Адресатом индивидуального предупреждения, которое может рассматриваться как один из видов специального предупреждения, является конкретный человек, личные характеристики которого объективно говорят о возможности совершения им в будущем преступного деяния.
Объектом индивидуального предупреждения может становиться как непосредственно человек, его негативные социальные качества, так и социальная микросреда, его окружающая (семья, быт, трудовой коллектив).
34. Понятие и виды организованной преступности; их криминологическая характеристика.
Организо́ванная престу́пность — это форма преступности, для которой характерна устойчивая преступная деятельность, осуществляемая преступными организациями (организованными группами, бандами, преступными сообществами и другими подобными незаконными формированиями), имеющими иерархическую структуру, материальную и финансовую базу и связи с государственными структурами, основанные на коррупционных механизмах
Организованная преступность – наиболее разрушительный для государства и общества элемент преступности. Она оказывает управляющее воздействие на развитие других ее структурных элементов, существенно влияет не только на экономические, но и на социальные, морально-психологические, социально-культурные процессы в обществе. В организованную преступность вовлечены различные социальные слои общества.
Организованная преступность обладает огромными финансовыми и экономическими возможностями, не контролируемыми ни государством, ни обществом. В ее распоряжении находится собственная система внутреннего управления и противодействия государству в интересах получения сверхприбылей за счет ограбления государства и общества. В рамках организованной преступности созданы боевые формирования, специфические силовые структуры, оснащенные современными материально-техническими средствами. Преступные формирования способны содержать специалистов различных сфер экономической и научной деятельности, консультантов по правовым и другим вопросам. Организованная преступность располагает в настоящее время довольно прочными и влиятельными позициями в государственных органах, включая здравоохранительные, мощным аппаратом лоббирования своих интересов в органах представительной власти.
Организованная преступность – относительно новый для отечественной криминологии объект исследования. Необходимо отметить, что одной формулировкой невозможно определить многочисленные виды организованной преступности, обусловленные различными факторами, в том числе этническими, экономическими. Однако в целом это явление можно охарактеризовать как сложные уголовные виды деятельности, осуществляемые в широких масштабах организациями и другими группами, имеющими внутреннюю структуру, которые получают финансовую прибыль и приобретают власть путем создания и эксплуатации рынков незаконных товаров и услуг. Это преступления, часто выходящие за пределы государственных границ, связанные не только с коррупцией общественных и политических деятелей, получением взяток или тайным сговором, но также и с угрозами, запугиванием и насилием.
Организованная преступность определяется также как процесс рациональной реорганизации преступного мира по аналогии с законной предпринимательской деятельностью на законных рынках. Однако преступная предпринимательская деятельность, преследуя свои цели, принимает участие в таких специфических незаконных видах деятельности, как сделки с незаконными товарами и услугами, монополизация рынка, использование коррупции и запугивания в отношении конкурентов и правоохранительных учреждений в целях уменьшения риска судебного преследования.
Организованную преступность эксперты ООН разделяют на несколько видов:
1) мафиозные семьи – существующие по принципу иерархии. Они имеют свои внутренние правила жизни, нормы поведения и отличаются большим разнообразием противоправных действий;
2) профессионалы – организации такого рода непостоянны и не имеют такой жесткой структуры, как организации традиционного типа.
35. Личностные особенности участников организованной преступной деятельности; их типология и классификация.
Принимая за основание классификации организованной преступной деятельности особенности организованной преступной группы, можно выделить следующие преступные формирования: а) построенные на профессиональной основе или без таковой; б) с использованием должностных возможностей членов организованной преступной группы и без таких возможностей; в) имеющие коррумпированные и иные облегчающие организованную преступную деятельность связи и не имеющие их.
Организованная преступность проявляется в следующих формах:
1) организованные преступные группы, созданные для преступной деятельности, иначе говоря, замкнутые преступные организации;
2) преступные сообщества, то есть объединения организованных преступных групп или организаций , построенные на основе иерархии или координации;
3) объединения преступных сообществ и организаций в пределах города, региона;
4) межрегиональные объединения преступных сообществ и организаций;
5) общенациональные преступные ассоциации;
6) транснациональные преступные ассоциации.
Выделяют следующие признаки организованной преступности:
а)устойчивость;б) системность;в) масштабность;г) цели;д) способы;е) обеспечение безопасности.
Характеристика личности участников организованных преступных групп позволяет сделать вывод о том, что достаточно многие из них ранее привлекались к уголовной ответственности (по изученным уголовным делам — около 39%), кроме того, не имеют постоянного места работы (около 70%), некоторые злоупотребляют алкоголем и наркотиками (около 5%).
1. лидеры организованных преступных групп и сообществ;
2"воры в законе", "авторитеты";
3.специалисты в различных областях профессиональных знаний;
4.рядовые участники организованных преступных групп и сообществ;
5.коррумпированные должностные лица.
2. Лидеры преступных групп и сообществ подразделяются на:
1.руководителей организованных преступных групп (сообществ) в сфере экономики, 80% которых относятся к числу должностных лиц предприятий, учреждений, организаций или элитному слою частных предпринимателей;
2. руководителей гангстерских структур из числа "воров в законе", других "авторитетов";
3. руководителей-"оборотней" из числа сотрудников правоохранительных и контрольных органов.
Для всех лидеров характерна авторитарность, жестокость, готовность идти на все для достижения цели, организационные способности, умение подчинить себе других, уверенность в собственном превосходстве, мотивация господства, отсутствие способности к сопереживанию, отношение к людям как к орудиям для достижения цели.
Тенденция слияния общеуголовных организованных структур и структур, действующих в сфере экономики, приводит к созданию смешанных групп (сообществ), лидерами которых могут быть лица с любой из названных характеристик. Также происходит эволюция лидеров вымогательских гангстерских структур в сторону внедрения в легальный бизнес.
3. Воры в законе", иные "авторитеты"осуществляют:
1.информационную взаимосвязь и иную координирующую деятельность в отношении организованных структур, действующих на определенной территории или в сфере преступного бизнеса;
2. организационную и правовую помощь этим структурам по их просьбе;
3. хранение общих денежных средств;
4. разрешение возникающих споров и конфликтов и т. д.
Для этой категории лиц характерно внешнее следование нормам межличностного общения, принятым в правопослушной среде.
5. Рядовые участники преступных групп и сообществ - это боевики, охрана лидеров, лица, осуществляющие разведывательные и контрразведывательные функции, исполнение конкретных преступлений и сокрытие их следов и т. д.
Особенностью рядовых участников организованных преступных структур является доведенная до автоматизма послушность указаниям руководителя.
Для лиц, задействованных на функциях охранников, боевиков и т. п., характерны решительность, быстрота реакции, профессиональное использование оружия и приемов боевой борьбы, агрессивность, готовность к разрешению конфликтов путем насилия или запугивания, готовность без колебаний применить жестокие методы воздействия на жертву.
6. Коррумпированные должностные лица создают "крышу" для организованных преступных структур, обеспечивают их безопасность, предоставляют юридическую помощь и т. д.
36. Основные направления, формы и методы общесоциального и специально-криминологического предупреждения организованной преступности.
Общесоциальные меры, будучи направленными на социально-экономическое развитие общества и тем самым на предупреждение преступности в целом, в то же время являются средством преодоления ее организованной части. К их числу в первую очередь относится преодоление кризисных явлений в экономике, политике, общественной идеологии и психологии, социальной сфере, в правоохранительной деятельности. Реализация этой задачи как на федеральном, так и на уровне отдельных регионов, на межведомственной и ведомственной основе, осуществляемая с расчетом на длительную перспективу, позволит стабилизировать общественный организм и обеспечит реальную базу для противодействия организованной преступности.
Специально-криминологические меры предполагают осуществление правоохранительными органами непосредственной работы, направленной на устранение, ослабление и нейтрализацию криминогенных факторов, влияющих на рост организованной преступности. Однако победить эту преступность с помощью указанных мер в ближайшее время — задача нереальная. Ее решение зависит в большей степени не от реализации преимущественно репрессивных, «силовых» мер, а от успешного проведения общесоциальных мер, создания цивилизованного правового государства и гражданского общества, здоровой рыночной экономики.
Специально-криминологическое предупреждение правоохранительными органами организованной преступности, как элемент борьбы с нею, в большей степени осуществляется посредством реализации мер общей профилактики и непосредственного предотвращения и пресечения в процессе оперативно-розыскной деятельности преступлений, совершаемых организованными преступными формированиями. Индивидуальная профилактика в отношении их участников, учитывая особенности личности, осуществляется весьма ограниченно. Речь в данном случае может идти об индивидуальной профилактике лиц, поведение и окружение которых свидетельствуют о потенциальной возможности их включения в организованные преступные структуры, а также о склонении случайных участников таких структур к добровольному отказу от преступной деятельности и к оказанию помощи в ее пресечении.
В основном же предупреждение организованной преступности правоохранительными органами достигается в результате работы по ликвидации преступных формирований, привлечению их участников к уголовной ответственности
При этом осуществляются следующие предупредительные меры:
1.выявление и постановка на оперативный учет организованных преступных формирований и их участников;
2.создание условий, затрудняющих или исключающих совершение ими преступлений;
3.предотвращение замышляемых преступлений;
4.пресечение подготавливаемых и совершаемых организованными формированиями преступлений;
5.целенаправленное воздействие на лидеров организованных групп с целью нейтрализации их влияния на других участников и разобщения преступного формирования;
6.реализация целевых комплексных программ борьбы с организованной преступностью специально создаваемыми и действующими на долгосрочной основе группами сотрудников правоохранительных и контролирующих ведомств на федеральном и региональном уровнях.
Наряду с непосредственной борьбой правоохранительных органов с организованными преступными структурами, криминологическое значение имеют контроль за оборотом оружия и наркотиков, проверки фактов нарушения законодательства о хозяйственной, предпринимательской, финансовой, торговой деятельности, общий надзор прокуратуры.
Эта работа осуществляется повседневно, а также в ходе крупномасштабных целевых операций по выявлению и пресечению фактов коррупции, преступной деятельности организованных групп и сообществ, контрабанды, незаконного вывоза стратегически важных товаров, оборота оружия и наркотических средств.
Предупреждение организованной преступности осуществляется также в процессе сотрудничества правоохранительных органов России со спецслужбами стран зарубежья, включающего правовую взаимопомощь, проведение согласованных мероприятий против международных преступных сообществ, обмен информацией.
37. Понятие и виды политической преступности; мотивы и типы преступлений, направленных: (а) на изменение социальной и политической системы; (б) на захват власти; в) на удержание власти, г) на ослабление политического противника.
Политическая преступность - это злоупотребления властей или политических соперников влияющие на расстановку политических сил в стране или политические настроения в обществе. Против политических противников организуются террористические акты, заказные убийства, иные насильственные посягательства. Самым страшным для общества проявлением политической преступности выступает сращивание государственного аппарата с организованной преступностью.
характерные особенности личности политического преступника:
1) политический преступник не скрывает свое намерение совершить политическое преступление и признается в этом публично, тогда как общеуголовный, как правило, скрывает свои намерения и отрицает совершение преступления;
2) политический преступник оспаривает легитимность нарушаемых им норм, в то время как обычный преступник признает это в принципе;
3) политический преступник преследует цель изменения установленных в государстве и обществе норм права и морали, тогда как обычный преступник таких целей не преследует;
4) политический преступник действует бескорыстно, а обычный преступник преследует эгоистический интерес.
Главным и обязательным признаком политического преступника является политическое целеполагание преступной деятельности и/или её политическая мотивация.
Виды политической преступности:
С уголовно-правовой точки зрения к политическим преступлениям по УК РФ можно отнести, прежде всего, некоторые насильственные преступления против основ конституционного строя:
— посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности (ст. 277);
— насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ, а равно направленное на насильственное изменение конституционного строя РФ (ст. 278);
— вооруженный мятеж в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя РФ (ст. 278);
— публичные призывы к насильственному захвату власти, насильственному удержанию власти или насильственному изменению конституционного строя РФ (ст. 280).
Итак, все разновидности политической преступности условно можно свести к трем видам:
1) преступления, совершаемые по политическим мотивам отдельными лицами или группировками против легального конституционного строя (государства) или его законных руководителей.
2) преступления, совершаемые по политическим мотивам отдельными лицами и группами лиц против своих политических конкурентов. Борьба за власть выражается в попытках ее насильственного захвата или удержания, насильственного изменения конституционного строя, в публичных призывах к этим преступлениям, в государственной измене и других деяниях, предусмотренных статьями главы 29 УК РФ.
3) преступления, совершаемые правящей группировкой тоталитарных режимов в собственных политических целях, против народа, отдельных партий, групп и конкретных лиц. В данном случае речь идет о таком разновидности политического режима как тоталитарный режим.
Политические преступления, направленные на изменение социальной и политической системы, совершаемые отдельными гражданами, обычно оказываются результатом следующих мо-тивационных процессов в личности преступника:
— он осознает неправильность и несправедливость политического устройства и инициирует попытку добиться определенных результатов по его изменению в рамках дозволенного властью;
— неудачный опыт может инициировать новые попытки либо повлечь нравственную депрессию, изменение идеалов, безразличие ко всему. Одним из вариантов бывает ожесточение, формирование ненависти как к политическому режиму, так и к тем, кто его поддерживает. Именно этот вариант становится основой криминальной мотивации;
— выбор конкретной формы политического преступления зависит от характера политических убеждений субъекта, его возможностей и от конкретных обстоятельств.
Политические преступления, направленные на захват власти, бывают следующих типов:
1) государственный переворот без изменения политической системы и без существенных перемен государственной политики (приход к власти политической группировки, сложившейся в недрах существующей политической системы);
2) захват власти в определенном регионе в целях последующего отделения и образования самостоятельного государства;
3) отстранение от власти государственных руководителей в целях последующих изменений государственного строя (радикальных политических, социальных и экономических реформ).
Политическая преступность, направленная на удержание власти, включает:
— незаконные и бесчеловечные репрессии;
— использование национальных ресурсов для укрепления режима личной власти вопреки национальным интересам;
— нарушение конституции, силовое подавление правомерных попыток народа или представительных органов власти изменить государственную политику и пресечь антинародные действия государственного руководителя;
— оказание давления на органы правосудия, подчинение судебной власти исполнительным органам, воспрепятствование привлечению к уголовной ответственности коррумпированных представителей высших эшелонов власти.
Главным фактором преступности данного типа является неразвитость институтов разделения властей, отсутствие механизмов отстранения от должности политических руководителей, проводящих государственную политику, противоречащую национальным интересам
Преступления, направленные на ослабление политического противника на межгосударственном уровне, являются общепризнанным инструментом геополитики. Главным фактором такого рода преступлений являются пороки культуры межгосударственных отношений, проявляющиеся в том, что нравственность в данной сфере находится в подчиненном положении по отношению к силе.
38. Личностные особенности участников политической преступной деятельности; их типология и классификация.
характерные особенности личности политического преступника:
1) политический преступник не скрывает свое намерение совершить политическое преступление и признается в этом публично, тогда как общеуголовный, как правило, скрывает свои намерения и отрицает совершение преступления;
2) политический преступник оспаривает легитимность нарушаемых им норм, в то время как обычный преступник признает это в принципе;
3) политический преступник преследует цель изменения установленных в государстве и обществе норм права и морали, тогда как обычный преступник таких целей не преследует;
4) политический преступник действует бескорыстно, а обычный преступник преследует эгоистический интерес.
1.Типологизация политических преступников по субъективному критерию - мотиву совершения преступления:
1) по убеждению и
2) по ложно усвоенному убеждению.
Первый тип политических преступников обычно уверен, что совершаемые им преступления необходимы для блага общества и государства или каким-то образом оправданы их интересами. Он не считает себя преступником, представляя себя идеалистом, альтруистом, неким политическим пророком, мессией.
В отличие от политического преступника по убеждению, политический преступник по псевдоубеждению преследует в своей деятельности только личные цели; его “политические убеждения” служат лишь ширмой для саморекламы. Он совершает преступления из стремления установить или утвердить свою власть и влияние из авантюристических побуждений или ради собственной политической карьеры.
Разумеется, мотивационный подход не исчерпывается указанной типологией. По мнению С.М. Иншакова, весьма продуктивной выступает типология по характеру мотивации.
По этому основанию он выделяет:
- идеологический тип;
- религиозный тип;
- корыстный тип;
- властный тип (стремящийся к обладанию властными полномочиями);
- трусливый тип (изменяющий родине по трусости).
2.По степени общественной опасности или криминальной зараженности личности политического преступника можно выделить и предложить три типа политических преступников: особо опасный, опасный и случайный.
Особо опасный тип политического преступника - это самые опасные политические преступники, для которых характерны внутренняя тяга к совершению повторных политических преступлений, активность к созданию собственными усилиями условий для совершения тяжких и особо тяжких политических преступлений. Для этих лиц совершение политических преступлений становится профессией. Как правило, такие лица занимают руководящие должности в террористических или экстремистских преступных организациях. Они отчетливо представляют негативные последствия своей противоправной деятельности и стремятся к достижению политических целей противоправными средствами.
Опасный тип - это политические преступники, совершающие тяжкие политические преступления и являющиеся, как правило, активными участниками незаконных вооруженных формирований. В качестве самостоятельных преступлений они могут совершать индивидуальные политически мотивированные террористические акты или диверсии из мести органам государственной власти либо их представителям или за денежное вознаграждение по инициативе других лиц.
Случайный тип - это политические преступники, совершающие политические преступления под давлением жизненной ситуации. Они являются второстепенными участниками политической преступной деятельности, выполняя второстепенные, как правило, пособнические функции и не представляют большой общественной опасности
По характеру направленности политической преступной деятельности, связанной со способами совершения политических преступлений, можно предложить ещё одну типологию политических преступников: а) лица, совершающие политические преступления, сопряженные с применением насилия и б) лица, совершающие политические преступления, не сопряженные с его применением.
Помимо типологии существует и другой метод группировки политических преступников - криминологическая классификация, подразумевающая их деление на группы по иным основаниям, например, по видам совершаемых ими преступлений. Классификация политических преступников по видам совершенных ими преступлений подразумевает выделение их в однородные группы. Среди политических экстремистов таковыми можно выделить несколько видов:
1. Международный политический преступник - лицо, совершившее международное политическое преступление либо способствовавшее его совершению.
2. Политический террорист - лицо, совершившее акт политического терроризма либо способствовавшее его совершению.
3. Мятежник (бунтарь или бунтовщик) - лицо, принимавшее активное участие в совершении захвата власти или вооруженного мятежа либо способствовавшее их совершению.
4. Тоталитарный преступник - лицо, принимавшее активное участие в осуществлении политических репрессий в отношении значительной части населения.
Политических преступников можно классифицировать и по таким постоянным социально-демографическим признакам, как профессиональная или служебная деятельность.
по профессиональному или должностному статусу политические преступники классифицируются следующим образом:
- государственный деятель;
- военачальник;
- разведчик (как политический, так и экономический);
- диверсант (лицо, организующее или совершающее разрушения и повреждения различных объектов в одной стране в интересах другой);
- террорист (лицо, специализирующееся на уничтожении политических и государственных деятелей, представляющих опасность для иностранного государства);
- агент влияния (лицо, занимающее государственную должность и использующее должностные полномочия в пользу другого государства).
39. Понятие и криминологическая характеристика неосторожных преступлений.
Неосторожная преступность представляет собой составную часть общей преступности как социально-правового явления, закономерно существующего в обществе на определенных этапах его развития1. Поэтому все признаки, характеризующие общее понятие преступности, в определенной степени свойственны неосторожной преступности
В основе ее понятия лежиг понятие неосторожного преступления.
Неосторожное преступление-—это предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние (действие или бездействие), совершенное по неосторожности.
Поэтому содержание понятия «неосторожная преступность» зависит от состояния уголовного законодательства, от перечня предусмотренных в нем неосторожных преступлений и признаков, их характеризующих.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 218.