали, а прадедов, которые могли бы передать свои непосредственные впечатления о войне, живых почти не осталось», - замечает в своей статье М. Сидоркин [5, с.4]. Поэтому усложняется решение задачи по донесению до учащихся значения Великой Победы для истории Беларуси и современности.
Все перечисленные выше проблемы мы можем отнести к объективным. Но в процессе изучения литературы ВОВ могут возникнуть и субъективные, частные проблемы, связанные с уровнем развития того или иного класса, уровнем патриотического самосознания, настроением учеников в момент прохождения определенной темы и т. д. Так, ученики могут не воспринимать литературу военной тематики просто потому, что не до конца осознают величину трагедии ВОВ, устали и т.д. Эти проблемы в основном решаются непосредственно учителем с помощью разнообразных методов и приемов, которые заставляют ученика заинтересоваться, прочувствовать глубину и психологизм произведения, сродниться с героями.
На основании сказанного мы можем сделать небольшой вывод об особенностях преподавания курса литературы ВОВ в 8-9 классах. Они состоят прежде всего в том, что при своем сравнительно небольшом размере и малом времени этот курс выполняет несколько важных функций:
- дает ученикам начальное понятие о литературе ВОВ;
- готовит учеников к дальнейшему рассмотрению литературы ВОВ в старших классах;
- начинает раскрытие тем человека на войне, военных будней, героизма, мужества и т. д.;
- несет огромную идеологическую нагрузку, т.к. должен дать ученикам верное представление о реалиях военной жизни и повысить их уровень патриотизма.
Таковы, в общих чертах, особенности, проблемы и задачи курса военной лирики и прозы за 8-9 класс среднеобразовательной школы. Однако, отчасти отвечая на вопрос «что изучать», мы закономерно переходим к вопросу «как изучать», то есть, к приемам и формам изучения военных тем на уроках литературы в 8-9 классах. Именно к ним мы и обратимся ниже.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 301.