Под правоограничениями, связанными с государственной службой, понимаются условия, правила, запреты, ставящие государственного служащего в определенные юридические рамки, выходить за пределы которых запрещено.
В ст. 11 Ф.З. установлены правоограничения, конечной целью которых является эффективность функционирования государственной службы.
Установленные правоограничения можно осматривать в двух аспектах:
§ несовместимость должности государственного служащего с другими видами деятельности;
§ обеспечение дисциплинарного режима на государственной службе.
ФЗ в пунктах 2 и 3 статьи 25 за несоблюдение провограничений обоих видов предусматривает лишь одно последствие – прекращение государственно-служебных отношений, что, на наш взгляд, не совсем правильно.
В интересах государственной службы служащим запрещено заниматься определенными видами деятельности. В случае нарушения государственным служащим такого рода запретов он обязан после письменного предписания руководителя в течение одного месяца сделать выбор. Если такой выбор не произведен без уважительных причин или им даны ложные сведения о своем решении, он подлежит увольнению с государственной службы.
В условиях перехода России к рыночным отношениям и новой политической системе возникли новые требования, предъявляемые к государственным служащим. Это впервые нашло отражение в Федеральном Законе «Об основах государственной службы РФ» в форме установления ряда ограничений, связанных с государственной службой. Как считает Д.М. Овсянко, - «они имеют своей целью обеспечить высокий моральный облик государственного служащего и свободу его действий в пределах должностных полномочий, такие ограничения должны максимально препятствовать проявлениям коррупции.» 1
А в целом же все эти ограничения являются неотъемлимой составной частью «служебного кодекса» лиц, замещающих должности категории «Б» или «В».
Государственному служащему запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме деятельности, предусмотренной занимаемой должностью в государственном органе.
Это значит, что нельзя занимать другую оплачиваемую должность в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и общественных объединениях. Предусмотрено одно лишь исключение: государственному служащему разрешено заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью, поскольку она не ограничивает свободы его действий по занимаемой должности государственной службы.
Государственному служащему, замещающему должность категории Б или В не разрешается быть депутатом федерального законодательного (представительного) органа, законодательных (представительных) органов субъектов Федерации, органов местного самоуправления. Ему лично и через доверенных лиц запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, имеющему своей целью получение прибыли.
Государственному служащему не разрешается состоять членом органа управления коммерческой организации любой формы собственности и организационно-правовой формы (хозяйственное товарищество и общество, производственные кооперативы и так далее).
Государственному служащему запрещается быть поверенными или
представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он работает, либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему.
Ему запрещается использовать внеслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию.
Государственному служащему запрещено получать от физических и юридических лиц вознаграждения в связи с исполнением должностных полномочий, в том числе и после выхода на пенсию. Этим преследуется цель устранить его зависимость от кого бы то ни было, особенно если он незаконно получает вознаграждения в любой форме. В ФЗ «Об основах государственной службы РФ» названы подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей.
Как отмечает Д.М. Овсянко, - «принятые в последнее время законодательные акты, направленные на борьбу с организованной преступностью и коррупцией имеют важное значение для повышения эффективности государственной службы»
Эти явления стали в Росси столь масштабными, что большинство граждан ставят эту проблему выше иных. Коррупция – реальное проявление зависимости государственных служащих от третьих лиц, заинтересованных в принятии тех или иных незаконных решений.
Сюда примыкает и другой запрет для государственного служащего, а именно: выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии в международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями.
Государственный служащий неразрывно связан с государством, представляет его, отсюда вытекают специфические требования: он не вправе принимать без разрешения Президента награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций.
Он не вправе принимать участие в забастовках.
Учитывая существующую в стране многопартийность, государственному служащему запрещается использование своего служебного положения в интересах тех или иных политических партий, других общественных объединений, религиозных организаций для пропаганды отношений к ним, - он должен быть нейтральным. Поэтому в государственных органах не могут образовываться структуры политических и конфессиональных объединений, за исключением профсоюзов.
Законодательством предусмотрены весьма актуальные на сегодняшний день правила, касающиеся собственности государственного служащего. Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты) акций в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном законом.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 178.