Конъюнктура рынка характеризуется тремя важнейшими принципиально отличительными чертами:
вариабельностью;
цикличностью;
динамичностью.
Анализ конъюнктуры отдельного товарного рынка может быть как общим, интегрированным, так и специальным, т.е. дифференцированным по конкретным рынкам. Различают конъюнктуру рынка товаров и услуг в мировых масштабах, в масштабах страны и отдельных регионов.
Исследование конъюнктуры мировых товарных рынков включает всесторонний анализ различных факторов, влияющих на состояние и развитие мировых товарных рынков. Для количественной оценки изменений и определении тенденций в развитии конъюнктуры под воздействием этих факторов используется соответствующая система показателей конъюнктуры.
Исследования условий производства и потребления товара, изменения спроса и предложения происходит в определенной последовательности с использованием различных приемов и правил.
Конъюнктура отдельного товарного рынка в каждый конкретный момент времени определяется большим количеством совокупности факторов, причин и условий развития хозяйства.
Развитие конъюнктуры определяется влиянием: экономических, политических, военных, научно-технических, природно-климатических, психологических (слухов, паники, ожиданий) и других факторов.
Анализ конъюнктуры конкретного товарного рынка можно проводить двумя путями в зависимости от целей исследования:
для выяснения тенденций и темпов развития конъюнктуры за какой-то период на основе анализа динамики конъюнктуры за этот период;
для определения конъюнктуры на текущую дату на основе анализа состояния конъюнктуры с определением фазы экономического цикла и примерного места внутри фазы.
Анализ конъюнктуры отдельного товарного рынка и изучение требований потребителей состоит из следующих этапов:
из всей совокупности факторов и показателей выделяются составные элементы, отдельные оценки, статистические показатели. Затем строятся динамические ряды по каждому показателю, что дает возможность отразить действия соответствующего фактора в прошлом, настоящем и будущем на основе имеющихся оценок и прогнозов;
определение значимости и степени воздействия основных конъюнктурообразующих факторов с построением динамических рядов с учетом изменения влияния каждого из факторов на конъюнктуру в прошлом;
рассмотрение всех факторов в их взаимодействии как единого целого.
При этом, во-первых, определяется общий результат воздействия (следовательно, и поведение конъюнктуры), а во-вторых, выявляются место и роль каждого из анализируемых факторов в формировании конъюнктуры.
Анализ конъюнктуры отдельного товарного рынка позволяет правильно сделать прогноз, предсказать его изменения. Фактически прогноз товарного рынка есть объективное, вероятностное по своей природе суждение о динамике важнейших характеристик товарного рынка и их альтернативных вариантах, при условии выполнения сформулированных гипотез, с целью выработки маркетинговых рекомендаций для выбора соответствующей политики поведения фирмы на рынке.
Прогнозирование конъюнктуры рынка - завершающий этап комплексного исследования рынка, основные результаты которого фирмы используют при планировании своей деятельности. Особый интерес представляют прогнозные (или вероятностные) оценки объема материального производства, объема спроса и уровня цен.
Обычно конъюнктурные прогнозы используются для определения тактических действий на близкую перспективу (не более чем на 1 год), поскольку именно в этих временных пределах можно достаточно точно предсказывать характер изменения товарной конъюнктуры.
В некоторых случаях фирмам необходимо разрабатывать долгосрочные (на 5-15 лет) и среднесрочные (на 1-5 лет) прогнозы товарных рынков, когда перед ними возникает необходимость выработки стратегических планов на длительную перспективу. Но данном случае оценки, чаще всего, носят усредненный характер и позируют лишь общие направления развития соответствующих рынков.
При проведении конъюнктурного прогноза важно иметь в виду, что:
невозможно получить абсолютно точный прогноз. Поэтому надо стремиться к сведению к минимуму неопределенности, которая присуща каждому прогнозу;
необходимо разрабатывать спектр альтернативных вариантов развития рыночной конъюнктуры в зависимости от воздействия их пли иных конъюнктурообразующих факторов;
разработка прогнозов должна проводиться непрерывно и повседневно.
В мировой практике разработано несколько методов прогнозирования, среди которых наиболее часто используются экстраполяция, экспертные оценки, математическое моделирование, графический анализ.
Метод экстраполяции. Он заключается в переносе явлений, имевших место на рынке в прошлом, на прогнозируемый период. Это достаточно простой метод, но не совсем достоверный. Он может применяться лишь в тех случаях, когда есть уверенность, что в прогнозируемый период будут действовать те же факторы, что и в предшествующий период, и характер воздействия этих факторов останется неизменным.
Метод экспертных оценок. Он основан на привлечении группы экспертов или специальных органов для серьезного экономического анализа основных факторов, влияющих на ситуацию на рынке, и выработки на основе этого анализа собственных прогнозов. Надежность такого прогнозирования зависит от выбора экспертов. Они должны обладать значительной суммой знаний, опыта и владеть необходимым объемом информации в соответствующей сфере деятельности.
Естественно, что сам по себе метод экспертных оценок не является исчерпывающим, и надежность прогнозирования конъюнктуры, как правило, дополняется другими методами.
Методы математического моделирования. Эти методы определяют функциональные зависимости между отдельными показателями на основе имеющихся за ряд предшествующих лет данных о конъюнктуре товарных рынков и выражают их в виде системы уравнений.
Графический анализ. При краткосрочном прогнозировании используется графический анализ, иногда называемый чартизмом (от англ. chart - график). Он позволяет оценивать динамику отдельных экономических показателей для выявления схожих моментов в их поведении, с тем, чтобы определить характер их изменения в будущем.
Этот метод применяется в основном при прогнозировании котировок на товарных и фондовых биржах. Приверженцы этого метода исходят из того, что изучение графиков биржевых цен может обеспечить достаточно достоверный прогноз, поскольку в цене аккумулированы проявления всех основных конъюнктурообразующих факторов.
Этот метод прогнозирования приемлем при оценке конъюнктуры таких рынков, как рынки нефти, цветных металлов, продовольственного сырья и т.д.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 170.