Законодательство об охране и использовании особо охраняемых природных территорий и объектов Республики Беларусь
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

Введение

1. Законодательство об охране и использовании особо охраняемых природных территорий и объектов Республики Беларусь

1.1 Государственное управление в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий

1.2 Правопользования особо охраняемыми природными территориями и объектами Республики Беларусь

2. Правовые меры охраны особо охраняемых природных терииторий и объектов Республики Беларусь

3. Ответственность за нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях и объектах Республики Беларусь

заключение

Условие и решение задачи



Введение

 

Конституция Республики Беларусь в ст. 46 законодательно определила право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 34 Конституции Республики Беларусь граждане имеют право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды. Названные конституционные нормы составляют правовую основу экологических прав белорусских граждан. Их содержание раскрыто в специальном экологическом законодательстве: ст. ст. 5-8 Закона «Об охране окружающей среды» и определяют один из существенных элементов правового статуса граждан – права и обязанности в области охраны окружающей среды. Право на благоприятную окружающую среду является новым для конституционного законодательства Республики Беларусь.

Вышесказанным, на наш взгляд, и обусловлена актуальность настоящего исследования данной контрольной работы.

Исходя, из актуальности темы и степени ее разработанности в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: осуществить анализ законодательства в области государственного управления, правопользования и ответственности об особо охраняемых природных территориях.

Исходя, из поставленной цели задачами настоящей контрольной работы являются:

1. Рассмотреть понятия «правовые меры» и «правопользования» в области особо охраняемых природных территорий.

2. Исследовать законодательство об особо охраняемых природных территориях.

3. Изучить систему государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением законодательства об особо охраняемых природных территориях, дать ее общую характеристику и рассмотреть взаимодействие указанных органов.

4. Рассмотреть виды ответственности за нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях.

Структура настоящей контрольной работы определена поставленными задачами и включает в себя введение, три главы, заключение, решение задачи и список использованных источников.

При проведении исследования настоящей темы использовались в качестве основных методов сравнительный и исторический методы исследования, метод анализа документов. В работе были использованы и другие научные методы – анализа и синтеза, логический, системно-структурный.

При написании работы были использованы нормативные акты, регламентирующие государственное управление, правопользования, правовое положение, ответственность в сфере соблюдения законодательства об особо охраняемых природных территориях, а также работы таких исследователей как Бринчук М.М., Васильева М.И., Демичев Д.М., Балашенко С.А. и некоторых других.



Ответственность за нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях и объектах

Республики Беларусь

 

Ответственность за нарушение законодательство об особо охраняемых природных территориях юридических и физических лиц наступает, если:

- допущено нарушение установленного режима охраны и использования, особо охраняемых природных территорий, их охранных зон и территорий, зарезервированных для объявления особо охраняемыми природными территориями;

- допущено нарушение требований лицензий (разрешений) на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма, отдыха и оздоровления населения на особо охраняемых природных территориях [11, ст. 44].

За нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях предусмотрена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

К административной и уголовной ответственности привлекаются лица, виновные в нецелевом использовании особо охраняемых природных территорий, в частности за:

- самовольное изменение границ, отвода земель особо охраняемых природных территорий;

- осуществление в пределах особо охраняемых природных территорий, их защитных зон запрещенной хозяйственной деятельности;

- нарушение порядка пользования животным и растительным миром и нарушение правил их охраны;

- нарушение требований разрешения на использование особо охраняемых природных территорий;

- порчу, повреждение и уничтожение природных комплексов, зарезервированных для включения в состав особо охраняемых природных территорий.

Например, в соответствии со ст. 15.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях нарушение режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий влечет наложение штрафа в размере от четырех до тридцати пяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до ста базовых величин, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин. В соответствии со ст. 15.27 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, за самовольный сбор или уничтожение грибов, других дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, и их частей либо совершение иных действие, которые могут привести к их гибели, сокращению численности или нарушению среды произрастания, - влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин [6].

Согласно ст. 264 Уголовного кодекса Республики Беларусь нарушение режима особо охраняемых природных территорий выражается в нарушении режима заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы и других особо охраняемых природных территорий и объектов, повлекшим умышленное или по неосторожности причинение ущерба в крупном размере [8].

В порядке гражданско-правовой ответственности Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» установил, что вред, причиненный природным комплексам и объектам в границах особо охраняемых природных территорий вследствие нарушения законодательства Республики Беларусь об особо охраняемых природных территориях, возмещается виновными в причинении вреда юридическими и (или) физическими лицами в полном объеме добровольно либо в судебном порядке. В счет причиненного вреда включается стоимость уничтоженных или поврежденных природных комплексов и объектов, а также затраты на восстановление нарушенного состояния этих природных комплексов и объектов. При возмещении вреда учитываются потери природных ресурсов, а также их экологическая ценность [11, ст. 45].

Принимая во внимание ценность природных комплексов, сосредоточенных на природно-заповедных территориях, при определении ущерба, причиненного уничтожением или повреждением объектов природы, для некоторых из них установлены повышенные таксы.

Таким образом, из выше сказанного делаем вывод, что за нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях предусмотрена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность, как юридических, так и физических лиц.



Заключение

Написав контрольную работу на тему «Правовой режим особо охраняемых территорий и объектов в Республике Беларусь» и проработав все поставленные мной цели и задачи контрольной работы, делаем вывод, что правовой режим особо охраняемых территорий и объектов в Республике Беларусь регулируется: Конституцией Республики Беларусь, кодексами Республики Беларусь (Лесной кодекс, Кодекс о земле, Уголовным кодексом), законами Республики Беларусь (Об охране окружающей среды, Об особо охраняемых природных территориях), Указами Президента Республики Беларусь, положениями Совета Министров.

Особо охраняемые природные объекты в Республики Беларусь – это объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное (восстановительное), оздоровительное значения. Особо охраняемые природные объекты – это уникальные либо типичные, ценные в научных, культурно-позновательных и оздоровительных отношениях природные объекты естественного либо искусственного происхождения [10, ст. 62].

К особо охраняемым природным территориям относятся: заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы [11, ст. 3].

На территории Республики Беларусь существует 79 особо охраняемых природных территорий общей площадью 794,1 тыс. га (около 3,8 % территории страны). Особо охраняемые природные территории включают в себя: два заповедника – Березинский биосферный заповедник, Полесский государственный радиационно-экологический заповедник; национальные парки – Беловежская пуща, Нарочанский, Браславские озера, Припятский и 90 заказников [22, с. 410-411].

Целью объявления особо охраняемых природных территорий является сохранение биологического и ландшафтного разнообразия.

Делая общий вывод к контрольной работе, можно сказать, что охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности граждан нашей страны, да и всего человечества – неотъемлемое условие устойчивого экономического и социального развития государства.

Из всех существующих отраслей права, только экологическое право имеет специальную часть, которая посвящена международным правовым актам в области экологического законодательства, так как проблема экологии является мировой проблемой. Ведь в данное время многие виды животных и растений находятся на грани исчезновения, вырубаются леса, загрязняются моря и реки, а мы еще не успели даже их изучить.

Следовательно, сохранение благоприятной окружающей среды является главной задачей всего человечества. Для этого и создаются особо охраняемые природные территории и объекты.



Условие и решение задачи

 

Заместитель начальника Каменецкой районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Е., находясь на территории Национального парка "Беловежская пуща", при проверке документов члена общества охотников Р. выяснил, что последний имеет разовое разрешение на добычу оленя-самца. В действительности был добыт лось-сеголеток.

Список использованной литературы

 

1. Конституция Республики Беларусь (ред. от 17.11.2004г.) // национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -1999.- № 1.

2. Водный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 15.07.1998г. № 191-З (ред. от 20.07.2006г.) // Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. –1998. -№ 33.

3. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. (С измен. и доп. от 29 декабря 2006 г. № 193-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. № 4.2/1290.

4. Кодекс о земле Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 4.01.1999г. № 226-З (ред. от 20.10.2006г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. –2002. –№ 2-3.

5. Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. проф. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. 3-е изд. доп. и измен. М.: Генеральная Прокуратура Российской Федерации. 2004.- 899 с.

6. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Республики Беларусь от 21.04.2003г. № 194-3 (ред. от 20.07.2007 г. № 274-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2003. -№ 2/946.

7. Лесной кодекс: Кодекс Республики Беларусь от 14.07.2000 г. (ред. от 04.08.2005 г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2005. -№ 196.2/1163.

8. Уголовный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999г. № 275-3 (ред. от 20.12.2007 г. № 297-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -1999. -№ 76.

9. О создании национального парка Нарочанский: Указ Президента Республики Беларусь от 28.07.1999 г. № 447 (с изм. и доп. от 25.08.1999 г. № 494) // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1999. № 24. ст. 685.

10. Об охране окружающей среды: Закон Республики Беларусь от 26.11.1992г. № 1982-XII (ред. от 20.07.2006 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2002. -№ 85.

11. Об особо охраняемых природных территориях: Закон Республики Беларусь от 20.10.1994 г. № 3335-XII (с изм. и доп. от 07.05.2007 г. № 213-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. -№ 118. – 2/1309.

12. Об объектах, находящихся только в собственности государства: Закон Республики Беларусь от 05.05.1998 г. № 156-З (ред.от 19.07.2006 г. № 150-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. - № 141. – 2/1247.

13. О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог): Закон Республики Беларусь от 23.12.1991 г. (с изм. и доп. от 29.12.2006 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. - № 3. – 2/1287.

14. Об охране и использовании животного мира: Закон Республики Беларусь от 19.09.1996 г. № XIII (в ред. от 19.03.2001 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 2/540.

15. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 20.02.1991 г. № 617-XII (с изм. и доп. от 05.01.2008 г. № 317-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2008. - № 14, 2/1414.

16. О национальном парке Беловежская пуща: Положение, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 27.09.2004 г. № 460 // КонсультантПлюс: Россия [Электронный ресурс] / ООО «Юриспектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Мн. 2007.

17. О некоторых вопросах государственного контроля в области охраны окружающей среды, осуществляемого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.07.2003 г. № 963 // КонсультантПлюс: Россия [Электронный ресурс] / ООО «Юриспектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Мн. 2007.

18. О применении судами законодательства об ответственности за правонарушения против экологической безопасности и природной среды: Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 18.12.2003 г. № 13 (с изм. и доп.от 22.12.2005 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. - № 6, 6/466.

19. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник, - 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Юристъ. 2005. – 670 с.

20. Балашенко С.А., Демичев Д.М. Экологическое право: Учеб. пособие. 2-е изд. – Мн.: Ураджай. 2000. – 398 с.

21. Васильева М.И. Судебная защита экологических прав. Правовые вопросы возмещения и предупреждения экологического вреда: Учеб. пособ. – М.: Юристъ. 2006. – 652 с.

22. Демичев Д.М. Экологическое право. Особенная часть: Учебник. Мн.: Вышэйшая школа. 2007. – 494 с.

23. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. – 2-е изд. М.: ТК Велбби, Изд-во Проспект. 2006. – 688 с.

24. Овчаренко Е.В. Экологические преступления в уголовном праве: Учеб. пособ. М.: Юристъ-Гардарика. 1997. – 345 с.

25. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть: Учеб. пособие/ Н.Ф. Ахраменка, Н.А. Бабий, В.В. Борода; Под ред. Н.А. Бабия и И.О. Грунтова. Мн.: Новое знание. 2002. – 912 с.

Содержание

Введение

1. Законодательство об охране и использовании особо охраняемых природных территорий и объектов Республики Беларусь

1.1 Государственное управление в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий

1.2 Правопользования особо охраняемыми природными территориями и объектами Республики Беларусь

2. Правовые меры охраны особо охраняемых природных терииторий и объектов Республики Беларусь

3. Ответственность за нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях и объектах Республики Беларусь

заключение

Условие и решение задачи



Введение

 

Конституция Республики Беларусь в ст. 46 законодательно определила право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 34 Конституции Республики Беларусь граждане имеют право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды. Названные конституционные нормы составляют правовую основу экологических прав белорусских граждан. Их содержание раскрыто в специальном экологическом законодательстве: ст. ст. 5-8 Закона «Об охране окружающей среды» и определяют один из существенных элементов правового статуса граждан – права и обязанности в области охраны окружающей среды. Право на благоприятную окружающую среду является новым для конституционного законодательства Республики Беларусь.

Вышесказанным, на наш взгляд, и обусловлена актуальность настоящего исследования данной контрольной работы.

Исходя, из актуальности темы и степени ее разработанности в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: осуществить анализ законодательства в области государственного управления, правопользования и ответственности об особо охраняемых природных территориях.

Исходя, из поставленной цели задачами настоящей контрольной работы являются:

1. Рассмотреть понятия «правовые меры» и «правопользования» в области особо охраняемых природных территорий.

2. Исследовать законодательство об особо охраняемых природных территориях.

3. Изучить систему государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением законодательства об особо охраняемых природных территориях, дать ее общую характеристику и рассмотреть взаимодействие указанных органов.

4. Рассмотреть виды ответственности за нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях.

Структура настоящей контрольной работы определена поставленными задачами и включает в себя введение, три главы, заключение, решение задачи и список использованных источников.

При проведении исследования настоящей темы использовались в качестве основных методов сравнительный и исторический методы исследования, метод анализа документов. В работе были использованы и другие научные методы – анализа и синтеза, логический, системно-структурный.

При написании работы были использованы нормативные акты, регламентирующие государственное управление, правопользования, правовое положение, ответственность в сфере соблюдения законодательства об особо охраняемых природных территориях, а также работы таких исследователей как Бринчук М.М., Васильева М.И., Демичев Д.М., Балашенко С.А. и некоторых других.



Законодательство об охране и использовании особо охраняемых природных территорий и объектов Республики Беларусь

 

Объявление, преобразование и прекращение функционирования особо охраняемых природных территорий осуществляется согласно ст. 11 Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях». Данная статья устанавливает, что территория приобретает или утрачивает статус особо охраняемых природных территорий с момента принятия соответствующего решения об ее объявлении или прекращении функционирования уполномоченным на то государственным органом.

По административно-правовому статусу особо охраняемые природные территории могут быть республиканского и местного значения. Заповедники и национальные парки создаются только на республиканском уровне, а заказники и памятники природы как на республиканском, так и на местных уровнях. Согласно, ст. 4 Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях», земли особо охраняемых природных территорий являются землями природоохранного назначения и не подлежат передаче в частную собственность.

Особо охраняемые природные территории могут передаваться в оперативное управление государственным органам. Порядок передачи особо охраняемых природных территорий устанавливается нормативными правовыми актами Республики Беларусь [11, ст. 11]. Например, Указ Президента Республики Беларусь «О создании национального парка Нарочанский» [9].

Правовой режим каждого заповедника, национального парка и заказника устанавливается положением о данной особо охраняемой природной территории. Например, Положение «О национальном парке Беловежская пуща». В данном Положении, что национальный парк «Беловежская пуща» является особо охраняемой природной территорией республиканского значения [16, гл. 1]. Главы Положения посвящены: структуре, режиму охраны и использование территории национального парка Беловежская пуща; ответственности за нарушения законодательства о национальном парке.

Правовой режим отдельного памятника природы определяется его охранными документами. Для предотвращения нарушения или уничтожения природных комплексов и объектов в результате хозяйственной и иной деятельности осуществляется резервирование территорий, которые планируется объявить особо охраняемыми.

Изъятие земель особо охраняемых природных территорий и земель их охранных зон допускается только в случаях особой необходимости в порядке, предусмотренном Кодексом Республики Беларусь о земле [4, ст. 40, 41].

Для предотвращения нарушения или уничтожения природных комплексов и объектов в результате хозяйственной и иной деятельности, планируемых для включения в состав особо охраняемых, уполномоченные на то органы могут принимать решения об их резервации – установления щадящего режима природопользования. Резервирование территорий производится в соответствии со Схемой рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения решением областных исполнительных и распорядительных органов по представлениям Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Резервирование территорий, которые планируется объявить заказниками и памятниками природы местного значения, осуществляется решениями местных исполнительных и распорядительных органов по представлениям территориальных органов Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Зарезервированные территории остаются в ведении их землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков и используются по целевому назначению с соблюдением режима охраны и использования данных территорий, установленного решением об их резервировании. В соответствии с законодательством Республики Беларусь землевладельцам, землепользователем и собственникам земельных участков возмещаются потери, нанесенные им при ограничении их хозяйственной деятельности, а также при изъятии земель в связи с их резервированием и созданием на них особо охраняемых природных территорий.

В заключение данного вопроса следует повторить, что правовые основы функционирования и охраны, особо охраняемых природных территорий, их объявления, преобразования и прекращения функционирования определяется Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях», «Об охране окружающей среды» и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в данной области.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 169.