Введение
В XX веке в результате стремительного развития науки и техники человеческое общество было поставлено на грань уничтожения. Опустошительные мировые войны, многочисленные локальные вооруженные конфликты, углубление пропасти в уровне жизни развитых стран Запада и развивающихся стран Азии и Африки, глобальные экологические проблемы – все это заставило мировое сообщество искать пути выхода из создавшегося положения. Попытки цивилизовать отношения между государствами, ограничить и свести к минимуму количество межгосударственных конфликтов, разрешаемых с помощью вооруженных методов, привели к широкому развитию международного права, укреплению его принципов и все возрастающему их влиянию на межгосударственные отношения. Весь ход исторического развития в XX веке обусловил то, что на первый план в списке общечеловеческих ценностей вышли права и свободы человека. Утверждению принципа первостепенности основных прав и свобод человека способствовало его закрепление в уставных документах ООН, конституциях большинства государств, возникновение и широкая деятельность многочисленных правозащитных организаций как международных, так и внутригосударственных.
Для обеспечения реализации человеком его прав и свобод на практике необходимы определенные гарантии. Такие гарантии возникают и совершенствуются по мере зарождения и становления гражданского общества в России. Гражданское общество представляет собой многоуровневый, структурированный социум, для которого характерной чертой является наличие многочисленных общественных организаций, действующих в рамках правового государства и направленных на удовлетворение тех или иных интересов объединяемых ими членов. Одним из важных элементов гражданского общества на Западе являются профессиональные союзы. Это обусловлено, прежде всего, тем, что профессиональные союзы создаются и действуют в сфере труда с целью представительства и защиты интересов наемных работников в отношениях социального партнерства. Труд является основой жизнедеятельности любого общества, а профессиональные союзы являются производным фактором от трудовых отношений, чем и объясняется их важность для формирования гражданского общества. Как акты международного права, так и внутригосударственные нормативные правовые акты закрепляют право граждан на объединение. Так, ст. 2 Конвенции МОТ №87 (1948 г.) «О свободе ассоциации и защите права на организацию» гласит: «Трудящиеся и предприниматели без какого-либо различия имеют право создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам этих последних». Конституция РФ тоже закрепляет право каждого на объединение, включая право на создание профессиональных союзов для защиты своих интересов (ст. 30).
Профсоюзное движение в России имеет ряд особенностей, и, пожалуй, основной особенностью российских профсоюзов является то, что многие десятилетия советского периода развития они представляли собой, как практически любые другие общественные организации, элемент государственной структуры. Это вынуждало их действовать строго в установленных рамках социально-культурной деятельности, причем основная, изначальная цель профсоюзов – правозащитная уходила на второй план. Отделение профсоюзов от государства, так сказать их «разгосударствление», поставило российские профсоюзы в конце 80-х начале 90-х годов XX века в очень сложное положение. На этот период пришелся пик выхода работников из профсоюзов. Таким образом, проявился внешний кризис в профсоюзах, обусловленный изменением их общегосударственного статуса и, прежде всего, правового.
Данная контрольная работа посвящена актуальной теме – исследованию правовых аспектов деятельности профессиональных союзов по защите прав работников. Актуальность темы объясняется тем, что с начала 90-х годов XX века в России осуществляется широкомасштабная реформа законодательства, направленная на приведение в соответствие механизма правового регулирования с потребностями экономического и социально-политического развития государства. В результате реформы в деятельности профсоюзов появились принципиально новые правовые аспекты. Так, например, Конституция РФ закрепила не только право каждого на объединение в профессиональные союзы, но и цель такого объединения – защиту прав членов профсоюза. Тем самым правозащитная деятельность профсоюзов становится не только их правом, но и обязанностью. В связи с этим возникает ряд теоретических проблем, которые требуют научного осмысления и решения. Первая проблема – это эффективность и целесообразность участия профсоюзов в регулировании общественных отношений. Вторая – в связи с закреплением в Конституции РФ цели создания профсоюзов возникают ли юридические обязанности у профсоюзных организаций перед своими членами за надлежащее их исполнение. Третья – Конституция РФ относит трудовое законодательство к предмету совместного ведения субъекта Российской Федерации и самой Федерации. Такое распределение компетенций создает возможность законотворчества в сфере профсоюзных прав, тем более что ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» прямо закрепляет право субъектов Российской Федерации регламентировать права профсоюзов.
Трудовой кодекс РФ фактически ввел понятие представительного профсоюза, установив нормы, в соответствии с которыми, при определенных условиях, в качестве единственного представителя всех работников организации может выступать только профсоюзная организация, тем самым, придя в противоречие с правовым статусом этого общественного объединения, основанного на фиксированном членстве. Такое положение порождает важную научную задачу исследования соотношения представительских прав профсоюзных организаций и иных представительных органов в организации.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 174.