Международная миграция факторов производства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Факторы производства, в том числе рабочая сила, обладают способностью к международному перемещению. Многие важные аспекты международной миграции рабочей силы и ее последствия схожи с эффектами от внешней торговли.

Рабочая сила перемещается из стран, в которых существует ее явный переизбыток, в те страны, где отмечается ее явный недостаток. Из этого следует, что такое перемещение повышает эффективность национальной экономики, которая использует иностранных рабочих и их труд.

Международная миграция рабочей силы - это переселение населения в трудоспособном возрасте из одного государства в другое сроком более чем на год, вызванное экономическими причинами (намерением трудоустройства).

Эмиграция - выезд трудоспособного населения из данной страны в другие страны;

Иммиграция - въезд трудоспособного населения в данную страну из других стран.

«Утечка мозгов» - международная миграция высококвалифицированных специалистов.

Миграции трудоспособного населения разделяют:

1. По организации. К ним относят миграции организованные, неорганизованные и принудительные.

2. По направленности. К ним относят внешние и внутренние миграции.

3. По продолжительности. К ним относят миграции постоянные и временные.

4. По мотивам. К ним относят социально - экономические, политические, религиозные и семейно - бытовые миграции.

Национальное законодательство и нормативная деятельность правительства любой страны самостоятельно определяет направления и цели своей миграционной политики. Важное значение имеют правовые стандарты, закрепленные в документах международных организаций.

Боле подробно можно посмотреть:

ü Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г. ;

ü Международный пакт о гражданских и политических правах от

 16 декабря 1966 г. ;

ü Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. ;

ü Конвенция ООН о защите прав всех трудящихся – мигрантов и членов их семей.

Требования к гастарбайтерам в Европе. Требования распространяются на разные категории мигрантов. К ним относятся

- жесткие требования к уровню образования,

-  производственному опыту,

- возрастные ограничения (от 20 до 40 лет),

- требования медицинского характера,

- требования социального характера,

- требования политического характера.

Каждая страна устанавливает квоту, ежегодно обновляя требования к иммигрантам, касающиеся квалификации и специальности.

После создания ЕС страны Сообщества осуществляют частичное коллективное регулирование миграции рабочей силы.

Международный рынок услуг

Особенности международной торговли услугами

· Регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими положениями внутреннего законодательства.

· Услуги не подлежат хранению. Услуги производятся и одновременно потребляются.

· Производство и реализация услуг имеют большую государственную защиту, чем сфера материального производства и торговли. Транспорт, связь, финансовые и страховые услуги, образование и здравоохранение во многих странах находятся в полной или частичной собственности государства или под строгим его контролем.

· Международная торговля услугами находится в тесной взаимосвязи с торговлей товарами и оказывает на нее большое воздействие.

Деловые услуги. Наиболее востребованы деловые услуги, такие как информационные услуги и связь, разработка средств программного обеспечения, компьютерные услуги и обработка данных.

В развитых и развивающихся странах торговля деловыми услугами росла опережающими темпами по сравнению с другими услугами и с торговлей товарами. В развитых странах, к примеру, в 1970 - 2005 г г. доля торговли деловыми услугами в общем объеме экспорта услуг практически удвоилась, а в развивающихся странах - увеличилась с 20 до 30 %.

В развивающихся странах, в том числе в Индии и Китае, рост деловых услуг составляет на период после 2002 года около 75 млрд. долл.

Экспорт деловых услуг осуществляется в основном развитыми странами, на которые приходится около 90 % объема торговли ими.

Международная торговля результатами интеллектуальной собственности отличается от торговли товаром как материальным объектом. В качестве товара здесь выступают продукты интеллектуального труда, облаченные в форму патентов на изобретения, промышленных образцов, полезных моделей, ноу - хау, товарных знаков. Права использования этих продуктов в производственных и коммерческих целях и являются предметом международных сделок. Соглашение о возмездном предоставлении прав практического использования называется лицензионным, а стороны – соответственно лицензиаром (продавец, патентообладатель) и лицензиатом (покупатель разрешения на практическое использование).

В международной практике различают два основных вида лицензионных соглашений: на исключительную и неисключительную лицензию.

Понятие «ноу-хау» означает технологические и конструкторские секреты изготовления новой продукции, знания и опыт в технологии, производстве, управлении, эксплуатации, обслуживании новой техники. Эти знания, опыт обладает новизной, представляют коммерческую ценность и являются привлекательным товаром в международной лицензионной торговле. Они не патентуются, в отличие от изобретений, и носят конфиденциальный характер. Наибольшее распространение в российской и международной практике получили лицензионные соглашения, содержанием которых является передача прав на ноу-хау в комплексе с предоставлением инженерно - технических услуг и продажей прав на использование запатентованных изобретений. Однако часто передача права на использование ноу-хау и изобретений сопутствует или даже является необходимым элементом в поставках машин, оборудования, транспортных средств. В этом случае лицензионные соглашения являются неотъемлемой частью контракта на поставку, а общая сумма контракта включает и стоимость лицензии.

Международная торговля товарными знаками имеет те же особенности, что и торговля лицензиями на изобретения и ноу-хау. В основном продажа прав на использование товарного знака сопутствует экспортно-импортным операциям по машинам, оборудованию. При этом в контракт на поставку оборудования включаются продажа лицензии на ноу-хау в области технологических новшеств и продажа прав на использование товарного знака производителя, известного качеством своей продукции и имиджем добросовестного партнера.

Общая стоимость контракта купли - продажи оборудования будет включать цену лицензии и стоимость прав использования торговой марки.

 Торговля инженерно - консультационными услугами

Услуги оказывают очень сильное влияние на международную торговлю товарами, являясь дополнительным средством повышения их конкурентоспособности и зачастую необходимым условием продвижения товара на рынок. Без предоставления проектно - изыскательских услуг трудно себе представить строительство объектов «под ключ»; без выполнения научно - исследовательских, опытно - конструкторских, технологических работ – создание новых товаров, технологий, следовательно, продажу лицензий на изобретение и ноу-хау; без проведения серьезных маркетинговых исследований, проведения рекламных кампаний, обучения кадров нет смысла даже заключать контракты.

Рынок консультационных услуг стремительно развивается в отношении не только внешней торговли, но и управления, права, финансов, бухучета, аудита, оценки бизнеса, инвестирования, приватизации и т. п.

Особенностью международной торговли консультационно - информационными услугами является то, что достижение результатов консультационных работ, информационных технологий сопровождается перемещением в страну импортера профессионального персонала (консультанты, эксперты, специалисты - исполнители), что необходимо учитывать во взаимоотношениях сторон.

Производственная кооперация и промышленное сотрудничество

Конкуренция современных производителей товаров в различных странах существенно обостряет проблему сбыта как внутри стран, так и особенно в международной торговле. С целью повышения своей конкурентоспособности производители и продавцы объединяют свои усилия в сфере реализации товаров. Они создают совместные сбытовые структуры, используют сбытовые сети друг друга, проводят совместные рекламные кампании.

Целями производственно - сбытовой кооперации являются совместная разработка новых видов продукции, специализация кооперирующихся сторон на производстве узлов и деталей изделий и совместный их сбыт.

Наибольшее развитие производственно - сбытовая кооперация получила в различных отраслях машиностроения, в автомобильной, авиационной промышленности.

Кооперирующиеся стороны заключают соглашение о производственной и сбытовой кооперации, в котором определяют и четко разграничивают права и обязанности сторон, порядок взаимодействия и ответственность.

В развитие и дополнение соглашения стороны подписывают конкретные контракты и договора на взаимную поставку комплектующих узлов и деталей с приложением позиционных цен и сроками поставки.

Франчайзинг является одним из действенных способов кооперации по сбыту товаров и услуг достаточно известной фирмы (франчайзера) через специально созданную при ее участии сбытовую компанию (франчайзи) благодаря предоставленному франчайзером праву использовать его товарный знак и ноу - хау.

В российской практике франчайзинг стал применяться сравнительно недавно, однако в ГК РФ уже введена гл. 54 «Коммерческая концессия», регулирующая взаимоотношения сторон при передаче прав на использование товарного знака, фирменного наименования, знаков обслуживания, ноу-хау и других нематериальных активов, в случае если они используются в коммерческих целях с получением дохода.

Наибольшее применение франчайзинг находит в сфере услуг: индустрия туризма, сервис бытовой техники, система быстрого питания, авторемонт.

Договор коммерческой концессии – франчайзинг - должен быть зарегистрирован в Роспатенте, что подтверждает переуступку прав на использование товарного знака и имеет важное значение в случае возникновения споров сторон при ограничении прав его использования.

Современный международный франчайзинг вторгается не только в сферу сбыта товаров и услуг, но и в производство.

Арендные и лизинговые операции

В международной практике коммерческой деятельности аренда и финансовая аренда (лизинг) являются весьма перспективными видами предпринимательства, поскольку составляют серьезную конкуренцию коммерческим операциям купли-продажи в кредит. В международной практике различают три вида аренды в зависимости от продолжительности:

 - краткосрочная аренда – рентинг, продолжительность которой может составлять от нескольких часов, дней, месяцев до одного года;

 - среднесрочная аренда – хайринг, предполагающая сдачу в аренду на срок от 1 до 3 лет;

 - долгосрочная аренда – на срок более трех лет.

Долгосрочную аренду (лизинг) называют финансовой арендой, поскольку в такой сделке участвуют три стороны, одна из которых – лизинговая компания – сначала финансирует покупку имущества, а затем передает ее во временное пользование.

Международный рынок транспортных услуг. Транспортные услуги являются специфическим товаром международной торговли. Международные транспортные услуги продаются и покупаются на международных транспортных рынках. Цены транспортных услуг и другие условия являются предметом переговоров между заинтересованными сторонами, в других случаях они устанавливаются источниками права. Международным авторитетным органом в области транспорта является Европейская конференция министров транспорта (ЕКМТ)

Европейская конференция министров транспорта (ЕКМТ) создана на основе протокола, подписанного правительствами 16 европейских государств (западноевропейские страны при активной роли Комиссии ЕС) в Брюсселе 17 октября 1953 года и вступившего в силу 31 декабря 1953 года. ЕКМТ организована для предоставления органам стран - участниц, ответственным за принятие решений в области транспортной политики, необходимых сведений научно - исследовательского характера, а также для обмена информацией по новейшим транспортным технологиям и для прямых консультаций в области железнодорожного, автомобильного и водного видов транспорта. В настоящее время ЕКМТ объединяет министров транспорта 35 европейских государств, имеющих полноправное членство. Ассоциированными членами организации являются Австралия, Канада, США, Япония, Новая Зеландия. Статус наблюдателя имеют Албания, Армения, Азербайджан, Марокко. Штаб - квартира ЕКМТ - Франция, Париж, здание Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР). Высший руководящий орган ЕКМТ - Совет министров, состоящий из министров, ответственных за внутренний транспорт в составе правительств соответствующих стран. Председатель Совета избирается сроком на 1 год, избираются также два заместителя Председателя. Совет делает свои заключения по проектам резолюций (постановлений, докладов), представляемых нижестоящими органами. Комитет заместителей министров состоит из старших должностных лиц, представляющих министров. Комитет проводит 5 - 6 заседаний в год, в ходе которых рассматривает вопросы, порученные ему Советом; готовит соответствующие материалы для заседаний Совета; проводит мониторинг выполнения решений Конференции. Исполнительным органом ЕКМТ является постоянно действующий секретариат, которым руководит генеральный секретарь. Секретариат ЕКМТ состоит из двух отделов: организационный (подготовка и проведение конференций) и экономических исследований. Административно он подчиняется Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР). Функционально секретариат не зависит от ОЭСР, а выступает как ее деловой партнер - ОЭСР координирует свою деятельность с ЕКМТ при проведении исследовательских работ и при подготовке докладов, а также представляет ЕКМТ на международных форумах. Принятие резолюций - наиболее распространенная форма решений Совета ЕКМТ (резолюция может быть принята лишь частью стран - участниц, при этом остальные могут записать соответствующие оговорки по ним, которые могут быть сняты в любое время). Постоянные органы ЕКМТ: комитет по безопасности дорожного движения; - комитет экономических исследований; группа по международным автомобильным перевозкам; группа по транспорту и окружающей среде; группа по инвестициям в транспортную инфраструктуру; группа по вопросам комбинированного транспорта. Существуют также органы, предназначенные для изучения некоторых специфических вопросов (группы "Ad-hoc"): - техническая группа гармонизации и либерализации; группа по компьютерным технологиям и телекоммуникациям; группа по вопросам инвалидов. ЕКМТ сотрудничает со многими международными организациями, занимающимися вопросами транспорта. В частности, с Европейской экономической комиссией (ЕЭК) ООН и Комиссией европейских сообществ (КЕС) заключены договоры, позволяющие участвовать в некоторых сессиях на взаимной основе. С ОЭСР поддерживаются связи по программе исследований и сотрудничества в области автомобильного транспорта.

Контрольные вопросы к разделу 4

1. Определите понятие и обрисуйте структуру международного рынка услуг.

2. Покажите особенности международной торговли услугами.

3. Покажите динамику и основные направления международного туризма.

4. В чем состоят современные международные формы научно – технической кооперации?

5. Поясните актуальные вопросы интеллектуальной собственности на мировом рынке.

6. В чем заключается франчайзинг?

7. Какова роль инжиниринга в развитии научно - технического потенциала стран?

8. Что такое ВОИС?

9. В чем заключается роль Европейской конференции министров транспорта?

10. Охарактеризуйте структуру ЕКМТ.

11. Поясните роль транспортных услуг в международных экономических отношениях.

12. В чем сущность международной трудовой миграции, ее основных потоков, их влияние на экономику стран - экспортеров и стран –импортеров рабочей силы?

13. Поясните политику развитых государств в отношении иностранной рабочей силы.

14. Укажите требования к гастарбайтерам в Европе.

15. В чем состоит регулирование иммиграции в США, в арабских и других странах?

Дата: 2019-07-30, просмотров: 174.