Государственный контроль охраны и использования особо охраняемых природных территорий является составной частью государственного контроля в области охраны окружающей среды в целом.
Государственный контроль охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется в пределах своей компетенции соответствующими органы Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, местными Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы и иные специально уполномоченные государственные органы в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь [11, ст.42].
Государственный контроль в области охраны особо охраняемых природных территорий осуществляется должностными лицами Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды посредством мероприятий:
- проведения государственной экологической экспертизы проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности;
- осуществления контроля за организацией и проведением ведомственного и производственного контроля в области охраны особо охраняемых природных территорий;
- участия в приемке в эксплуатацию предприятий, сооружений и других объектов, функционирование которых может оказывать вредное воздействие на особо охраняемые природные территории [17].
Основной задачей государственного контроля в области охраны особо охраняемых природных территорий является обеспечение соблюдения юридическими и физическими лицами природоохранительного законодательства в целях их охраны.
Государственный контроль за охраной и использованием объектов животного и растительного мира на особо охраняемых природных территориях осуществляется должностными лицами Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь.
Охрана заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы, управление которыми осуществляется государственными природоохранными учреждениями, обеспечивается работниками данных учреждений. Соблюдение режима охраны и использования заказников и памятников природы, для управления которыми государственное природоохранное учреждение не создается, обеспечивается государственными органами, в оперативное управление которых они переданы, а также землевладельцами и землепользователями, на землях которых расположены памятники природы и заказники.
Работники, осуществляющие охрану особо охраняемых природных территорий, пользуются всеми правами и льготами, установленными для работников государственной лесной и рыбной охраны [11, ст.43].
В заключение данного вопроса следует повторить, что основными задачами государственного контроля особо охраняемых природных территорий является обеспечение соблюдения государственными органами, юридическими и физическими лицами законодательства Республики Беларусь об особо охраняемых природных территориях.
Должностные лица Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальные органы в пределах своей компетенции пользуются правами и исполняют обязанности в соответствии с законами «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях» и другими актами законодательства.
Ответственность за нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях и объектах
Республики Беларусь
Ответственность за нарушение законодательство об особо охраняемых природных территориях юридических и физических лиц наступает, если:
- допущено нарушение установленного режима охраны и использования, особо охраняемых природных территорий, их охранных зон и территорий, зарезервированных для объявления особо охраняемыми природными территориями;
- допущено нарушение требований лицензий (разрешений) на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма, отдыха и оздоровления населения на особо охраняемых природных территориях [11, ст. 44].
За нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях предусмотрена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.
К административной и уголовной ответственности привлекаются лица, виновные в нецелевом использовании особо охраняемых природных территорий, в частности за:
- самовольное изменение границ, отвода земель особо охраняемых природных территорий;
- осуществление в пределах особо охраняемых природных территорий, их защитных зон запрещенной хозяйственной деятельности;
- нарушение порядка пользования животным и растительным миром и нарушение правил их охраны;
- нарушение требований разрешения на использование особо охраняемых природных территорий;
- порчу, повреждение и уничтожение природных комплексов, зарезервированных для включения в состав особо охраняемых природных территорий.
Например, в соответствии со ст. 15.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях нарушение режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий влечет наложение штрафа в размере от четырех до тридцати пяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до ста базовых величин, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин. В соответствии со ст. 15.27 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, за самовольный сбор или уничтожение грибов, других дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, и их частей либо совершение иных действие, которые могут привести к их гибели, сокращению численности или нарушению среды произрастания, - влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин [6].
Согласно ст. 264 Уголовного кодекса Республики Беларусь нарушение режима особо охраняемых природных территорий выражается в нарушении режима заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы и других особо охраняемых природных территорий и объектов, повлекшим умышленное или по неосторожности причинение ущерба в крупном размере [8].
В порядке гражданско-правовой ответственности Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» установил, что вред, причиненный природным комплексам и объектам в границах особо охраняемых природных территорий вследствие нарушения законодательства Республики Беларусь об особо охраняемых природных территориях, возмещается виновными в причинении вреда юридическими и (или) физическими лицами в полном объеме добровольно либо в судебном порядке. В счет причиненного вреда включается стоимость уничтоженных или поврежденных природных комплексов и объектов, а также затраты на восстановление нарушенного состояния этих природных комплексов и объектов. При возмещении вреда учитываются потери природных ресурсов, а также их экологическая ценность [11, ст. 45].
Принимая во внимание ценность природных комплексов, сосредоточенных на природно-заповедных территориях, при определении ущерба, причиненного уничтожением или повреждением объектов природы, для некоторых из них установлены повышенные таксы.
Таким образом, из выше сказанного делаем вывод, что за нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях предусмотрена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность, как юридических, так и физических лиц.
Заключение
Написав контрольную работу на тему «Правовой режим особо охраняемых территорий и объектов в Республике Беларусь» и проработав все поставленные мной цели и задачи контрольной работы, делаем вывод, что правовой режим особо охраняемых территорий и объектов в Республике Беларусь регулируется: Конституцией Республики Беларусь, кодексами Республики Беларусь (Лесной кодекс, Кодекс о земле, Уголовным кодексом), законами Республики Беларусь (Об охране окружающей среды, Об особо охраняемых природных территориях), Указами Президента Республики Беларусь, положениями Совета Министров.
Особо охраняемые природные объекты в Республики Беларусь – это объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное (восстановительное), оздоровительное значения. Особо охраняемые природные объекты – это уникальные либо типичные, ценные в научных, культурно-позновательных и оздоровительных отношениях природные объекты естественного либо искусственного происхождения [10, ст. 62].
К особо охраняемым природным территориям относятся: заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы [11, ст. 3].
На территории Республики Беларусь существует 79 особо охраняемых природных территорий общей площадью 794,1 тыс. га (около 3,8 % территории страны). Особо охраняемые природные территории включают в себя: два заповедника – Березинский биосферный заповедник, Полесский государственный радиационно-экологический заповедник; национальные парки – Беловежская пуща, Нарочанский, Браславские озера, Припятский и 90 заказников [22, с. 410-411].
Целью объявления особо охраняемых природных территорий является сохранение биологического и ландшафтного разнообразия.
Делая общий вывод к контрольной работе, можно сказать, что охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности граждан нашей страны, да и всего человечества – неотъемлемое условие устойчивого экономического и социального развития государства.
Из всех существующих отраслей права, только экологическое право имеет специальную часть, которая посвящена международным правовым актам в области экологического законодательства, так как проблема экологии является мировой проблемой. Ведь в данное время многие виды животных и растений находятся на грани исчезновения, вырубаются леса, загрязняются моря и реки, а мы еще не успели даже их изучить.
Следовательно, сохранение благоприятной окружающей среды является главной задачей всего человечества. Для этого и создаются особо охраняемые природные территории и объекты.
Условие и решение задачи
Заместитель начальника Каменецкой районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Е., находясь на территории Национального парка "Беловежская пуща", при проверке документов члена общества охотников Р. выяснил, что последний имеет разовое разрешение на добычу оленя-самца. В действительности был добыт лось-сеголеток.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 171.