Успешность и эффективное выполнение задач в различных сферах экономики и финансов зависит от соответствующей организации и видов финансового контроля, форм и методов его проведения. В зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности применяются те или иные виды контроля, при этом ревизия осуществляется различными субъектами.
Формы и порядок осуществления финансового контроля органами исполнительной власти, органами местного самоуправления устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Общее, что объединяет все виды государственного финансового контроля, - это единство содержания, предмета и метода. В зависимости от сферы применения различают следующие виды финансового контроля: государственный, муниципальный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый, или аудит.
Государственный финансовый контроль — это контроль, осуществляемый органами государственной власти в соответствии с законодательно наделенными полномочиями.
Муниципальный финансовый контроль - это контроль, осуществляемый органами контроля муниципальных образований.
Ведомственный финансовый контроль - это финансовый контроль, проводимый контрольно-ревизионными подразделениями министерств и ведомств внутри их поля деятельности.
Внутрихозяйственный финансовый контроль - это финансовый контроль, осуществляемый финансово-экономическими службами экономических субъектов. Объектом контроля в данном случае выступает финансовая деятельность экономического субъекта.
Независимый финансовый контроль - это контроль, осуществляемый аудиторами и аудиторскими организациями. Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия ими финансовых и хозяйственных операций законодательным и нормативно-правовым действующим актам.
Можно провести более крупное деление видов контроля и сказать, что существует ревизионная и аудиторская деятельность. Основные различия между этими двумя формами контроля рассмотрены в таблице 1.
Таблица 1. Отличительные признаки аудита и ревизии
Признаки | Аудит | Ревизия |
1. По цели | Выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности; оказание услуг помощи; сотрудничество с клиентом. | Выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных. |
2. По характеру | Предпринимательская деятельность | Исполнительская деятельность, исполнение распоряжений |
3. По основе взаимоотношений | Добровольность, осуществление на основе договоров | Принудительность, по распоряжению вышестоящих (государственных) органов |
4. По управленческим связям | Горизонтальные связи | Вертикальные связи |
5. По принципу оплаты услуг | Оплачивает клиент | Оплачивает вышестоящий или государственный орган |
6. По практическим задачам | Улучшение финансового положения клиента, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), помощь и консультирование клиента | Сохранение активов, пресечение и профилактика злоупотреблений |
7. По результатам | Аудиторское заключение – документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Итоговая часть аудиторского заключения, содержащая запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, может быть опубликована. | Акт ревизии – внутренний документ для контролирующего органа, который должен быть передан вышестоящему и другим органам. В акте отмечаются все выявленные недостатки, включая незначительные |
Ревизия выступает одним из важнейших методов финансового контроля и представляет проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций за отчетный период.
Ревизии проводят разные контролирующие органы, прежде всего финансовые, а также органы государственного управления в отношении подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены как по плану этих органов, так и по указанию других компетентных органов, в том числе правоохранительных.
Аудиторские проверки проводятся в отношении, как правило, частных организаций. При этом инициативный (необязательный) аудит могут проводить организации любых организации любых организационно-правовых форм, а в отношении некоторых (например, открытых акционерных обществ) предусмотрен обязательный аудит, осуществляемый раз в год для подтверждения достоверности финансовой отчетности, которая публикуется вместе с аудиторским заключением.
В связи с тем, что объем контрольной работы ограничен, рассмотрим далее организацию контрольной деятельности на акционерных обществах, т.к. именно эта форма собственности является наиболее сложной (в т.ч. и в отношении контрольных процедур) и распространенной среди крупных предприятий как в нашей стране, так и во всем мире.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 200.