Для анализа и перспектив развития предприятия применим SWOT анализ, который позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны предприятия, а также потенциальные возможности и угрозы.
Сильные и слабые стороны – это внутренние стороны предприятия, которые подконтрольны ему, возможности и угрозы связаны с внешними факторами, характеристиками рыночной среды и неподвластны влиянию предприятия.
Факторы SWOT анализа представим в таблице 1.10.
Таблица 1.10. Факторы SWOT анализа.
Факторы | Описание факторов |
1. Силы | 1.1. Наличие квалифицированного персонала 1.2. Высокий технический ресурс, наличие сертификатов качества 1.3. Наличие службы маркетинга 1.4. Инжиниринг и разработка новых товаров |
2. Слабости | 2.1. Наличие старого изношенного оборудования 2.2. Финансирование технического развития 2.3. Сезонность продаж 2.4. Трудности в организации сбыта большого объема продукции |
3. Возможности | 3.1. Государственная поддержка 3.2. Развитие дилерской сети, создание СП 3.3. Выбор надежных поставщиков 3.4. Сложившийся имидж торговой марки «Витязь» |
4. Угроза | 4.1. Интенсивная конкуренция 4.2. Появление новых товаропроизводителей 4.3. Снижение покупательской способности 4.4. Несовершенство законодательства |
Комбинация «возможности – сильные стороны» является направлениями стратегического развития предприятия. Из данной комбинации следует: перспективным направлением является создание товаропроводящей сети, нахождение финансово-самостоятельных партнеров, имеющих собственные оборотные средства, торговые площади, создание совместных предприятий. Возможность осуществления этого направления служит квалифицированный персонал предприятия, высокий технический ресурс, наличие сертификата качества по международной системе качества ИСО9001 на все модели телевизоров.
Комбинация «возможности - слабые стороны» предполагает внутренние преобразования. Необходимо проводить техническое перевооружение и модернизацию оборудования, которое позволит снизить процент износа основных производственных фондов, внедрять современные технологии, а это возможно при государственной поддержки, предоставления целевых кредитов, выделение субсидий.
Комбинация «угрозы – слабые стороны» рассматривает ограничения стратегического развития. Новые угрозы – это появление новых товаропроизводителей, в результате чего появляются трудности в организации сбыта большого объема продукции.
Комбинация «угрозы – сильные стороны» рассматриваем, как использовать потенциальные стратегические преимущества предприятия. Инжиниринг и разработка новых товаров, наличие квалифицированного персонала, наличие сертификата качества на телевизионную продукцию позволит расширить, завоевать новые рынки сбыта и удержать конкурентное преимущество.
Матрица SWOT – анализа представлена в таблице 1.11.
Таблица 1.11. SWOT матрица.
Факторы | Возможности | Угрозы | ||||||
Силы | 3.1. | 3.2. | 3.3. | 3.4. | 4.1. | 4.2. | 4.3. | 4.4. |
1.1. | - | + | + | + | + | - | - | - |
1.2. | + | + | + | + | + | + | - | - |
1.3. | + | + | + | + | + | + | - | - |
1.4. | + | + | + | + | + | + | + | - |
Слабости | ||||||||
2.1. | + | - | + | + | - | - | - | - |
2.2. | + | + | + | + | + | + | + | - |
2.3. | - | + | + | + | - | - | - | - |
2.4. | + | + | + | + | - | - | - | - |
Осуществлении производственной деятельности предприятие, все виды его деятельности могут подвергаться не только воздействию внутренних и внешних факторов, при этом могут иметь место следующие виды рисков и потерь:
- материальные (дополнительные затраты или потери, утрата материальных объектов в виде зданий, сооружений, оборудования, имущества, продукции, материалов и т.д.);
- трудовые (потери рабочего времени вызванные случайными, непредвиденными обстоятельствами), проблемами со сбытом продукции;
- финансовые (выплаты штрафов, уплата дополнительных налогов и сборов, недополучение или неполучение средств из запланированных источников, неплатежи, уменьшение выручки от снижения цен, в связи с инфляцией, изменением курса рубля;
- потери времени (запаздывание по срокам выполнения работ и срыв намеченных сроков реализации проекта);
- политические (нестабильная экономическая ситуация в республике, и как результат, резкое снижение инвестиционной деятельности);
- прочие потери (нанесение ущерба здоровью и жизни населению и т.д.)
Критическую степень риска могут вызвать финансовые потери, связанные со значительными непредвиденными предприятием рыночной коньюктуры, цен спроса и предложения и неадекватными инфляции изменениями валютных курсов при экспортных поставках продукции, снижением потребительского спроса, а также возможное ухудшение экономического положения предприятий смежников и удорожание краткосрочных банковских кредитов на пополнение оборотных средств.
Рассмотрим возможные факторы коммерческого риска и основные мероприятия, направленные на их ослабление (таблица 1.12.)
Таблица 1.12. Коммерческие риски и мероприятия, направленные на их ослабление.
Факторы риска | Мероприятия |
1 | 2 |
1. Колебание спроса на продукцию | 1. Стимулирование спроса за счет снижения цены, расширение предложения новых видов продукции |
2. Нестабильность поставок сырья | 1. Создание страхового запаса сырья 2.Изыскание дополнительных источников пополнения оборотных средств, в том числе за счет увеличения доли прибыли, направляемой на их формирование |
3. Уменьшение объема спроса | 1. Проведение эффективной работы по снижению затрат на все виды деятельности и цены конечной продукции, обеспечение реализации намеченной программы реструктуризации производства. 2. Изменение маркетинговой политики и проведение более активной рекламной компании. 3. Развитие дилерской сети. СП по продаже продукции завода с зарубежными партнерами. 4. Усиление контроля за качеством выпускаемой продукции. 5. Продвижение продукции на новые рынки, стимулирование спроса. 6. Расширение предложения новых видов продукции, ускорение сроков выполнения запланированных работ по модернизации производства и освоения их производства. 6. Ориентация политики продаж на более массовые рынки с быстрым оборотом. |
4. Неудачи или отставание в сроках новых изделий, потеря управления технологией при недопустимо минимальных объемах продаж | 1. Путем жесткого контроля за сроками освоения, а также в зависимости от ситуации могут быть применены более эффективные организационные подходы в освоении новой продукции. 2. Переключение основных усилий на то направление, где достигнуты успехи с целью получения быстрейшей сдачи. 3. Оптимизация структуры управления и производства в соответствии со складывающейся ситуацией, изменение маркетинговой политики, разработка и реализация программ по увеличению продаж. |
2. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Дата: 2019-07-30, просмотров: 212.