Организаторы преступной деятельности в сфере экономических отношений – это образованные люди, которые были наделены определенными властными полномочиями, занимали руководящие должности в властно-управленческих органах, коммерческих структурах, на государственных предприятиях. Некоторые из них обладают депутатской неприкосновенностью, занимали высокое служебное положение в государственных органах. Они относятся к новому типу интеллектуальных «беловоротничковых» преступников. К их основным качествам, по мнению исследователей, относятся: предприимчивость, организаторские способности, решительность, оперативность, коммуникабельность, целенаправленность, прагматичность, компетентность. Организаторы «беловоротничковой» преступности, как правильно пишет А. В. Фомин, не принимают непосредственного участия в совершении экономических преступлений, а обеспечивают их тщательную подготовку, осуществляют общее руководство преступной деятельностью и выполняют организационные, управленческие и специальные функции. К последним относятся «разбор конфликтов», «прокурорский надзор», «третейский суд» и др.
Изучение практики расследования экономических преступлений показывает, что в зависимости от вида организованного преступного образования можно выделить организаторов организованных групп, организаторов преступных организаций, сообществ. Кроме перечисленных общих функций и личностных свойств им присущ ряд особенностей.
Организаторы организованных групп – это лица, руководящие преступной деятельностью. Они осуществляют комплекс функций по управлению группой, обеспечению безопасности преступной деятельности, функционированию организованной группы и развитию ее деятельности.
Организаторы (руководители) организованной группы в сфере экономики обычно характеризуются как лица, хорошо знающие экономические и правовые основы рыночных отношений, предприимчивые, обладающие определенными возможностями и организаторскими способностями, имеющие служебно-должностное престижное положение или авторитет в криминальной сфере и крупные финансовые средства
Типология организаторов преступной деятельности корыстно-хозяйственной направленности характеризуется не только отмеченными выше функциями, личностными качествами, но и другими их свойствами. Последние подлежат изучению исследователям в области криминологии, криминалистики, теории оперативно-розыскной деятельности, криминальной психологии, других наук.
Исследуя ролевые функции членов организованных преступных образований, можно выделить в организационно-руководящем составе:
а) советников по финансово-коммерческим, экономическим, юридическим, производственным и другим вопросам;
б) менеджеров;
в) директоров-координаторов;
г) лиц, осуществляющих функции разведки и контрразведки;
д) лиц, обеспечивающих безопасность функционирования преступного образования, преступной деятельности и особенно его организатора (руководства).
50. Основные направления и субъекты общесоциального и специально-криминологического предупреждения преступлений в сфере экономики.
Предупреждение экономических преступлений представляет собой сложный, многогранный процесс, включающий применение экономических, финансовых, организационно-управленческих, правовых, технических, культурно-воспитательных и других мер. При этом предупреждение может быть успешным только при комплексном воздействии на причины экономической преступности и условия, ее порождающие.
Деятельность по предупреждению экономических преступлений может осуществляться в различных масштабах. Она может проводиться как на федеральном и региональном уровнях, так и на отдельных предприятиях, в учреждениях и организациях, в отношении отдельных граждан (индивидуальных предпринимателей, руководителей или работников коммерческих организаций). В этой связи различают общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения.
Общесоциальные меры предупреждения предполагают проведение государством экономической политики, свободной от криминальных издержек, сужающей возможности «теневой» экономики. Эти меры направлены на разрешение глобальных экономических проблем, порождающих «теневую» экономику и связанную с ней преступность.
Таким образом, определяющая роль в предупреждении преступлений в сфере экономической деятельности принадлежит общегосударственным мероприятиям по устранению системного кризиса в обществе, в первую очередь по стабилизации отношений в сферах экономики и социальной жизни, по разрешению присущих им противоречий, обеспечению роста промышленного и сельскохозяйственного производства, демонополизации экономики и формированию конкурентной среды, развитию инфраструктуры рынка, укреплению гарантий частной собственности, социальной защите наиболее уязвимых слоев населения, совершенствованию законодательства, программированию предупреждения экономических преступлений.
Значительным потенциалом при этом обладает и виктимологический аспект профилактической деятельности. В данном случае имеется в виду, что часть населения в силу низкой осведомленности о правилах и процедурах совершения сделок и других хозяйственных операций часто становится жертвой обмана. Однако, к сожалению, в качестве профилактики преступлений обращение к жертве преступления, потерпевшему пока используется нечасто.
В этих условиях особое значение приобретают специально-криминологические меры предупреждения экономических преступлений. Эти меры непосредственно направлены на устранение либо нейтрализацию конкретных причин и условий экономических преступлений, на осуществление общекриминологических мер в отношении отдельных предприятий и организаций, а также граждан, включенных в экономические отношения. Указанные меры применяются субъектами, непосредственно осуществляющими предупреждение преступлений, лишь при наличии соответствующих оснований (совершение или подготовка к совершению противоправных деяний в сфере экономки, нахождение лица в условиях, которые могут спровоцировать совершение преступления, либо в отношении лиц, являющихся потенциальными жертвами преступлений вследствие своего поведения, образа жизни, социально-ролевых установок и пр.).
Специально-криминологическое предупреждение организованной преступности предполагает разработку и реализацию комплекса специальных общеорганизационных, уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, оперативно-розыскных, фискально-финансовых и других специальных мер непосредственно направленных на блокировку, нейтрализацию, ослабление причин и условий организованной преступности в сфере экономики и финансов.
Субъектами предупреждения экономической преступности являются:
федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, действующие в пределах своей компетенции как непосредственно, так и через подведомственные им структуры;
органы государственного контроля (налоговая и таможенная службы, Счетная палата, органы Антимонопольного комитета, Центральный банк РФ, и др.);
органы независимого вневедомственного финансового контроля (частные аудиторы, аудиторские фирмы);
правоохранительные органы (органы прокуратуры, специальные подразделения по борьбе с экономическими преступлениями МВД, ФСБ, ГТК);
общественные организации (объединения), коллективы и граждане, которые целенаправленно осуществляют на различных уровнях и в различных масштабах профилактическую деятельность по предупреждению различных видов экономических преступлений, наделены в связи с этим определенными правами и обязанностями и несут ответственность за их реализацию (ассоциация российских банков, общества по защите прав потребителей, фонды помощи правоохранительным органам и др.).
51. Понятие пенитенциарной (от лат. «исправительный», относящийся к уголовному наказанию) и постпенитенциарной преступности. Причины и условия пенитенциарного преступного поведения.
Пенитенциарная (уголовно-исполнительная) система (от лат. poenitentia — раскаяние) — государственный институт, ведающий исполнением уголовных наказаний, наложенных на граждан в соответствии с законом. Обеспечивает исполнение наказаний как связанных, так и не связанных с лишением свободы, а также содержание подследственных с момента заключения под стражу до суда (до изменения меры процессуального пресечения в виде заключения под стражу).
Дата: 2019-07-30, просмотров: 257.