II. Организация осмотра места происшествия.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Чтобы обеспечить эффективность осмотра места происшествия, следователю необходимо во взаимодействии с работниками милиции организовать незамедлительный выезд к месту совершения преступления. Получив сообщение о совершённом преступлении – (убийстве) следователь при подготовке к выезду на место происшествия должен получить максимально полную информацию о происшествии с тем, чтобы правильно выбрать правильную тактику проведения осмотра. На этом этапе важно выяснить, кем, когда и где был обнаружен труп, предполагаемую причину смерти, примерную давность смерти, известен и задержан ли преступник, имеются ли очевидцы происшествия. Одновременно при получении указанных данных необходимо дать поручение об охране места происшествия, об обеспечении сохранности следов от воздействия атмосферных осадков и иных естественных факторов, о подборе достаточного числа людей и снабжения их соответствующими техническими средствами для «прочёсывания» большой территории, проведения раскопок, откачки воды из колодца или водоёма, о подборе понятых. Целесообразно, чтобы поручения и указания, передаваемые по телефону или радиосвязи, имели форму телефонограмм (радиограмм), копии которых приобщались бы к материалам дела.

Для успешного проведения расследования часто очень важно, чтобы осмотр произвёл тот следователь, которому предстоит принять дело к своему производству. Значение непосредственного восприятия обстановки на месте происшествия лицом, которому приходится вести расследование, трудно переоценить. Так, И.Б.Каганович считает, что следователь, производивший осмотр по делу, которое ему представлено, обязан принять его к производству, так как он по существу уже поступил к расследованию.[2]

Л.И.Начерняк также подчеркивает очень большое значение личного восприятия обстановки места происшествия и невозможность заменить его ознакомлением с протоколом осмотра.[3]

Следователь, согласно закону, является единственным полновластным распорядителем по всем вопросам, касающимся производства расследова­ния. Неуклонное соблюдение этого принципа обязательно для всех лиц, участвующих в производстве первоначальных следственных действий, не­зависимо от их должностного положения и ведомственной принадлежности.

При подготовке к осмотру места происшествия он должен определить круг специалистов, которые должны быть на месте следственного осмотра, какие необходимо доставить на место происшествия технические средства, поручить оперативным работникам заранее выяснить, кого можно пригласить в качестве понятых при выезде в отдаленную местность, а также для проведения осмотра в ночное время.

В соответствии со ст. 135 УПК РСФСР понятыми могут быть любые, незаинтересованные в исходе дела граждане, не имеющие физических и психи­ческих недостатков, препятствующих им наблюдать, понимать совершаемые следователем действия. Иногда целесообразно» чтобы среди понятых были лица, разбирающиеся в особенностях специфических объектов, исследуемых при осмотре.

В качестве понятых не рекомендуется приглашать сотрудников правоохранительных органов и лиц, постоянно не проживающих в данной местно­сти, т.к. это затруднит их последующий вызов к следователю или в суд. Следователь обязан разъяснить понятым их обязанность удостоверить факт, содержание и результаты действий, при которых они присутствуют и право делать замечания по поводу производимых действий, подлежащие занесению в протокол.

При наличии на месте происшествия трупа его осмотр должен произво­диться с участием специалиста в области судебной медицины, а при отсутствии такового - с участием иного врача (ст. 180 УПК РСФСР).[4]

В случае необходимости для участия в осмотре места происшествия следует пригласить компетентного специалиста, не заинтересованного в ис­ходе дела (ст. 179 УПК РСФСР).

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 165.