Контрольная работа по Социальному партнерству
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Контрольная работа по Социальному партнерству

На тему: «Правозащитная работа профсоюзов – одно из приоритетных направлений деятельности профсоюзов».



Введение

 

В XX веке в результате стремительного развития науки и техники человеческое общество было поставлено на грань уничтожения. Опустошительные мировые войны, многочисленные локальные вооруженные конфликты, углубление пропасти в уровне жизни развитых стран Запада и развивающихся стран Азии и Африки, глобальные экологические проблемы – все это заставило мировое сообщество искать пути выхода из создавшегося положения. Попытки цивилизовать отношения между государствами, ограничить и свести к минимуму количество межгосударственных конфликтов, разрешаемых с помощью вооруженных методов, привели к широкому развитию международного права, укреплению его принципов и все возрастающему их влиянию на межгосударственные отношения. Весь ход исторического развития в XX веке обусловил то, что на первый план в списке общечеловеческих ценностей вышли права и свободы человека. Утверждению принципа первостепенности основных прав и свобод человека способствовало его закрепление в уставных документах ООН, конституциях большинства государств, возникновение и широкая деятельность многочисленных правозащитных организаций как международных, так и внутригосударственных.

Для обеспечения реализации человеком его прав и свобод на практике необходимы определенные гарантии. Такие гарантии возникают и совершенствуются по мере зарождения и становления гражданского общества в России. Гражданское общество представляет собой многоуровневый, структурированный социум, для которого характерной чертой является наличие многочисленных общественных организаций, действующих в рамках правового государства и направленных на удовлетворение тех или иных интересов объединяемых ими членов. Одним из важных элементов гражданского общества на Западе являются профессиональные союзы. Это обусловлено, прежде всего, тем, что профессиональные союзы создаются и действуют в сфере труда с целью представительства и защиты интересов наемных работников в отношениях социального партнерства. Труд является основой жизнедеятельности любого общества, а профессиональные союзы являются производным фактором от трудовых отношений, чем и объясняется их важность для формирования гражданского общества. Как акты международного права, так и внутригосударственные нормативные правовые акты закрепляют право граждан на объединение. Так, ст. 2 Конвенции МОТ №87 (1948 г.) «О свободе ассоциации и защите права на организацию» гласит: «Трудящиеся и предприниматели без какого-либо различия имеют право создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам этих последних». Конституция РФ тоже закрепляет право каждого на объединение, включая право на создание профессиональных союзов для защиты своих интересов (ст. 30).

Профсоюзное движение в России имеет ряд особенностей, и, пожалуй, основной особенностью российских профсоюзов является то, что многие десятилетия советского периода развития они представляли собой, как практически любые другие общественные организации, элемент государственной структуры. Это вынуждало их действовать строго в установленных рамках социально-культурной деятельности, причем основная, изначальная цель профсоюзов – правозащитная уходила на второй план. Отделение профсоюзов от государства, так сказать их «разгосударствление», поставило российские профсоюзы в конце 80-х начале 90-х годов XX века в очень сложное положение. На этот период пришелся пик выхода работников из профсоюзов. Таким образом, проявился внешний кризис в профсоюзах, обусловленный изменением их общегосударственного статуса и, прежде всего, правового.

Данная контрольная работа посвящена актуальной теме – исследованию правовых аспектов деятельности профессиональных союзов по защите прав работников. Актуальность темы объясняется тем, что с начала 90-х годов XX века в России осуществляется широкомасштабная реформа законодательства, направленная на приведение в соответствие механизма правового регулирования с потребностями экономического и социально-политического развития государства. В результате реформы в деятельности профсоюзов появились принципиально новые правовые аспекты. Так, например, Конституция РФ закрепила не только право каждого на объединение в профессиональные союзы, но и цель такого объединения – защиту прав членов профсоюза. Тем самым правозащитная деятельность профсоюзов становится не только их правом, но и обязанностью. В связи с этим возникает ряд теоретических проблем, которые требуют научного осмысления и решения. Первая проблема – это эффективность и целесообразность участия профсоюзов в регулировании общественных отношений. Вторая – в связи с закреплением в Конституции РФ цели создания профсоюзов возникают ли юридические обязанности у профсоюзных организаций перед своими членами за надлежащее их исполнение. Третья – Конституция РФ относит трудовое законодательство к предмету совместного ведения субъекта Российской Федерации и самой Федерации. Такое распределение компетенций создает возможность законотворчества в сфере профсоюзных прав, тем более что ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» прямо закрепляет право субъектов Российской Федерации регламентировать права профсоюзов.

Трудовой кодекс РФ фактически ввел понятие представительного профсоюза, установив нормы, в соответствии с которыми, при определенных условиях, в качестве единственного представителя всех работников организации может выступать только профсоюзная организация, тем самым, придя в противоречие с правовым статусом этого общественного объединения, основанного на фиксированном членстве. Такое положение порождает важную научную задачу исследования соотношения представительских прав профсоюзных организаций и иных представительных органов в организации.

 

 



Гарантии прав профсоюзов

 

Особенности профсоюзов как субъектов права, вызванные их общественной природой и стоящими перед ними задачами, требуют особого подхода к обеспечению реализации ими прав и выполнения обязанностей.

Стимулы, побуждающие профсоюзы использовать свои права, сосредоточены в основном внутри профсоюзной системы. Они воздействуют на членов профсоюзных органов, работников платного аппарата, активистов, с помощью которых используются профсоюзные полномочия.

С этой целью применяются меры общественного воздействия на основе внутрипрофсоюзных актов. Это – поощрение тех, кто умело использует права профсоюзов и способствует их наиболее полному осуществлению – они могут быть премированы, награждены почетными грамотами. К недостаточно активным работникам платного аппарата профсоюзные органы вправе применить меры дисциплинарного взыскания в соответствии с трудовым законодательством (правовые меры воздействия).

Средством обеспечения реализации прав профсоюзов служит и воздействие вышестоящих профсоюзных органов.

Освобожденные и не освобожденные от основной работы члены профсоюзных органов могут быть выведены из состава профсоюзных органов по решению избравших их (делегировавших) членов профсоюза, принятому на общем собрании (конференции), или по решению другого избравшего их (делегировавшего) профсоюзного органа. То есть отзыв с профсоюзной работы осуществляется в том же порядке, что и избрание (делегирование) в профсоюзный орган.

На осуществление прав профсоюзов оказывает влияние уровень правосознания трудящихся, понимания ими задач и роли этой организации, необходимость поддержки в ее работе.

Профсоюзы вправе использовать средства «самозащиты» от нарушений их прав работодателями (администрацией), их объединениями, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления.

К таким средствам относится, например, возможность ставить вопрос или требовать расторжения трудового договора (контракта) или смещения с должности руководящих работников организации (предприятия), нарушающих права профсоюза, т.е. применения к ним определенных мер юридического воздействия.

Юридические гарантии, являясь элементом общей системы условий, средств и способов обеспечения прав профсоюзов, имеют относительно самостоятельное значение. Они призваны обеспечить реализацию прав профсоюзов и выполнение встречных обязанностей, и занимают в связи с этим особое место в регулировании общественных отношений. За юридическими гарантиями стоят государственная воля и государственное принуждение как средство воздействия на субъекты общественных отношений с целью соблюдения ими правовых норм.

Юридические гарантии – это такие государственно-правовые средства, которые охраняют и защищают права профсоюзов от нарушений со стороны работодателей (администрации), их объединений, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, дают возможность профсоюзам беспрепятственно осуществлять свои правомочия.

Гарантии, как возможность применения предусмотренных законодательством средств обеспечения прав профсоюзов, относятся к статутным, поскольку они находятся на одном уровне со статусом данной общественной организации. Статусные гарантии обеспечивают переход от общего правового положения профсоюзов к положению определенного профсоюзного органа в возможных правоотношениях и к его субъективным правам в конкретном (наличном) правоотношении, что и означает гарантированность реального использования прав профсоюзов.

Юридические гарантии в основном направлены на обеспечение любого правомочия профсоюзов. Среди них есть гарантии:

v общего действия, обеспечивающие реализацию прав всех профсоюзов и прав, специализированных по признакам субъекта и содержания;

v направленные на обеспечение использования прав самими профсоюзами и на их охрану и защиту от нарушений со стороны работодателей (администрации), органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.

Юридические гарантии – это установленные законодательством организационно-правовые средства, с помощью которых обеспечивается осуществление субъективных прав. В данном случае надо говорить об осуществлении субъективных прав, принадлежащих прав, принадлежащих профсоюзу.

1. Гарантии имущественных прав – профсоюзом гарантируется признание неприкосновенности права собственности профсоюзов.

2. Гарантии работникам, входящим в состав профсоюзных органов и не освобожденным от основной работы – привлечение данных лиц к дисциплинарной ответственности, увольнение их по инициативе администрации, перевод на другую работу по инициативе работодателя могут быть осуществлены только с согласия органа, членами которого они являются, а председателей профсоюзных комитетов (профгруппоргов) – с согласия вышестоящего профсоюзного органа.

3. Гарантии освобожденным от основной работы профсоюзным работникам – данным работникам по окончании срока полномочий гарантируется предоставление прежней работы, а при ее отсутствии им должна быть предоставлена полноценная работа, причем даже в другой организации. При невозможности трудоустройства профсоюзного работника за ним сохраняется заработная плата на срок до 6 месяцев, а при переобучении профсоюзного работника – на срок до одного года.

4. Гарантия права на труд всем профсоюзным работникам – по окончании срока полномочий они (работники) не могут быть в течение двух лет уволены, за исключением случаев ликвидации организации и совершения дисциплинарного проступка, за который предусматривается возможность увольнения. Однако и в этом случае увольнение может быть произведено только с согласия соответствующего профсоюзного органа.

5. Гарантия по созданию работодателем условий для осуществления профсоюзной деятельности – работодатель, обязан предоставить профсоюзам, которые действуют в организации, в бесплатное пользование необходимое для их деятельности оборудование, помещение, транспортные средства, средства связи и т.д. в соответствии с действующими коллективными договорами и соглашениями.

Охрана прав профсоюзов – это предупреждение их нарушения путем устранения причин, влекущих эти нарушения, принятие превентивных мер, побуждающих обязанного субъекта к выполнению обязанностей, устранение препятствий на пути реализации прав.

Защита состоит в принятии принудительных мер к реализации и восстановлению нарушенного права, наказании правонарушителей.

Законодательством предусмотрены специальные юридические гарантии, обеспечивающие использование, охрану и восстановление в случае нарушения прав профсоюзов.

В систему юридических гарантий прав профсоюзов входят гарантии:

v имущественные;

v личные;

v обязанность государственных органов, администрации содействовать деятельности профсоюзов, с их участием решать социально-трудовые вопросы, когда это предусмотрено законами, иными нормативными правовыми актами;

v надзор и контроль за соблюдением законодательства о правах профсоюзов;

v юридическая ответственность.

Имущественные гарантии деятельности профсоюзов в законодательстве сформулированы в основном как их права: право собственности на имущество и денежные средства, необходимые для выполнения уставных задач; право владения и пользования имуществом, переданным профсоюзам в хозяйственное ведение (управление); право юридического лица. Кроме того, профсоюзы пользуются другими имущественными правами.

Личные гарантии – это дополнительные трудовые гарантии лицам, избранным (делегированным) в профсоюзные органы; тем, кто непосредственно сталкивается с работодателями (администрацией), их объединениями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления.

Дополнительные гарантии им предоставляются:

v при переводе на другую работу;

v при наложении дисциплинарных взысканий;

v при увольнениях по инициативе администрации. Кроме того, этим лицам предоставляется свободное время для выполнения общественных обязанностей.

Они могут возвратиться на прежнюю работу после окончания общественных полномочий.

Работники, входящие в состав профсоюзных органов и не освобождённые от основной работы, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются; руководители выборных профсоюзных органов в подразделениях предприятия, учреждения, организации – без предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа на предприятии, в учреждении, организации, а руководители профсоюзных органов на предприятии, в учреждении, организации, профорганизаторы – органа соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов.

Перевод указанных работников на другую работу по инициативе работодателя не может производиться без предварительного согласия органа, членами которого они являются.

Увольнение по инициативе работодателя работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, допускается помимо соблюдения общего порядка увольнения только с предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, профгрупоргов – соответствующего профсоюзного органа подразделения предприятия, учреждения, организации (при его отсутствии – соответствующего профсоюзного органа на предприятии, в учреждении, организации), а председателей и членов профсоюзных органов в организации, на предприятии, в учреждении, профорганизаторов – с предварительного согласия соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов.

Привлечение к дисциплинарной ответственности уполномоченных профсоюза по охране труда и представителей профсоюзов в создаваемых на предприятиях, в организациях совместных комитетах (комиссиях) по охране труда, перевод их на другую работу или увольнение по инициативе работодателя допускаются только с представительного согласия профсоюзного органа первичной профсоюзной организации.

Члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, представители профсоюза в создаваемых на предприятиях, в организациях совместных комитетах (комиссиях) по охране труда освобождаются от основной работы для выполнения обязанностей в интересах коллектива работников, а также на время краткосрочной профсоюзной учебы.

Члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов съездов, конференций, созываемых профсоюзами, а также для участия в работе выборных органов.

Условия освобождения указанных лиц от основной работы для названных целей и порядок оплаты за это время определяются коллективным договором, соглашением.

Профсоюзным работникам, освобожденным от работы в организации (на предприятии, в учреждении) вследствие избрания (делегирования) на должности в профсоюзные органы, предоставляется после окончания срока их полномочий прежняя работа (должность), а при ее отсутствии – другая равноценная работа (должность) в той же или, с согласия работника, в другой организации. При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы в случае реорганизации предприятия (учреждения) работодатель или правопреемник, а при ликвидации организации (предприятия, учреждения) – профсоюз сохраняют за освобожденным профсоюзным работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации – на срок до одного года.

Время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных (делегированных) в профсоюзные органы, засчитывается им в общий и специальный трудовой стаж.

Освобожденные профсоюзные работники, избранные (делегированные) в орган первичной профсоюзной организации, обладают такими же социально-трудовыми правами и льготами, как и другие работники организации в соответствии с коллективным договором, соглашением.

Увольнение по инициативе работодателя работников, являвшихся членами профсоюзных органов, не допускается в течение двух лет после окончания срока их полномочий, кроме случаев ликвидации организации (предприятия, учреждения) или совершения работником действий, за которые федеральным законом предусмотрено увольнение. В таких случаях увольнение производится в том же порядке, что и работников, избранных (делегированных) в профсоюзные органы и не освобожденных от основной работы.

Обязанность государственных органов, предприятий, учреждений, организаций всемерно содействовать профсоюзам в их деятельности прямо предусмотрена законом. Содействие профсоюзам выражается также путем:

v отчисления предприятиями и организациями профсоюзным органам денежных средств на культурно-массовую и физкультурную работу;

v предоставления соответствующему профсоюзному органу предприятия, учреждения, организации бесплатно необходимых помещений со всем оборудованием, освещением, уборкой, охраной для работы самого органа и для проведения собраний работников, транспортных средств, средств связи;

v предоставления зданий, помещений, сооружений, садов и парков, предназначенных для ведения культурно-просветительской, оздоровительной, физкультурной и спортивной работы среди работников предприятия и членов их семей, в бесплатное пользование соответствующему профсоюзному органу;

v перечисления членских профсоюзных взносов из заработной платы работников в соответствии с коллективным договором, соглашением на основании соответствующих письменных заявлений работников. Работодатель не вправе задерживать перечисление указанных средств.

Государственный надзор за соблюдением прав профсоюзов призвана осуществлять прокуратура, поскольку на нее возложены функции государственного надзора за законностью.

Общественный контроль за соблюдением прав профсоюзов осуществляют сами профсоюзы (их органы) и находящаяся в их ведении правовая инспекция труда.

Юридическая ответственность за нарушение законодательства о профсоюзах, а значит – за несоблюдение предусмотренных этим законодательством профсоюзных прав, прямо установлена ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

За такие правонарушения виновные в том должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут ответственность:

v дисциплинарную (соблюдение законодательства, в том числе законодательства о профсоюзах входит в их должностные обязанности);

v административную (поскольку нарушение законодательства о профсоюзах может являться административным проступком);

v уголовную (за воспрепятствование законной деятельности профсоюзов);

v материальную (если нарушение прав профсоюзов привело для них к материальному ущербу по нормам гражданского законодательства).

Возможно возмещение и морального вреда, если действия должностных лиц повредили репутации, авторитету профсоюза (также по нормам гражданского законодательства).

Органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением. По требованию указанных профсоюзных органов работодатель обязан расторгнуть трудовой договор (контракт) с должностным лицом, если он нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору-соглашению.

 

 



Ответственность профсоюзов

 

Одной из юридических гарантий законности деятельности профсоюзов и лиц, входящих в профсоюзные органы, служит возможность их ответственности за невыполнение своих обязательств по коллективному договору, соглашению, за организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной, когда такая ответственность установлена федеральными законами. В таких случаях профсоюзная организация обязана возместить убытки, причиненные незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.

Штатные работники профсоюзных органов, виновные в невыполнении профсоюзами своих обязательств по коллективным договорам, соглашениям, в организации и проведении незаконной забастовки, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, когда в их трудовые обязанности входит выполнение таких обязательств, а за незаконную забастовку – поскольку они обязаны соблюдать нормы законодательства. Эти работники могут быть освобождены от занимаемых должностей в соответствии с трудовым законодательством и уставом профсоюза.

Не освобожденные от основной работы лица, входящие в профсоюзные органы, за названные выше действия могут нести общественную ответственность по уставу профсоюза вплоть до отзыва из состава профсоюзного органа. В таком же порядке несут ответственность освобожденные и не освобожденные от основной работы лица, входящие в профсоюзные органы, если они не обеспечили реализацию предоставленных профсоюзам прав.

За участие в незаконной забастовке не освобожденные от основной работы лица, входящие в профсоюзные органы, как и другие работники организации (предприятия, учреждения) могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины на основании п. 1 ст. 22 Федерального закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».

Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона за нарушение законодательства о профсоюзах должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность.

Органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением.

По требованию указанных профсоюзных органов работодатель обязан расторгнуть трудовой договор (контракт) с должностным лицом, если оно нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору, соглашению.

 

 



Заключение

 

Итак, я попытался осветить все аспекты такой интересной для меня темы, как «Правозащитная работа профсоюзов – одно из приоритетных направлений деятельности профсоюзов». В этой работе были затронуты такие вопросы как правовые основы деятельности профессиональных союзов по защите прав и интересов работников, основные права, гарантии прав, а также ответственность деятельности профсоюзов. Что-то я уже знал из представленного материала, а с чем-то я столкнулся впервые.

В заключение хочется добавить, что профсоюзы могут существовать и выполнять свои функции лишь в определенном правовом пространстве. Необходимо, чтобы профсоюзный лидер в современных условиях обладал необходимыми знаниями в области трудового законодательства, законодательства об охране труда и профсоюзах. Именно в рамках законов профсоюзы должны уметь защищать интересы работников. Эта сфера деятельности включает контроль профсоюзов за своевременной и полной оплатой труда, за созданием нормальных условий труда, соблюдением законодательных норм при найме и увольнении, недопущением нарушения производственного процесса со стороны работодателя.

 

 



Список используемой литературы

 

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

2. ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» №10-ФЗ от 12 января 1996 г. (с изменениями от 9.05.2005 г.)

3. Исайчева Е.А. «Справочник по трудовому праву» М. «Городец» 2005

4. Михеев В.А. «Основы социального партнерства» М. «Экзамен» 2001

Контрольная работа по Социальному партнерству

Дата: 2019-07-30, просмотров: 150.