Россия и МФК. В декабре 1992 г. Россия стала членом МФК (Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. № 4187 - 1). В декабре 1991 г. МФК начала предоставление консультационных услуг по проблемам приватизации в Российской Федерации в рамках общей программы технической помощи группы Всемирного банка.
В 1992 - 2002 г г. МФК осуществила на территории России 53 проекта на общую сумму в 778 млн.долл. США, из которых 655 млн долл. США приходятся на собственные средства МФК, а 123 млн долл. США – на синдицированные займы. В стадии подготовки находятся более 40 проектов, сосредоточенных в основном в области финансовых услуг, обрабатывающей промышленности, коммуникационных технологий и агропромышленном секторе.
В 2001 фин. г. при поддержке правительства Нидерландов МФК начала реализацию в России программы “Партнерство в области частного предпринимательства” по распространению современных принципов корпоративного управления.
Российская Федерация вступила в Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ), а также МБРР, МАР и МФК в июне 1992 г. (Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 22 мая 1992 г. № 2815 - 1 и Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. №4187 - 1). Минфин России является головной организацией, осуществляющей от имени Российской Федерации все операции и сделки с банком, а также функции канала связи. В последние годы МАГИ активно работает в России - Россия входит в четверку стран, получивших наибольший объем гарантий по линии МАГИ (около 5 % от совокупного объема гарантий агентства). Действующий портфель МАГИ в России состоит из 9 проектов по предоставлению гарантий, совокупный валовый объем которого составляет 234 млн долл. США. Часть портфеля застрахована собственно агентством, а на остальную сумму заключаются договоры перестрахования с другими иностранными страховщиками (частными и иностранными). Учитывая, что соотношение объема гарантий и общего объема иностранных инвестиций в рамках проектов, гарантируемых МАГИ, в среднем составляет 1:5, МАГИ способствовало привлечению в Россию около 1,5 млрд долл. иностранных инвестиций. При этом наибольший интерес инвесторы проявляют к привлечению гарантийного покрытия МАГИ в агропромышленном, финансовом, горнодобывающем, нефтегазовом секторах, а также в секторе услуг и телекоммуникаций. Гарантии, предоставленные МАГИ в России, еще ни разу не были востребованы.
Россия и Лондонский клуб
Лондонский клуб объединяет коммерческие банки - кредиторы ведущих стран мира. Его возглавляет Дойче - банк (Франкфурт - на - Майне).
Лондонский клуб - неформальный многосторонний механизм выработки договоренностей со странами - должниками, испытывающими трудности с выплатой внешнего долга, по условиям погашения их межбанковской задолженности. Статуса международной организации не имеет. Основные принципы его деятельности - индивидуальный подход к каждой стране - должнику, обусловленность пересмотра погашения долга, равномерное распределение потерь от реструктуризации долговых обязательств между всеми членами - весьма схожи с принципами Парижского клуба.
Задолженность Российской Федерации перед Лондонским клубом включала займы бывшего СССР, а также гарантированные государством заимствования Внешэкономбанка и составляет около 31,8 млрд. долл. США - основной долг по реструктурированным кредитам (PRINs) - 22,2 млрд долл. США со сроком погашения в 2002 - 2020 гг. и по облигациям Внешэкономбанка (IANs) – 6,8 млрд долл. США, а также просроченные платежи в размере 2,8 млрд. долл. США,.
Переговоры по погашению российских обязательств начались в 1991 г. Важным фактором в сближении позиций сторон явилось Заявление Правительства Российской Федерации от 18 октября 1994 г. о порядке урегулирования межбанковского долга в качестве коммерческой задолженности. Договоренность с Лондонским клубом создала важный прецедент, на основе которого было достигнуто сходное соглашение о долгосрочной реструктуризации внешнего долга бывшего СССР перед Парижским клубом (38 млрд долл. США) на аналогичных условиях. Урегулирование отношений с Лондонским клубом банков - кредиторов явилось одним из первых сигналов положительного изменения в общей позиции международных финансовых кругов по отношению к России. Был создан также прецедент, укрепивший российскую позицию в рамках переговорного процесса с Парижским клубом по всеобъемлющей реструктуризации российской задолженности в части долгов бывшего СССР.
Участие России во Всемирном экономическом форуме (ВЭФ).
Начало сотрудничества с ВЭФ было положено в 1986 г. выступлением по прямому телемосту Н.И.Рыжкова на Давосской встрече. С 1987 г. участие наших делегаций в ежегодных встречах ВЭФ стало регулярным. До 1993 г. делегации бывшего СССР и России возглавлялись руководителями ведущих министерств и ведомств.
31 января – 4 февраля 2002 г. впервые ежегодная встреча ВЭФ прошла не в Давосе, а в Нью-Йорке. Ее лозунгом было “Лидерство в неспокойное время: построение общего будущего”. Решение о переносе места проведения встречи 2002 г. было принято с целью демонстрации единства мирового сообщества в противодействии угрозе терроризма. В основном рассматривались вопросы преодоления глобального экономического спада, борьбы с терроризмом, адаптации бизнеса к новым условиям, ликвидации бедности. Российскую делегацию в Нью-Йорке возглавлял Председатель Правительства РФ.
В целом ВЭФ является весьма авторитетной неправительственной международной организацией экономической направленности. По своему уровню, составу участников и влиянию на интеллектуальный климат в современном деловом мире организуемые им встречи явно превосходят другие подобные мероприятия.
Россия и ОЭСР
ОЭСР, в которую входят 30 развитых стран мира, является ведущим в плане макро - и отраслевой координации органом индустриальных стран. В ее рамках действует специальный механизм сотрудничества со странами с переходной экономикой – Центр по сотрудничеству со странами, не состоящими в ОЭСР. До последнего времени ОЭСР являлась своего рода "закрытым клубом" индустриальных стран. Учитывая просьбы со стороны целого ряда стран, совет ОЭСР на своей сессии 2 - 3 июня 1993 г. принял принципиальное решение о возможности вступления в организацию новых членов и ее взаимодействии с заинтересованными государствами. Однако для вступления страна - кандидат должна соответствовать ряду условий: она должна иметь достаточно высокий уровень рыночных отношений, открытую экономику, вести ее либерализацию. Указанное решение создало возможности и для начала переговорного процесса по подготовке Декларации о сотрудничестве России с ОЭСР. 8 июня 1994 г. в ходе очередной сессии Совета ОЭСР были подписаны Декларация о сотрудничестве России с ОЭСР и Соглашение о привилегиях и иммунитетах ОЭСР в Российской Федерации. Документы создали официальную основу для развития отношений между Россией и организацией и открыли возможности для освоения в интересах российских экономических преобразований уникального опыта ОЭСР в вопросах экономического регулирования. В частности, ОЭСР обязалась оказывать содействие России в переходе к рыночной экономике, включая разработку и осуществление рыночных преобразований на макроэкономическом и отраслевом уровнях, создание институтов и инструментов рыночной экономики. Существенное значение для поддержки российских экономических реформ имеет консультативное и техническое содействие организации по таким направлениям, как разработка антимонопольного законодательства и законодательства в области налогообложения, привлечение иностранных инвестиций, приватизация, реформа предприятий, банковская реформа, решение проблем государственного управления и регулирования, рыночные преобразования в сельском хозяйстве, реформирование естественных монополий.
Одной из важнейших для России функций ОЭСР является определение кредитного рейтинга, от которого в том числе зависят условия кредитования на мировых финансовых рынках. 26 октября 2000 года ОЭСР повысила рейтинг России, переведя ее из седьмой группы риска в шестую, а 9 апреля 2002 года - в пятую. В июне 2003 на внеочередном заседании экспертной группы ОЭСР года наша страна была переведена в четвертую категорию кредитного рейтинга. В то же время для организации представляет интерес российский экономический опыт в таких областях, как сталелитейная промышленность, судоходство, судостроение, научные разработки и т. д. На этой основе развивается взаимовыгодное сотрудничество между Россией и ОЭСР, прежде всего в рамках профильных комитетов организации. В общей сложности в настоящее время Россия имеет статус наблюдателя в 10 комитетах и 7 отдельных рабочих группах ОЭСР и входящих в ее систему организациях. В настоящее время осуществляется проработка вопроса о присоединении России к Соглашению ОЭСР о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при совершении международных коммерческих сделок, Декларации об иностранных инвестициях и многонациональных предприятиях. Впервые о стремлении России вступить в эту организацию было заявлено в июне 1995 года в рамках встречи лидеров стран "семерки" и России в Галифаксе.
В мае 1996 года Россия представила заявку на вступление в ОЭСР, подписанную Председателем Правительства Российской Федерации. В декабре 1996 года Совет ОЭСР провозгласил вступление России в ОЭСР "целью, разделяемой Организацией".
Россия и ЮНКТАД
Важными для России представляются сравнительно новые направления деятельности ЮНКТАД – изучение сферы торговли услугами и поиск путей повышения эффективности участия в ней развивающихся и “транзитных” стран, анализ роли региональных экономических и торговых объединений, новые вопросы в повестке дня международной торговли, не всегда регулируемые многосторонними соглашениями, в частности, торговля и многостороннее инвестиционное сотрудничество, торговля и охрана окружающей среды, конкуренция, ограничительная деловая практика. С 1995 г. Россия принимала участие в проекте ЮНКТАД, предусматривающем создание центров по вопросам торговли (Trade Points). Позже, в ноябре 2002 г. ЮНКТАД передала этот проект в ведение Всемирной федерации центров по вопросам торговли (World Trade Point Federation). Под патронажем Минэкономразвития России созданы и функционируют Российский информационный центр по вопросам внешней торговли (РЦВТ) в Москве и Центр по вопросам торговли и развитию экспорта (ЦВТ) в Санкт - Петербурге. В их задачу входит обеспечение информационной поддержки российских и иностранных участников международной торговли, содействие созданию условий для взаимовыгодной торговли и внедрению новейших технологий электронной коммерции в России. В рамках технического содействия ЮНКТАД с 2001 г. по соглашению с Минэкономразвития России осуществляла программу - “Интеграция в международную торговую систему и доступ к ВТО”, которая предполагает проведение подготовительных семинаров для специалистов Минэкономразвития России. В 2003 г. стартовал проект по оказанию помощи правительству г. Москвы в определении потенциала электронной промышленности для привлечения прямых иностранных инвестиций.
Поскольку одной из основных задач ЮНКТАД остается содействие развитию стран “третьего мира”, включая НРС, путем их интеграции в систему международной торговли, наша страна участвует в международных программах оказания помощи развивающимся странам, предоставляя им, в частности, широкие преференции в области торговли.
В связи с перестройкой межправительственного механизма ЮНКТАД, включением в новую программу ее деятельности таких вопросов, как роль и функционирование региональных экономических группировок, приватизация, ограничительная деловая практика и конкуренция, внешняя задолженность, международные стандарты и отчетность, встаёт вопрос о более активном участии России в работе всех комиссий организации и регулярно проводящихся встречах экспертных рабочих групп. В целях эффективного использования новых возможностей ЮНКТАД, обеспечения нашего участия в деятельности Организации и получения от этого максимальной отдачи, МИД России активно сотрудничает и координирует свою деятельность с другими федеральными министерствами и ведомствами (Минэкономразвития, Минфин, ФАС).
Россия и ЕКМТ
В соответствии с распоряжением Правительства № 2100 - р от 16.11.92 г., функция головной организации по сотрудничеству с ЕКМТ возложена на Минтранс России. Все процедурные формальности были завершены лишь 17 мая 1999 года - это является официальной датой присоединения России к ЕКМТ. Вступление России в ЕКМТ означает появление новых возможностей для участия в интеграционных процессах, происходящих в Европе, и способствует формированию общеевропейского рынка транспортных услуг, освоение которого стало более доступным и для российских перевозчиков. Для ЕКМТ представляет интерес использование территории Российской Федерации как транзитной страны с точки зрения создания новых транспортных коридоров, связывающих страны Европы и Азии. Участие в деятельности ЕКМТ позволяет Российской Федерации использовать разработанные этой организацией документы, статистические данные по транспортным потокам, учитывать инвестиционные транспортные программы других стран с целью координации развития российских транспортных сетей и повышения конкурентоспособности российских перевозчиков. В практической плоскости значительный интерес для России представляет действующая в рамках ЕКМТ универсальная разрешительная система, основанная на квотной выдаче лицензий странам - участницам на многосторонние международные перевозки грузов в течение года в европейском регионе. Важным представляется и экспертный потенциал ЕКМТ, который Россия заинтересована использовать как элемент технического содействия для перестройки отечественных отраслей машиностроения и совершенствования транспортной инфраструктуры.
Контрольные вопросы к разделу 6
1. Охарактеризуйте современное геополитическое положение России.
2. Опишите ресурсный потенциал России.
3. В чем заключается внешнеэкономическая стратегия России в современных условиях?
4. Поясните перспективы места и роли России в мировой экономике.
5. Дайте характеристику взаимоотношений России и международных экономических организаций.
6. Покажите проблемы и возможности вступления России в ВТО.
7. Каковы формы участия иностранного капитала в экономике РФ?
8. Дайте оценку деятельности РФ в МФК.
9. В чем состоит действующий портфель Многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ) в России?
10.Как происходил процесс погашения российских обязательств перед Лондонским клубом?
11.В каком статусе находится РФ в Организации экономического сотрудничества и развития?
12. Какие совместные проекты России и ЮНКТАД вы знаете?
13. Что непосредственно дает России участие в деятельности ЕКМТ?
14. Охарактеризуйте кредитный страновой рейтинг России.
15. Как Вы можете охарактеризовать деятельность наших делегаций в ежегодных встречах на ВЭФ в Давосе?
4. Блок контроля освоения дисциплины
Задание на контрольную работу
В соответствии с учебным планом, выполнение контрольной работы является допуском к зачету. Каждый студент очно - заочной и заочной форм обучения должен защитить контрольную работу в определенный для этого срок перед преподавателем данной дисциплины. Работа выбирается в соответствии с последней цифрой шифра студента.
Написание и защита контрольной работы предусматривает реализацию следующих задач:
§ глубокое изучение избранной темы;
§ освоение методов научно - исследовательской работы, подбора и критического анализа литературы и фактологического материала;
§ приобретение навыка грамотного оформления работы и ее научного аппарата;
§ выработка умения участвовать в дискуссиях, аргументированно отстаивать свои позиции.
Контрольная работа должна быть выполнена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к контрольным работам:
§ самостоятельный характер исследования;
§ высокий научно - теоретический уровень;
§ актуальность проводимого исследования;
§ связь теоретических положений с практикой, с конкретными фактами и проблемами экономического развития;
§ наличие элементов научного творчества, формулировка и обоснование собственного подхода к дискуссионным проблемам, самостоятельный характер изложения материала;
§ оформление в точном соответствии с существующими правилами;
§ объем контрольной работы составляет не более 20 - 25 печатных страниц текста.
С учетом данных требований студенческая контрольная работа может быть выполнена в различных формах:
§ анализ отдельной научно - практической проблемы;
§ автореферат либо авторская рецензия какой - либо научной монографии, статьи, экономической национальной программы и т.п.;
§ разработка практических рекомендаций исходя из определенных теоретических представлений;
§ научный анализ конкретной экономической ситуации в РФ или в мировой практике;
§ анализ отдельных законодательных актов РФ;
§ экономический прогноз и т. д.
Порядок подготовки контрольной включает следующие основные этапы:
1. Определение основного направления исследования.
2. Выбор тех аспектов проблемы, анализ которых составит главное содержание работы.
3. Составление плана работы.
4. Руководствуясь целями, отраженными в плане, следует приступать к подбору литературы. При этом одинаково важно как прислушиваться к советам преподавателя, так и проявлять должную самостоятельность. В составлении библиографии большую помощь оказывают систематические каталоги научных библиотек, непосредственно каталоги библиотеки СЗТУ, периодические информационные издания, реферативные сборники.
5. Необходимо внимательно ознакомиться с содержанием научных журналов за последние несколько лет, в которых рассматриваются вопросы международной деятельности и финансового рынка («Мировая экономика и международные отношения», «Банковская практика за рубежом», «Внешнеэкономический бюллетень», «Бюллетень иностранной коммерческой информации», «Внешняя торговля», « Вопросы экономики», «Валютное регулирование и валютный контроль», и др.) Можно пользоваться статистическими материалами и другими публикациями, помещенными на официальном сайте правительства РФ. Так же студенту было бы полезно посмотреть иностранную периодику: Business Week, The Economist, Euro money, Financial Times, International Financial Statistics, World Economic Outlook.
6. Процесс изучения литературы целесообразно сопровождать записями в той или иной форме, фиксирующими главную мысль и систему доказательств автора, заслуживающий внимания фактологический материал, а также номер страницы источника.
7. Перед тем как перейти к написанию текста, следует продумать логику изложения, систему аргументов для доказательства главной мысли. Эта работа заканчивается разработкой основных тезисов.
8. Написание полного текстового варианта работы. На этом этапе студенту необходимо помнить ряд важных моментов:
- не допускать дословного копирования, переписывания прочитанной литературы. Изложение должно вестись самостоятельно и свидетельствовать о том, что студент разобрался в сути рассматриваемых вопросов, имеет свою точку зрения и может ясно и убедительно ее изложить. При цитировании отдельных положений используемой литературы обязательно указание название источника и номера страницы исходного текста;
- каждый фактологический пример (цифра, таблица, диаграмма) должна иметь сноску, где указывается источник, из которого она заимствована и номер страницы.
- если расчет производится автором самостоятельно, то указывается, на основе каких данных производился расчет;
9. Изложение должно вестись грамотным экономическим языком, без стилистических и логических ошибок. Оформление текста работы должно соответствовать установленным стандартам. Сноски, ссылки на различные источники и примечания оформляются в строгом соответствии с существующими правилами оформления научного аппарата .
Правильно оформленная работа должна включать в себя:
1. Титульный лист;
2. План;
3. Введение;
4. Основную часть;
5. Заключение;
6. Список использованной литературы;
Во введении отражаются следующие основные моменты:
§ актуальность и практическая значимость выбранной темы;
§ степень изученности темы в экономической литературе;
§ фамилии экономистов, научные труды которых в основном использованы при написании работы;
§ формулировка цели и задач работы;
§ обоснование логической последовательности раскрываемых узловых вопросов темы, общего порядка исследования и структуры работы.
Основная часть представляет собой раскрытие глав и параграфов, обозначенных в плане. Не следует особенно перегружать план работы, включая в него большое количество глав. Текст контрольной работы может быть представлен в двух - максимум в трех главах. Как правило, глава должна делиться на параграфы (не менее 2 - х).
В заключении следует четко сформулировать основные выводы по теме, к которым пришел автор. Выводы должны органически вытекать из содержания работы.
Список использованной литературы включает в себя всю литературу, на которую есть ссылки и сноски в тексте, а также те важнейшие источники, которые были изучены при написании контрольной работы и так или иначе использованы, хотя и не приведены в ссылках и сносках. Список должен быть оформлен по установленному порядку.
Основные критерии оценки контрольной работы:
ü Глубина теоретического анализа, умение разобраться в основных проблемах данной темы, знание и понимание основных точек зрения и дискуссионных проблем.
ü Самостоятельность изложения, творческий подход к рассматриваемой проблеме, умение излагать и аргументировать свою точку зрения.
ü Взаимосвязь теоретических и практических сведений, использование новейшего статистического и фактологического материала.
ü Полнота решения задач, которые поставлены в работе.
ü Логичность и грамотность изложения материала.
ü Предоставление работы преподавателю и защита ее в установленные сроки.
ü Качество оформления работы.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 198.